Дело № 3а-14/2017 соединено с
делом № 3а-17/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 августа 2017 года
Суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи Токмачевой Н.И.
при секретаре судебного заседания Ефименко Р.Е.
с участием старшего помощника прокурора ЕАО ФИО1,
представителя административного истца ФИО2
представителей административного ответчика ФИО3,
ШарпА. А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Биробиджане
административное дело по административному иску прокуратуры Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц и муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» об оспаривании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от <...>№ <...> «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области» (в редакции приказов от <...>№ <...>, от <...>№ <...>, от <...>№ <...>) в части,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО (далее - управление ЖКХиЭ) от <...>№ <...> (далее - приказ от <...>№ <...>) для населения утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для жилых и нежилых помещений, расположенных на территории Еврейской автономной области, применяемые для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта.
Приказ от <...>№ <...> зарегистрирован в юридическом управлении аппарата губернатора и правительства ЕАО <...>№ <...>, первоначально опубликован <...> в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» на сайте http//npa79.eao.ru.
Впоследствии в названный приказ от <...>№ <...> внесены изменения приказами управления ЖКХиЭ от <...>№ <...>, от <...>№ <...> и от <...>№ <...>, которые опубликованы в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» на сайте http//npa79.eao.ru <...>, <...> и <...>, соответственно.
Приказом от <...>№ <...> введены в действие, в том числе:
с <...> нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях согласно приложению № 1 (пп. 1.1 п. 1),
с <...> нормативы потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях согласно приложению № 2 (пп. 1.2 п. 1),
с <...> нормативы потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды (далее - ОДН) согласно приложению № 3 (пп. 1.3 п. 1),
с <...> нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях согласно приложению № 4 (пп. 1.4 п. 1),
с <...> нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек согласно приложению № 5 (пп. 1.5 п. 1),
с <...> нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов, согласно приложению № 6 (пп. 1.6 п. 1),
с <...> нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН согласно приложению № 7 (пп. 1.7 п. 1).
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» (далее - МУП «Водоканал», предприятие), обратилось в суд ЕАО с административным иском, уточнённым в порядке ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 46 КАС РФ, о признании приказа от <...>№ <...> (в редакции приказов от <...>№ <...>, от <...>№ <...>, от <...>№ <...>) в части распространения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях, а также нормативов потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, подключенных к централизованной и (или) не централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящейся на балансе предприятия (муниципальные образования «Город Биробиджан» и «Птичненское сельское поселение») с <...> противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
В заявлении, анализируя положения ст. 4 ГК РФ, ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 13 распоряжения правительства ЕАО от 01.04.2016 № 102-рп «О Порядке подготовки, регистрации, опубликования и вступления в силу приказов органов исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемых правительством ЕАО, носящих нормативный характер», административный истец, указал, что распространяя своё действие на правоотношения, возникшие с <...>, оспариваемый приказ от <...>№ <...> нарушает его права как субъекта экономической деятельности, поскольку предприятие несёт убытки, связанные с уменьшением коэффициентов нормативов потребления коммунальных услуг для населения; необходимости осуществления перерасчётов за услуги холодного водоснабжения и водоотведения для населения, являющегося собственниками или иными законными владельцами жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учёта холодного водоснабжения и, как следствие, приводит к возникновению убытков, связанных с недополучением прибыли за добросовестно оказанные услуги водоснабжения и водоотведения.
Определением судьи от <...> административный иск МУП «Водоканал» принят к производству суда ЕАО, возбуждено административное дело № 3а-14/2017.
Исполняющий обязанности прокурора ЕАО, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд ЕАО с административным иском о признании подпунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 пункта 1 приказа от <...>№ <...> противоречащими законодательству и недействующими.
В заявлении указал, что в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Правила), которыми определён порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг.
Однако, по запросу прокуратуры области управлением ЖКХиЭ документы, подтверждающие факт проведения расчётов с соблюдением требований п.п. 32-42 Правил, не представлены, ответом от <...> переадресовали на электронный адрес http:falex.myds.me/ishdan.zip.
Вместе с тем, электронная информация по данному адресу не содержит план проведения измерений и снятия показаний приборов учёта по всем коммунальным услугам, нормативы по которым были рассчитаны с применением методов аналогов, что указывает на отсутствие фиксации базовых показателей, необходимых для расчёта норматива потребления.
Из данной электронной информации следует, что МУП «Водоканал» представил показания общедомовых приборов учёта по холодному водоснабжению в г. Биробиджане с <...>, тогда как отопительный сезон начат <...> (постановление мэрии города от <...>№ <...>), и с <...>, тогда как отопительный период окончен <...> (постановление мэрии города от <...>№ <...>).
В нарушение п. 36 Правил, согласно которому снятие показаний приборов учёта осуществляется на основании плана проведения измерений и снятии показаний, составленного после формирования объёма выборки многоквартирных и жилых домов, в электронной информации содержится таблица с показаниями индивидуальных приборов учёта за июнь <...> года, представленная <...> филиалом ОАО «<...>».
Анализируя требования п. 44 Правил, прокурор считает, что в силу прямого указания данной правовой нормы климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органа гидрометеорологической службы информации о них (климатических параметрах).
Вместе с тем, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитан на основании данных о среднесуточной температуре наружного воздуха в отопительный период, размещенных на сайте «<...>» (http://rp5.ru).
Расчётная температура наружного воздуха наиболее холодной 5-дневки с обеспеченностью 0,92 используемой для проектирования систем отопления, принята в соответствии со СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», в котором содержатся параметры только по четырём населённым пункта области: Биробиджан, Облучье, Бира, Екатерино-Никольское.
Для определения периода использования холодной воды на полив земельного участка 5 месяцев (май-сентябрь) использовались нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения ВНТП-Н-97, утверждённые протоколом НТС Минсельхозпрода от 14.02.1995 № 1, который не содержит средневзвешенные поливные нормы сельскохозяйственных культур на приусадебных участках (полив ручным и дождевым методом) для Еврейской автономной области.
При изучении приказа от <...>№ <...> установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства не утверждён норматив потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды для десятиэтажного дома.
В результате указанных нарушений федерального законодательства грубо ущемляются жилищные права неопределённого круга лиц по законному начислению и взиманию платы за коммунальные услуги.
Определением судьи от <...> административный иск прокурора ЕАО принят к производству суда ЕАО, возбуждено административное дело № 3а-17/2017.
Определением судьи от <...> указанные административные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель административного истца МУП «Водоканал» ФИО2, действующий на основании доверенности от <...>, требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в административном иске. Дополнительно пояснил, что оспариваемый приказ был принят через 113 дней, после подписания управлением ЖКХиЭ <...> акта приёмки выполненных ЗАО «<...>» работ (расчёт нормативов) по государственному контракту от <...>№ <...>, что свидетельствует о бездействие административного ответчика и находится в прямой взаимосвязи с причиняемым убытком предприятию. В нарушении п. 17 Правил, оспариваемый приказ не был опубликован в печатных средствах массовой информации газетах «Биробиджанская звезда», «Биробиджанер штерн», в которых публикуются акты органов государственной власти ЕАО.
Старший помощник прокурора ЕАО ФИО1 требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в административном иске.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от <...>№ <...>, требования административных истцов не признала. Пояснила, что приказ от <...>№ <...> и внесённые в него изменения приказами от <...>№ <...>, от <...>№ <...>, от <...>№ <...> приняты в соответствии с действующим законодательством в пределах полномочий, предоставленных управлению ЖКХиЭ.
Поскольку ранее действующий приказ управления ЖКХиЭ от <...>№ <...> в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории ЕАО, применяемые для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта, признан в судебном порядке недействующим с <...>, то есть не мог применяться с этой даты, следовательно, данные правоотношения остались неурегулированными. Поэтому в связи с отсутствием действующего нормативного правового акта, устанавливающего нормативы потребления коммунальных услуг в период с <...> по <...>, возникла необходимость распространить действие приказа от <...>№ <...> на правоотношения, возникшие с <...>.
План проведения измерений и снятия показаний приборов учёта не обязателен, так как сроки регламентированы п. 37 Правил, а отсутствие плана не свидетельствует об отсутствии фиксации базовых показателей, необходимых для расчёта норматива потребления.
Поскольку ООО «<...>», которое ведёт одноимённый сайт, имеет лицензию, выданную гидрометеорологической службой, следовательно, данные о среднесуточной температуре правомерно использованы Центром для расчёта нормативов, в том числе определения отопительного периода по муниципальным районам области (за исключением г. Биробиджана), исходя из среднесуточной температуры в размере 8 градусов Цельсия пять дней подряд.
Представитель административного ответчика ШарпА. А.В., действующая на основании доверенности от <...>№ <...>, поддержала позицию представителя ФИО3
Выслушав пояснения представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск МУП «Водоканал» не подлежащий удовлетворению, суд приходит к выводу, что заявленные требования МУП «Водоканал» удовлетворению не подлежат, заявленные требования прокурора ЕАО подлежат частичному удовлетворению.
Частями 1 и 2 ст. 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, а также прокурор в пределах своей компетенции.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с п. 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 40 ч. 2 ст. 7 закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 № 79-ОЗ «О правительстве Еврейской автономной области» правительство области определяет орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, применяемые для расчёта размера платы за коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учёта.
Постановлением правительства ЕАО от 04.03.2014 № 75-пп утверждено Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО, в соответствии с которым управление утверждает нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД (п. 5.11); начальник управления издаёт приказы, в том числе носящие нормативный характер, в пределах своей компетенции (абз. 3 п. 9).
Таким образом, управление ЖКХиЭ является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий принят оспариваемый приказ от <...>№ <...> (в редакции приказов от <...>№ <...>, от <...>№ <...>, от <...>№ <...>), которым утверждены и введены в действие нормативы потребления коммунальных услуг для населения, проживающего в Еврейской автономной области.
Постановлением мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от <...>№ <...> МУП «Водоканал», осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующее централизованные водопроводные и канализационные сети на территории города Биробиджана, наделено статусом гарантирующей организации в границах муниципального образования «Город Биробиджан».
Поскольку МУП «Водоканал» является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с этим в силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ имеет право на обращение в суд с рассматриваемым административным иском.
Согласно п. 17 Правил решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
В соответствии с Уставом Еврейской автономной области (принят Законодательным Собранием ЕАО <...>) органы государственной власти области в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обязательные к исполнению на всей территории области (ч. 1 ст. 39).
Систему нормативных правовых актов органов государственной власти области образуют, в том числе приказы органов исполнительной власти области, формируемых правительством области (ч. 2 ст. 39).
Официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в газетах области «Биробиджанская звезда», «Биробиджанер штерн», в периодическом печатном издании «Информационный сборник Законодательного Собрания Еврейской автономной области», а также первое размещение (опубликование) его полного текста в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» (http://npa79.eao.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (ч. 4 ст. 40).
Выше установлено, что оспариваемый приказ от <...>№ <...> и приказы от <...>№ <...>, от <...>№ <...> и от <...> N 56, которыми в него внесены изменения, опубликованы в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» на сайте http//npa79.eao.ru.
Анализируя выше приведённые нормы права в их совокупности, суд приходит к выводу, что опубликование приказа от <...>№ <...> в указанном сетевом издании является официальным его опубликованием, свидетельствующим о вступлении его в действие на территории области.
Довод представителя административного истца МУП «Водоканал» ФИО2 о том, что оспариваемый приказ от <...>№ <...> должен быть опубликован в газетах области «Биробиджанская звезда», «Биробиджанер штерн», только после этого он (приказ) вступит в действие, несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят управлением ЖКХиЭ в пределах полномочий, предоставленных федеральным и региональным законодательством, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, вступил в силу.
В соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ч. 1).
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч. 2).
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 3).
Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ч. 4).
Согласно ч. 4 ст. 11 закона ЕАО «О правительстве ЕАО» акты правительства области, за исключением затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено самим актом. Акты правительства области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования, если иное не установлено самим актом (ч. 4).
В соответствии с п. 4 приказа от <...>№ <...> настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпунктов 1.1, 1.2, 1.3 пункта 1 настоящего приказа, которые вступают в силу со дня его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с <...>.
То есть приказ от <...>№ <...> распространил своё действие на правоотношения, связанные с потреблением коммунальных услуг по отоплению, холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях, а также по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению на ОДН с <...>.
При этом в преамбуле приказа указано, что он (приказ) принят, в том числе в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от <...>№ <...>.
Указанным Определением от <...> приказ управления ЖКХиЭ от <...>№ <...> в части утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемых для расчёта размера платы за потребленные услуги при отсутствии приборов учёта признан недействующим с <...>.
То есть правоотношения в указанной области с этой даты <...> по день опубликования оспариваемого приказа от <...>№ <...> - <...> не были урегулированы соответствующим нормативным правовым актом.
Таким образом, управление ЖКХиЭ, правомерно в соответствии с требованиями указанных выше норм права распространила действие подпунктов 1.1, 1.2, 1.3 пункта 1 приказа от <...>№ <...> на правоотношения, возникшие с <...>.
В связи с этим, административный иск МУП «Водоканал» удовлетворению не подлежит.
Довод административного истца МУП «Водоканал» о том, что в связи с распространением действия приказа от <...>№ <...> на правоотношения, возникшие с <...>, предприятие обязано произвести перерасчёт потребителям за добросовестно предоставленные коммунальные услуги, что ведёт к убыткам и дальнейшему ухудшению финансового положения, не имеет юридического значения для разрешения настоящего дела.
В соответствии с названными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к названным Правилам (п. 11).
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам (п.п. 13, 19).
Расчётный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (п. 22).
Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, последовательность действий которого изложены в п.п. 32-42 Правил (п. 31).
Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями (п. 32).
Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (п. 33).
Количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с п.п. 1 и 2 приложения № 1 к Правилам (п. 34). Согласно формуле 2 приложения № 1 к Правилам объём предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.
После формирования объёма выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учёта (п. 36).
В отношении отопления, холодного и горячего водоснабжения показания приборов учёта снимаются первого и последнего числа отопительного периода, в отношении электроснабжения - 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября (п. 37).
При снятии показаний приборов учёта для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются: а) показания приборов учёта по каждому виду коммунальных услуг; б) адрес многоквартирного дома или жилого дома; в) число проживающих жителей; г) количество квартир; д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; е) дата и время снятия показаний приборов учёта; ж) количество этажей (п. 38).
Из совокупности перечисленных норм права следует, что деятельность по определению нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением методов аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, которое должно начаться не позднее 1 июня и завершиться не позднее 30 ноября соответствующего года, и состоит из нескольких этапов: уполномоченный орган должен дифференцировать нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов; произвести предварительную выборку по каждой группе с аналогичными конструктивными и техническими параметрами.
Из пояснений представителя административного ответчика ФИО3 следует, что нормативы утверждены приказом от <...>№ <...> на основании экспертного заключения ЗАО «<...>» (далее - Центр), выполненного <...> в соответствии с государственным контрактом от <...>№ <...>.
Согласно экспертному заключению проанализировав данные о многоквартирных домах и жилых домах, их количество по каждой из определённых в Правилах категорий, Центр пришёл к выводу о возможности применения метода аналогов только в следующих случаях:
-расчёт норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для панельных домов от 5 до 9 этажей до 1999 года постройки в г. Биробиджане (строка 4, столбец 3 приложения № 1 к приказу от <...>№ <...>);
-расчёт нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых и нежилых помещениях для МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1500-1550 мм с душем (строка 2.1, столбец 3 приложения № 2 к приказу от <...>№ <...>);
-расчёт норматива потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением от 1 до 5 этажей и от 6 до 9 этажей (строки 1.1, 1.2, столбец 5 приложения № 3 к приказу от <...>№ <...>);
-расчёт норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях: МКД, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения; МКД, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, но не оборудованные электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строки 1, 2 приложения № 6 к приказу от <...>№ <...>);
-расчёт норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества МКД, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строка 1 приложения № 7 к приказу от <...>№ <...>).
Выборка МКД проведена с соблюдением последовательности действий, установленных в п.п. 32-42 Правил. В административном исковом заявлении прокурора ЕАО замечаний по обстоятельствам выборки не содержится, прокурором, участвующим в судебном заседании, возражений в связи с этим также не высказывалось.
Вместе с тем, после формирования объёма выборки план проведения измерений и снятия показаний приборов учёта в соответствии с требованиями п. 36 Правил составлен не был. Представленный ЗАО «<...>» по запросу суда план, не может быть признан надлежащим, поскольку в нём отсутствует информация о плане проведения измерений и снятия показаний приборов учёта, как таковом (т. 2 л.д. 82-84).
Более того, в информации, содержащейся на электронном адресе http:falex.myds.me/ishdan.zip, которая использовалась Центром для расчёта выше указанных нормативов методом аналогов, отсутствуют данные о показаниях приборов учёта отопления и холодного водоснабжения, снятые первого и последнего числа отопительного периода, как и о показаниях приборов учёта электрической энергии, снятые 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября, то есть в даты, установленные п. 37 Правил.
В указанной электронной информации содержатся показания приборов учёта потребления холодной воды, предоставленные МУП «Водоканал» и показания приборов учёта потребления тепловой энергии, предоставленные ООО «<...>», снятые в другие даты. Например, показания по воде сняты <...>, <...>, <...>, <...> (т. 2 л.д. 232, 240, 241, т. 3 л.д. 119-128); показания по отоплению сняты с <...> по <...> (т. 3 л.д. 17-21).
На указанном электронном адресе содержится информация о фактическом расходе энергии по данным индивидуальных и общедомовых приборов учёта с <...> по <...>, предоставленная Центру ОАО «<...>» (т. 3 л.д. 129-140) и с 01 по <...> (т. 3 л.д.141-151). Сведений о том, что расход электроэнергии был рассчитан именно из показаний, снятых в соответствии с п. 37 Правил 01 и 30 июня, 01 и 30 ноября в электронной информации не имеется, суду не представлено.
Из анализа приведённых доказательств, следует, что для расчёта нормативов потребления методом аналогов применены показания приборов учёта снятые, во-первых, не в установленные п. 37 Правил даты, а, во-вторых, до произведённой Центром выборки.
Доказательств, подтверждающих фиксацию базовых показателей, необходимых для расчёта нормативов потребления, с соблюдением требований п.п. 36 и 37 Правил административным ответчиком суду не представлено.
В связи с этим приказ от <...>№ <...> в этой части (строка 4, столбец 3 Приложения № 1 к данному приказу; строка 2.1, столбец 3 Приложения № 2 к данному приказу; строки 1.1 и 1.2, столбец 5 Приложения № 3 к данному приказу; строки 1 и 2 Приложения № 6 к данному приказу; строка 1 Приложения № 7 к данному приказу) не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Из содержания п.п. 21-23, 43 Правил следует, что расчётный метод подлежит применению при определении нормативов потребления коммунальных услуг только в случае невозможности применения иных методов.
В экспертном заключении, изготовленном Центром, невозможность применения метода аналогов и применение расчётного метода по иным нормативам подтверждены отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Вместе с тем расчётный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.
Так, в силу п. 43 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД с применением расчётного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к названным Правилам.
Согласно п.п. 18, 20 раздела II приложения № 1 к Правилам норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях рассчитывается по формулам 18 и 19, в которых, в том числе используются среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период, расчётная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления, продолжительность отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 градусов Цельсия и ниже.
Количественные значения среднесуточных температур наружного воздуха и случаи их применения определяются в соответствии с п. 44 Правил, которым установлено, что среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
Согласно экспертному заключению значения среднесуточных температур наружного воздуха, применяемые для расчёта норматива потребления расчётным методом, взяты с сайта «<...>» (http://rp5.ru), который ведёт ООО «<...>».
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; информационная продукция - полученная в результате обработки сведений (данных) обобщённая информация, предназначенная для распространения или реализации; производитель информационной продукции - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обработку сведений (данных), полученных в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (ст. 1).
Юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также физические лица осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 9).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1216 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, согласно которому лицензированию подлежат, в том числе в) подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчётной информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении (включая радиоактивное); г) формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (п. 2).
ООО «<...>» имеет лицензию на осуществление работ, предусмотренных подпунктом «г» п. 2 названного выше Положения - формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Лицензию на подготовку и предоставление потребителям аналитической и расчётной информации о состоянии окружающей среды (расчёт среднесуточной температуры), предусмотренную подпунктом «в» п. 2 Положения ООО «Расписание погоды» не имеет.
В связи с этим значения среднесуточных температур наружного воздуха с сайта «<...>» (http://rp5.ru), использованы Центром для определения нормативов расчётным методом необоснованно, в нарушении требований п. 44 Правил.
Кроме этого, представители административного ответчика не оспаривали то обстоятельство, что информация из гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд, как этого требует п. 44 Правил, не запрашивалась.
Довод представителя административного ответчика со ссылкой на письмо Минстроя России от <...>№ <...> о том, что поскольку ООО «<...>» имеет лицензию, следовательно, данные его сайта могут использоваться при установлении нормативов, несостоятелен.
В указанном письме Минстроя России разъяснено, что допускается использовать информацию, полученную от организации, лицензированной Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в случае соответствия такой информации требованиям, предъявляемым положениями п. 44 Правил.
Выше установлено, что ООО «<...>», информацию которого использовал Центр, не имеет лицензию на подготовку и предоставление потребителям аналитической и расчётной информации о состоянии окружающей среды (расчёт среднесуточной температуры), предусмотренную подпунктом «в» п. 2 Положения.
Исходя из значений среднесуточной температуры на указанном сайте «<...>» (пять дней подряд среднесуточная температура воздуха была 8 градусов Цельсия), Центром была определена и продолжительность отопительного периода по муниципальным образованиям «Биробиджанский муниципальный район», «Облученский муниципальный район», «Смидовичский муниципальный район», «Ленинский муниципальный район», «Октябрьский муниципальный район», в связи с отсутствием нормативных правовых актов соответствующих органов местного самоуправления о начале и окончании отопительных периодов.
Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях (приложение № 1 к приказу от <...>№ <...>) установлены расчётным методом с нарушением требований п.п. 43 и 44 Правил, то есть не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно п. 24 раздела II приложения № 1 к Правилам расчёт норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется по формуле 23, в которой используется, в том числе значение средней температуры холодной воды в сети водопровода, определяемое в соответствии с п. 25 названного документа, на основании сведений, предоставленных органами гидрометеорологической службой. При отсутствии достоверных данных средняя температура определяется по формуле 24.
В судебном заседании из пояснений представителей административного ответчика установлено, что указанные сведения в гидрометеорологической службе не запрашивались.
Из экспертного заключения следует, что средняя температура холодной воды в сети водопровода определена в соответствии с п. 25 раздела II приложения № 1 к Правилам по формуле 24, где использовалось значение «продолжительность отопительного периода (суток)» равное 211 дням (т. 1 л.д. 240 оборотная сторона-242).
При этом, из пояснений представителей административного ответчика установлено, что начало и конец отопительного периода по муниципальным образованиям области определён Центром, исходя из среднесуточных температур на сайте «<...>», а не из нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Кроме этого, выше также установлено, что значения среднесуточных температур наружного воздуха с сайта «<...>» (http://rp5.ru), использованы Центром для определения нормативов расчётным методом необоснованно, в нарушении требований п. 44 Правил.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что продолжительность отопительного периода 211 дней определена Центром произвольно и не подтверждается достоверными и достаточными фактическими данными. Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
В связи с этим, норматив потребления по горячему водоснабжению жилых и нежилых помещений рассчитан с нарушением порядка, установленного Правилами.
Согласно п. 26 раздела II приложения № 1 к Правилам расчёт норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях рассчитывается по формуле 25, в которой используется, в том числе норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяемый по формуле 23.
Выше установлено, что указанный норматив по горячему водоснабжению рассчитан с нарушением требований, установленных Правилами.
В связи с этим, поскольку для расчёта норматива по холодному водоснабжению использовался норматив по горячему водоснабжению, рассчитанный с нарушением Правил, следовательно, и он (норматив по холодному водоснабжению) установлен с нарушением и не соответствует требованиям законодательства.
Поскольку норматив водоотведения для жилых и нежилых помещений является суммой нормативов по холодному и горячему водоснабжению, признанных несоответствующими Правилам, следовательно, и он (норматив по водоотведению) не соответствует им (Правилам).
Вместе с тем, из приложения № 2 к приказу от <...>№ <...> следует, что не по всем категориям жилых и нежилых помещений установлен норматив потребления по горячему водоснабжению.
При этом конкретных замечаний по нормативу холодного водоснабжения для жилых и нежилых помещений, установленных расчётным методом, административное исковое заявление прокурора не содержит, в ходе судебного разбирательства прокурором также не указывалось на нарушения порядка установления указанных нормативов, предусмотренного Правилами.
В связи с этим, заявленное требование прокурора о признании подпункта 1.2 п. 1 приказа от <...>№ <...> (Приложение № 2 к данному приказу) подлежит удовлетворению в части категорий жилых и нежилых помещений, по которым установлены нормативы потребления по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению расчётным методом: п.п. 1, 2.2, 3, 4, 5, 16 Приложения № 2 к приказу от <...>№ <...>.
Не подлежит удовлетворению заявленное требование о признании подпункта 1.2 п. 1 приказа от <...>№ <...> (Приложение № 2 к данному приказу) в части установления норматива по холодному водоснабжению, водоотведению (то есть где отсутствует норматив по горячему водоснабжению) расчётным методом: п.п. 6-15, 17, 18 Приложения № 2 к приказу от <...>№ <...>.
В силу п. 27 раздела II приложения № 1 к Правилам расчёт норматива холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в МКД расчётным методом рассчитывается по формуле 26 данного пункта, в которой используются численность жителей, проживающих в МКД; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД и расход холодной (горячей воды) на ОДН равной 0,09 (величина указана в самой формуле).
Согласно экспертному заключению данные нормативы рассчитаны в соответствии с указанными нормами права (т. 1 л.д. 241).
Конкретных замечаний по нормативу холодного (горячего) водоснабжения для ОДН в МКД, установленных расчётным методом, административное исковое заявление прокурора не содержит, в ходе судебного разбирательства прокурором также не указывалось на нарушение порядка установления указанных нормативов, предусмотренного Правилами.
В связи с этим, заявленное требование прокурора о признании подпункта 1.3 п. 1 приказа от <...>№ <...> (Приложение № <...> к данному приказу) не подлежит удовлетворению в части установления нормативов холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в МКД расчётным методом: строка 1 столбец 6 (норматив горячего водоснабжения); строки 2-4, столбец 5 (норматив холодного водоснабжения) Приложения № 3 к приказу от <...>№ <...>.
Согласно экспертному заключению (т. 1 л.д. 241 оборотная сторона-242) норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях определён в соответствии с п. 24(1) раздела II приложения № 1 к Правилам по формуле 23.1, в которой используется средняя температура холодной воды в сети водопровода, определяемая в соответствии с п. 25 названного раздела II.
Выше установлено, что Центром средняя температура холодной воды в сети водопровода определена в соответствии с п. 25 раздела II приложения № 1 к Правилам по формуле 24 с использованием значений, не подтверждённых достоверными и достаточными фактическими данными.
Таким образом, заявленное требование прокурора о признании подпункта 1.4 п. 1 приказа от <...>№ <...> (Приложение № 4 к данному приказу) об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях, расчётным методом подлежит удовлетворению.
Из экспертного заключения (т. 2 л.д. 35 оборотная сторона - 38) следует, что определение нормативов электроснабжения в жилых помещениях расчётным методом произведено в соответствии с п.п. 30-36 раздела II приложения № 1 к Правилам.
Согласно п. 33 раздела II приложения № 1 к Правилам объём годового потребления электрической энергии для нагрева воды (кВт/ч) в жилых помещениях МКД и жилых домах, оборудованных электронагревателями в соответствии с проектами, определяется по формуле 30, в которой используется количество тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчёте на одного человека в год (ккал/чел), определяемой в свою очередь в соответствии с п. 34 названного раздела II по формуле 31.
А в формуле 31 используется средняя температура холодной воды в сети водопровода, определяемая в соответствии с п. 25 названного раздела II.
Выше установлено, что Центром средняя температура холодной воды в сети водопровода определена в соответствии с п. 25 раздела II приложения № 1 к Правилам по формуле 24 с использованием значений, не подтверждённых достоверными и достаточными фактическими данными.
Расчёт расхода электроэнергии на отопление произведён с использованием, в том числе среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период и продолжительности отопительного периода, определённых в соответствии с п. 44 Правил (т. 2 л.д. 37 таблица 12).
Вместе с тем, выше установлено, что значения среднесуточных температур наружного воздуха с сайта «<...>» (http://rp5.ru), использованы Центром для определения нормативов расчётным методом необоснованно, в нарушении требований п. 44 Правил, а продолжительность отопительного периода 211 дней, использованная для расчёта норматив потребления по горячему водоснабжению жилых и нежилых помещений, определена Центром произвольно и не подтверждается достоверными и достаточными фактическими данными.
Кроме этого, в указанной таблице 12 экспертного заключения (т. 2 л.д. 37) для расчёта расхода электроэнергии на отопление продолжительность отопительного периода указана 212 суток.
Причину расхождения в продолжительности отопительного периода 211 дней - для расчёта норматива по горячему водоснабжению и 212 суток - для расчёта норматива по электроснабжению из экспертного заключения установить не представляется возможным.
Вместе с тем, расчёт расхода электроэнергии на освещение определён Центром в соответствии с п. 31 раздела II приложения № 1 к Правилам по формуле 29, а расчёт расхода электроэнергии, потребляемой электробытовыми приборами, - на основании примерного перечня наиболее типичных бытовых электроприбопров, приведённых в таблице 6 приложения № 1 к Правилам. К
Конкретных замечаний по данным расчётам административное исковое заявление прокурора не содержит, в ходе судебного разбирательства прокурором не указывались.
Таким образом, заявленное требование прокурора о признании подпункта 1.6 п. 1 приказа от <...>№ <...> (Приложение № 6 к данному приказу) об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов расчётным методом подлежат удовлетворению (строки 3, 4, 5, 8, 9 Приложения № 6 к приказу от <...>№ <...>), за исключением норматива, установленного для общежитий, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строка 6 Приложения № 6 к приказу от <...>№ <...>) и общежитий, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строка 7 Приложения № 6 к приказу от <...>№ <...>).
В этой части заявленное требование прокурора удовлетворению не подлежит, поскольку в установлении данных нормативов потребления электрической энергии расчётным методом (строки 6 и 7 Приложения № 6 к приказу от <...>№ <...>) не использовались значения расхода электроэнергии на отопление и нагрев воды, рассчитанные, как выше установлено, с нарушением Правил.
Аналогичная ситуация при расчёте нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества МКД расчётным методом, то есть норматив, установленный для МКД, не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, рассчитан в соответствии с требованиями Правил, а для МКД, оборудованных таким электроустановками, расчёт норматива произведён с нарушениями требований, установленных Правилами.
Таким образом, требование прокурора о признании недействующим подпункта 1.7 п. 1 приказа от <...>№ <...> (Приложение № 7 к данному приказу) в части установления норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества МКД, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строка 2 Приложения № 7 к приказу от <...>№ <...>) удовлетворению не подлежит, а в части установления данного норматива для МКД, не оборудованных лифтами и оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период и вне отопительного периода (строки 3 и 4 Приложения № 7 к приказу от <...>№ <...>) подлежит удовлетворению.
В соответствии с абз. 3 п. 13 Правил норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка устанавливается на месяцы календарного года, соответствующие периоду использования холодной воды по указанному направлению, устанавливаемому уполномоченным органом в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 28 раздела II приложения № 1 к Правилам норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка определяется по формуле 27, в которой применяются значения расхода воды на полив земельного участка и количество месяцев, соответствующих периоду использования холодной воды на его полив, определяемые уполномоченным органом.
Из экспертного заключения (т. 1 л.д. 245 оборотная сторона -248) следует, что для расчёта названного норматива Центром использовались значения, определённые ведомственными нормами технологического проектирования «ВНТП-Н-97. Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения», утверждёнными Протоколом НТС Минсельхозпрода РФ от 14.02.1995 № 1.
Из пояснения представителей административного ответчика в судебном заседании следует, что для расчёта данного норматива Центр использовал средневзвешенные поливные нормы (полив ручным и дождевым методом) установленные ВНТП-Н-97 для Амурской области.
Вместе с тем, основания по которым специалисты Центра пришли к такому выводу, административным ответчиком суду не представлены.
Вместе с тем до 1991 года Еврейская автономная область входила в состав Хабаровского края (на основании решения 6 сессии областного Совета народных депутатов от <...> область приобрела статус самостоятельного субъекта Российской Федерации), в связи с этим нормативные значения более соответствовали бы значениям для Хабаровского края, а не Амурской области.
При этом средневзвешенные поливные нормы для Хабаровского края меньше и период полива составляет 4 месяца, а не пять, как в Амурской области.
В связи с этим, данный норматив не может быть признан соответствующим требованиям законодательства.
Из экспертного заключения (т. 1 л.д. 247 оборотная сторона) следует, что в целях установления нормативов по холодному водоснабжению открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов) учитывались средние параметры надворных построек, средняя численность населения частных домохозяйств Еврейской автономной области по данным официального сайта htp://www.gks.ru.
В заключении отсутствуют расчёты данных нормативов, приведены только конечные цифры в таблице 13.
Представители административного ответчика также не представили суду, доказательств в обосновании установленных нормативов по холодному водоснабжению при использовании надворных построек.
В связи с этим суд приходит к выводу, что нормативы по холодному водоснабжению при использования земельного участка и надворных построек установлены в нарушении Правил с использованием значений, не подтверждённых достоверными и достаточными данными.
Согласно п. 29 раздела II приложения № 1 к Правилам норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для приготовления пищи для соответствующего сельскохозяйственного животного определяется по формуле 28, в которой используется расход воды на водоснабжение и приготовление пищи для соответствующего сельскохозяйственного животного, определяемый уполномоченным органом.
Из экспертного заключения (т. 1 л.д. 246 оборотная сторона-247) следует, что в целях установления данного норматива Центром учитывались данные о среднем поголовье сельскохозяйственных животных (по видам), приходящихся на 1 личное подсобное или индивидуальное хозяйство ЕАО (по официальной информации Федеральной службы государственной статистики «Итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006» на официальном сайте htp://www.gks.ru) и средний годовой расход воды на водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственного животного в год на 1 голову согласно ВНТП-Н-97.
Конкретных оснований несоответствия данного норматива законодательству административное исковое заявление прокурора не содержит, прокурор, участвующий в судебном заседании, также не высказал замечаний по нему, в связи с этим, требование прокурора в этой части удовлетворению не подлежит.
Таким образом, заявленное требование прокурора о признании недействующим подпункта 1.5 п. 1 приказа от <...>№ <...> (Приложение № 5 к данному приказу) подлежит удовлетворению в части установления норматива для полива земельного участка и водоснабжение надворных построек (строки 1, 3 и 4 Приложения № 5 к приказу от <...>№ <...>), в части установления норматива для водоснабжения и приготовления пищи для сельскохозяйственных животных (строка 2 Приложения № 5 к приказу от <...>№ <...>) удовлетворению не подлежит.
Довод прокурора о том, что не утверждён норматив потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды для десятиэтажного дома, не является самостоятельным основанием для признания приказа от <...>№ <...> противоречащим вышеуказанным требованиям федерального законодательства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учётом изложенного, исходя из того, что оспариваемые прокурором отдельные положения приказа от <...>№ <...> применяются, на основании чего реализуются права граждан и организаций, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска прокурора и признании оспариваемых им отдельных положений приказа недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Определением судьи от <...> административному истцу МУП «Водоканал» предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в размере <...> руб. до разрешения спора по существу.
Поскольку заявленные предприятием требования оставлены без удовлетворения, следовательно, указанная государственная пошлина в силу п. 4 ч. 6 ст. 180 КАС РФ подлежит с него взысканию.
Руководствуясь ст.ст. 173-177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» о признании приказа от <...>№ <...> (в редакции приказов от <...>№ <...>, <...>№ <...>, <...>№ <...>) в части распространения нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях, а также нормативов потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, подключенных к централизованной и (или) не централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящейся на балансе предприятия (муниципальные образования «Город Биробиджан» и «Птичненское сельское поселение») с <...> противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия отказать.
Административный иск прокурора Еврейской автономной области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании подпунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 пункта 1 приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области» от <...>№ <...> (в редакции приказов от <...>№ <...>, от <...>№ <...>, от <...>№ <...>) противоречащими законодательству и недействующими удовлетворить частично.
Признать противоречащими законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения приказа от <...>№ <...>:
-полностью подпункт 1.1 пункта 1 об установлении методом аналогов и расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Приложение № 1 к данному приказу) и подпункт 1. 4 пункта 1 об установлении расчётным методом нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях (Приложение № 4 к данному приказу);
-подпункт 1.2 пункта 1 (Приложение № 2 к данному приказу) в части установления с применением метода аналогов и расчётного метода нормативов потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения для категорий жилых и нежилых помещений, предусмотренных в строках 1, 2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16 Приложения № 2 к приказу от <...>№ <...>;
-подпункт 1.3 пункта 1 (Приложение № 3 к данному приказу) в части установления с применением метода аналогов норматива потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, категории жилых и нежилых помещений которых предусмотрены в п. 1 Приложения № 3 к приказу от <...>№ <...>;
-подпункт 1.5 пункта 1 (Приложение № 5 к данному приказу) в части установления с применением расчётного метода нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка и для открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке, иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), других объектов (пункты 1, 3 и 4 Приложения № 5 к приказу от <...>№ <...>);
-подпункт 1.6 пункта 1 (Приложение № 6 к данному приказу) в части установления с применением метода аналогов и расчётного метода нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов по категориям жилых помещений, предусмотренных в строках 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9 Приложения № 6 к приказу от <...>№ <...>;
-подпункт 1.7 пункта 1 (Приложение № 7 к данному приказу) в части установления с применением метода аналогов и расчётного метода нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям предусмотренных в строках 1, 3, 4 Приложения № 7 к приказу от <...>№ <...>.
Отказать в удовлетворении административного иска прокурора Еврейской автономной области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании противоречащими законодательству и недействующими следующие положения приказа от <...>№ <...>:
-подпункт 1.2 пункта 1 (Приложение № 2 к данному приказу) в части установления с применением расчётного метода нормативов потребления холодного водоснабжения и водоотведения для категорий жилых и нежилых помещений, предусмотренных в строках 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18 Приложения № 2 к приказу от <...>№ <...>;
-подпункт 1.3 пункта 1 (Приложение № 3 к данному приказу) в части установления с применением расчётного метода нормативов потребления коммунальной услуги холодного (горячего) водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
-подпункт 1.5 пункта 1 (Приложение № 5 к данному приказу) в части установления с применением расчётного метода норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и приготовлению пищи для сельскохозяйственных животных (пункт 2 Приложения № 5 к приказу от <...>№ <...>);
-подпункт 1.6 пункта 1 (Приложение № 6 к данному приказу) в части установления с применением расчётного метода нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов по категориям жилых помещений, предусмотренных в строках 6 и 7 Приложения № 6 к приказу от <...>№ <...>;
-подпункт 1.7 пункта 1 (Приложение № 7 к данному приказу) в части установления с применением расчётного метода норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категории предусмотренной в строке 2 Приложения № 7 к приказу от <...>№ <...>.
После вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нём в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов Еврейской автономной области.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоканал» муниципального образования «Город Биробиджан» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...> (<...>) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья суда ЕАО Н.И. Токмачева