Дело № 3а-17/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Псков |
Псковский областной суд в составе:
председательствующего Адаева И.А.
при секретаре Алексеевой Н.С.
с участием прокурора Петровой Н.М.,
рассмотрев административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ОЛЭКСИС» о признании нормативного правового акта не действующим в части,
у с т а н о в и л:
приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28 декабря 2017 г. № 1431 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год).
Указанный приказ опубликован 29 декабря 2017 г. на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике http://economics.pskov.ru.
В пункт 54 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, было включено нежилое 2-этажное здание гостиницы с подвалом и мансардой, общей площадью 4243,2м? с кадастровым номером 60:27:0010220:49, расположенное по адресу: <...>.
Общество с ограниченной ответственностью «ОЛЭКСИС» (далее – ООО «ОЛЭКСИС»») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 54 Перечня на 2018 год.
Требования мотивированы тем, что указанное здание не отвечает признакам торгового и административно-делового центра в той мере, в какой это определено для целей налогообложения в подпункте 1 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-оз «О налоге на имущество организаций» и пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), поскольку оно используется для предоставления гостиничных услуг, включая оказание сопутствующих услуг общественного питания, общеоздоровительных, косметических (СПА-услуги) и иных услуг (л.д. 3-5, 189-191).
Представитель ответчика - Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике ФИО1 возражала против удовлетворения исковых заявлений, указав в обоснование, что спорный объект недвижимого имущества подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости, так как более 20% общей площади здания используется для размещения офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что отвечает признакам административно-делового и торгового центра (комплекса) и соответствует положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 года № 316-оз «О налоге на имущество организаций» и пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ (л.д. 183-186).
Представитель заинтересованного лица - Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям ФИО2 высказал аналогичные доводы, дополнительно указав, что Акт обследования по определению вида фактического использования объекта недвижимости от 9 декабря 2016 г. является законным и обоснованным (л.д. 187-188).
Представитель заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Старые кварталы» (далее – ООО «Старые кварталы») ФИО3 поддержала исковые требования (л.д. 108-170, 192-228).
Участвующий в деле прокурор полагал требования истца не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В силу положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории Псковской области налог на имущество организаций введен Законом Псковской области от 25 ноября 2003 г. №316-оз
«О налоге на имущество организаций».
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. №316-оз «О налоге на имущество организаций» к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, отнесены следующие объекты:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Администрации Псковской области от 21 мая 2014 г. №213 установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике.
Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28 декабря 2017 г. №1431 утвержден Перечень объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ приказ был размещен (опубликован) 29 декабря 2017 г. на официальном сайте Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике в информационно-коммуникационной сети «Интернет» http://economics.pskov.ru (л.д. 105).
Судом установлено, что ООО «ОЛЭКСИС» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <...>.
Участок отнесён к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания здания гостиницы с подвалом и мансардой (л.д. 25-32).
На земельном участке расположено двухэтажное здание с подвалом и мансардой, общей площадью 4243,2м?, с кадастровым номером 60:27:010220:0018:10398-А, принадлежащее на праве собственности ООО «ОЛЭКСИС» (л.д. 13).
Указанное здание включено в пункт 54 Перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28 декабря 2017 г. № 1431.
Оспаривая нормативный правовой акт в указанной части, истец полагает, что здание не отвечает признакам административно-делового или торгового центра (комплекса) в той мере, в какой это определено для целей налогообложения в статье 1.1 Закона Псковской области от 25 ноября 2003 г. N 316-оз «О налоге на имущество организаций» и статье 378.2 НК РФ.
Приходя к выводу о необоснованности заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признается отдельное стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных законоположений, одним из определяющих оснований для отнесения объекта недвижимости к торговому центру (комплексу) для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости, является использование здания для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соотношении не меньшем чем 20 процентов от общей площади здания.
Согласно абзацу 3 статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
В пункте 3 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 г. № 1085 определено, что «гостиница и иное средство размещения» - это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг, а «гостиничные услуги» - комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем.
Судом установлено, что в соответствии с технической документацией и актом обследования по определению вида фактического использования здания (л.д. 9-12, 14-24, 111-116, 131-170, 192-193, 195-228) более 26% общей площади спорного здания используется для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания:
вспомогательные помещения для кафе, баров, ресторана – помещения в подвале №№2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 19, площадью 123,2м?;
помещения СПА-центра (для оказания оздоровительных и косметических услуг) №№67, 68, 69, 73, 76-81, 83-93, 95-97, площадью 307,9м?;
помещения общественного питания (бары, кафе, ресторан) со вспомогательными помещениями на 1-м этаже №№ 11-16, 18, 20, 22, 23, 33-35, 37, 62, 63, площадью 690,6м?;
парикмахерская (№ 48), площадью 17,8м?,
всего 1139,5м? (123,2+307,9+690,6+17,8), что от общей площади здания 4287,4м? составляет 26,57%.
Данное обстоятельство свидетельствует о правильном включении здания с кадастровым номером 60:27:0010220:49 в Перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению исходя из кадастровой стоимости, поскольку более 20% общей площади данного здания фактически используется в целях размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, что позволяет отнести объект недвижимости к торговому центру (комплексу), учитывая при этом не оспариваемый ООО «ОЛЭКСИС» и ООО «Старые кварталы» факт оказания услуг питания и бытового обслуживания не только постояльцам гостиницы, но и неопределенно широкому кругу лиц.
Доводы представителя истца о том, что в акте обследования вида фактического использования здания используется для обозначения помещений формулировка «торговые объекты», не влияет на правильность общего вывода о соответствии здания критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов истца в сфере налогообложения, то оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «ОЛЭКСИС» о признании не действующим пункта 54 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28 декабря 2017 г. № 1431 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Псковский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 9 июня 2018 года.
Судья /подпись/ И.А. Адаев
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2018г. решение Псковского областного суда от 6 июня 2018г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «ОЛЭКСИС» - без удовлетворения.
Решение суда вступило в законную силу 5 сентября 2018г.