ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/18 от 18.09.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-17/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего Чаднова О.В.,

при секретаре Чуйковой Ю.В.,

с участием представителей административного истца первого заместителя прокурора Камчатского края Соловьевой О.И., Варанкиной С.Н., представителей административного ответчика Правительства Камчатского края ФИО1, ФИО2, представителя заинтересованного лица Губернатора Камчатского края ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующим постановления Правительства Камчатского края от 7 февраля 2014 года № 68-П «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета субсидии некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» на организацию и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия»,

УСТАНОВИЛ:

первый заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с административным иском к Правительству Камчатского края о признании постановления Правительства Камчатского края от 7 февраля 2014 года № 68-П «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета субсидии некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» на организацию и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия» (далее также Порядок) недействующим с даты вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указал, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, подп. «г» п. 3, подп. «а», «б», «г» п. 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, установленных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2017 года № 541 (далее – Общие требования), ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

По мнению административного истца, отсутствие в оспариваемом правовом акте норм, устанавливающих категории и критерии отбора получателей субсидий, исключает возможность применения конкурентных процедур со стороны органов власти, что приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на выполнение работ или оказание услуг, к участию в размещении заказа. Данное обстоятельство является нарушением ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и может привести к тому, что органы власти по своему усмотрению будут способны принимать решения о создании нового хозяйствующего субъекта, обеспеченного гарантированным рынком сбыта своих услуг, и обладающего правом на осуществление деятельности, приносящей доход на товарном рынке, на котором соответствующий орган власти выступает заказчиком товаров, работ, услуг в целях решения вопросов местного значения.

Полагает также, что отсутствие в Порядке положений, касающихся определения размера субсидии и порядка ее расчета, а также определяющих перечень документов, необходимых для предоставления субсидии, является коррупциогенным фактором, поскольку создает возможность для произвольного принятия решений органами власти. Следствием данного обстоятельства является то, что планирование объема бюджетных ассигнований на предоставление субсидии некоммерческому партнерству «Северные странствия» на организацию и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия» осуществляется без определения расчетной потребности средств, что не позволяет оценить, насколько выделенные бюджетные средства соответствуют объему представляемых работ, услуг.

Также считает, что финансирование указанного мероприятия и контроль за его исполнением должны осуществляться Министерством спорта Камчатского края в соответствии с Календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Камчатского края и Нормами расходов по финансовому обеспечению физкультурных и спортивных мероприятий, утвержденными приказом Министерства спорта Камчатского края от 1 февраля 2013 года № 42, а не Аппаратом Губернатора и Правительства Камчатского края, поскольку гонка на собачьих упряжках «Берингия» относится к ездовому спорту «Нарта – длинная дистанция более 8 собак» в соответствии с Правилами вида спорта «ездовой спорт», утвержденными Приказом Минспорта России от 29 августа 2016 года № 1013, и подлежит обязательному включению в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, финансирование которого должно осуществляться по установленным нормам расходов средств на основании ст. 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации).

В письменных возражениях на исковое заявление представитель административного ответчика Правительства Камчатского края ФИО3 полагает доводы истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указывает, что необходимость указания в оспариваемом акте категорий и критериев отбора получателей субсидии, а также размера субсидии и порядка ее расчета с указанием информации, обосновывающей ее размер, отсутствует в силу того, что данные сведения определены Законом Камчатского края от 24 ноября 2017 года № 160 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», что соответствует требованиям бюджетного законодательства.

Для обоснования объемов выделяемых средств в 2018 году Аппаратом Губернатора и Правительства Камчатского края в Министерство финансов Камчатского края направлялись сметы предполагаемых расходов на подготовку и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия», которые были учтены в полном объеме. При этом указывает, что бюджетным законодательством не установлены требования к документам, на основании которых в краевой бюджет закладываются бюджетные ассигнования для предоставления указанных субсидий.

Полагает необоснованным утверждение истца о том, что оспариваемый Порядок противоречит положениям Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку данным законом не регулируются правоотношения по субсидированию деятельности различных категорий юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в целях возмещения недополученных доходов, финансового обеспечения проводимых ими мероприятий и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В данном случае, субсидии из краевого бюджета в соответствии с Порядком предоставляются некоммерческому партнерству «Северные странствия» в целях финансового обеспечения затрат, связанных с организацией и проведением Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия», при этом закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Камчатского края не осуществляется. Также указывает, что вопросы организации и проведения указанной гонки не подпадает под действие Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В судебном заседании представители административного истца старший прокурор отдела прокуратуры Камчатского края Соловьева О.И., прокурор отдела прокуратуры Камчатского края Варанкина С.Н. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Камчатского края ФИО1, а также представитель Правительства Камчатского края и представитель заинтересованного лица Губернатора Камчатского края ФИО2 в судебном заседании исковые требования полагали необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно указали, что гонка «Берингия» не является официальным спортивным мероприятием, в связи с чем не подлежит включению в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Постановлением Правительства Камчатского края от 7 февраля 2014 года № 68-П, опубликованным 13 февраля 2014 года в официальном печатном издании «Официальные Ведомости», выпуск № 44-45, утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета субсидии некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» на организацию и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия». Последняя редакция указанного акта утверждена постановлением Правительства Камчатского края от 14 сентября 2018 года.

Законом Камчатского края от 24 ноября 2017 года № 160 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено предоставление субсидии некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» на организацию и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия» в размере 60 112,00000 тыс. рублей (Приложение 6).

В силу п. 3 Порядка субсидия предоставляется в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на эти цели Аппарату Губернатора и Правительства Камчатского края, в рамках подпрограммы 3 «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае» (далее – Подпрограмма 3) государственной программы Камчатского края «Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 года № 546-П.

Согласно п. 10 ч. 2.2 Раздела 2, ч. 5.9 Раздела 5 постановления Правительства Камчатского края от 7 июня 2013 года № 235-П «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Камчатского края, их формирования и реализации» государственная программа содержит информацию о финансовом обеспечении государственной программы за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников (с расшифровкой по главным распорядителям средств краевого бюджета, краевым ведомственным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы).

В целях детализации основных мероприятий государственной программы, обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации мероприятий государственной программы ответственный исполнитель разрабатывает детальный план-график реализации государственной программы на очередной год и на плановый период.

Ответственным исполнителем государственной программы Камчатского края «Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае» является Агентство по внутренней политике Камчатского края, которым в целях конкретизации основного мероприятия «Сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» утверждены приказы от 30 декабря 2016 года № 109-п, от 4 февраля 2018 года № 15-п, предусматривающие мероприятия на предоставление субсидий на организацию и проведение традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия».

Участником Подпрограммы 3 вышеуказанной государственной программы является Аппарат Губернатора и Правительства Камчатского края, который в соответствии с Положением об Аппарате Губернатора и Правительства Камчатского края, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 437-П, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Аппарата и реализацию возложенных на него полномочий, в том числе по основному мероприятию «Сохранение и развитие национальной культуры, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», предусмотренному в качестве такового Подпрограммой 3.

На основании п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Согласно подп. «г» п. 3 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2017 года № 541, в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются категории и критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте способов и порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

В силу подп. «г» п. 4 указанных Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий устанавливается, в частности, размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения и (или) нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете.

Таким образом, довод административного истца о том, что оспариваемый Порядок противоречит п. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, подп. «г» п. 3, подп. «а», «б», «г» п. 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, установленных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2017 года № 541, является необоснованным, поскольку получатель субсидии, а также размер субсидии определены Законом Камчатского края от 24 ноября 2017 года № 160 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается создание дискриминационных условий (п. 8).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого акта требованиям ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, суд приходит к выводу, что оспариваемый Порядок не содержит норм, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также создающих дискриминационные условия.

Так, подпунктом 20 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции дано понятие государственных или муниципальных преференций как предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Предоставление государственных или муниципальных преференций регламентировано гл. 5 Закона о защите конкуренции. Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в ч. 1 ст. 19 Закона, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции, с соблюдением процедуры, регламентированной ст. 20 Закона.

Пунктам 1, 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что исключением из общего правила предоставления государственных или муниципальных преференций является предоставление их на основании, в частности, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя, а также в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

По этим основаниям суд также полагает необоснованным довод истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Довод административного истца о противоречии оспариваемого акта ст. 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» также является необоснованным, поскольку данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте (ст. 1), в то же время порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям данным законом не регулируется.

Правила вида спорта «ездовой спорт», утвержденные Приказом Минспорта России от 29 августа 2016 года № 1013, на которые ссылается истец, утратили силу в связи с изданием новых Правил - Правил вида спорта «ездовой спорт» (номер-код вида спорта в соответствии с ВРВС - 0710005411Я), утвержденных Приказом Минспорта России от 30 августа 2018 года № 752, из содержания которых следует, что они разработаны с учетом Правил международной федерации ездового спорта (далее - IFSS), являются обязательными для организаций, проводящих официальные соревнования по ездовому спорту на всей территории Российской Федерации.

При этом из положения о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по ездовому спорту на 2018 год (номер-код вида спорта: 0710005411Я), утвержденного заместителем Министра спорта Российской Федерации ФИО4 и президентом Общероссийской общественной организации «Федерация ездового спорта России» ФИО5, также не следует, что такое мероприятие, как традиционная гонка на собачьих упряжках «Берингия», включено в число официальных региональных либо всероссийский соревнований.

В то же время положением о проведении традиционной Камчатской гонки на собачьих упряжках «Берингия-2018», утвержденным председателем оргкомитета гонки, определено, что «Берингия» является Камчатской традиционной гонкой на собачьих упряжках, которая проходит более 20 лет, а также является единственной гонкой в мире, которая возродила и успешно сохраняет традиционный национальный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Камчатском крае.

В этой связи, является несостоятельной ссылка административного истца на то обстоятельство, что гонка на собачьих упряжках «Берингия» относится к ездовому спорту «Нарта – длинная дистанция более 8 собак» в соответствии с Правилами вида спорта «ездовой спорт», утвержденными Приказом Минспорта России от 29 августа 2016 года № 1013, и подлежит обязательному включению в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, финансирование которого должно осуществляться по установленным нормам расходов средств, поскольку каких-либо нормативных правовых актов, подтверждающих статус гонки «Берингия», как официального спортивного мероприятия, не принималось ни на уровне Камчатского края, ни на уровне Российской Федерации.

В связи с изложенным, довод административного истца о том, что финансирование указанного мероприятия и контроль за его исполнением должны осуществляться через Министерство спорта Камчатского края в соответствии с календарным планом и нормами расходов по финансовому обеспечению физкультурных и спортивных мероприятий, утвержденными приказом Министерства спорта Камчатского края от 1 февраля 2013 года № 42, также является несостоятельным.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска первого заместителя прокурора Камчатского края о признании постановления Правительства Камчатского края от 7 февраля 2014 года № 68-П «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета субсидии некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» на организацию и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия» недействующим с даты вступления решения суда в законную силу не имеется.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

По этим основаниям суд приходит к выводу об отказе первому заместителю прокурора Камчатского края в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска первому заместителю прокурора Камчатского края о признании постановления Правительства Камчатского края от 7 февраля 2014 года № 68-П «Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета субсидии некоммерческому партнерству содействия развития спорта в Камчатском крае «Северные странствия» на организацию и проведение Камчатской традиционной гонки на собачьих упряжках «Берингия» недействующим с даты вступления решения суда в законную силу отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись О.В. Чаднов

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2018 года.

ВЕРНО:

Председательствующий О.В. Чаднов