Дело № 3а-17/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск. 20 февраля 2019 г.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре Анеховой Я.В.,
с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Красноярского края
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривания в части решений Красноярского городского Совета депутатов от 21 ноября 2016 г. № В-190 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа Красноярск», от 8 июня 2017 г. № 18-223 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», от 24 апреля 2019 г. № В-276 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов»,
установил:
ФИО2, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением (дополненным в ходе рассмотрения дела) о признании не действующими решений Красноярского городского Совета депутатов:
- от 21 ноября 2016 г. № В-190 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа Красноярск» (далее также – решение № В-190) в части изменения функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером № с жилой зоны – зоны застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 эт.) на зону рекреационного назначения – озелененные территории общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа);
- от 8 июня 2017 г. № 18-223 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122
"О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее также – решение
№ 18-223) в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером № с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) на зону городской рекреации (Р-3);
- от 24 апреля 2019 г. № В-276 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122
"О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее также – решение №
В-276) в части установления для земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоны городской рекреации (Р-3).
По мнению административного истца, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как произвольно изменяют ранее действовавшее зонирование в отношении принадлежащего ему земельного участка, создают препятствия в его использовании по целевому назначению.
Красноярским городским Советом депутатов представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указывается, что решения №№ В-190, 18-223, В-276 приняты уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат и права административного истца не нарушают.
В судебном заседании ФИО2 и его представитель Пак К.Н. административный иск поддержали.
Представитель Красноярского городского Совета депутатов
ФИО3 просила в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать.
Глава города Красноярска, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора
ФИО1, полагавшего требования административного истца обоснованными, Красноярский краевой суд пришёл к следующим выводам.
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Законом Красноярского края от 25 февраля 2005 г. № 13-3148
«О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа» муниципальное образование город Красноярск наделен статусом городского округа.
Материалами дела подтверждено и административным истцом не оспаривается, что решения №№ В-190, 18-223, В-276 приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований к форме и виду правового акта; процедура принятия нормативных правовых актов и порядок введения их в действие не нарушены. Указанные решения официально опубликованы в печатном издании «Городские новости».
В статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержатся положения о том, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18 названного кодекса генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования, которые разрабатываются в целях определения назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1, частью 1 статьи 30 этого же кодекса, правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются в том числе территориальные зоны и градостроительные регламенты и который разрабатывается в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (поселения); сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
По смыслу приведённых выше положений градостроительного законодательства для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов. При этом территориальные зоны и градостроительные регламенты, установленные правилами землепользования и застройки, определяются с учетом функционального зонирования, определенного генеральным планом, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Судом установлено, что по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1040 кв.м. поставлен на кадастровый учет <дата> г.; по виду разрешенного использования он предназначен для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно административному исковому заявлению и объяснениям ФИО2 данный участок первоначально был предоставлен многодетному гражданину для строительства индивидуального жилого дома, что не оспаривается административным ответчиком.
В настоящее время владельцем этого участка является административный истец, право собственности которого на основании договора купли-продажи зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости <дата>.
Генеральным планом городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов» (в первоначальной редакции), земельный участок с кадастровым номером № относится к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 эт.).
Первоначальная редакция правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. № В-122 (далее – Правила землепользования и застройки города Красноярска) предусматривала установление в границах указанного земельного участка территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Решением № В-190 в новой редакции изложены карта функциональных зон городского округа и графическое приложение к положению о территориальном планировании, являющиеся частью Генерального плана городского округа город Красноярск.
В соответствии с новой редакцией Генерального плана городского округа город Красноярск земельный участок с кадастровым номером № относится к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа).
Решениями №№ 18-223 и В-276 приняты новые редакции карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Красноярска, согласно которым земельный участок с кадастровым номером № включен в территориальную зону городской рекреации (Р-3). Таким образом, в результате принятия решений №№ В-190, 18-223,
В-276 принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок, предназначенный для строительства индивидуального жилого дома, стал относиться к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа) и территориальной зоне городской рекреации (Р-3).
В Градостроительном кодексе Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); на земельные участки в границах таких территорий градостроительные регламенты не распространяются (пункт 12 статьи 1, часть 4 статьи 36).
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (часть 11 статьи 35 данного кодекса).
Из положений статьи 35 Правил землепользования и застройки города Красноярска следует, что к территориальным зонам рекреационного назначения относятся территории, занятые лесопарками, скверами, парками, городскими садами, а также территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, на которых размещение жилых домов не допускается.
В уведомлении от 13 сентября 2018 г. администрация города Красноярска указала ФИО2 о недопустимости размещения на земельном участке с кадастровым номером № индивидуального жилого дома, так как этот участок расположен в территориальной зоне городской рекреации (Р-3).
При таких обстоятельствах оспариваемые изменения, внесенные в Генеральный план городского округа город Красноярск и Правила землепользования и застройки города Красноярска, вопреки доводам административного ответчика ограничивают право административного истца на использование земельного участка в соответствии с назначением, поскольку установленные в пределах данного участка функциональная и территориальная зоны не предусматривают осуществление строительства индивидуального жилого дома.
При этом, как усматривается из материалов дела, принадлежащий ФИО2 земельный участок расположен на окраине городского поселения в пределах обширной территории существующей малоэтажной жилой застройки, в отношении которой установлена функциональная зона застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа) и соответствующая ей территориальная зона.
Внесенные в Генеральный план городского округа город Красноярск и Правила землепользования и застройки города Красноярска изменения, касающиеся данной территории, затронули лишь участок административного истца и два соседних с ним аналогичных по площади земельных участка.
В пояснительной записке к проекту решения Красноярского городского Совета депутатов «О внесении изменений в Генеральный план городского округа города Красноярск» указано, что необходимость в разработке проекта возникла в связи с предложениями по вопросу внесения изменений относительно функционального назначения земельных участков, находящихся у заявителей на праве собственности или аренды с целью соблюдения их законных интересов по обеспечению градостроительной и хозяйственной деятельностью, развитию находящихся (планируемых к размещению) на этих участках объектов недвижимости. Также в записке отмечено, что проект разработан с учетом перечня земельных участков, оформленного на основании поступивших предложений.
В то же время, каких-либо доказательств, подтверждающих наличие предложений по внесению в Генеральный план городского округа города Красноярск изменений, касающихся земельного участка с кадастровым номером №, административным ответчиком не представлено.
Представитель Красноярского городского Совета депутатов
ФИО3 в судебном заседании признала, что подобных предложений не поступало.
В обоснование необходимости изменения функциональной зоны в пределах вышеуказанного земельного участка административным ответчиком представлено письмо управления архитектуры администрации города Красноярска от 28 января 2019 г. № 374, согласно которому при разработке проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа города Красноярск разработчиком проекта при визуальном обследовании территории на предмет установления фактического землепользования было установлено, что участок административного истца покрыт высокоплотной зеленой растительностью, поэтому функциональная зона изменена с жилой на зону озелененных территорий общего пользования.
Вместе с тем, само по себе наличие зеленых насаждений на земельном участке, находящемся в частной собственности, не является достаточным основанием для изменения территориального планирования и градостроительного зонирования на соответствующей территории.
Установление функциональной зоны озелененных территорий общего пользования предполагает размещение объектов, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (парки, скверы, бульвары).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения (часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации),
Однако Генеральный план городского округа города Красноярск не содержит сведений о планируемом размещении на территории в границах земельного участка административного истца каких-либо объектов.
Данных о том, что при разработке проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа города Красноярск планировалось изъятие земельного участка с кадастровым номером № из частной собственности в целях его использования в качестве озелененных территорий общего пользования, не имеется.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при принятии решений №№ В-190, 18-223, В-276 в части, касающейся установления функциональной и территориальной зон в границах земельного участка с кадастровым номером №, не были учтены ни сложившаяся планировка территории и существующее землепользование, ни планируемое развитие территории, ни права и законные интересы правообладателя земельного участка, других физических и юридических лиц.
Доводы представителя административного ответчика о том, что территориальное планирование и градостроительное зонирование осуществляется не только для обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, но и в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований, их устойчивого развития, сохранения окружающей среды, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае ограничения частных интересов административного истца не обусловлено необходимостью обеспечения публичных интересов.
Оспариваемые ФИО2 положения муниципальных нормативных правовых актов противоречат требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают права административного истца.
На основании части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт, не соответствующий полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признаётся судом недействующим полностью или в части со дня его принятия либо иной определенной судом даты.
С учётом вышеизложенного, административный иск ФИО2 следует признать обоснованным.
Несмотря на то, что карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Красноярска в настоящее время действует в редакции решения № В-276, оспариваемые административным истцом положения данных правил в прежней редакции (в редакции решения № 18-223) могут быть вновь применены в связи с признанием не действующим в части решения № В-276. Поэтому требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание, что решения №№ В-190, 18-223, В-276 применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, Красноярский краевой суд считает необходимым признать данные решения в оспариваемой части недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Признание нормативных правовых актов недействующими с даты, отличной от дня их принятия, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этих актов.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления в силу настоящего решения:
решение Красноярского городского Совета депутатов от 21 ноября 2016 г. № В-190 «О внесении изменений в Генеральный план городского округа Красноярск» в части изменения функциональной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером № с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 эт.) на зону озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа);
решение Красноярского городского Совета депутатов от 8 июня 2017 г. № 18-223 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов» в части изменения территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером № с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) на зону городской рекреации (Р-3);
решение Красноярского городского Совета депутатов от 24 апреля 2019 г. № В-276 «О внесении изменений в решение Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоны городской рекреации (Р-3).
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании «Городские новости».
Решение может быть обжаловано через Красноярский краевой суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Малякин.