Дело № 3а-17/2019 (3а-412/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
« 21 » января 2019 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Галяевой А.Ю.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Урушинскому поселковому Совету народных депутатов, администрации рабочего поселка (пгт.) Уруша об оспаривании нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Урушинского поселкового Совета народных депутатов от 27 июня 2017 года № 230 «Об утверждении Генерального плана и Плана застройки муниципального образования Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» в части включения в границы населенных пунктов р.п. (пгт.) Уруша и п. Улягир, входящих в муниципальное образование рабочий поселок (пгт.) Уруша, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Урушинского и Тахтамыгдинского участковых лесничеств Урушинского лесничества Амурской области. В обоснование было указано, что по результатам выполненного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» наложения границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша», на материалы лесоустройства установлено, что в границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» Сковородинского района Амурской области, расположены участки земель лесного фонда Урушинского и Тахтамыгдинского участковых лесничеств Урушинского лесничества Амурской области общей площадью <данные изъяты> га. Указанные земельные участки принадлежат землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации. Проект генерального плана муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» Сковородинского района Амурской области дважды поступал на рассмотрение в Рослесхоз из Министерства экономического развития Российской Федерации, был рассмотрен Рослесхозом, но не согласован. Проект генерального плана муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» и материалы по его обоснованию, были размещены в ФГИС ТП (fgis.economy.gov.ru) после его утверждения муниципальным нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения (29 июня 2017 года). Таким образом, решение об утверждении генерального плана муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» принято при наличии отказа Рослесхоза в согласовании включения в земли населенного пункта лесных участков. В нарушение пункта 7 части 7 статьи 23 ГрК Российской Федерации, материалы по обоснованию генерального плана муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша», утвержденного Решением Урушинского поселкового Совета народных депутатов от 27 июня 2017 года № 230, не содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. Решение Урушинского поселкового Совета народных депутатов от 27 июня 2017 года № 230, предусматривающее включение в границы населенных пунктов р.п. (п.г.т.) Уруша и п. Улягир лесных участков из состава земель лесного фонда и, соответственно, устанавливающее иное целевое назначение и иной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению собственником – Российской Федерацией функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, чем нарушаются права собственника Российской Федерации и лиц, использующих леса.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства Варванцева С.Ю. в письменном ходатайстве от 17 января 2019 года просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представители Урушинского поселкового Совета народных депутатов, администрации рабочего поселка (пгт.) Уруша в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили. В силу части 5 статьи 213 КАС Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности (абзац 8 пункта 1 статьи 8 ЗК Российской Федерации).
Согласно пункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования является установлением или изменением границ населенных пунктов.
При этом согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК Российской Федерации).
Подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24 ГрК Российской Федерации), в указанных в статье 25 ГрК Российской Федерации случаях.
В частности, такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК Российской Федерации).
Порядок согласования проекта генерального плана утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион России) от 27 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», действующий на момент принятия оспариваемых актов органа местного самоуправления.
Вместе с тем как следует из раздела 2 названного порядка, Минрегион России наделяется организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
До 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного положения за Рослесхозом сохранены полномочия по рассмотрению проектов генеральных планов поселений и подготовке заключений в пределах своей компетенции.
Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В том случае, если имеется отрицательное заключение Рослесхоза на проект генерального плана поселения, то соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования, в том числе, утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 ГрК Российской Федерации) само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана городского поселения.
Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 ЛК Российской Федерации) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 ГрК Российской Федерации) не является обязательным.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 238-О-О.
Таким образом, отсутствие согласования проекта генерального плана городского поселения с Рослесхозом является существенным нарушением порядка подготовки указанного документа территориального планирования.
Статьей 9 ГрК Российской Федерации установлено, что доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.
Пунктами 2.1, 2.2 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России, которое в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее – федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе. Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решение Урушинского поселкового Совета народных депутатов от 27 июня 2017 года № 230 «Об утверждении Генерального плана и Плана застройки муниципального образования Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования и опубликовано на официальном Интернет-ресурсе рабочего поселка (поселок городского типа) Уруша» Сковородинского района Амурской области http://admurusha.ru/.
По результатам выполненного филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Амурлеспроект» наложения границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша», на материалы лесоустройства установлено, что в границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» Сковородинского района Амурской области, расположены участки земель лесного фонда общей площадью <данные изъяты> га, а именно: в границах р.п. (пгт.) Уруша расположены участки земель лесного фонда общей площадью <данные изъяты> га, в том числе выделы <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> (части) квартала <данные изъяты>, выделы <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> (части) квартала <данные изъяты>, выделы <данные изъяты>, <данные изъяты> (части) квартала <данные изъяты> Урушинского участкового лесничества Урушинского лесничества Амурской области; в границах п. Улягир расположены участки земель лесного фонда общей площадью <данные изъяты> га, в том числе выделы <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> (части) квартала <данные изъяты> Тахтамыгдинского участкового лесничества Урушинского лесничества Амурской области.
Согласно информации о лесном участке <данные изъяты>, а также выписки из государственного лесного реестра, участки земель лесного фонда общей площадью <данные изъяты> га, находящиеся в границах муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» Сковородинского района Амурской области, являются частью Урушинского и Тахтамыгдинского участкового лесничества Урушинского лесничества Амурской области. Целевое назначение: эксплуатационные и защитные леса. Является собственностью Российской Федерации.
В этой связи документально подтверждается наложение границ муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» Сковородинского района Амурской области и границ находящегося в федеральной собственности земельного участка из состава земель лесного фонда.
При этом из материалов дела следует, что Федеральным агентством лесного хозяйства Проект генерального плана муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» Сковородинского района Амурской области не был согласован (л.д. 212, 213).
Из представленных скриншотов из Федеральной государственной информационной системы территориального планирования следует, что Проект генерального плана муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» и материалы по его обоснованию, утвержденный решением Урушинского поселкового Совета народных депутатов от 27 июня 2017 года № 230, на основании которого лесные участки были включены в границы населенных пунктов, был размещен в названном информационном ресурсе после его утверждения – 29 июня 2017 года (л.д.210).
Исходя из части 6 статьи 23 ГрК Российской Федерации к генеральному плану должны быть приложены материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 ГрК Российской Федерации).
Материалы по обоснованию генерального плана муниципального образования «Рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша» Сковородинского района Амурской области, утвержденного решением Урушинского поселкового Совета народных депутатов от 27 июня 2017 года № 230, не содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствуют требованиям вышеназванных правовых актов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Таким образом, решение Урушинского поселкового Совета народных депутатов от 27 июня 2017 года № 230 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша», в части включения в границы населенных пунктов р.п. (пгт.) Уруша и п. Улягир, входящих в муниципальное образование рабочий поселок (пгт.) Уруша, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Урушинского и Тахтамыгдинского участковых лесничеств Урушинского лесничества Амурской области, подлежит признанию недействующим.
Исходя из части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения на официальном Интернет-ресурсе рабочего поселка (поселок городского типа) Уруша» Сковородинского района Амурской области http://admurusha.ru/.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты. Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела и содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд полагает необходимым признать оспариваемую норму недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Решение Урушинского поселкового Совета народных депутатов от 27 июня 2017 года № 230 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования рабочий поселок (поселок городского типа) Уруша», в части включения в границы населенных пунктов р.п. (пгт.) Уруша и п. Улягир, входящих в муниципальное образование рабочий поселок (пгт.) Уруша, лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Урушинского и Тахтамыгдинского участковых лесничеств Урушинского лесничества Амурской области общей площадью <данные изъяты> га признать недействующим с момента принятия указанного решения.
Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном Интернет-ресурсе рабочего поселка (поселок городского типа) Уруша» Сковородинского района Амурской области http://admurusha.ru/.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Решение в окончательной форме принято 28 января 2019 года.
Председательствующий Никитин В.Г.
Дело № 3а-17/2019 (3а-412/2018)