ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/2015 от 07.12.2015 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-17/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2015 года г.Севастополь

Севастопольский городской суд в составе председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре Бражниковой Ю.В.,

с участием: прокуроров Неудахина С.Б., Ведмидь А.И., представителя Правительства Севастополя – Доденкова А.Ю., специалистов: начальника отдела кадастрового учета земельных участков Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя – Циглер М.А., заместителя начальника Управления земельного контроля Севастополя - Нагорной Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора города Севастополя о признании недействующим Постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 года №277-ПП «Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Севастополя от 10.04.2015 года №277 - ПП «Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка» утвержден порядок подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка согласно приложению 1 (п.1) (далее – Порядок); утверждена типовая форма плана границ земельного участка согласно приложению 2 (п.2); утверждена типовая форма ситуационного плана земельного участка согласно приложению 3 (п.3).

Согласно разделу 1 «Общие положения» порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка, данный порядок определяет состав и содержание работ при подготовке плана границ земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства города Севастополя, а также порядок и сроки его согласования и утверждения.

В разделе 2 Порядка установлены общие требования к содержанию и оформлению Плана. Предусмотрено, что заказчиком работ по подготовке Плана может выступать правообладатель земельного участка или его законный представитель, а также наследники, имеющие соответствующие подтверждающие документы. Исполнителем указанных работ выступает физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (п.2.2.). план должен состоять из следующих разделов: титульный лист; графическая часть; каталог координат характерных точек границ земельного участка; лист согласования (п.2.3.).

В разделе 3 Порядка установлены порядок рассмотрения, согласования и утверждения Плана. Предусмотрено, что в целях утверждения Плана заказчик работ обращается в Главное управление имущественных и земельных отношений Правительства Севастополя с соответствующим заявлением в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги. Уполномоченное Правительством должностное лицо в 30-дневный срок со дня поступления заявления утверждает План после его согласования Управлением земельного контроля города Севастополя и Управлением градостроительства и архитектуры города Севастополя. Севимущество выдает заявителю утвержденный План или уведомление об отказе в утверждении Плана с указанием причин отказа (п.3.1). С заявлением представляются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для физических лиц), копия уставных документов (для юридических лиц); доверенность (если с заявлением обращается представитель заявителя), документы, подтверждающие право наследования; копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок и объекты недвижимости, находящиеся на данном земельном участке; копии землеустроительной документации (при ее наличии); кадастровый паспорт земельного участка. В случае непредставления кадастрового паспорта заявителем по собственной инициативе Правительство Севастополя самостоятельно запрашивает его в порядке информационного взаимодействия у уполномоченного органа (п.3.2.). Уведомление об отказе в утверждении Плана должно содержать обоснованные причины невозможности его утверждения в соответствии с действующим законодательством (п.3.3.). При наличии утвержденного плана границ земельного участка согласование местоположения границ земельного участка уполномоченным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном статьей 39 Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости", не требуется (п.3.4.).

Прокурор города Севастополя обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного Постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 года №277-ПП в обоснование указав, что постановление принято с превышением компетенции Правительства Севастополя на регулирование отношений в сфере государственного кадастра недвижимости. Оспариваемое постановление напрямую регулирует отношения в сфере государственного кадастра недвижимости, поскольку возлагает на граждан и организации обязанность по получению дополнительного, не предусмотренного федеральным законодательством, документа, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета, а также изменяет порядок применения нормы федерального закона в части отсутствия необходимости согласования местоположения границ земельного участка. Вместе с тем отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности урегулированы Федеральным закон «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ст. 2 данного Федерального закона нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации не включены в число источников правового регулирования указанных отношений. Статья 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», на которую содержится необоснованная ссылка в преамбуле оспариваемого постановления Правительства Севастополя, устанавливает требования к подготовке межевого плана и не предусматривает необходимости разработки каких-либо планов границ земельных участков. Земельный кодекс РФ не предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по возложению на правообладателей земельных участков обязанности по разработке такого рода документа. В нарушение ст. 39 Федерального закона О государственном кадастре недвижимости» пункт 3.4 оспариваемого Порядка изменяет порядок применения данной нормы федерального законодательства. Статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ предусмотрено, что до 1 января 2017 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Однако оспариваемое постановление с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не согласовывалось. Кроме того, самовольное установление дополнительной административной процедуры в отсутствие четкого регулирования порядка ее прохождения, оснований для отказа в предоставлении соответствующей государственной услуги свидетельствуют о наличии в оспариваемом нормативном правовом акте коррупциогенных факторов.

В письменных возражениях представитель Правительства Севастополя с иском не согласился. Указал, что данные утвержденной в соответствии с законодательством Украины документации по землеустройству в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, а ст.12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ такая документация признана действующей. Во избежании нарушения прав смежных землепользователей, необоснованного изменения конфигурации и местоположения границ земельных участков, которые были ранее установлены в соответствии с законодательством Украины, оспариваемым Постановлением Правительства Севастополя от 10.04.2015г. № 277-ЛП утвержден Порядок подготовки, согласования утверждения плана границ земельного участка (далее - Порядок). Следовательно, никакие дополнительные требования и ограничения при оформлении земельных участков и распоряжении ими Порядок не не предусматривает.

В судебном заседании прокуроры и представитель Правительства Севастополя настаивали, соответственно на иске и возражениях на иск.

Выслушав доводы сторон, пояснения специалистов, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Частью 3 ст.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости) (ч.5 ст.1).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч.3 ст.1).

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы) (ч.4 ст.1).

Результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования (ст.37).

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1 ст.38).

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3 ст.38).

Межевой план состоит из графической и текстовой частей (ч.4 ст.38).

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (ч.5 ст.38).

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ) (ч.6 ст.38).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.7 ст.38).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.9 ст.38).

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ч.1 ст.39).

Таким образом из приведенных правовых норм следует, что основой для осуществляется кадастрового учета земельных участков являются кадастровый план соответствующей территории или кадастровая выписка о соответствующем земельном участке, на основании которых кадастровым инженером составляется межевой план.

В связи с этим, поскольку при проведении межевания и кадастровом учете у кадастрового инженера, органов кадастрового учета имеются сведения о смежных земельных участках, приведенной ч.1 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» необходимость согласования местоположения границ с заинтересованными лица установлена только для случаев, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков.

Однако такое правовое регулирование не учитывает, что в связи с нахождением города Севастополя до 18.04.2014г. в составе Украины, государственный кадастр недвижимости в отношении территории города Севастополя не содержит сведений об имеющихся земельных участках, что влияет на правильность проведения межевания и кадастрового учета, в том числе на возможность выявления случаев необоснованного уточнения местоположения границ.

При этом, как следует из пояснений специалистов, представляемые для кадастрового учета документы о правах на земельные участки, выданные государственными и иными официальными органами Украины, не содержат сведений о координатах характерных точек границ земельных участков. Земельный кадастр Украины, содержащий такие сведения, был отключен для города Севастополя после принятия в состав Российской Федерации. Также на Украине и в Российской Федерации используются разные системы для определения координат характерных точек границ земельных участков.

Оспариваемое Постановление, как в нем указано, принято Правительством Севастополя в целях уточнения границ земельного участка на местности на территории города федерального значения Севастополя. В приложении 2 к данному Постановлению также указано, что план составляется в целях: 1) уточнения границ земельного участка при отсутствии сведений о координатах характерных точек в государственном кадастре недвижимости; 2) уточнения границ земельного участка в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; 3) устранения кадастровой ошибки.

То есть Постановление принято для обеспечения возможности применения в городе Севастополе федерального законодательства, регулирующего кадастровый учет земельных участков, имеет дополняющий характер, в связи с чем не противоречит такому законодательству.

Согласно ч.1, 3 ст.2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Статьей 2 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое Постановление, устанавливающее особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости на территории города Севастополя, принято Правительством Севастополя, как высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя (ч.2 ст.11 Устава города Севастополя), в пределах указанных полномочий.

Поскольку специальные форма и порядок согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, законодательством не установлены, суд считает, что нормативный правовой акт города Севастополя, устанавливающий особенности регулирования указанных отношений, не может быть признан недействующим по основанию нарушения полномочий только исходя из формального отсутствия «официального» согласования.

Между тем сведений о наличии возражений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере кадастрового учета недвижимости, прокурором города Севастополя не представлено, иск основан на формальных основаниях.

При этом суд принимает во внимание, что Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2014г. N1334-р утверждено Соглашение между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Правительством Севастополя о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета.

Указанное Соглашение не содержит положений о согласовании, предусмотренном ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, но непосредственно факт его заключения по предмету передачи полномочий свидетельствует о признании со стороны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере кадастрового учета недвижимости, необходимости интеграции отношений по государственному кадастровому учету в городе Севастополе в правовую систему Российской Федерации и, соответственно, является подтверждением отсутствия возражений со стороны таких органов компетенции органов государственной власти города Севастополя по соответствующему нормативному правовому регулированию.

Кроме того, согласно п.5 ч.2 ст.209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта, при подаче его прокурором, должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано исковое заявление, нарушены или о том, что существует реальная угроза их нарушения.

В соответствии с п.1 ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

В исковом заявлении, с учетом дополнений к нему, прокурором указано, что Постановление Правительства Севастополя Правительства Севастополя от 10.04.2015 года №277 - ПП влечет создание дополнительных административных барьеров для реализации прав граждан и организаций на территории города Севастополя.

Между тем, как указано выше, оспариваемое Постановление имеет дополняющий характер для обеспечения возможности применения в городе Севастополе федерального законодательства, то есть им не нарушаются чьи либо права.

Также являются ошибочными доводы прокурора о коррупциогенных факторах в содержании положений оспариваемого Постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 года №277-ПП.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст.215-217 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору города Севастополя в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим Постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 года №277-ПП «Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка» отказать.

Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Правительством Севастополя в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя, в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья В.В. Бабич