ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/2017 от 10.07.2017 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-17/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ерютина К.И.,

при секретаре Ткаченко А.В.,

с участием прокурора отдела

прокуратуры Камчатского края Соловьевой О.И.,

представителей общества с ограниченной ответственностью «РСО «Силуэт» ФИО2 и ФИО3, представителей Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО4 и ФИО5, представителя публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» ФИО6,

рассмотрев 10 июля 2017 года в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РСО «Силуэт» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 495 от 20 декабря 2016 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2017 год»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «РСО «Силуэт» (далее также Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее также Служба по тарифам) № 495 от 20 декабря 2016 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2017 год» (далее - Постановление № 495), опубликованного 21 декабря 2016 года в газете «Официальные ведомости», спецвыпуск № 3. Общество полагает, что Постановление № 495 не соответствует требованиям ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 23, ст. 23.3, ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.п. 1, 3-4, 7, 9, 11-12, 15-21, 24-25, 27-31 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования), п.п. 15-16, 19-22, 22.1-22.3, 23-25, 43-44, 47-49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года №20-э/2 (далее - Методические указания).

В обоснование заявленных требований указало, что Общество не является гарантирующим поставщиком, не осуществляет деятельность по продаже электрической энергии населению, в связи с чем тарифы по передаче электрической энергии для Общества должны регулироваться, а не устанавливаться. Однако Постановлением № 495 на 2017 год определена необходимая валовая выручка в сумме 4935000 руб., установлен одноставочный тариф на услугу по передаче электрической энергии по периодам: с 1 января по 30 июня 2017 года в размере 1,381 руб./кВт, с 1 июля по 31 декабря 2017 года в размере 1,455 руб./кВт. При определении необходимой валовой выручки следовало учесть факт деятельности Общества по передаче электроэнергии за 9 месяцев 2016 года, поскольку в 2015 году Общество такую деятельность не вело, а также количество кВт, которые Общество передало по своим сетям потребителю, и прибыль/убытки по данному периоду государственного регулирования, поскольку иного периода, в котором Общество вело деятельность по передаче электроэнергии, не существует.

При определении базового уровня операционных расходов административный ответчик взял за основу экономические показатели за 2015 год, исходя из утвержденных долгосрочных тарифов на тепловую энергию в период с 2016-2018 годов. Однако, следовало взять фактический финансовый результат за 2016 год по регулируемой деятельности в виде итогов за 9 месяцев 2016 года в разрезе затрат, связанных с услугой по передаче электрической энергии. Эти данные отразили бы фактические затраты, понесенные Обществом при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в 2016 году. Поскольку Службой по тарифам на 2017 год применяется распределение расходов по счетам бухгалтерского учета 25 и 26 необходимая валовая выручка по тепловой энергии в размере 90%, по электрической энергии в размере 10%, то пропорция затрат на оплату по данным расходам и расходам по оплате труда установлена в соотношении 90/10 от необходимой валовой выручки - 90% тепловой энергии и 10% электрической энергии, что приводит к недостатку денежных средств на оплату труда, как по тепловой энергии, так и по электрической, поскольку по тепловой энергии тариф был снижен именно по фонду заработной платы. Аналогичная ситуация складывается по всем затратам, где Служба по тарифам применила пропорцию 90/10. Полагает, указанные действия административного ответчика уменьшают базу налога на прибыль и приводят к получению Обществом прямых убытков.

До 2016 года у Общества тариф на услуги по передаче электрической энергии не существовал и Службой по тарифам необходимая валовая выручка за 2016 год была установлена, исходя из расчетных величин, определенных Обществом без существования базового периода регулирования и учета имеющихся объектов электросетевого хозяйства. Однако согласно экспертному заключению Служба по тарифам взяла за основу финансовое состояние Общества за 2015 год, а не за 2016 год. Из таблицы № 1 экспертного заключения следует, что при определении необходимой валовой выручки был взят долгосрочный тариф на тепловую энергию по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности Общества за 2015 год. Однако в таблице № 2 Служба по тарифам произвела анализ основных технико-экономических показателей за 2016 год. Тем самым, эксперт сравнил несравнимые показатели, произвел перекрестное субсидирование одного вида деятельности необходимой валовой выручки необходимой для другого вида деятельности. В таблицах № 3 и № 4 заключения эксперт указал, что необходимая валовая выручка для Общества в 2017 году составляет 6066000 руб. без учета амортизационных расходов исходя из балансовой стоимости объекта. Однако Служба по тарифам приняла выводы о сумме необходимой валовой выручки в размере 4935000 руб., что меньше на 1131000 руб. от определенной экспертом. При этом минимальный размер необходимой валовой выручки на 2017 год, рассчитанный Обществом, составляет 12266000 руб. Указанная необходимая валовая выручка, это те денежные средства, без которых эксплуатировать оборудование невозможно, поскольку оно работать не будет, либо будет изъято лизингодателем. Общество не сможет осуществлять уставную деятельность, потерпит убытки, а изъятие оборудования грозит прекращением поставки электрической энергии потребителю.

Считает, что при определении необходимой валовой выручки на 2017 год Служба по тарифам обязана была учитывать п.п. 17-18, 27-28 Основ ценообразования, в том числе при определении балансовой стоимости основных средств и амортизационных отчислений. Она должна была принять амортизационные отчисления, по каждому объекту электросетевого хозяйства, исходя из его балансовой стоимости, установленной Обществом на основании п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Вместе с тем Служба по тарифам самостоятельно определила метод начисления амортизации, нарушив положения ст. 259 НК РФ, занизила базу налога на прибыль. Также Служба самостоятельно рассчитала балансовую стоимость основных средств Общества, введенных в 2016 году в эксплуатацию, чем нарушила требования п. 27 Основ ценообразования. Это привело к неправильному определению необходимой валовой выручки в части амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов.

Общество по договорам финансовой аренды (лизинга) приобрело имущество, которое учитывается на балансе лизингополучателя - Общества. Экономически обоснованные расходы на финансовую аренду (лизинг) учитываются при формировании необходимой валовой выручки. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации, налога на имущества и лизинговых платежей. Следовательно, стоимость за пользование указанным имуществом, которая состоит из двух частей - амортизационные отчисления равными долями за 20 лет и стоимость финансовой аренды данного имущества, должна быть учтена. Однако Службой по тарифам при определении необходимой валовой выручки указанная плата не учтена.

Служба по тарифам выбрала метод экономически обоснованных расходов (затрат) и при осуществлении регулирования цены она обязана была руководствоваться нормативными правовыми актами сфере бухгалтерского учета, в том числе и учета балансовой стоимости основных средств. Но фактически был применен метод индексации тарифов – проиндексированы затраты на 104,7% по отношению к 2015 году, а не произведен их расчет, исходя из фактических затрат за 9 месяцев 2016 года. Службой был использован финансовый результат по регулируемой деятельности Общества, связанной с выработкой и транспортировкой тепловой энергии, а затем снижена необходимая валовая выручка по долгосрочному тарифу на тепловую энергию. За 9 месяцев 2016 года Общество понесло незапланированные в 2015 году затраты, поэтому согласно п. 21 Методических указаний Служба по тарифам должна была использовать соответствующую формулу, а не индекс-дефлятор при формировании необходимой валовой выручки на период регулирования для покрытия обоснованных расходов на производство регулируемого вида деятельности, с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств Общества в связи с фактически понесенными затратами. При этом Служба по тарифам полностью исключила из тарифа величину необходимой валовой выручки, требуемой для покупки электрической энергии у гарантирующего поставщика для осуществления деятельности по передаче электрической энергии потребителю гарантирующего поставщика; фактические расходы Общества, связанные с текущим ремонтом оборудования и финансовой аренды имущества.

Кроме того, установленный постановлением Службы по тарифам № 382 от 3 декабря 2015 года одноставочный тариф на 2016 год принес Обществу убыток в размере 1025000 руб. Однако Служба по тарифам не стала рассматривать заявку Общества по существу, выборочно проиндексировала некоторые затраты, фактически понесенные Обществом и не учла данные затраты в необходимой валовой выручке.

Таким образом, полагает, что Служба по тарифам путем произвольного определения необходимой валовой выручки и комбинирования методов тарифного регулирования снизила убыточный тариф на услугу по передаче электрической энергии Обществу в 2017 году по сравнению с 2016 годом. В результате убытки Общества составили: 276236 руб. 86 коп. - не включение амортизационных отчислений; 1337000 руб. - не включение затрат на сырье и материалы за 2016 года и плановые 2017 год; 5119633 руб. - исключение платы за пользование и владение имуществом; 972212 руб. - не включение фактически понесенных затрат на устранение аварий и ремонт основных средств; 1203633 руб. - применение метода регулирования, не предусмотренного п. 12 Основ ценообразования. При этом, до вынесения оспариваемого Постановления № 495 постановлением № 448 от 16 декабря 2016 года «Об утверждении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию, поставляемую ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Центрального энергоузла в 2017 году», уже был указан экономически обоснованный тариф для третьих лиц в размере 4,190. То есть, не снижая данный тариф ПАО «Камчатскэнерго» в 2017 году по сравнению с 2016 годом, Служба по тарифам снизила Обществу тариф на услугу по передаче электрической энергии, тем самым обеспечила перекрестное субсидирование ПАО «Камчатскэнерго», а Обществу снизила базу налога на прибыль.

В судебном заседании представители административного истца ООО «РСО «Силуэт» ФИО2 и ФИО3 поддержали требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Дополнительно пояснили, что амортизационные отчисления по комплектной транформаторной подстанции КТП-434П взяты Службой по тарифам в размере, предложенном Обществом, а по КТПН-634 в меньшем размере от заявленного размера, следовательно, административный ответчик установил амортизационные отчисления исходя из произвольной балансовой стоимости, что противоречит действующему законодательству.

Отказывая во включении платежей по договорам лизинга, Служба по тарифам, неправильно толкует и применяет п. 28 Основ ценообразования. В пунктах 34 и 38 Основ ценообразования не указываются используемые Службой по тарифам критерии отнесения лизинговых платежей к источникам финансирования только при наличии утвержденных инвестиционных программ. Заявка на утверждение тарифа была подана Обществом исходя из положений ст. 259.3 НК РФ и договора финансовой аренды (лизинга) с ускоренной амортизацией и установлена средняя норма амортизации в год 19,0%, которая основана на законе. Однако эксперт произвольно определил амортизационные отчисления в размере 5% без учета, что через пять лет балансовая стоимость имущества будет составлять 0 руб. 0 коп.

В материалах тарифного дела имеются материалы по статье «сырье, основные материалы», но информация по ним Службой по тарифам принята не в полном объеме. Ссылка на п. 7 Основ ценообразования полагает, необоснованна, поскольку она имеет императивный характер и расширительному толкованию не подлежит. Общество под указанный в данном пункте перечень не подпадает, так как в 2015 году регулируемую деятельность в области электроэнергетики не осуществляло, а затраты в 2016 году понесло больше, чем было утверждено на 2016 год. Ссылаясь на применение метода экономически обоснованных расходов (затрат), Служба по тарифам не учла лизинговые платежи применив долгосрочный метод доходности инвестиционного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой налоговой выручки. Однако нормативные правовые акты предусматривают такой механизм, но для долгосрочных тарифов (п.п. 34 и 38 Основ ценообразования). Служба по тарифам фактически подтверждая применение смешанного метода регулирования, неустановленного законодательством, применив три метода в совокупности по своему усмотрению, не учла, что при индексации определенных затрат следовало привести базовый уровень экономических затрат к равенству с необходимой валовой выручкой, а уже затем индексировать.

Исходя из положений п.п. 28, 87 Основ ценообразования, ст.ст. 665 и 625 ГК РФ инвестиционные программы необходимы при новом строительств объекта для расчета тарифа на технологическое присоединение, то есть речь идет о заемных средствах для нового строительства. Договор лизинга является договором аренды определенного объекта, а не привлечение заемного капитала, он относится к отдельным видам договора аренды имущества, и оплата за пользование имуществом, в том числе аренда и лизинг включается в необходимую валовую выручку.

Представители Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признали по снованиям, изложенным в письменном отзыве. Пояснили, что при рассмотрении заявления об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества на 2017 года Службой по тарифам были соблюдены в полном объеме требования действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов. При расчете расходов по статье «Амортизация основных средств» в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1, экспертом была определена амортизационная группа - седьмая с максимальным сроком полезного использования 20 лет. На основании имевшихся в Службе по тарифам материалов, подтверждающих балансовую стоимость имущества, а также с учетом срока амортизации, экспертом был составлен расчет суммы амортизационных отчислений в год. Обществом в тарифной заявке на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год отдельные расходы, связанные с платежами по договору лизинга заявлены не были. Заявлений об утверждении инвестиционной программы на 2017 год от Общества также не поступало. Тогда как, согласно подп. 5 п. 28 Основ ценообразования лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с п.п. 34 и 38 Основ ценообразования. В связи с отсутствием необходимых подтверждающих материалов по статье сырье, основные материалы, плановые расходы на 2017 год по данной статье затрат, приняты экспертом в объеме 204000 руб., на уровне утвержденных на 2016 год и доли общехозяйственных фактических расходов 2016 года, с применением индекса-дефлятора потребительских цен Минэкономразвития 2017/2016 - 104,7%, с пересчетом на условные единицы электрохозяйства Общества в 2017 году. Согласно требованиям п. 7 Основ ценообразования данные статистической и бухгалтерской отчетности за неполный отработанный 2016 год организации не могут быть основанием для рассмотрения финансовых результатов предприятия за предыдущий период регулирования. При определении величины необходимой валовой выручки на 2017 год для Общества Службой по тарифам применен метод экономически обоснованных расходов (затрат). Понесенные Обществом затраты в результате аварий не ремонт основных средств в 2016 году не носят плановый характер. Они являются фактическими, поэтому будут рассмотрены при утверждении тарифов на 2018 год.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Камчатскэнерго» ФИО6 в судебном заседании исковые требования полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению. До 2016 года у Общества регулируемого тарифа на услуги по передаче электрической энергии не существовало, поэтому, утверждая необходимую валовую выручку на 2017 год, Служба по тарифам должна была учитывать фактически понесенные затраты в предыдущем периоде регулирования, которым является 2016 год. Утвержденные тарифы на 2017 год не обеспечат безубыточную деятельность регулируемой организации, что противоречит общим принципам организации отношений в сфере энергоснабжения.

Заинтересованное лицо Министерство финансов Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещено, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заслушав заключение прокурора Соловьевой О.И., полагавшей требования ООО «РСО «Силуэт» необоснованными и неподлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, материалы тарифного дела, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ Об электроэнергетике).

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок (ч. 1 ст. 23 ФЗ Об электроэнергетике).

Частью 2 статьи 23 ФЗ Об электроэнергетике предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В силу п. 1 ст. 6 ФЗ Об электроэнергетике к общим принципам организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики относится, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Согласно Основам ценообразования настоящий документ, разработанный в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», определяет основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (п. 1).

Установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков (п. 4 Основ ценообразования).

При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа (п. 12 Основ ценообразования).

Необходимая валовая выручка это экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования (п. 1 Основ ценообразования).

При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (п. 15 Основ ценообразования).

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (п. 16 Основ ценообразования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года №20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам (далее – Методические указания), которые предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).

Согласно Методических указаний при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (п. 16 Методических указаний).

При установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования (п. 19 Методических указаний).

Если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (п. 20 Методических указаний).

При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (п. 23 Методических указаний).

Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются: передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников); поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии; содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей (п. 43 Методических указаний).

В соответствии с п. 47 Методических указаний расчетный объем необходимой валовой выручки (НВВ) сети сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии по сетям высокого, среднего первого, среднего второго и низкого напряжения, определяется исходя из: расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии, в том числе: часть общехозяйственных расходов, относимых на деятельность по передаче электрической энергии, а также расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, принимаемой из сети, присоединенной к сети рассматриваемой организации; суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии.

В силу п. 3 постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» Федеральная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в пределах их компетенции осуществляют государственный контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно п. 2 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», под инвестиционной программой в настоящих Правилах понимается совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в 2015 году Общество осуществляло деятельность в сфере теплоснабжения, с 2016 года Общество осуществляет деятельность, как в сфере теплоснабжения, так и по передаче электрической энергии.

Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 16 декабря 2014 года № 428 утверждены и введены в действие с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «РСО «Силуэт» потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, с календарной разбивкой.

Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 19 ноября 2015 года № 268 утверждены долгосрочные параметры регулирования для ООО «РСО «Силуэт», устанавливаемые на 2016-2018 годы для формирования тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов.

20 декабря 2016 года Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края принято Постановление № 495 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2017 год». Оно опубликовано в печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» 21 декабря 2016 года, спецвыпуск № 3 и вступило в силу через десять дней с момента его официального опубликования.

Постановлением № 495 утверждена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь электросетевой организации ООО «РСО «Силуэт» на 2017 год, а также утверждены и введены в действие с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «РСО «Силуэт» и ПАО «Камчатскэнерго» с календарной разбивкой (п.п. 1-2).

Оспариваемое Постановление № 495 принято на основании экспертного заключения по результатам проверки обоснованности расчетов для утверждения тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2017 год (далее также экспертное заключение).

Согласно Приложению № 1 к оспариваемому постановлению необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь электросетевой организации ООО «РСО «Силуэт» на 2017 года определена в сумме 4935000 руб. Приложением №2 установлен одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии по периодам с 1 января по 30 июня 2017 года в размере 1,381 руб./кВт и с 1 июля по 31 декабря 2017 года в размере 1,455 руб./кВт.

В административном иске Общество указало, что оспариваемые положения Постановления № 495 не соответствуют вышеприведенным нормам материального права, поскольку: цена (тариф) по передаче электрической энергии для Общества должны регулироваться, а не устанавливаться; при определении базового уровня операционных расходов для осуществления регулирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии, Служба по тарифам взяла за основу финансовые показатели Общества за 2015 год, не связанные с регулируемым видом деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии, тогда как должна была при определении необходимой валовой выручки учесть факт 2016 года за 9 месяцев; при определении необходимой валовой выручки по факту наличия объектов у Общества электросетевого хозяйства не обоснованно занижена балансовая стоимость по КТПН-634 (комплексная трансформаторная подстанция наружной установки типа 2), также необоснованно утверждена необходимая валовая выручка в размере 4935000 руб., при определенной экспертом 6066000 руб.; при определении затрат, связанных с оказанием услуги по передаче электрической энергии на 2017 года неправильно определена необходимая валовая выручка при определении балансовой стоимости основных средств и амортизационных отчислений, в части амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов, поскольку не приняты амортизационные отчисления по каждому объекту исходя из его балансовой стоимости, установленной Обществом; при определении необходимой валовой выручки не учтена плата за владение и пользование имуществом; при определении необходимой валовой выручки «Плата за сырье и материалы» Служба по тарифам не взяла фактически понесенные расходы Обществом за 9 месяцев 2016 года, не применила метод экономически обоснованных расходов, установила свою цифру на сырье и материалы на 2017 год на уровне 204000 руб., которая была проиндексирована на 104,7%; при выборе метода экономически обоснованных затрат Служба по тарифам при осуществлении регулирования цены не использовала законодательную базу в сфере бухгалтерского учета, в том числе учет балансовой стоимости основных средств, и фактически комбинировала два метода регулирования.

Ссылка административного истца на то, что цена (тариф) по передаче электрической энергии для Общества должна регулироваться, а не устанавливаться, необоснованна, поскольку деятельность по передаче электрической энергии Общество в 2015 году не осуществляло, в связи с чем оспариваемым Постановлением № 495 была утверждена необходимая валовая выручка без учета потерь Обществу на 2017 год, а также утверждены и введены в действие индивидуальные тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов между Обществом и ПАО «Камчатскэнерго».

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля руководитель экспертной группы Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО8 пояснил, что пункты 27, 28 Основ ценообразования устанавливают общие правила, которые применяется при использовании любой методики. В Основах ценообразования говорится, что при отсутствии фактических отчетных данных предприятия за предыдущий период, при отсутствии в составе материалов тарифного дела документов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов, допускается использование экспертных оценок. В качестве базы может использоваться период регулирования продолжительностью не менее 12 месяцев. Соответственно, правовых оснований для использования в качестве базы фактических расходов предприятия, которое осуществляло деятельность по транспортировке электроэнергии в 2016 году на протяжении 9 месяцев, при установлении тарифа на 2017 год не имелось.

Система условных единиц утверждена Приказом «О системе условных единиц» Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 25/2. Общепринятая система условных единиц позволяет сопоставлять различные объекты электросетевого хозяйства. Условные единицы были использованы из таблицы 2.2 экспертного заключения по тарифам для теплоснабжения ООО «РСО «Силуэт» на 2016 и 2017 годы. При установлении тарифов на 2016 год Общество представило количество трансформаторных подстанций, которые на тот момент были в управлении Общества, и заявило, что объем электросетевого хозяйства эквивалентен 18,18 условным единицам, а на 2017 год Общество представило данные на 108 условных единиц, поскольку предприятие увеличило объем электросетевого хозяйства в 6 раз.

С учетом того, что Общество приобрело объекты, на которых осуществляет регулируемую деятельность, увеличилось количество условных единиц. У Общества отсутствовали отчетные данные за полный период регулирования в 2016 году, поэтому имелась единственная возможность по формированию дополнительных расходов на новое оборудование путем анализа утвержденных расходов на то же количество условных единиц по 2016 году и увеличению их пропорционально росту условных единиц, то есть в 6 раз. Экспертом при формировании эксплуатационных расходов на содержание данного оборудования указанные расходы были линейно увеличены в 6 раз относительно утвержденных тарифов на 2016 год. Обосновывающих документов для принятия линейных расходов, которые предлагало Общество в ходе проведения экспертизы, было недостаточно, поэтому эксперт применил метод линейного увеличения расходов. Таким образом, Обществу был обеспечен необходимый уровень расходов для того, чтобы поддерживать данное оборудование в течение года и обеспечить производственную программу.

По эксплуатационным расходам отталкивались от расходов, которые ООО «РСО «Силуэт» представило в установленном порядке на 2016 год и линейно их увеличили в соответствии с увеличением объема оборудования.

В части распределения затрат по пропорции 90/10 речь идет не о прямых, а о косвенных затратах, которые будут индексироваться в соответствии с формулой расчета. Данное соотношение взято из экспертного заключения при определении Обществу тарифа по теплоснабжению. Один из главных принципов Федерального закона «Об электроэнергетике» - необходимость обеспечить баланс интересов ресурсоснабжающей организации потребителя, а также не допустить двойного учета одних и тех же расходов регулируемых тарифов. Если изменить данное соотношение то у Общества возникнут, либо излишне полученные доходы, либо недополученный расход. Правовых оснований корректировать тарифы на теплоснабжение не имеется, так как расходы не подлежат никакой корректировке в течение всего периода, и любое изменение пропорций приведет к нарушению закона. В целом объем расходов в данной пропорции не нарушает экономических прав и интересов Общества. Изменение соотношения в рамках оспариваемого постановления приведет к диспропорции в установленных для Общества тарифах на теплоснабжение.

Службой при утверждении тарифов был учтен объем фактической продукции и рост объема реализуемой услуги по передаче электрической энергии в определенное количество раз. Экспертом были проанализированы расходы, влияющие на увеличение полезного отпуска и увеличение объема оборудования. Расходы на оплату труда отражены в таблице П 1.16.

Расходы по устранению аварий и ремонту оборудования не носят плановый характер. Данные расходы никогда не учитывались в тарифе в связи с отсутствием методики и возможности учета. В 2016 году Общество понесло в связи с авариями незапланированные расходы на общую сумму 972212 руб. Если обоснованность данных расходов будет подтверждена, они будут учтены при формировании тарифов на 2018 год.

Службой по тарифам были утверждены расходы в размере 6066000 руб., и она обязана по закону выделить из данной суммы расходы, относящиеся к оплате потерь и чистые расходы на содержание электрических сетей. В регулируемых тарифах вышеуказанная сумма не изменилась, ее выделили отдельно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указали количество чистых расходов необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей без учета оплаты потерь в размере 4935000 руб.

Приказ ФСТ России от 28 марта 2013 года № 313-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» регламентирует формы и приложения, которые должны содержать постановления об утверждении тарифов. Увеличение расходов ООО «РСО «Силуэт» влечет увеличение расходов у ПАО «Камчатскэнерго» и транслируется в тех тарифах, которые Служба по тарифам устанавливает для потребителя, не только для населения, но и юридических лиц.

Пунктом 27 Основ ценообразования установлено, что расходы по договорам финансовой аренды (лизинг) учитываются только в том случае, если они являются частью инвестиционной программы. Административный истец должен был предоставить в Службу по тарифам первичные документы, исходя не только из правил бухгалтерского учета, но и налогового учета, а также нормативных актов, которые регулируют деятельность в сфере тарифов. Предприятие, заключая договор финансовой аренды (лизинга) должно было в полной мере осознавать все риски, которые могут возникнуть без соответствующего источника финансирования, утвержденной инвестиционной программы

Официальную заявку о включении расходов по лизинговым платежам ООО «РСО «Силуэт» в Службу по тарифам не предоставляло. На момент принятия решения Службой по тарифам не была утверждена инвестиционная программа, соответственно правовых оснований в полном объеме принимать расходы по лизингу не имелось. В экспертном заключении проанализирован состав расходов согласно перечню оборудования, произведена оценка балансовой стоимости того имущества, которое Общество приняло. Оба лизинговых договора не прошли правовую, юридическую процедуру в установленном порядке, которую они должны были пройти, для того чтобы учитываться в составе регулируемых тарифов.

Обоснованность расходов по комплектной трансформаторной подстанции КТПН-416 рассматривалась при установлении тарифов на 2016 год в рамках другого тарифного дела.

В соответствии с седьмой амортизационной группой и максимальным сроком использования - 20 лет сумма амортизации по трем трансформаторным подстанциям согласно произведенному расчету должна составить 1080508 руб. 48 коп. В экспертном заключении допущена техническая ошибка в формуле расчета и годовая сумма амортизации основных средств указана в размере 1540837 руб. 38 коп. вместо 1080508 руб. 48 коп. Пункт 7 Основ ценообразования регламентирует проведение анализа по итогам работы предприятия за фактический период регулирования и изъятие излишне полученных доходов предприятия на сглаживание тарифов последующих периодов. Эксперт в результате допущенной технической ошибки произвел увеличение расходов по строке «амортизация», которое будет скорректировано в порядке, предусмотренном Основами ценообразования. Заявки для утверждения инвестиционных программам подаются в Службу по тарифам до 15 марта года предшествующего периоду регулирования, а заявка по тарифам предприятием подается до 1 мая.

Как следует из материалов дела, 29 апреля 2016 года Общество обратилось в Службу по тарифам об установлении тарифа по передаче электрической энергии, предоставив расчет тарифов на передачу электрической энергии на 2017 год.

25 октября 2016 года Общество направило в Службу по тарифам расчет тарифов на транспортировку электрической энергии, поставляемую гарантирующим поставщиком потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, через сети и трансформаторные подстанции Общества на 2017 год.

Согласно экспертному заключению по результатам проверки обоснованности расчетов для утверждения тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Ситлуэт» на 2017 год и выписке из протокола заседания Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20 декабря 2016 года №43 (т. 1 л.д. 189-209, 210-228) при определении величины необходимой валовой выручки на 2017 год ООО «РСО «Силуэт» применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Метод экономически обоснованных расходов (затрат) является одним из методов регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Расчет тарифа с применением данного метода предусмотрен в пунктах 12-34 Основ ценообразования, из которых следует, что регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (п. 15 Основ ценообразования). В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (п. 17 Основ ценообразования).

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: 1) расходы на топливо; 2) расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); 3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530; 4) расходы на сырье и материалы; 5) расходы на ремонт основных средств; 6) расходы на оплату труда и страховые взносы; 7) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; 8) прочие расходы (п. 18 Основ ценообразования).

В п. 19 Основ ценообразования предусмотрены расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя определенные основные группы расходов.

В необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации. Для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии. При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций (п. 20 Основ ценообразования).

Расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 30 настоящего документа (п. 24 Основ ценообразования).

При определении расходов на ремонт основных средств учитываются: 1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"; 2) цены, указанные в пункте 30 настоящего документа (п. 25 Основ ценообразования).

При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации (п. 29 Основ ценообразования).

Ссылка административного истца на то, что Службой по тарифам фактически применено несколько методов регулирования при определении цены (тарифа) на услуги по передачи электрической энергии, а именно, метод экономически обоснованных расходов (затрат) и метод индексации тарифов, является необоснованной, поскольку положениями Основ ценообразования и Методических указаний предусмотрено применение по отдельным статьям затрат прогнозных индексов цен, утверждаемых Минэкономразвития Российской Федерации.

Экспертом Службы по тарифам необходимая валовая выручка Общества на 2017 год рассчитана в размере 4935000 руб., в том числе за первое полугодие 2017 года в размере 2627000 руб. и за второе полугодие - 2308000 руб.

При этом сумма необходимой валовой выручки в размере 4935000 руб. утверждена без учета оплаты потерь электросетевой организации на 2017 год (Том № 1 л.д. 191-193).

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности (п. 5 Основ ценообразования).

Общество осуществляет регулируемую деятельность по производству тепловой энергии и передаче электрической энергии. Поскольку отсутствовали применяемые Обществом нормативы по отдельным статьям расходов, Службой в расчетах использовались экспертные оценки, основанные на отчетных данных и имеющейся информации, что предусмотрено п. 31 Основ ценообразования.

Постановлением Службы по тарифам от 19 ноября 2015 года № 268 для Общества утверждены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на 2016-2018 годы для формирования тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов.

Базовым уровнем операционных расходов по транспортировке электроэнергии для Общества был 2016 год. При регулировании тарифов на 2016 год расходы по счетам 25 и 26 в составе необходимой валовой выручке Общества учитывались по производству тепловой энергии - 90%, регулируемая деятельность по транспортировке электроэнергии - 10%.

Поскольку 2016 год являлся базовым, то при регулировании тарифов на электроэнергию на 2017 год Службой по тарифам обоснованно применено распределение расходов по счетам 25 и 26 в составе необходимой валовой выручке по транспортировке электроэнергии в размере 10%.

В соответствии с п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

Исходя из смысла указанного пункта, данные статистической и бухгалтерской отчетности учитываются за год, предшествующий году при обращении с заявкой об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Поскольку Общество в 2015 году указанную деятельность не осуществляло, а в 2016 году деятельность по передаче электроэнергии осуществлялась в течении 9 месяцев, то Служба по тарифам обоснованно приняла затраты на 2017 год на уровне утвержденных на 2016 год с применением индекса-дефлятора потребительских цен Минэкономразвития 2017/2016 в размере 104,7%.

Таким образом, доводы административного истца о том, что Служба по тарифам при определении необходимой валовой выручки должна была учесть финансовые показатели Общества за девять месяцев 2016 года, в том числе при определении базового уровня операционных расходов для осуществления регулирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии, при определении затрат по статье расходов «сырье, основные материалы», несостоятельны.

По условиям договора финансовой аренды (лизинга) №117/2016 от 25 января 2016 года Лизингодатель (ООО «Профит-Лизинг») в соответствии с заявкой обязуется приобрести за свой счет и в свою собственность у выбранного Лизингополучателем (ООО «РСО «Силуэт») Продавца, указанное в заявке имущество - «Комплектная трансформаторная подстанция наружной установки, типа 2 КТПН-1600/10/0,4 кВа (КТПН-634) «Группа жилых домов по ул. Ломоносова». Согласно акту приемки-передачи имущества в лизинг от 10 февраля 2017 года Лизингодатель передал Лизингополучателю указанное имущество (Том № 1 л.д. 78-90).

Общая стоимость приобретаемого имущества для передачи в лизинг составляет 12000000 руб., в том числе НДС 18% - 1830508,47 руб. Общая сумма лизинговых платежей по настоящему договору составляет 20220325,28 руб., в том числе НДС 18% - 3084456,40 руб. Общая сумма лизинговых платежей состоит из: комиссионного вознаграждения лизингодателя, а также выкупной стоимости имущества. Лизинговые платежи осуществляются Лизингополучателем Лизингодателю в соответствии с графиком платежей. Выкупная стоимость имущества составляет 12000000 руб. 00 коп., в том числе НДС 18% - 1830508,47 руб. Комиссионное вознаграждение составляет 8220325 руб. 28 коп., в том числе НДС 18% - 1253947,92 руб. (п. 1.9-1.12 договора №117/2016 от 25 января 2016 года).

По условиям договора финансовой аренды (лизинга) №119 от 1 августа 2016 года Лизингодатель (ООО «Профит-Лизинг») обязуется приобрести за свой счет и в свою собственность у выбранного Лизингополучателем (ООО «РСО «Силуэт») Продавца действующее оборудование по передаче и переработке электрической энергии с кабельными линиями «Комплектная трансформаторная подстанция КТП-434П». Согласно акту приемки-передачи имущества в лизинг от 4 августа 2016 года Лизингодатель сдал, а Лизингополучатель осмотрел и принял во временное пользование и владение указанное имущество (Том № 1 л.д. 91-101).

Общая стоимость приобретаемого имущества для передачи в лизинг составляет 12000000 руб., в том числе НДС 18% - 1830508,47 руб. Общая сумма лизинговых платежей по настоящему договору составляет 20954135 руб. 40 коп., в том числе НДС 18% - 3196393,54 руб. Общая сумма лизинговых платежей состоит из: комиссионного вознаграждения Лизингодателя, а также выкупной стоимости имущества. Лизинговые платежи осуществляются Лизингополучателем Лизингодателю в соответствии с графиком платежей. Выкупная стоимость имущества составляет 12000000 руб. 00 коп., в том числе НДС 18% - 1830508,47 руб. Комиссионное вознаграждение составляет 8954135 руб. 40 коп., в том числе НДС 18% - 1365885,06 руб. (п. 1.9-1.12 договора №119 от 1 августа 2016 года).

Согласно расчетам Общества, ожидаемые расходы в 2017 году на амортизацию указанного имущества, а также на Комплектную трансформаторную подстанцию 416 (КТПН-416), приобретенную за счет заемных денежных средств, составят 6880000руб. Службой по тарифам расходы по данной статье приняты в расчет необходимой валовой выручки на 2017 года в размере 1541000 руб. (Том №1 л.д. 206).

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (абз. 1).

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов) (абз. 2).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (абз. 5).

В соответствии с указанной Классификацией к седьмой группе относится имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно, в том числе машины и оборудование - машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты: трансформаторы электрические, преобразователи статические и индукторы; выключатели, контакторы и реверсоры переменного тока высокого напряжения; разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители переменного тока высокого напряжения; трансформаторы напряжения высоковольтные; оборудование силовое тяговых подстанций, постов секционирования, пунктов параллельного соединения, приборы и приспособления для их монтажа и эксплуатационного обслуживания.

Учитывая изложенное, экспертом обоснованно определена амортизационная группа - «седьмая группа», к которой относится имущество Общества, с максимальным сроком полезного пользования - 20 лет, а довод административного истца о том, что имущество относится к «пятой группе» несостоятелен.

Согласно подп. 5 п. 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются, в том числе плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 настоящего документа.

Из буквального толкования указанной нормы, следует, что лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с п.п. 34 и 38 Основ ценообразования.

Между тем, Обществом в тарифной заявке на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год отдельные расходы, связанные с платежами по договору лизинга указаны не были. С заявлением об утверждении инвестиционной программы на 2017 год Общество в Службу по тарифам также не обращалось.

Доказательств обратного административным истцом не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

Как следует из таблицы 1.17 экспертного заключения «Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов», балансовая стоимость основных производственных фондов на начало периода регулирования Службой по тарифам утверждена в размере 30817000 руб., при предложенной Обществом 36165000 руб. (Том №1 л.д. 50).

Согласно приложению к указанной таблице балансовая стоимость, рассчитанная Обществом в размере 36164797 руб. 18 коп., складывается из балансовой стоимости объектов принятых на баланс, в том числе КТПН-416 в размере 1271186 руб. 44 коп. с нормой износа 11% и размером годовой амортизации - 143907 руб. 90 коп.; КТПН-634 в размере 17135868 руб. 88 коп. с нормой износа 20% и размером годовой амортизации - 3370990 руб. 56 коп.; КТП-434П в размере 17757741 руб. 86 коп. с нормой износа 19% и размером годовой амортизации - 3364624 руб. 77 коп. (л. 41 расчета тарифов).

Предлагая указанную сумму годовой амортизации за имущество - КТПН-634 и КТП-434П, Общество рассчитало ее с учетом ускоренной амортизации, а в балансовую стоимость имущества - КТПН-634 и КТП-434П включило, как стоимость каждой трансформаторной подстанции в размере 12000000 руб., так и сумму комиссионного вознаграждения в размере 8220325 руб. 28 коп. и 8954135 руб. 40 коп., соответственно.

Между тем при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии ускоренная амортизации неприменима, поскольку в силу абз. 5 п. 27 основ ценообразования и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, берется максимальный срок полезного использования, который в данном случае составляет 20 лет.

Учитывая изложенное, норма износа по КТПН-634 и КТП-434П правильно определена Службой в размере 5% в соответствии с седьмой амортизационной группой с максимальным сроком полезного использования этого оборудования - 20 лет.

Между тем при расчете балансовой стоимости КТПН-634 в экспертизе допущена арифметическая ошибка, что подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО8 Расчет произведен исходя из выкупной стоимости имущества - 12000000 руб. за вычетом налога на добавленную стоимость в размере 1,8%, тогда как ставка налога на добавленную стоимость должна составлять 18%. Эксперт ошибочно разделил 12000000 руб. на 1,018, тогда как следовало разделить на 1,18. Балансовая стоимость КТП-434П экспертом ошибочно взята в размере 17757741 руб. 86 коп., то есть она включает стоимость имущества 12000000 руб. и сумму комиссионного вознаграждения по договору лизинга 8954135 руб. 40 коп. за вычетом НДС 18%.

Согласно представленному Службой по тарифам расчету балансовая стоимость КТПН-634 и КТП-434П должна быть меньше, поскольку она рассчитывается за вычетом комиссионных вознаграждений по договорам лизинга и НДС 18% (Том № 2, л.д. 44).

Таким образом, балансовая стоимость КТПН-634 составляет 10169491 руб. 53 коп. ((20220325,28-8220325,28)/1,18), балансовая стоимость КТП-434П также составляет 10169491 руб. 53 коп. ((20954135,40-8954135,40)/1,18).

Исходя из этого, суммарная балансовая стоимость трех трансформаторных подстанций должна составлять 21610169 руб. 50 коп. (10169491,53 руб. (КТПН-634) + 10169491,53 руб. (КТП-434П) +1271186,44 руб. (КТПН-416)), вместо заявленной Обществом 36164797 руб. 18 коп. и утвержденной Службой по тарифам в размере 30816747 руб. 55 коп., а годовая сумма амортизации, указанная в представленном Службой расчете, составит 1080508 руб. 48 коп.

Разница между утвержденной Службой по тарифам суммой амортизационных отчислений в год составляет 460328 руб. 90 коп. (1540837,38 руб.-1080508,48 руб.).

Представитель административного ответчика, а также свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснили, что указанные технические ошибки могут быть устранены при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии Обществом на 2018 год в соответствии с п. 7 Основ ценообразования, согласно которому при установлении регулируемых цен (тарифов) Служба по тарифам примет меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов Общества (абз. 1). Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования (абз.8).

Вместе с тем, сумма годовых амортизационных отчислений входит в состав необходимой валовой выручки и, соответственно, влияет на размер тарифа по передаче электрической энергии, который утвержден оспариваемым постановлением на год для взаиморасчетов между Обществом и ПАО «Камчатскэнерго».

Учитывая изложенное, судом установлено и административным ответчиком не оспаривается, что при расчете суммы годовых амортизационных отчислений допущены арифметические ошибки в определении экспертом балансовой стоимости КТПН-634 и КТП-434П, которые повлияли на расчет НВВ и размер тарифа.

При этом само по себе наличие возможности на основании п. 7 Основ ценообразования устранить допущенные в расчетах ошибки при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии Обществом на 2018 год путем исключения необоснованных доходов, полученных в предыдущем периоде регулирования, не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку возможность устранения регулятором допущенных в расчетах ошибок в будущем не может препятствовать ООО «РСО «Силуэт» в настоящее время защитить свои интересы в судебном порядке.

Решая вопрос о моменте, с которого оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим, суд учитывает, что данное постановление применялось в 2017 году для взаиморасчетов между Обществом и ПАО «Камчатскэнерго», в связи с чем повлекло для них определенные правовые последствия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «РСО «Силуэт» подлежит удовлетворению. Суд признает недействующим постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 495 от 20 декабря 2016 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2017 год» с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оно противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно, пункту 1 Основ ценообразования, поскольку рассчитанная с арифметическими ошибками необходимая валовая выручка не может быть признана экономически обоснованной, а включение комиссионного вознаграждения по договору лизинга на КТП-434-П в отсутствие утвержденной инвестиционной программы противоречит требованиям подп. 5 п. 28 Основ ценообразования.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд за счет другой стороны взыскивает все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ООО «РСО «Силуэт» уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб., которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «РСО «Силуэт» удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 495 от 20 декабря 2016 года «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «РСО «Силуэт» на 2017 год».

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «РСО «Силуэт» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в печатном издании «Официальные ведомости» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись К.И. Ерютин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 июля 2017 года.

ВЕРНО:

Судья Камчатского краевого суда К.И. Ерютин