ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/2017 от 12.05.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-17/2017 12 мая 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,

при секретаре Терентьевой А.А.,

с участием прокурора областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 12 мая 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Сухаревой Е.П. об оспаривании подпункта 6 пункта 3 статьи 16 Устава муниципального образования «Тавреньгское» Коношского района Архангельской области (в редакции решения муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98),

у с т а н о в и л:

28 сентября 2015 года муниципальным Советом муниципального образования «Тавреньгское» принято решение № 98 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское», в соответствии с которым пункт 3 статьи 16 Устава муниципального образования «Тавреньгское», определяющий вопросы ведения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения, по которым принимаются решения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения, дополнен подпунктом 6 следующего содержания: избрание главы Тавреньгского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности главы Тавреньгского сельского поселения, возглавляющего администрацию Тавреньгского сельского поселения.

Сухарева Е.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании подпункта 6 пункта 3 статьи 16 Устава муниципального образования «Тавреньгское» Коношского района Архангельской области (в редакции решения муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98).

В обоснование исковых требований указала, что 14 октября 2016 года из публикации в газете «Коношский курьер» узнала о том, что в должность главы МО «Тавреньгское» вступил Фомин Н.А. Ранее данную должность занимали лица, избранные на основании голосования жителей муниципального образования. Однако в 2016 году выборы не проводились, Фомина Н.А. жители муниципального образования не избирали. Процедура избрания главы муниципального образования из числа кандидатов, которых представила конкурсная комиссия, осуществляется на основании изменений, внесенных в Устав МО «Тавреньгское» решением муниципального Совета МО «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года. Указанное решение является незаконным, поскольку в нарушение предусмотренной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» процедуры принятия изменений и дополнений в Устав муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Тавреньгское» обнародован не был, т.е. не доведен до сведения населения муниципального образования. Данное обстоятельство лишило жителей МО «Тавреньгское» предусмотренного законом права участвовать в местном самоуправлении. Порядок избрания главы МО «Тавреньгское» изменен без ведома избирателей. Нарушение процедуры внесения изменений в Устав МО «Тавреньгское» влечет признание незаконным подпункта 6 пункта 3 статьи 16 Устава муниципального образования.

В судебном заседании представитель административного истца Шияненко Т.К. исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» Герасимовская Е.Н. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что изменения в Устав муниципального образования «Тавреньгское», принятые решением муниципального Совета МО «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98, внесены законно, с соблюдением процедуры внесения таких изменений. Внесенные изменения зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Административный ответчик глава муниципального образования «Тавреньгское» Фомин Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что был избран на должность главы муниципального образования «Тавреньгское» решением муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 08 октября 2016 года № 5. Полагает, что решение муниципального Совета МО «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98 является законным, порядок его принятия не нарушен.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Хузиахметова С.С. просила в удовлетворении искового заявления отказать. Пояснила, что Управлением была проведена проверка соответствия Устава муниципального образования «Тавреньгское» в оспариваемой части Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного законом порядка принятия Устава МО «Тавреньгское», а также его антикоррупционная экспертиза, в ходе проведения которых нарушений не установлено. В Управление были представлены документы, подтверждающие опубликование проекта решения муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» № 98 более чем за 30 дней до принятия в окончательной редакции и порядка проведения публичных слушаний по указанному проекту. Населению муниципального образования была предоставлена возможность ознакомления с проектом решения и участия в обсуждении проекта. После принятия муниципальным Советом муниципального образования «Тавреньгское» решения от 28 сентября 2015 года № 98 данные изменения в Устав были зарегистрированы Управлением 03 ноября 2015 года и 20 ноября 2015 года опубликованы в Тавреньгском муниципальном вестнике. Полагает, что решение муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98 принято с соблюдением прав граждан на участие в разработке Устава муниципального образования «Тавреньгское» и в соответствии с законом.

Заслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика главы муниципального образования «Тавреньгское», представителей административного ответчика муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское», заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей отказать в удовлетворении исковых требований, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Поскольку Сухарева Е.П., зарегистрированная по месту жительства в деревне <адрес>, входящей в состав муниципального образования «Тавреньгское», ссылается на нарушение оспариваемым нормативным правовым актом ее права на участие в местном самоуправлении, она вправе обратиться в суд с настоящим иском.

В соответствии с частями 7-9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Судом установлено, что Устав муниципального образования «Тавреньгское» Коношского района Архангельской области, утвержденный решением муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 02 августа 2010 года № 48, в первоначальной редакции официально опубликован в Тавреньгском муниципальном вестнике 24 августа 2010 года № 3 и на официальном сайте муниципального образования «Тавреньгское». Прошел государственную регистрацию и включен регистрирующим органом в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации 16 августа 2010 года за номером государственной регистрации RU295133082010001.

Таким образом, Устав муниципального образования «Тавреньгское» является действующим нормативным правовым актом, на момент рассмотрения дела не отменен и не утратил силу.

На основании части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Пунктом 1 части 1 статьи 17 данного Федерального закона закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

В силу статьи 43 указанного Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (пункты 1, 2 части 1).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования (часть 3).

В соответствии с частью 3 статьи 44 данного Федерального закона устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 4 Устава муниципального образования «Тавреньгское» в систему органов местного самоуправления Тавреньгского сельского поселения входит муниципальный Совет Тавреньгского сельского поселения, являющийся представительным органом муниципального образования «Тавреньгское».

На основании пунктов 2, 3 статьи 5 Устава муниципального образования «Тавреньгское» в систему муниципальных нормативных правовых актов Тавреньгского сельского поселения включаются Устав Тавреньгского сельского поселения, решения, принятые на местном референдуме Тавреньгского сельского поселения, муниципальные нормативные правовые акты органов и выборных должностных лиц местного самоуправления Тавреньгского сельского поселения. Правом издавать (принимать) муниципальные нормативные правовые акты органов и выборных должностных лиц местного самоуправления Тавреньгского сельского поселения наделен, в том числе муниципальный Совет Тавреньгского сельского поселения – в форме решений.

Муниципальный Совет Тавреньгского сельского поселения является постоянно действующим и единственным представительным органом муниципального образования «Тавреньгское». Муниципальный Совет Тавреньгского сельского поселения состоит из десяти депутатов (пункты 1, 2 статьи 12 Устава муниципального образования «Тавреньгское»).

В силу подпунктов 1, 17 пункта 2 статьи 14 Устава муниципального образования «Тавреньгское» исключительно решением муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения (в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Архангельской области, Уставом Тавреньгского сельского поселения) принимается Устав Тавреньгского сельского поселения и вносятся в него изменения и дополнения; устанавливается порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу решений муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения и иных муниципальных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления Тавреньгского сельского поселения.

Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 03.02.2015 № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункт 1 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложен в новой редакции, согласно которой глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Статьей 4 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ предписано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона принять законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 4 статьи 35, частью 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в течение трех месяцев со дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации привести уставы городских округов, муниципальных районов, городских поселений в соответствие с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (в действовавшей до 14 июля 2016 года редакции Закона Архангельской области от 29.06.2015 № 307-18-ОЗ) глава сельского поселения Архангельской области избирается представительным органом сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности главы сельского поселения (пункт 2 статьи 1.2).

Закон Архангельской области от 29.06.2015 № 307-18-ОЗ вступил в силу 02 июля 2015 года.

Таким образом, поскольку у органов местного самоуправления Архангельской области возникла обязанность в срок до 02 октября 2015 года привести уставы муниципальных образований в соответствие с требованиями

Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ., то у муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения имелись законные основания для принятия решения о внесении изменений в Устав муниципального образования «Тавреньгское».

Положения Устава муниципального образования «Тавреньгское» в оспариваемой административным истцом части соответствуют пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и полностью воспроизводят положения пункта 2 статьи 1.2 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» в действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта редакции Закона Архангельской области от 29.06.2015 № 307-18-ОЗ.

Поверяя процедуру внесения муниципальным Советом муниципального образования «Тавреньгское» изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское», суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

В силу статьи 28 данного Федерального закона для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

На публичные слушания должны выноситься: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (пункт 1 части 3).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).

В соответствии с пунктами 2 - 5 статьи 32 Устава муниципального образования «Тавреньгское» проект решения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Тавреньгского сельского поселения не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Тавреньгского сельского поселения подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) решений муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения. Одновременно принимаются и подлежат официальному опубликованию (обнародованию) решение муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения о назначении публичных слушаний и решение муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения о порядке учета предложений по проекту указанного решения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Тавреньгского сельского поселения, а также о порядке участия граждан в его обсуждении.

Не требуется официального опубликования (обнародования) порядка учета предложений по проекту решения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Тавреньгского сельского поселения, а также порядка участия граждан в его обсуждении, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения Устава Тавреньгского сельского поселения в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

По проекту Устава Тавреньгского сельского поселения, проекту решения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения о внесении изменений в Устав муниципального образования «Тавреньгское» проводятся публичные слушания.

Публичные слушания по проекту решения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Тавреньгского сельского поселения не проводятся, когда изменения в Устав Тавреньгского сельского поселения вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Правовые основы проведения публичных слушаний определены муниципальным Советом муниципального образования «Тавреньгское» в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Тавреньгское», утвержденном решением от 12 октября 2005 года № 10 (далее – Положение).

В силу пункта 1.7 данного Положения на слушания могут выноситься, в том числе проект Устава МО «Тавреньгское», а также проект нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав.

В решении о проведении слушаний согласно пункту 2.3 Положения определяются вопросы, выносимые на обсуждение, дата, время и место проведения.

Согласно пункту 2.17 Положения слушания протоколируются. Протокол подписывается председательствующим на слушаниях.

Протоколы слушаний хранятся в том же порядке, как и протоколы заседаний муниципального собрания МО «Тавреньгское» (пункт 2.18 Положения).

Как следует из материалов дела, 28 августа 2015 года муниципальным Советом муниципального образования «Тавреньгское» был принят проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское».

Одновременно с принятием проекта указанного решения муниципальным Советом муниципального образования «Тавреньгское» было принято решение от 28 августа 2015 года № 97 «О назначении публичных слушаний», в соответствии с которым публичные слушания по проекту решения от 28 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское» были назначены на 25 сентября 2015 года в 10:00 в кабинете главы администрации муниципального образования «Тавреньгское». Указано, что прием письменных предложений по проекту указанного решения осуществляет организатор публичных слушаний (глава муниципального образования «Тавреньгское») в помещении администрации с 29 августа 2015 года по 24 сентября 2015 года в рабочие дни с 09:00 до 15:00. Этим же решением был утвержден состав организационного комитета для подготовки и проведения публичных слушаний по обсуждению проекта решения муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское» (приложение № 1).

Проект решения муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское», а также решение от 28 августа 2015 года № 97 «О назначении публичных слушаний» были официально опубликованы в Тавреньгском муниципальном вестнике 29 августа 2015 года за № 4 (8), то есть за 30 дней до дня принятия решения от 28 сентября 2015 года № 98 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское».

Из заключения организационного комитета по проекту решения муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское» от 25 сентября 2015 года следует, что участниками публичных слушаний была заслушана и обсуждена информация по проекту указанного решения, предложений по проекту решения за период с 29 августа по 24 сентября 2015 года не поступало. Участниками публичных слушаний решено признать публичные слушания состоявшимися, проект решения внести на утверждение муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское».

Результаты проведения публичных слушаний опубликованы в Тавреньгском муниципальном вестнике 26 сентября 2015 года за № 5 (9).

Таким образом, требования статьи 28, части 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 2 и 3 статьи 32 Устава муниципального образования «Тавреньгское» представительным органом муниципального образования «Тавреньгское» были соблюдены.

Отсутствие в материалах дела протокола, составленного по итогам общественных публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменений в Устав муниципального образования «Тавреньгское» в оспариваемой редакции, не свидетельствует о нарушении муниципальным Советом муниципального образования «Тавреньгское» процедуры внесения изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское».

Как пояснили в судебном заседании административные ответчики, после увольнения с занимаемой должности бывшего главы МО «Тавреньгское» ФИО1, в связи с избранием главой муниципального образования Фомина Н.А., они не смогли найти и представить по запросу суда протокол проведения публичных слушаний, поскольку документы при смене главы МО «Тавреньгское» не передавались, протокол был утрачен наряду с другими документами.

Показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО2 и ФИО3 подтверждается, что публичные слушания по проекту решения от 28 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское» действительно были проведены 25 сентября 2015 года, предложений по проекту указанного решения организатору публичных слушаний не поступало, протокол публичных слушаний был составлен председателем организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний по обсуждению проекта решения о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Тавреньгское» ФИО2.

Оснований не доверять показаниям свидетелей ФИО2 и ФИО3 у суда не имеется, поскольку указанные лица на момент рассмотрения настоящего административного дела на муниципальной службе в органах местного самоуправления Тавреньгского сельского поселения не состоят, личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе административного дела не имеют.

Кроме того, соблюдение данного порядка подтверждается также заявлением главы муниципального образования «Тавреньгское» ФИО1 о государственной регистрации решения муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98, поступившим в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 05 октября 2015 года (том 1, л.д. 161, 173-174).

Учитывая, что проект решения муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское» и решение от 28 августа 2015 года № 97 «О назначении публичных слушаний» были официально опубликованы в Тавреньгском муниципальном вестнике, выпущенном тиражом 50 экземпляров, а также официально обнародованы путем распространения в помещениях администрации муниципального образования «Тавреньгское», рассылки в библиотеки, магазины и иные общественные места муниципального образования «Тавреньгское», о чем в судебном заседании подтвердили свидетели ФИО2 и ФИО3, суд приходит к выводу о том, что данные решения были доведены до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории муниципального образования «Тавреньгское».

В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований установлен Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», согласно части 3 статьи 1 которого государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В Архангельской области таким регистрирующим органом в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечнем управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденными приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» регистрирующий орган: проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования; присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 3 данного Федерального закона для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются: муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта в двух экземплярах, а также на магнитном носителе; протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт; сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 32 решение муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Тавреньгского сельского поселения подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом.

Как следует из материалов дела, на двадцать третьей сессии муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» 28 сентября 2015 года было принято решение № 98 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское», которым к вопросам ведения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения, по которым принимаются решения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения, отнесено также избрание главы Тавреньгского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности главы Тавреньгского сельского поселения, возглавляющего администрацию Тавреньгского сельского поселения.

Решение муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское» с документами, предусмотренными частью 4 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», поступили на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 05 октября 2015 года. Управлением в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» проведена его проверка, по итогам которой составлено заключение от 03 ноября 2015 года № 248.

Сведения о решении муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98 включены регистрирующим органом в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации 03 ноября 2015 года за номером государственной регистрации RU295133082015002, что свидетельствует о соблюдении представительным органом муниципального образования «Тавреньгское» требований части 6 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 статьи 32 Устава муниципального образования «Тавреньгское».

В соответствии с частью 8 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Частью 3 статьи 47 данного Федерального закона установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно пунктам 7-9 статьи 15 Устава муниципального образования «Тавреньгское» решения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения подлежат в течение 10 (десяти) дней со дня их подписания официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, определенном решением муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения. Если эти решения официально не опубликованы (не обнародованы), то они не применяются.

Решения муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено федеральным законом или самим решением муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения.

Порядок принятия решений муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения регулируются Уставом Тавреньгского сельского поселения и регламентом муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения.

На основании статьи 32 Устава муниципального образования «Тавреньгское» решение муниципального Совета Тавреньгского сельского поселения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Тавреньгского сельского поселения после государственной регистрации данного решения подлежит официальному опубликованию (обнародованию) и вступает в силу в установленном порядке (абзац 2 пункта 4).

Глава Тавреньгского сельского поселения обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированный Устав Тавреньгского сельского поселения, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав Тавреньгского сельского поселения в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (пункт 5).

На основании Положения о порядке опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов муниципального образования «Тавреньгское», утвержденного решением муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 27 мая 2015 года № 76, официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта считается первая публикация его текста в Тавреньгском муниципальном вестнике, который является официальным изданием муниципального образования «Тавреньгское».

Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что официальным обнародованием считается доведение до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории муниципального образования «Тавреньгское», текста муниципального правового акта посредством: размещения на информационных стендах; обеспечения доступности текста в помещениях администрации муниципального образования «Тавреньгское»; рассылки муниципальных правовых актов в библиотеки или иные общественные места муниципального образования «Тавреньгское».

Судом установлено, что решение муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Тавреньгское» было опубликовано на официальном сайте муниципального образования «Тавреньгское» 04 ноября 2015 года (том 1, л.д. 247), а также в Тавреньгском муниципальном вестнике 20 ноября 2015 года за № 10.

Таким образом, требования части 8 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 статьи 32 Устава муниципального образования «Тавреньгское» представительным органом муниципального образования «Тавреньгское» были соблюдены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что изменения в пункт 3 статьи 16 Устава муниципального образования «Тавреньгское» внесены уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Тавреньгское», права и законные интересы административного истца не нарушены.

Кроме того, изменения в Устав муниципального образования «Тавреньгское» внесены в целях приведения его в соответствие с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (в редакции Закона Архангельской области от 29.06.2015 № 307-18-ОЗ).

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Сухаревой Е.П. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Сухаревой Е.П. об оспаривании подпункта 6 пункта 3 статьи 16 Устава муниципального образования «Тавреньгское» Коношского района Архангельской области (в редакции решения муниципального Совета муниципального образования «Тавреньгское» от 28 сентября 2015 года № 98) отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в Тавреньгском муниципальном вестнике в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко