Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2018 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О., с участием представителя административного истца Прокуратуры Иркутской области Румянцевой А.А., действующей на основании доверенности от 11 декабря 2017 года <номер изъят>, представителя административного ответчика Правительства Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 30 декабря 2016 года <номер изъят>, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-17/2018 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Правительством Иркутской области 15.04.2013 г. принято постановление № 152-пп, в соответствии с которым земельные участки, <данные изъяты>, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов для проведения международных этнокультурных фестивалей «Ёрданские игры». Данное постановление официально опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 06.05.2013 г. № 48.
Согласно выпискам из ЕГРН, земельные участки с кадастровыми <номер изъят> находятся в собственности Ольхонского районного муниципального образования. Сведения о правах на земельный участок с кадастровым <номер изъят> в ЕГРН отсутствуют.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72, частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Административный истец считает, что данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку согласно карте Байкальской природной территории, границы которой утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р, земельные участки с кадастровыми <номер изъят> расположены в границах зоны хозяйственного назначения Прибайкальского национального парка (Положение о Прибайкальском национальном парке, утвержденное руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России от 31 декабря 1997 года). Указанное также подтверждается письмом ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от 26 июня 2017 года № 577.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
Правительство Иркутской области не обладало необходимыми полномочиями на изменение целевого назначения и осуществление перевода земельных участков, являющихся федеральной собственностью, с кадастровыми <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для перевода земель в земли особо охраняемых территорий и объектов, кроме создания особо охраняемых территорий и туристско-рекреационных особых экономических зон.
В состав особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», образованной на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 72 и от 8 сентября 2010 года № 692, территория Ольхонского района не входит.
Особо охраняемая территория в рассматриваемой местности ни органами местного самоуправления Ольхонского района, ни исполнительными органами государственной власти Иркутской области и Российской Федерации в установленном законодательством порядке не создавалась, соответственно, законные основания для принятия решения о переводе земельных участков с кадастровыми <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов отсутствовали.
В результате неправомерного перевода земельных участков созданы предпосылки для нарушения законодательства об охране озера Байкал.
Заместитель прокурора Иркутской области Зенков С.Д. просит суд признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства области от 15 апреля 2013 года № 152-пп «О переводе земельных участков» с кадастровыми <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
В судебном заседании прокурор отдела Прокуратуры Иркутской области Румянцева А.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Иркутской области ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы возражений и дополнений к ним на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Администрация Ольхонского муниципального образования, надлежащим образом, извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв на исковое заявление, в котором указало, что земельные участки с кадастровыми <номер изъят> находятся в собственности Ольхонского районного муниципального образования, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22 мая 2015 года, просила в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований отказать, так как, полагает, что Правительство Иркутской области правомерно перевело указанные выше земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» (далее ФГБУ «Заповедное Прибайкалье») ФИО2, действующий на основании доверенности, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил. Ранее в судебном заседании просил требования прокурора удовлетворить, представил отзыв на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Службы архитектуры Иркутской области ФИО3, действующий на основании доверенности, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании ФИО3 полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поддержал доводы отзыва на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила суду ходатайство, в котором просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, просит в удовлетворении административного искового заявления отказать, ранее суду представила отзыв на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ФИО5, действующая на основании доверенности от 26 февраля 2018 г. <номер изъят>, в судебное заседание не явилась, в направленном суду ходатайстве просила о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с занятостью в других судебных процессах. Ранее в судебном заседании представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ФИО6, действующая на основании доверенности от 7 декабря 2017 года <номер изъят>, считала требования административного истца законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме, представила отзыв на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило письменные пояснения, в которых просит административный иск заместителя прокурора Иркутской области удовлетворить.
Заинтересованное лицо Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Службы, в уточненном отзыве на иск просили административные исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв на административное исковое заявление и заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, поддержала позицию по делу Правительства Иркутской области.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, по доводам административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации вправе обратиться в областной суд.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Компетенция прокурора на обращение в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов определена в пункте 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, административное исковое заявление заместителя прокурора Иркутской области по настоящему делу подлежит рассмотрению и разрешению по существу Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В данном административном деле заместитель прокурора Иркутской области оспаривает постановление Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп, которым осуществлен перевод земельных участков с кадастровыми <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно подпункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом в зависимости от их целевого использования. Перевод земель – это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков. Таким образом, оспариваемое постановление хотя и не содержит непосредственно в себе общеобязательных правил поведения, но является условием для применения иных, чем прежде, правовых норм, федеральных законов.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп «О переводе земельных участков», которым осуществлен перевод земельных участков с кадастровыми <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.
В силу положений части 8 статьи 213 указанного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 67 Устава Иркутской области, пункта 5 части 1 статьи 7 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Правительство Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Согласно статье 12 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп, Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Постановления Правительства Иркутской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области.
Постановления Правительства Иркутской области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.
Постановления Правительства Иркутской области подписываются Губернатором Иркутской области.
Как усматривается из содержания оспариваемого нормативного правового акта, он принят в форме постановления, подписан Губернатором Иркутской области.
Таким образом, форма и вид нормативного правового акта соблюдены при его принятии.
Проверяя соблюдение правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу, суд установил, что постановление Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп «О переводе земельных участков» в соответствии со статьей 54 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 06 мая 2013 года № 48, которая учреждена для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области на основании Закона Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ.
Постановление Правительства Иркутской области 15 апреля 2013 года № 152-пп «О переводе земельных участков» вступило в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 57 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», поскольку принято по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
Проверяя полномочия Правительства Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также процедуру его принятия, суд установил, что первоначальные сведения о земельном участке с кадастровым <номер изъят> внесены в Государственный кадастр недвижимости 08 октября 2012 года на основании заявления о государственном кадастровом учете вновь образованного земельного участка от 25 сентября 2012 года, постановлений Администрации Ольхонского районного муниципального образования от 03 декабря 2010 года № 1724 «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Из постановления Администрации Ольхонского районного муниципального образования от 29 октября 2012 года № 1855 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, земельные участки с кадастровыми <номер изъят> были предоставлены муниципальному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства Ольхонского районного муниципального образования» в постоянное (бессрочное) пользование, которое обращалось за государственной регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области.
Первоначально муниципальному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства Ольхонского районного муниципального образования» в регистрации указанного выше права на земельный участок с кадастровым <номер изъят> было отказано (сообщение от 19 марта 2013 г. (л.д. 64-67, т. 2) в связи с нахождением данного земельного участка в границах Прибайкальского национального парка, а также в границах объекта археологического наследия (заключение Управления Россреестра по Иркутской области № 15/13 от 12 февраля 2013 г. (л.д. 60, т. 2), вместе с тем в заключении Управления Россреестра по Иркутской области № 98/15 от 27 апреля 2015 года Россреестр на основании материалов землеустроительного дела по землеустроительным работам в отношении территории национального парка «Прибайкальский», расположенного в Ольхонском, Иркутском, Слюдянском районах Иркутской области (2011 год, инвентарный <номер изъят>) и дополнениям к указанному землеустроительному делу (2015 год, инвентарный <номер изъят>), изъятых на момент рассмотрения настоящего административного дела старшим следователем по расследованию важных дел СУ СК России по Иркутской области ст. лейтенантом <данные изъяты> (протокол выемки от 18 марта 2016 года), пришел к выводу о том, что этот земельный участок не находится в границах Прибайкальского национального парка.
Также муниципальному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства Ольхонского районного муниципального образования» первоначально было отказано в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым <номер изъят> (сообщение от 19 марта 2013 г. (л.д. 236 -237, т. 2) в связи с тем, что по сведениям Государственного фонда данных этот земельный участок частично расположен в границах Прибайкальского национального парка, а также в границах объекта археологического наследия (заключение Управления Россреестра по Иркутской области № 154/13 от 16 сентября 2013 года (л.д. 1, т. 2), заключение от 12 февраля 2013 года № 14/13 (л.д. 232, т. 2)), вместе с тем в заключении Управления Россреестра по Иркутской области № 99/15 от 27 апреля 2015 года Россреестр на основании материалов землеустроительного дела по землеустроительным работам в отношении территории национального парка «Прибайкальский», расположенного в Ольхонском, Иркутском, Слюдянском районах Иркутской области (2011 год, инвентарный <номер изъят>) и дополнениям к указанному землеустроительному делу (2015 год, инвентарный <номер изъят>), изъятых на момент рассмотрения настоящего административного дела старшим следователем по расследованию важных дел СУ СК России по Иркутской области ст. лейтенантом <данные изъяты> (протокол выемки от 18 марта 2016 года), пришел к выводу о том, что этот земельный участок не находится в границах Прибайкальского национального парка.
Из материалов дела следует что муниципальному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства Ольхонского районного муниципального образования» было отказано в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым <номер изъят> (сообщение от 19 марта 2013 года (л.д. 147 – 148, т. 2), сообщение от 07 апреля 2014 года (л.д. 176-177, т. 2) в связи с тем, что по сведениям Государственного фонда данных этот земельный участок частично расположен в границах Прибайкальского национального парка, а также в границах объекта археологического наследия (заключение Управления Россреестра по Иркутской области № 16/13 от 12 февраля 2013 года (л.д. 143, т. 2), вместе с тем в заключении Управления Россреестра по Иркутской области № 100/15 от 27 апреля 2015 года Россреестр на основании материалов землеустроительного дела по землеустроительным работам в отношении территории национального парка «Прибайкальский», расположенного в Ольхонском, Иркутском, Слюдянском районах Иркутской области (2011 год, инвентарный <номер изъят>) и дополнениям к указанному землеустроительному делу (2015 год, инвентарный <номер изъят>), изъятых на момент рассмотрения настоящего административного дела старшим следователем по расследованию важных дел СУ СК России по Иркутской области ст. лейтенантом <данные изъяты> (протокол выемки от 18 марта 2016 года), пришел к выводу о том, что этот земельный участок не находится в границах Прибайкальского национального парка.
Оспариваемым постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп «О переводе земельных участков» земельные участки с кадастровыми <данные изъяты> были переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Изменения категории земельных участков с кадастровыми <номер изъят> зарегистрированы в ЕГРН в установленном законом порядке.
Согласно постановлению Администрации Ольхонского районного муниципального образования от 25 июля 2013 года № 1447 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование было отменено постановление мэра района от 05 февраля 2012 года № 152 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользования земельных участков» и постановление мэра района от 29 октября 2012 года № 1855 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков и земельные участки с кадастровыми <номер изъят>, которые были предоставлены в постоянное бессрочное пользование муниципальному автономному учреждению Ольхонского районного муниципального образования «Этнокультурный центр «Байгал».
Из материалов дела следует, что первоначально, как и в вышеуказанных случаях, при обращении муниципального автономного учреждения Ольхонского районного муниципального образования «Этнокультурный центр «Байгал» в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области с заявлениями о регистрации права (бессрочного) постоянного пользования на земельные участки с кадастровыми <номер изъят> в регистрации права было отказано в связи с полным или частичным нахождением данных земельных участков в границах Прибайкальского национального парка, а также в границах объекта археологического наследия (сообщение от 04 апреля 2014 г. (л.д. 11 – 12, т. 2)
сообщение от 07 апреля 2014 г. (л.д. 100-101, т. 2), сообщение от 07 апреля 2014 года (л.д. 176-177, т. 2).
В дальнейшем право постоянного (бессрочного) пользования на эти земельные участки за муниципальным автономным учреждением Ольхонского районного муниципального образования «Этнокультурный центр «Байгал» было зарегистрировано и прекращено в связи с изданием постановления Администрации Ольхонского районного муниципального образования от 17 октября 2016 года № 224 «Об изъятии из постоянного (бессрочного) пользования МАУ ОРМО «Этнокультурный цент «Байгал» земельных участков и передаче их в муниципальную казну» земельные участки с кадастровыми <номер изъят> были изъяты из постоянного (бессрочного) пользования МАУ ОРМО «Этнокультурный центр «Байгал» в муниципальную казну Ольхонского районного муниципального образования.
Право собственности на земельные участки с кадастровыми <номер изъят> на момент рассмотрения дела зарегистрировано за Администрацией Ольхонского районного муниципального образования (дата регистрации права 22 мая 2015 года), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 14 августа 2017 года <номер изъят> (л.д. 32-77, т. 1), от 30 декабря 2018 года <номер изъят> (л.д. 125-203, т. 1) – далее (Выписка из ЕГРН от 30 декабря 2018 года).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела провоустанавливающих документов и кадастрового дела, представленными филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области на электронных носителях.
Обстоятельства отнесения указанного земельных участков к категории земель сельскохозяйственного назначения до их перевода в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
По информации, представленной Прибайкальским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» (л.д. 81-90, т. 3), земельные участки <данные изъяты> в границы лесов не входят.
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, земельный участок с кадастровым <номер изъят> поставлен на государственный кадастровый учет 08 октября 2012 года с указанием категории земли: земли сельскохозяйственного назначения, земельный участок с кадастровым <номер изъят> поставлен на государственный кадастровый учет 09 октября 2012 года с указанием категории земли: земли сельскохозяйственного назначения, земельный участок с кадастровым <номер изъят> поставлен на государственный кадастровый учет 10 октября 2012 года с указанием категории земли: земли сельскохозяйственного назначения.
17 мая 2013 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения относительно категории указанных выше земельных участков на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп об отнесении данных земельных участков к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно карте Байкальской природной территории масштаба 1:1000000 (2012 г., издание 2) местность <данные изъяты>, в которой расположены указанные выше земельные участки, полностью входит в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Из пояснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» следует, что земельные участки с кадастровыми <номер изъят> входят в границы Прибайкальского национального парка.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в суд на электронном носителе представлены сканированные образы материалов землеустроительного дела по землеустроительным работам в отношении территории национального парка «Прибайкальский», расположенного в Ольхонском, Иркутском, Слюдянском районах Иркутской области (2011 год, инвентарный <номер изъят>) и дополнения к указанному землеустроительному делу (2015 год, инвентарный <номер изъят>), в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми <номер изъят> исключены из границ Прибайкальского национального парка.
Согласно указанным документам информация из землеустроительных дел является информацией для служебного пользования. Землеустроительное дело составлено <данные изъяты> в 2011 году и согласовано с администрацией Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области и Прибайкальским национальным парком.
Подлинное землеустроительное дело инвентарный <номер изъят> и дополнения к указанному землеустроительному делу (2015 год, инвентарный номер <номер изъят>) изъяты старшим следователем по расследованию важных дел СУ СК России по Иркутской области ст. лейтенантом <данные изъяты> (протокол выемки от 18 марта 2016 года)
В соответствии с положениями статей 1, 3, 5, 6, 10, 19, 20, 22, 23 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» данный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Землеустроительная документация – это документы, полученные в результате проведения землеустройства.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случае изменения границ объектов землеустройства.
Основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, а также договоры о проведении землеустройства.
Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.
Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства.
К видам землеустроительной документации относятся, в том числе карты (планы) объектов землеустройства, тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Таким образом, из представленных материалов землеустроительного дела, содержащегося в фонде данных землеустроительной документации, не следует, что она утверждена в установленном законом порядке федеральным органом государственной власти Российской Федерации, никаких согласований с уполномоченными федеральными органами не имеется.
Кроме того, границы Прибайкальского национального парка, определенные в результате указанных выше землеустроительных работ на кадастровый учет не поставлены, а материалы землеустроительного дела изъяты по уголовному делу старшим следователем по расследованию важных дел СУ СК России по Иркутской области ст. лейтенантом <данные изъяты> (протокол выемки от 18 марта 2016 года).
Учитывая изложенные выше, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о нахождении указанных земельных участков в границах Прибайкальского национального парка, исходя из следующего.
В материалах дела имеется Карта Байкальской природной территории, которая составлена по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2012 году по материалам 2007-2011 годов, то есть того периода времени, когда составлялась землеустроительная документация по границам Прибайкальского национального парка.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и подпункта «а» пункта 7 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 марта 2012 года № 69, который действовал в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, государственный кадастр особо охраняемых территорий федерального значения, к которым относится Прибайкальский национальный парк, ведет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Проверяя доводы о вхождении земельных участков с кадастровыми <номер изъят> в границы Прибайкальского национального парка, суд установил, что данный национальный парк образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земли площадью 170 000,00 га в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 000,00 га земель государственного фонда, а также 112 000,00 га земель сельскохозяйственного назначения без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. При этом границы национального парка были установлены при его создании и не изменялись. Территория национального парка включена в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р. На основании данного распоряжения подготовлена карта Байкальской природной территории, на которой отображены, в том числе, границы Прибайкальского национального парка.
28 декабря 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границе центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границы которой, исходя из их места расположения входят земельные участки с кадастровыми <номер изъят>.
Из содержания карты Байкальской природной территории, масштаб 1 : 1 000 000, второго издания 2012 года, в которой учтены картографические изменения, произошедшие в период с 2007 по 2011 годы после предыдущего издания карты в 2006 году (специальное содержание которой защищено авторскими правами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 2012 г., а картографическая основа – Федерального агентства геодезии и картографии, 2006 г.), составленной на основании государственного контракта за счет средств федерального бюджета Федеральным государственным унитарным научно-производственным предприятием «Российский Федеральный геологический фонд», преобразованным на момент рассмотрения дела в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Росгеолфонд», Сибирское отделение которого осуществляет свою деятельность на территории Иркутской области (согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 12.02.2018 г.), следует, что на нее нанесены границы Прибайкальского национального парка по состоянию на момент образования Прибайкальского национального парка Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области», которые были установлены при его создании и не изменялись. Судом установлено, что согласно данной карте территория Прибайкальского парка входит в нанесенные на указанную выше карту Байкальской природной территории границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, созданной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 1641-р.
Из ответа Сибирского отделения ФГБУ «Росгеолфонд» от 02 марта 2018 года № ЕК-83/9 на запрос суда о представлении сведений о местонахождении земельных участков, <данные изъяты> относительно границ Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту Байкальской природной территории М 1:1 000 000, редакция 2, подготовленную Сибирским филиалом Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд» в 2012 году, следует, что на основании опубликованных данных, представленных на официальном сайте Росреестра http://rosreestrr.ru/publichnaya-kadastrovava-karta-rosreestra-online/, земельные участки, расположенные по указанному выше адресу с кадастровыми <номер изъят> находятся в границах Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту Байкальской природной территории масштаба 1: 1 000 000 (редакция 2), а также в границах Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200 000 (редакция 2).
Доводы представителя административного ответчика о недопустимости использования в качестве доказательства указанного выше ответа на запрос суда, а также доводы представителя административного ответчика и ранее высказанные в судебном заседании аналогичные доводы представителей Министерства имущественных отношений Иркутской области и Службы архитектуры Иркутской области относительно использования в качестве допустимого доказательства карты Байкальской природной территории, масштаба 1:1000000, (редакция 2), а также карты центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200 000 (редакция 2), так как по их мнению составитель этих карт не был уполномочен на нанесение границ Прибайкальского национального парка на эти карты, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Как следует из указанной выше выписки из ЕГРЮЛ, по состоянию на 12.02.2018 г. Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие «Российский Федеральный геологический фонд» (ФГБУ «Росгеолфонд»), созданное в результате преобразования юридического лица, являющегося составителем карты Байкальской природной территории, имеет действующую на территории Иркутской области лицензию <номер изъят> от 06.06.2016 г. на осуществление геодезических картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.
Из нанесенной на данную карту информации следует, что специальное содержание этой карты предоставлено Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» уполномочено осуществлять государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Зонирование территории национального парка, в том числе рекреационной зоны, относится к исключительной компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, нанесение границ Прибайкальского национального парка, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на карту Байкальской природной территории масштаба 1: 1 000 000 (редакция 2, 2012 г.), специализированной организацией - Федеральным государственным унитарным научно-производственным предприятием «Российский Федеральный геологический фонд», в рамках выполнения по заданию Минприроды России по нанесению на карту экологических зон Байкальской природной территории действовавшему на момент составления карты законодательству не противоречит.
При сопоставлении границ Прибайкальского национального парка, нанесенных на карту Байкальской природной территории, масштаба 1: 1 000 000 (редакция 2, 2012 г.) с приобщенными к материалам дела (л.д. 78, т. 1), с фрагментом карты центральной экологической зоны Байкальской природной территории, масштаба 1:200 000 (л.д. 220 – 238, т. 3), с информацией, представленной ФГБУ «Росгеолфонд» от 02 марта 2018 года № ЕК-83/9 с данными графической визуализации места полученных при сопоставлении опубликованных данных, представленных на официальном сайте Росреестра http://rosreestrr.ru/publichnaya-kadastrovava-karta-rosreestra-online/, карты Байкальской природной территории, а также с материалами графической визуализации, представленными Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» (л.д. 81-90, т. 3), полученным при совмещении материалов лесоустройства на территории Технического участка № 1 (до создания национального парка ранее совхоз «Елацинский») Ольхонского лесничества с помощью программного комплекса «Панорама» (ГИС «Карта 2011) (масштаб 1:500000), а также при совмещении границ земельных участков с кадастровыми <номер изъят> со снимками территории геопортала ESRI (масштаб 1:25000), учитывая, что согласно указанным выше материалам, карте Байкальской природной территории местность <данные изъяты> полностью находится в границах Прибайкальского национального парка и центральной экологической зоны Байкальской природной территории, суд приходит к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми <номер изъят>, переведенные постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп «О переводе земельных участков» из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов, находятся в границах Прибайкальского национального парка в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В силу пунктов «в», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ).
Подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую. Так, в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше следует вывод о том, что на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области земельные участки с кадастровыми <номер изъят> относились к государственным землям.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 2 приложения № 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
Согласно подпункту «б» пункта 1, пунктам 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности (пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 6 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в котором под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
В соответствии с подпунктами «в» и «д» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области) в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту 5 статьи 15 указанного Федерального закона дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что земельные участки с кадастровыми <номер изъят> на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области относились к землям федеральной собственности в силу прямого указания закона.
С учетом приведенных выше положений федерального законодательства и установленных обстоятельств дела Правительство Иркутской области не обладало необходимыми полномочиями на осуществление перевода указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
То обстоятельство, что границы Прибайкальского национального парка не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не свидетельствует об отсутствии территории федерального значения в определенных границах, поскольку они обозначены на карте Байкальской природной территории, сведения о них имеются у Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В связи с этим, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и его несоответствие требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, и полагает, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушены права неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в интересах которых прокурором заявлен административный иск.
Довод представителя Правительства Иркутской области о недоказанности вхождения указанных выше земельных участков границы Прибайкальского национального парка опровергаются собранными по делу доказательствами.
Из текста оспариваемого постановления Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп «О переводе земельных участков» с кадастровыми <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов следует, что оно принято в соответствии со статьями 3, 7, 10, 15 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (вступившего в силу 05.01.2005 года).
В соответствии с частью 4 статьи 15 данного Закона в редакции, действовавшей на момент принятия указанного постановления, следует, что в иных помимо предусмотренных часть 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается, что на момент принятия оспариваемого постановления Правительства Иркутской области о переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов право собственности на них за кем-либо не было зарегистрировано, вместе с тем они находились в границах Прибайкальского национального парка, что подтверждено собранными по делу доказательствами, в том числе, заключениями Управления Россрееста по Иркутской области, представленными суду в электронном виде и приобщенными к материалам дела.
По информации сообщенной суду лицами участвующими в деле, законность выведения этих земельных участков в последующем в 2015 году из состава земель Прибайкальского национального парка на момент рассмотрения настоящего административного дела является предметом проверки по уголовному делу, производство по которому не окончено.
Учитывая изложенное выше, доводы представителя Правительства Иркутской области, изложенные в дополнения к возражениям на иск и поддержанные в судебном заседании, о том, что данные земельные участки не относятся к государственной собственности не основаны на материалах данного административного дела и не могут быть приняты судом во внимание.
Иные доводы представителей Правительства Иркутской области, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Службы архитектуры Иркутской области, Администрации Ольхонского муниципального образования, высказанные ими в судебных заседаниях с их участием и отраженные в отзывах и возражениях на административное исковое заявление прокурора, не влияют на указанные выше выводы суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.
Суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, поэтому требования заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. о признании не действующим постановления Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп «О переводе земельного участка» подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим, суд учитывает, что он применялся в период с 25 февраля 2014 года по день вынесения решения суда и на основании него были реализованы права правообладателей данных земельных участков.
В связи с этим, оспариваемое прокурором Иркутской области постановление Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп «О переводе земельных участков» с кадастровыми <номер изъят>, находящихся в настоящее время в собственности Ольхонского районного муниципального образования, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, должно быть признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная», в которой и было опубликовано оспариваемое постановление Правительства Иркутской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление заместителя прокурора Иркутской области Зенкова С.Д. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу постановление Правительства Иркутской области от 15 апреля 2013 года № 152-пп «О переводе земельных участков» с кадастровыми <номер изъят> из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Резолютивная часть решения подлежит публикации в общественно-политической газете «Областная» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья А.С. Папуша