ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/2021 от 02.02.2021 Липецкого областного суда (Липецкая область)

Дело №3а-17/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Липецк

Липецкий областной суд

в составе председательствующего судьи Федосовой Н.Н.,

при помощнике судьи Игнатовой Л.А.,

с участием представителя административного истцаООО «ТЭКО-Сервис» ФИО1,

представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Россреестра» в лице филиала по Липецкой области ФИО2,

представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений по Липецкой области ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТЭКО-Сервис» к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Липецкой области об изменении кадастровой стоимости в связи с использованием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ТЭКО-Сервис» обратилось в Липецкий областной суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Липецкой области» в лице филиала по Липецкой области об изменении кадастровой стоимости в связи с использованием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка.

Административный истец с учетом уточнения требований просит изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – вид разрешенного использования – специальная деятельность, общей площадью 350000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> связи с использованием при определении кадастровой стоимости недостоверных сведений о размере удельного показателя кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 2898000 руб. по состоянию на 25 октября 2019 года исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для 6 группы видов разрешенного использования земельных участков.

В обоснование своих требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – вид разрешенного использования – специальная деятельность, общей площадью 350000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

Данный земельный участок был приобретен обществом с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения. 22.07.2019 года общество обратилось в администрацию с заявлением о переводе земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Перевод земельного участка из одной категории в другую был необходим для строительства мусоросортировочного комплекса и полигона для захоронения ТКО.

Вышеуказанная деятельность относится к специальной деятельности.

В соответствии с лицензией выданной Росприроднадзора по Тамбовской области 29.05.2019 года общество осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Постановлением администрации Липецкой области №425 от 03.10.2019 года земельный участок был переведен из одной категории в другую.

Категория «земли сельскохозяйственного назначения» изменилась на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения», вид разрешенного использования был изменен на «специальная деятельность».

Решением УИЗо по Липецкой области от 9.12.2015 г. № 1652-з «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Липецкой области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, прошедших кадастровый учет в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Липецкой области.

Определены удельные показатели кадастровой стоимости для муниципальных районов, исходя из групп видов разрешенного использования, а также группы видов разрешенного использования земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Во вторую группу включены земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности…

В шестую группу отнесены участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов; земли иного специального назначения.

Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 54075000 руб. (350000 кв.м. х 154,50 руб./ кв.м.).

Административный истец полагает ошибочным решение об отнесении земельного участка ко второй группе видов разрешенного использования земельного участка, а не к шестой. Он обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, однако заявление было отклонено.

Нарушение прав общества заключается в том, что кадастровая стоимость является составляющей формулы расчете земельного налога, ее увеличение увеличивает размер налога.

Поскольку размещение отходов является самостоятельной лицензируемой деятельностью, носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, земельный участок расположен в зоне специального назначения (СН-2), на котором осуществляется специальная деятельность, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 87 ЗК РФ, относится к землям иного специального назначения и 6 группе видов разрешенного использования земельных участков и таким образом, должен быть использован удельный показатель 8,28 руб./кв. м., предусмотренный для 6 группы видов разрешенного использования и кадастровая стоимость должна составлять 2898000 руб. ( 350000 кв.м. х 8,28 руб. /кв.м.).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 просила удовлетворить административные исковые требования с учетом уточнений, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 6 группе видов разрешенного использования.

Представитель административного ответчика УИЗо по Липецкой области ФИО3 возражала против заявленных требований, указывая на то, что управление не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, в процедуре определения кадастровой стоимости участия не принимало, следовательно, прав административного истца не нарушало. Предоставили письменный отзыв на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Россреестра» в лице филиала по Липецкой области ФИО2 возражала против заявленных требований, указала, что на момент определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, т.е. на 25.10.2019 года кадастровая стоимость была определена на основании достоверных сведений об объекте оценки, внесенных в ЕГРН, в соответствии с порядком межведомственного взаимодействия документами. Сведения о территориальной зоне и зоне с особыми условиями использования территории, в которой расположен земельный участок и о правовом режиме использования территория в ЕГРН не содержатся и не поступали.

Предоставили письменные возражения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ, учитывая требования ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, представителей административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенности ФИО3, представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Россреестра» в лице филиала по Липецкой области ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В подпункте 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации изложен один из основополагающих принципов земельного законодательства, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу положений статьи 24.19 указанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.

Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. N П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

В соответствии с пунктом 1.10 "Методических указаний о государственной кадастровой оценке", утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 226, земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.

Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Отнесение земельного участка к одной из групп осуществляется с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого.

Из материалов дела следует, что административный истец ООО «ТЭКО-Сервис» является с 10.07.2019 года собственником земельного участка с кадастровым номером категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – специальная деятельность, общей площадью 350000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 08.12.20220 года (л.д.68-69).

Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 25.10.2019 года в размере 54075000 руб., дата утверждения кадастровой стоимости в ЕГРН отсутствует, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 25.10.2019 год, дата начала применения кадастровой стоимости 25.10.2019 года (л.д.67).

Указанный земельный участок был приобретен административным истцом по договору купли-продажи от 04.07.2019 года у ООО <данные изъяты>» категории земель «земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства».

Постановлением администрации Липецкой области от 03.10.2019 года № 425 «О переводе земельного участка из одной категории в другую» земельный участок в составе земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 350000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Кадастровая стоимость земельного участка была определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Липецкой области в соответствии с положениями статьи 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» в связи с внесением в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 25.10.2019 года,согласно которомуоснованием для определения кадастровой стоимости является перевод земельного участка из одной категории в другую на основании Постановления № 425 от 03.10.2019 года, категория земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования – специальная деятельность, площадью 350000 кв.м., удельный показатель на основании Решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области № 1652-з от 09.12.2015 года 154,5 руб./кв.м., кадастровая стоимость 54075000 руб.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа ФСГРКиК от 23.01.2012 г. № П/0019/12 в Липецкой области от 20.10.2020 года отклонено заявление ООО «ТЭКО-Сервис», поскольку установлено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка использованы достоверные сведения о земельном участке, а именно значение 2 ВРИ, что подтверждается Методикой ГКОЗ, утвержденной приказом Госземкадастра от 20.03.2003 г. № П/49.

В статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке, в том числе, посредством предъявления требований об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (заявления о пересмотре кадастровой стоимости).

В силу положений части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки, к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

Таким образом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является надлежащим ответчиком по данному делу.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области является по настоящему делу заинтересованным лицом, поскольку он не является органом, установившим кадастровую стоимость, которую оспаривает истец, не является органом, на который возложены функции по государственной кадастровой оценке.

В силу статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:

исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;

внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;

установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

Таким образом, на УФСГРКиК по Липецкой области, действующим законодательством как на орган регистрации прав, возложена обязанность по внесению в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка на основании решения суда.

В связи с чем, данный орган не может выступать по настоящему делу административным ответчиком, им не были нарушены права и законные интересы административного истца, связанные с определением кадастровой стоимости земельного участка, подлежащие восстановлению, а потому в иске к нему надлежит отказать.

Не является по данному делу надлежащим ответчиком и Управление имущественных и земельных отношений по Липецкой области, поскольку в процедуре определения кадастровой стоимости филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Липецкой области по правилам статьи 24.19 ФЗ от 29.07.1998 года № 135 –ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» участия не принимало.

Использование ФГБУ «ФКП Росреестра» при расчете кадастровой стоимости земельного участка удельного показателя, предусмотренного для второй группы видов разрешенного использования Становлянского муниципального района, согласно приложению №3 к решению Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 09.12.2015 года № 1652-з прав административного истца не нарушает, удельный показатель им не оспаривается.

В связи с чем, в удовлетворении иска к административному ответчику Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области административному истцу надлежит отказать.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, лежит на административном истце (часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 09.12.2015 года № 1652-з «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Липецкой области» (утратившим силу с 01.01.2021 года) утверждены результаты определения кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Липецкой области по состоянию на 02 октября 2014 года. Также данным решением утвержден средний уровень кадастровой стоимости земель и удельные показатели кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Липецкой области.

Приложением №3 к Решению определены группы видов разрешенного использования удельные показатели кадастровой стоимости для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Липецкой области каждой группы.

Во вторую группу включены земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности; для установления полос отвода железных дорог, переданные в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Установлен минимальный удельный показатель кадастровой стоимости для Становлянского муниципального района 154,50 руб./кв.м.

К шестой группе отнесены земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационных резервах (хранилища, склады и другие); земли иного специального назначения. Установлен минимальный удельный показатель кадастровой стоимости для Становлянского муниципального района 8,28 руб./кв.м.

Таким образом, актом определения кадастровой стоимости Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Липецкой области в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена на 25.10.2019 года в размере 154075000 руб., с учетом категории земель, к которой относится участок (земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности) и исходя из минимального удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для второй группы видов разрешенного использования – 154,50 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость названного земельного участка ошибочно определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для второй группы видов разрешенного использования, общество обратилось в суд.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности для целей названного Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями названного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 указанного Федерального закона (статья 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления Комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В силу пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.

В приложении к приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540 установлены виды разрешенного использования земельных участков: «специальная деятельность» (код 12.2) при которой допускается размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки).

Как установлено судом, спорный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для специальной деятельности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «ТЭКО-Сервис» основным видом деятельности является сбор неопасных отходов, дополнительным видом деятельности является обработка и утилизация неопасных отходов.

В соответствии с Уставом ООО «ТЭКО-Сервис» предметом деятельности общества являются уборка территорий и аналогичная деятельность, удаление и обработка твердых отходов, чистка и уборка производственных и жилых помещений и оборудования, а также любые иные виды хозяйственной деятельности, в том числе, внешнеэкономической, не запрещенные законодательством.

Росприроднадзором по Тамбовской области 29.05.2019 года обществу выданы лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности. Место осуществления деятельности: <адрес> полигон для захоронения ТБО.

Целью перевода земельного участка из одной категории в другую являлось именно осуществление на данном земельном участке специальной деятельности, к которой Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, относит размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки), а полигоны для размещения отходов должны располагаться на земельных участках с видом разрешенного использования - специальная деятельность (код вида разрешенного использования 12.2).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Названный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах (часть 13 статьи 35 ГрК РФ).

Правилами землепользования и застройки сельского поселения <адрес>, утвержденные решением Совета депутатов сельского поселения <адрес> №115 от 21.04.2014 года (с учетом изменений от 20.03.2018 года) была определена пунктом 8.9.2 зона специальной деятельности – СП2 (код 12.2), которая предполагает размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки).

Зона СП-2 нанесена на карту градостроительного зонирования территории сельского поселения Кирилловский сельсовет.

Согласно карте функциональных зон и планируемого размещения объектов местного значения сельского поселения, участок указан как участок, предназначенный для размещения индустриального Экотенопарка с межмуниципальным отходо-перерабатывающим экологическим комплексом мощностью 120 тыс. тонн в год с полигоном ТКО, то есть для осуществления специальной деятельности.

Зона СН-2 нанесена на карту градостроительного зонирования территории сельского поселения <адрес>, площадь объекта 350000 +/- 20171 кв.м.

Границы местоположения земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН и границы территориальной зоны СН-2 обозначенной в Правилах землепользования и застройки сельского поселения <адрес> совпадают.

Согласно ответу администрации сельского поселения <адрес> земельный участок с кадастровым номером находится в территориальной зоне СН-2 (зона складирования и захоронения отходов).

На основании вышеизложенного довод административного ответчика о том, что правовой режим использования земельного участка не был определен на дату определения кадастровой стоимости, является ошибочным.

Довод о том, что в адрес кадастровой палаты администрацией не были направлены Правила землепользования и застройки сельского поселения <адрес> и не направлены до настоящего времени в порядке межведомственного взаимодействия, не имеют правового значения, поскольку такие документы находятся в открытом доступе в сети интернет, в том числе, на сайте администрации.

Кроме того, вопреки доводам административного ответчика, земельный участок из земель сельхозназначения не был переведен в земельный участок для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности ООО «ТЭКО-Сервис» и (или) эксплуатации объектов промышленности.

Земельный участок истца для этого не предназначен, а иное суждение противоречит предназначению участка и сведениям о виде его разрешенного использования, внесенным в государственный кадастр недвижимости.

Доводы административного ответчика, что земельный участок больше подходит к пятой группе видов разрешенного использования земельных участков является ошибочным.

Довод административного ответчика об отсутствии лицензии на осуществление специальной деятельности на данном земельном участке, не имеет правового значения, поскольку лицензия выдается на эксплуатацию действующих объектов размещения отходов, тогда как на земельном участке истца полигон находится в стадии проектирования, в настоящее время административным истцом заключен договор на выполнение проектных работ от 30.07.2019 года ООО «ТЭКО-Сервис» выдано задание на проектирование объекта: «<адрес>

Таким образом, поскольку специальная деятельность является самостоятельной лицензируемой деятельностью, носит специализированный характер согласно коду 12.2 и осуществляется в специально оборудованных местах, независимо от того, что новые Правила землепользования и застройки сельского поселения <адрес> были утверждены позднее определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым земельный участок, на котором осуществляется специальная деятельность, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 87 ЗК РФ, относится к землям иного специального назначения и 6 группе видов разрешенного использования земельных участков согласно приложению №3 Решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 09.12.2015 года № 1652-з.

Согласно пункту 18 Приказа Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" кадастровая стоимость земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 - 24 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади земельного участка на минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для муниципального района (городского округа), в котором расположен земельный участок (в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, и расположения земельного участка в границах населенного пункта или в случае отсутствия значений удельных показателей кадастровой стоимости, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, и расположения земельного участка вне границ населенных пунктов.

Таким образом, кадастровая стоимость должна быть рассчитана исходя из минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости шестой группы видов разрешенного использования земельного участка на его площадь, т.е. 8,28 руб./кв.м. х 350000 кв.м.= 2898000 руб.

Расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка при его отнесении к шестой группе видов разрешенного использования, приведенный административным истцом с применением минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости 0,23 руб./кв.м. исходя из шестой группы видов разрешенного использования, является верным, и в ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле, и в частности административным ответчиком, не оспаривался.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, в связи с чем, административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку применение к земельному участку с кадастровым сведений о второй группе видов разрешенного использования влечет увеличение размера налоговых платежей, тем самым, нарушая права и законные интересы административного истца.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.

Приказом Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 25 сентября 2020 года № 144 «Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Липецкой области и среднего уровня кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по муниципальным районам (городским округам) Липецкой области», приложение №1, определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 3 628 000,00 рублей по состоянию на 01.01.2020 года.

Приказ вступил в законную силу 29.09.2020 года.

Дата внесения сведений о кадастровой стоимости 16.11.2020 года.

Как пояснила представитель Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, кадастровая стоимость определялась исходя из отнесения данного земельного участка ко второй группе видов разрешенного использования земельных участков.

Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым , является 25 октября 2019 года (дата определения кадастровой стоимости объекта - дата внесения сведений об изменении качественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости).

Кадастровая стоимость в размере 2898000 рублей на дату 25 октября 2019 года определяется на период действия определенной судом кадастровой стоимости - с 25 октября 2019 года (дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка) до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости Приказом Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 25 сентября 2020 года № 144.

Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером считать дату обращения общества в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 23 сентября 2019 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ТЭКО-Сервис» к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Липецкой области об изменении кадастровой стоимости в связи с использованием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования специальная деятельность, общей площадью 350000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> по состоянию на 25 октября 2019 года в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования специальная деятельность, общей площадью 350000 кв.м., расположенный по адресу <адрес> сельсоветисчисленной исходя из удельного показателя, установленного для 6 группы видов разрешенного использования по состоянию на 25 октября 2019 года в размере 2898 000 рублей.

Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером считать дату обращения общества с ограниченной ответственностью «ТЭКО-Сервис» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 23 сентября 2020 года.

Принятое решение суда для органа регистрации прав является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «ТЭКО-Сервис» к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, об изменении кадастровой стоимости в связи с использованием недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Липецкий областной суд.

Судья (подпись) Н.Н. Федосова

Решение в окончательной форме составлено 10 февраля 2021 года

Судья (подпись) Н.Н. Федосова

Копия верна

Судья

Секретарь