ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/2021 от 13.08.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-17/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Венина А.Н.,

при секретаре Винник Е.Б.,

с участием представителя административного истца Абдурахманова К.А. - Лаптевой Д.В., представителя административного ответчика Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 8, Манзату Н.В., прокурора Новоселовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдурахманова К.А. об оспаривании постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 8, от 1августа 2021 года № 21/139 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Абдурахманова К.А.,

УСТАНОВИЛ:

Абдурахманов К.А. обратился в Камчатский краевой суд с административным иском об оспаривании постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 8 (далее также – Избирательная комиссия, комиссия) № 21/139 от 1 августа 2021 года об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Абдурахманова К.А., выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Камчатском крае Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» по одномандатному избирательному округу № 8, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №8 Абдурахманова К.Л.

В обоснование иска административным истцом указано, что 16 июня 2021 года постановлением Законодательного Собрания Камчатского края № 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года. 12 июля 2021 года постановлением Избирательной Комиссии Камчатского края №141/898 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, выдвинутых объедением «Региональное отделение в Камчатском крае Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» по одномандатным избирательным округам. Административным истцом в Избирательную комиссию поданы все документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по одномандатному избирательному округу №8, включая подписные листы в количестве 541подписи избирателей. 29июля 2021 года Абдурахманов К.А. получил уведомление от избирательной комиссии, согласно которому при проведении проверки подписных листов выявлены недостоверные и недействительные подписи избирателей. При этом Комиссия о времени и месте проведения проверки подписей в нарушение требований части 2 статьи 39 Закона Камчатского края № 565 от 14 марта 2011 года и пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2020 года № 67-ФЗ административного истца не известила, чем нарушила процедуру проверки подписей избирателей и, соответственно, его право на участие в этой проверке. Копия итогового протокола проверки подписей была получена истцом 29 июня 2021 года в 19 часов 45 минут, что является нарушением режима рабочего времени комиссии. 31 июля 2021 года административным истцом в адрес Избирательной комиссии направлены возражения на итоговый протокол проверки подписных листов, которые комиссией не рассматривались, так как справка о рассмотрении указанных возражений не составлялась, истец не уведомлялся о рассмотрении указанных возражений. Отсутствуют доказательства о наличии у эксперта УсовойТ.В. полномочий на проведение почерковедческих экспертиз, в связи с чем имеются сомнения в законности проведения таких исследований и достоверности данных, изложенных в заключении. Полагает, что проверка подписей с привлечением эксперта-почерковеда в отношении других кандидатов в депутаты Законодательного собрания Камчатского края четвертого созыва по избирательному округу № 8 не проводилась. Ведомость по проверке подписных листов, представленных истцом, составлялась путем обобщения данных на основании заключения № 3 от 28 июля 2021 года, составленного экспертом ФИО1 и сведений с ОФМС России по Камчатскому краю. По сведениям отдела, осуществляющего регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства, из 48 избирателей информация в подписных листах в отношении только 24 избирателей, что составляет 1/2 от общего числа, не соответствует действительности. При этом указывает на то, что информация, представленная УВМ УМВД России по Камчатскому краю, не является официальной справкой в соответствии с требованиями Закона. Ссылается на расхождения сведений о количестве недостоверных и недействительных подписей, указанных в ведомости проверки подписных листов, в итоговом протоколе проверки подписных листов от 29 июня 2021года и в оспариваемом постановлении избирательной комиссии от 1августа 2021 года № 21/139. Из чего делает вывод, что установить точное количество недостоверных и недействительных подписей избирателей из представленных документов не представляется возможным. В связи с чем полагает, что у Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии оснований для отказа истцу в регистрации не имелось. Допущенные комиссией нарушения свидетельствуют о несоблюдении комиссией установленной законом процедуры проведения регистрации кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, что, является нарушением избирательного права административного истца.

Административный истец Абдурахманов К.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, участие в судебном заседании не принимал.

Представитель административного истца Лаптева Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии нарушает избирательные права истца и не соответствует требованиям действующего законодательства. Дополнительно указала, что избирательная комиссия нарушила равенство кандидатов, так как не в отношении всех кандидатов проводилась надлежащая проверка подписных листов избирателей с участием эксперта-почерковеда. Экспертное заключение проверки подписей должно быть составлено в отношении всех кандидатов вне зависимости от результатов исследований. Не представлены доказательства того, каким образом проводилась проверка подписей избирателей кандидата в депутаты Законодательного собрания Камчатского края ФИО2 На основании чего полагает, что сведения, изложенные в заключении проверки подписей от 28 июля 2021года № 3, составленном экспертом ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю ФИО1 из итогового протокола и из объема доказательств должны быть исключены. При проведении избирательной комиссией проверки в установленном законом порядке, АбдурахмановК.А. был бы зарегистрирован в качестве кандидат в депутаты Законодательного собрания Камчатского края.

Представитель административного ответчика Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 8, Манзату Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления.В письменных возражениях указала, что 23 июля 2021 года административный истец представил все необходимые для регистрации кандидата документы, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения в количестве 541 подписи избирателей. В подтверждение приема документов для регистрации Абдурахманов К.А. в 15 часов 13 минут 23 июля 2021 года получил на руки соответствующее подтверждение, в котором содержалось уведомление о дате и времени проверки представленных им подписей избирателей – 23 июля 2021года в 15 часов 20 минут. В этот же день, истец присутствовал при проведении проверки подписей в помещении избирательной комиссии на протяжении 5 часов. Соответственно, заявление истца о том, что избирательной комиссией нарушено его право на участие в проверке представленных им подписей избирателей, является надуманным и не соответствует действительности. Об обратном также свидетельствует возражение административного истца от 30 июля 2021года на итоговый протокол проверки подписных листов, поступившее в избирательную комиссию 31июля 2021 года, до принятия оспариваемого постановления. Ссылка административного истца на пункт 4.2.3 Методических рекомендаций ЦИК России от 9 июня 2021 года №9/75-8 в подтверждение довода о нерассмотрении рабочей группой его возражений на результаты итогового протокола сделана без учета пункта 1.1.5 указанных методических рекомендаций, делегирующего избирательным комиссиям, организующим выборы, право самостоятельно определять процедуры сбора подписей, приема и проверки подписных листов. Избирательной комиссией Камчатского края, организующей выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, 17 июня 2021года принято постановление №135/807 «О порядке приема окружными избирательными комиссиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва и иных, связанных с ними документов, проведения случайной выборки подписей избирателей и их проверки», в силу которого рассмотрение рабочей группой возражений кандидата на итоговый протокол не предусмотрено. 17 июня 2021 года постановлением Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии №10/59 утвержден состав и положение о рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, в том числе подписных листов. В состав рабочей группы включена заместитель начальника отдела - начальник отделения № 1 межрайонного отдела ЭКЦ УМВД России по Камчатскому краю ФИО1, которая на основании свидетельства на право самостоятельного производства судебных экспертиз вправе самостоятельно производить почерковедческие экспертизы. В связи с чем довод административного истца об отсутствии у эксперта полномочий на проведение подобного рода экспертиз является несостоятельным. По 8-му одномандатному избирательному округу всего выдвинуто 6 кандидатов, в том числе 4 кандидата выдвинуты от четырех парламентских политических партий, соответственно, они освобождены от сбора подписей в поддержку своего выдвижения. Пятый кандидат ФИО2 выдвинута в порядке самовыдвижения и представила необходимое количество подписей избирателей, по результатам проверки которых экспертом не было выявлено недостоверных или недействительных подписей избирателей, в связи с чем отсутствовали основания для составления заключения эксперта. Таким образом, довод заявителя о том, что проверка подписей избирателей, представленных другими кандидатами по избирательному округу №8, не проводилась, заключения эксперта по проверке подписей не составлялись, является необоснованным. Обратила внимание на две подписи избирателей в оспариваемом постановлении в строках, выделенных жирным шрифтом в папке № 1, проверкой которой занималась рабочая группа. Указанные подписи признаны недействительными и по результатам экспертизы и по сведениям УМВД, поэтому при подсчете учитывались один раз. Также указала, что истец в своих расчетах ошибочно считает подписи по порядковому номеру заключения эксперта. Обращает внимание на то, что некоторые подписи дублируются ввиду того, что по ним выявлено не одно, а несколько признаков нарушений. Таким образом, в папке №1 признано недействительными 37 подписей. В папке № 2, нумерация по порядку продолжена, и подписи в строке 3 подписного листа 11 указаны дважды, так как имеют разные признаки нарушений. Аналогичным образом указаны подписи в строке 3 подписного листа 27 и в строке 1 подписного листа 28. Каждая из этих трех подписей учтена только единожды. Таким образом, в папке № 2 признано недействительными 19 подписей. По сведениям УМВД признано недействительными 45 подписей. Проверены были сведения в отношении 48 избирателей. В результате проверки были выявлены недостоверные сведения в отношении 37 избирателей. По результатам проверки рабочей группы признано недействительными 8 подписей: подписной лист 12 строка 3 ФИО3 - указана дважды (в подписном листе 5 строка 5); все подписи в подписном листе 32, так как отсутствует дата заверения подписей сборщиком; все подписи в подписном листе 37, поскольку лист не содержит дату и подпись сборщика подписей. По результатам проверки подписей рабочей группой и согласно сведений УМВД недействительными признаны 37+8=45 подписей. В общем количестве были проверены 56 + 45 = 101 подпись. Две подписи ФИО4 и ФИО5. и по данным УМВД и по заключению эксперта признаны недействительными, каждая из этих подписей учтена только один раз. Соответственно, 101-2 = 99 подписей. При проведении проверки, в ведомости проверки подписных листов, рабочей группой внесены 107 подписей избирателей с различными кодами нарушений. При подготовке проекта постановления в результате сопоставления данных в ведомости проверки подписей с данных ответа УМВД 6 подписей избирателей не были включены в оспариваемое постановление ввиду отсутствия оснований. Таким образом, общее количество подписей, признанных недействительными, по результатам проверки составляет 99 подписей.

Дополнительно суду представитель административного ответчика пояснил, что процедура рассмотрения возражений кандидата на итоговый протокол проверки подписей Избирательной комиссией Камчатского края, организующей выборы, не предусмотрена. Указанные возражения были рассмотрены и приняты во внимание при вынесении постановления об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Абдурахманова К.А.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив в качестве свидетеля эксперта ФИО1, исследовав материалы настоящего административного дела и оригиналы подписных листов, заслушав заключение прокурора Новоселовой Е.В., полагавшей требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с положениями части 8 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 67-ФЗ) на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 - 7 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.

На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов (пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).

Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края №991 от 25 мая 2011 года принят Закон Камчатского края № 656 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» (далее – Закон «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края»), который устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, а также права и обязанности граждан, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, избирательных комиссий, права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных лиц и организаций - участников избирательного процесса.

В силу положений части 1 статьи 35 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» необходимым условием регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, краевого списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания является поддержка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей (часть 2 статьи 36 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края»).

Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края №135/802 от 17 июня 2021 года установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 8, на основании подписей избирателей необходимо представить в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа не менее 495 и не более 544 подписей.

Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края №135/805 от 17 июня 2021 года утвержден образец заполнения подписного листа для сбора подписей в поддержку выдвижения избирательным объединением кандидата в депутаты Законодательного собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу.

Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края №138/859 от 24 июня 2021 года установлено, что количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона Камчатского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа № 8 составляет 371 подпись.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Аналогичные требования установлены Порядком приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного собрания Камчатского края четвертого созыва, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года №135/807 (далее также – Порядок № 135/807).

Как следует из материалов дела, 8 июля 2021 года АбдурахмановымК.А. в Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную комиссию, на которую постановлением Избирательной комиссии Камчатского края № 135/797 от 17 июня 2021 года возложены полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа №8 по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 избранным объединением «Региональное отделение в Камчатском крае Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».

23 июля 2021 года Абдурахмановым К.А. в Избирательную комиссию представлен пакет документов для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 138 листов, пронумерованных и сброшюрованных в 2 папки, содержащие 541 подпись избирателей.

В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого избранным объединением «Региональное отделение в Камчатском крае Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» по одномандатному избирательному округу № 8 Абдурахманова К.А., количество представленных подписей избирателей – 541, количество проверенных подписей избирателей – 371, количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными - 107 (28,8%), количество достоверных подписей – 434. Для признания подписей недействительными указаны следующие основания:

- 4 подписи – дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно;

- 44 подписи – сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей;

- 3 подписи – подписной лист не заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей;

- 4 подписи – не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей;

- 1 подпись – повторяющаяся подпись (сведения) одного и того же избирателя;

- 41 подпись – сведения об избирателе не соответствуют действительности;

- 2 подписи – подпись избирателя выполнена другим лицом;

- 8 подписей – фамилия имя и отчество указаны избирателем не собственноручно.

В ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей указано о недействительности 92 подписей избирателей: 1 подпись – подпись избирателя выполнена другим лицом, 36 подписей – сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей, 44 подписи – сведения об избирателе не соответствуют действительности, 1 подпись – повторяющаяся подпись одного и того же избирателя, 1 подпись – подписной лист не заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателя, 2 подписи – не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателя, 5 подписей – фамилия, имя, отчество указаны избирателем не собственноручно, 2 подписи – дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно.

Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края №21/139 от 1 августа 2021 года отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Абдурахманова К.А. на основании пунктов 3, 6(1), 7 части 4 статьи 40 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края».

Согласно указанному постановлению, кандидатом АбдурахмановымК.А. представлены все необходимые для регистрации документы, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва в количестве 541 подписи. К моменту представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатом Абдурахмановым К.А. был открыт специальный избирательный счет.

Рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию, в том числе подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата проверены 371 представленных подписей избирателей (что составляет 75% подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей).

Привлеченным к проверке подписных листов экспертом УМВД России по Камчатскому краю ФИО1 признаны недостоверными и недействительными 56 подписей избирателей, именно:

- в папке №1: 23 лист 3 строка, 23 лист 5 строка, 53 лист 2 строка, 55 лист 4 строка, 62 лист 1 строка, 62 лист 3 строка, 62 лист 4 строка, 62 лист 5 строка, 63 лист 1 строка, 63 лист 2 строка, 63 лист 3 строка, 63 лист 5 строка, 64 лист 1 строка, 64 лист 2 строка, 64 лист 3 строка, 64 лист 4 строка, 65 лист 2 строка, 65 лист 3 строка, 73 лист 1 строка, 73 лист 2 строка, 74 лист 2 строка, 74 лист 4 строка, 74 лист 5 строка, 75 лист 2 строка, 75 лист 3 строка, 75 лист 4 строка, 75 лист 5 строка, 81 лист 1 строка, 81 лист 2 строка, 81 лист 3 строка, 81 лист 4 строка – в указанных подписях сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей; 40 лист 3 строка и 40 лист 4 строка - фамилия, имя, отчество избирателей выполнены одним лицом; дата внесения подписей выполнены одним лицом; подписи от имени разных избирателей выполнены одним лицом; 79 лист 2 строка, 79 лист 3 строка, 79 лист 4 строка, 79 лист 5 строка – даты внесения подписей выполнены одним лицом;

- в папке №2: 8 лист 2 строка, 11 лист 3 строка, 26 лист 1 строка, 27 лист 1 строка, 27 лист 2 строка, 27 лист 3 строка, 27 лист 4 строка, 27 лист 5 строка, 28 лист 2 строка, 28 лист 3 строка, 28 лист 4 строка, 28 лист 5строка – сведения об избирателях внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей; 11 лист 3 строка, 11 лист 4 строка, 15 лист 1 строка, 15 лист 3 строка – фамилия, имя, отчество избирателей выполнены одним лицом; 26 лист 2 строка, 26 лист 3 строка, 26 лист 4 строка, 28 лист 1 строка – фамилия, имя, отчество избирателей указаны избирателями не собственноручно (лицом, осуществляющим сбор подписей).

По результатам проведенной рабочей группой проверки и на основании официальных справок Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю от 27 июля 2021 года недействительными признаны 45 подписей избирателей, находящихся в папке № 1: 5 лист 5 строка, 12 лист 4 строка, 12 лист 5 строка, 14 лист 2 строка, 14 лист 3 строка, 14 лист 5 строка, 15 лист 3 строка, 20 лист 2 строка, 25 лист 2 строка, 26 лист 4 строка, 29 лист 1 строка, 29 лист 2 строка – сведения об избирателе не соответствую действительности (код нарушения - 37*); 12 лист 3 строка – повторяющаяся подпись одного и того же избирателя (код нарушения - 34); 32 лист 1 строка, 32 лист 2 строка, 32 лист 3 строка, 32 лист 4 строка - не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей (код нарушений -19); 34 лист 2 строка, 34 лист 3 строка, 36 лист 1 строка – сведения об избирателе не соответствую действительности (код нарушения - 37*); 37 лист 1 строка, 37 лист 2 строка, 37 лист 3 строка – подписной лист не заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (код нарушений - 13), не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей (код нарушений -19); 39 лист 2 строка, 40 лист 2 строка, 42 лист 3 строка, 44 лист 1 строка, 44 лист 4 строка, 44 лист 3 строка, 45 лист 1 строка, 46 лист 1 строка, 47 лист 5 строка, 52 лист 2 строка, 52 лист 3 строка, 53 лист 2 строка, 54 лист 2 строка, 57 лист 1 строка, 58 лист 3 строка, 59 лист 1 строка, 60 лист 3 строка, 60 лист 5 строка, 61 лист 2 строка, 61 лист 4 строка, 65 лист 3 строка, 65 лист 4 строка – в указанных подписях сведения об избирателе не соответствую действительности (код нарушения - 37*).

По итогам проведения проверки, недостоверными и (или) недействительными признаны 99 подписей избирателей, что составляет 26% от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Судом в ходе рассмотрения дела проверены с учетом результатов исследования эксперта и данных УВМ УМВД России по Камчатскому краю подписные листы, содержащие недействительные и недостоверные подписи, в результате чего установлено следующее:

- подписные листы № 23 строки 3, 5 (избиратели: ФИО6, ФИО7), № 53 строка 2 (избиратель Но Т.А.), № 55 строка 4 (избиратель ФИО8), № 62 строки 1, 3, 4, 5 (избиратели: ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12), №63 строки 1, 2, 3, 5 (избиратели: ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16), № 64 строки 1, 2, 3, 4 (избиратели: ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20), № 65 строки 2, 3 (избиратели: ФИО21, ФИО4), № 73 строки 1, 2 (избиратели: ФИО22, ФИО23), № 74 строки 2, 4, 5 (избиратели: ФИО24, ФИО25, ФИО26), №75 строки 2, 3, 4, 5 (избиратели: ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30), № 81 строки 1, 2, 3, 4 (избиратели: ФИО31., ФИО32, ФИО33, ФИО34) в папке № 1 – сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей;

- подписной лист № 40 строки 3, 4 (избиратели: ФИО35, ФИО36) в папке № 1 фамилия, имя, отчество указаны избирателем не собственноручно, дата внесения подписи выполнена одним лицом, подпись избирателя выполнена другим лицом;

- подписной лист № 79 строки 2, 3, 4, 5 (избиратели: ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО38) в папке № 1 дата внесения подписи избирателя поставлена им не собственноручно;

- подписной лист № 8 строка 2 (избиратель ФИО40) в папке № 2 – сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей;

- подписной лист № 11 в папке № 2 строка 3 (избиратель ФИО41) – сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей, фамилия, имя, отчество указаны избирателем не собственноручно, строка 4 (избиратель ФИО42) – фамилия, имя, отчество указаны избирателем не собственноручно;

- подписные листы № 15 строки 1, 3 (избиратели: ФИО43, ФИО44) в паке № 2 – фамилия, имя, отчество указаны избирателем не собственноручно; № 26 строка 1 (избиратель АлуновичВ.И.) – сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей; строки 2, 3, 4 (избиратели: ФИО45, ФИО46, ФИО47) в папке № 2 – фамилия, имя, отчество указаны избирателем не собственноручно;

- подписные листы № 27 строки 1, 2, 3, 4, 5 (избиратели: ФИО48., ФИО49, ФИО50, ФИО51, ПриходькоД.П.), № 28 строки 2, 3, 4, 5 (избиратели: ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55) в папке № 2 – сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей; строка № 1 (избиратель ФИО56.) в папке – сведения об избирателе внесены не самим избирателем и не лицом, осуществляющим сбор подписей, фамилия, имя, отчество указаны избирателем не собственноручно;

- подписные листы № 5 строка 5, № 12 строка 3 (избиратель ФИО3) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации), повторяющаяся подпись одного и того же избирателя;

- подписные листы № 12 строки 4, 5 (избиратели: ФИО57, ФИО58), № 14 строки 2,3 (избиратели: ФИО59, ФИО60) в папке № 1 –– сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации), № 14 строка 5 (избиратель ФИО61) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (по сведения Камчатского адресного бюро не значится);

- подписной лист № 15 строка 3 (избиратель ФИО62) – сведения об избирателе не соответствуют действительности (неверные паспортные данные);

- подписной лист № 20 строка 2 (избиратель ФИО63) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (неверная дата рождения);

- подписные листы № 25 строка 2 (избиратель ФИО64), № 26 строка 4 (избиратель ФИО65) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации);

- подписной лист № 29 строки 1,2 (избиратели: ФИО66, ФИО67) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (неверно указана фамилия);

- подписной лист № 32 в папке № 1– не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей;

- подписной лист № 34 строка 2 (избиратель ФИО68) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (неверно указана фамилия);

- подписной лист № 34 строка 3 (избиратель ФИО69) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (в 2019 года снята с регистрационного учета);

- подписной лист № 36 строка 1 (избиратель ФИО70) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации);

- подписной лист № 37 в папке № 1 – подписной лист не заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей;

- подписные листы № 39 строка 2 (избиратель ФИО71), № 40 строка 2 (избиратель ФИО72), № 42 строка 3 (избиратель ФИО73), № 44 строка 4 (избиратель ФИО74) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации);

- подписной лист № 44 строки 1, 3 (избиратели ФИО75, ФИО76) в папке № 1– сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации, неверно указано имя и фамилия, соответственно);

- подписной лист № 45 строка 1 (избиратель ФИО77) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации);

- подписные листы № 46 строка 1 (избиратель ФИО78), № 47 строка 5 (избиратель ФИО79) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (неверные паспортные данные);

- подписной лист № 52 строки 2, 3 (избиратели ФИО80, ФИО81) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации);

- подписной лист № 53 строка 2 (избиратель ФИО5.) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации, неверные паспортные данные);

- подписные листы № 54 строка 2 (избиратель ФИО82), № 57 строка 1 (избиратель ФИО83) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации);

- подписные листы № 58 строка 3 (избиратель ФИО84), № 59 строка 1 (избиратель ФИО85), № 60 строка 3 (избиратель ФИО86.) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (неверные паспортные данные);

- подписной лист № 60 строка 5 (избиратель ФИО87) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации, неверные паспортные данные);

- подписной лист № 61 строки 2, 4 (избиратели ФИО88, ФИО89) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (другой адрес регистрации);

- подписные листы № 65 строки 3, 4 (избиратели ФИО4., ФИО90) в папке № 1 – сведения об избирателе не соответствуют действительности (неверные паспортные данные).

В ходе проверки подписного листа № 34 строка 2 судом установлено, что рабочей группой в Управление по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю сделан запрос о предоставлении сведений об избирателе с указанием неверной фамилии, а именно ФИО91, в следствии чего поступили сведения о том, что избиратель, с указанными паспортными данными имеет фамилию ФИО68, в связи с чем подпись указанного избирателя была признана недействительной. Однако данные выводы являются ошибочными, поскольку из подписного листа с очевидностью не следует, что избиратель неправильно указал свою фамилию. В силу чего указанная подпись избирателя подлежит зачету в количестве достоверных подписей.

В силу положения пункта 5 статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Согласно положениям статьи 39 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, краевого списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными (часть 6). Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи (часть 7). Недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается не действительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего краевой список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего краевой список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего краевой список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего краевой список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом; подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи (пункты 3, 6, 8, 11 части 8).

В соответствии с пунктами 6(1), 7 части 4 статьи 40 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» основаниями отказа в регистрации кандидата являются выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В случае отказа в регистрации кандидата, краевого списка кандидатов, исключения кандидата из краевого списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего краевой список кандидатов, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из краевого списка кандидатов (часть 3 статьи 40).

Поскольку окончательным документом, в котором содержатся подробная и мотивированная информация о выявленных недействительных подписях избирателей, является постановление об отказе в регистрации кандидата от 1 августа 2021 года, вынесенное с учетом письменных возражений Абдурахманова К.А., то довод административного истца о наличии расхождений в количестве выявленных нарушений, указанных в ведомости проверки подписных листов, в итоговом протоколе и оспариваемом постановлении, подлежит отклонению. Сведения, отраженные в постановлении Избирательной комиссии, о выявленных несоответствиях в подписных листах полностью соответствуют выводам привлеченного эксперта и рабочей группы, проводившей анализ информации, представленной отделом, осуществляющим регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства.

Довод жалобы о нарушении права административного истца на участие при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергается представленными административным ответчиком в материалы дела доказательствами. Так, 23 июля 2021года административный истец представил в избирательную комиссию все необходимые для регистрации документы, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения в количестве 541подписи избирателей. В подтверждение приема документов Абдурахманову К.А. в 15 часов 13 минут 23июля 2021 года вручено соответствующее подтверждение, в котором указано о том, что проверка подписей состоится 23 июля 2021 года в 15 часов 20 минут. Довод представителя административного ответчика о личном участии Абдурахманова К.А. при проведении проверки подписей в помещении избирательной комиссии на протяжении 5 часов в судебном заседании не оспаривался.

Таким образом, избирательной комиссией право административного истца на присутствие при проведении проверки подписей не нарушено.

Довод административного истца о нарушении порядка рассмотрения письменных возражений на итоговый протокол проверки подписных листов, выразившимся в том, что рабочей группой избирательной комиссии эти возражения не рассматривались, поскольку он не участвовал при рассмотрении указанных возражений и соответствующая справка не составлялась, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Постановлением ЦИК России от 09 июня 2021 года № 9/75-8 утверждены Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (далее также – Методические рекомендации № 9/75-8).

Согласно пункту 4.2.2 Методических рекомендаций № 9/75-8 после получения копии итогового протокола кандидат, его уполномоченный представитель, доверенное лицо, уполномоченный представитель, доверенное лицо избирательного объединения могут представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной).

Пунктом 4.2.3 установлено, что представленные возражения рассматриваются Рабочей группой, при этом кандидат, его уполномоченный представитель, доверенное лицо, а также уполномоченный представитель, доверенное лицо избирательного объединения могут присутствовать при рассмотрении возражений.

По результатам рассмотрения письменных возражений, указанных в пункте 4.2.2 настоящего Порядка, составляется справка о результатах рассмотрения возражений (пункт 4.2.4).

Вместе с тем, пунктом 1.1.5 указанных рекомендаций предусмотрено, что целях единообразного применения участниками избирательного процесса норм законодательства о выборах, соблюдения равенства кандидатов избирательная комиссия, организующая выборы, может принять акт, в котором системно изложить процедуры, связанные со сбором подписей, приемом и проверкой подписных листов, установить (утвердить) или рекомендовать (зависит от законодательного регулирования) формы представляемых документов.

Согласно утвержденного постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года № 135/807 Порядка приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного собрания Камчатского края четвертого созыва члены Рабочей группы проверяют соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и лицах, осуществляющих сбор подписей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществляющих сбор подписей (пункт 9).

Из чего следует, что рассмотрение возражений на итоговый протокол проверки подписных листов в обязанность рабочей группы не входит.

Пункт 4.2.3 Методических рекомендаций № 9/75-8 носит рекомендательный характер относительно участия кандидата либо его представителя в рассмотрении возражений на итоговый протокол проверки подписных листов. Обязательное участие кандидата либо его представителя в рассмотрении указанного вопроса не предусмотрено.

Кроме того, представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что указанные возражения истца были рассмотрены и учтены в ходе вынесения оспариваемого постановления.

В силу части 1 статьи 35 Закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» необходимым условием регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, краевого списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания является поддержка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.

Согласно части 2 названной статьи выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие части 2 настоящей статьи, кандидата по одномандатному избирательному округу, краевого списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если краевой список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Законодательного Собрания был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому краевому избирательному округу.

По 8 одномандатному избирательному округу выдвинуто 6кандидатов в депутаты Законодательного собрания Камчатского края, 4 из которых выдвинуты от парламентских политических партий, соответственно указанные кандидаты освобождены от сбора подписей в поддержку своего выдвижения. Пятым кандидат является ФИО2

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля эксперт ФИО1 пояснила, что входит в состав рабочей группы Избирательной комиссии. Проверяла подписи в подписных листах кандидатов Абдурахманова К.А. и ФИО2 В ходе проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных кандидатом в депутаты Законодательного собрания Камчатского края ФИО2 не выявлено недостоверных либо недействительных подписей избирателей, в связи с чем заключение эксперта по данному кандидату не составлялось.

С учетом изложенного довод административного истца о нарушении равенства кандидатов при проверке поданных документов кандидатов в депутаты Законодательного собрания Камчатского края по 8-му избирательному округу является необоснованным.

В судебном заседании экспертом ФИО1, проводившим проверку подписей избирателей были представлены оригиналы документов, подтверждающих её полномочия на проведение почерковедческой экспертизы, в связи с чем довод истца в этой части подлежит отклонению.

Несостоятельным суд находит и довод заявителя о том, что справки УВМ УМВД России по Камчатскому краю отдела адресно-справочной работы являются недопустимым доказательством. Оснований не доверять представленным из указанных справок сведениям нет. Управление по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю является органом, осуществляющим регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. Все представленные суду оригиналы справок, в том числе в виде таблиц, заверены оттиском отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Камчатскому краю. В свою очередь административный истец, оспаривая по формальным основаниям указанные документы, не представил доказательств, свидетельствующих о несоответствии действительности изложенной в них информации.

В свою очередь представитель административного ответчика пояснила в судебном заседании, что перед получением официальной информации из УМВД России по Камчатскому краю данные избирателей, указанные в подписных листах, были проверены в системе ГАС «Выборы».

При таких обстоятельствах решение Избирательной комиссии об отказе в регистрации Абдурахманова К.А. в качестве кандидата в депутаты Законодательного <адрес> четвертого созыва по мотивам предоставления 99 подписей избирателей, признанных недостоверными и недействительными, является обоснованным и подтвержденным представленными доказательствами.

Установленный судом факт необоснованного отнесения подписи избирателя ФИО68 к недействительным существенно не уменьшает выявленный процент недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, и не может служить основанием для признания оспариваемого постановления Избирательной комиссии незаконным.

В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования Абдурахманова К.А. к Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 8, об оспаривании решения № 21/139 от 1 августа 2021 года являются необоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления АбдурахмановаК.А. об оспаривании постановления Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 8, от 1 августа 2021 года № 21/139 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Абдурахманова К.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий А.Н. Венин