ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/2021 от 15.07.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-17/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2021 года г. Иваново

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Жаворонковой Е.А.

с участием прокурора Родионовой О.В.,

а также представителей: административного истца Живова А.А., административного ответчика Карика О.Н., Зуевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИнвестЭнерго» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2020 г. № 73-т/6 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (Ивановский район) на 2021-2025 годы»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, орган регулирования) от 18 декабря 2020 г. № 73-т/6 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (Ивановский район) на 2021-2025 годы» (далее – Постановление № 73-т/6) для общества с ограниченной ответственностью «ИнвестЭнерго» (далее – ООО «ИнвестЭнерго», Общество, организация) установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию на 2021-2025 годы с календарной разбивкой (руб./Гкал без НДС) согласно приложению 1 к Постановлению, а именно:

2021

1999,29

2120,62

2022

2120,62

2200,01

2023

2200,01

2425,44

2024

2425,44

2670,15

2025

2513,97

2580,91

а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (Ивановский район) согласно приложению 4 к Постановлению, в частности базовый уровень операционных расходов на 2021 г. в размере 2439,550 тыс. руб.

ООО «ИнвестЭнерго» обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать недействующим постановление Департамента № 73-т/6 в части установления экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (приложение 1).

По мнению административного истца, при формировании долгосрочных тарифов на тепловую энергию Департамент неправомерно установил величину операционных расходов, которая сложилась ввиду некорректного определения органом регулирования индекса изменения количества активов, принятого в размере «0» процентов, без учета выявленного по результатам кадастровых работ изменения существенных количественных характеристик объектов теплоснабжения, переданных по концессионному соглашению (увеличения протяженности сети и диаметра трубопроводов), а также считает неправомерной корректировку необходимой валовой выручки в связи с произведенной Департаментом переоценкой фактической стоимости выполненных в 2019 г. строительных работ в рамках исполнения инвестиционной программы, в результате которой она была снижена на 53 процента, и из необходимой валовой выручки была исключена как экономически необоснованная разница между фактически начисленной Обществом амортизацией за 2019 г. и экономически обоснованной амортизацией, рассчитанной Департаментом с учетом произведенного пересчета фактической стоимости мероприятий инвестиционной программы.

В судебном заседании представитель административного истца Живов А.А. поддержал заявленные требования, представил письменные пояснения к иску.

Представители административного ответчика Карика О.Н., Зуева Е.В. не признали административный иск, изложив свои возражения в письменных отзывах, пояснив, что операционные расходы 2021 г. рассчитаны Департаментом путем индексации утвержденного базового уровня операционных расходов согласно заключенному концессионному соглашению № 6 от 01 декабря 2017 г. на 2017 год в размере 2 213,3 тыс. руб. (долгосрочный параметр деятельности концессионера); поскольку изменение общей протяженности тепловых сетей произошло не по причине включения в состав объекта концессионного соглашения бесхозяйного имущества или новых подключенных участков тепловых сетей, а в связи с исправлением неточности технических характеристик тепловых сетей, находящихся на балансе муниципалитета и переданных посредством концессионного соглашения концессионеру, индекс изменения количества активов принят на уровне «0» процентов. В рамках оценки экономической обоснованности фактической стоимости выполненных работ по реконструкции тепловых сетей Департаментом произведен пересчет стоимости строительно-монтажных работ в части примененных индексов пересчета сметной стоимости без изменения сметных расценок и объемов работ, при этом по каждому участку реконструируемых тепловых сетей Департаментом исключены примененные ООО«ИнвестЭнерго» индексы (коэффициенты) пересчета сметной стоимости строительства к базисным ценам 1984 и 2000 гг., выпущенные НО «НАСИ», поскольку указанные индексы пересчета сметной стоимости не включены в федеральный реестр сметных нормативов, в связи с чем из НВВ в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования и пунктами 12, 13 Методических указаний была исключена разница между фактически начисленной амортизацией согласно данным бухгалтерской отчетности за 2019 г. и экономически обоснованной амортизацией.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела и материалы дела об установлении долгосрочных тарифов, а также заключение судебной экспертизы и показания судебного эксперта, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению тарифов в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (Правила регулирования тарифов) и «Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении» (далее – Правила установления долгосрочных параметров регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013г. № 760-э (далее - Методические указания).

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Департамент энергетики и тарифов Ивановской области осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с п. 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п.

Согласно пунктам 12 и 13 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15 и 16 данных Правил.

Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Из материалов дела следует, что ООО «ИнвестЭнерго» оказывает услуги в сфере теплоснабжения потребителям и является организацией, деятельность которой подлежит государственному регулированию.

30 июля 2020 г. Общество представило в Департамент полный пакет документов, необходимых для открытия дела об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию на второй долгосрочный период регулирования 2021 – 2025 г.г.

Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 7 августа 2020 г. № 57-у открыто дело об установлении долгосрочных тарифов на тепловую для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» на 2021-2025 г.г. Методом регулирования тарифов на тепловую энергию определен метод индексации установленных тарифов

По результатам экспертизы материалов тарифных дел экспертной группой Департамента 18 декабря 2020 г. подготовлено экспертное заключение, содержащее анализ экономической обоснованности заявленных Обществом расходов при формировании долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей (Ивановский район) на 2021-2025 г.г. (т.1 л.д.175-205).

Оспариваемые тарифы приняты на заседании Правления 18 декабря 2020 г. (протокол т.1 л.д.163-169).

В соответствии с пунктом 1.4 Положения решения Департамента оформляются постановлениями и опубликовываются в «Собрании законодательства Ивановской области» и (или) «Ивановской газете» и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации».

Оспариваемое Постановление от 18 декабря 2020 г. № 73-т/6 было опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru 29 декабря 2020 г.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, принятию и введению в действие, в том числе опубликованию.

Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспариваются.

В соответствии с пунктами 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее по тексту – НВВ) регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.

Государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года), в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов с применением указанного метода включает в себя текущие расходы, в которые входят операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, а также амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункты 57, 71 Основ ценообразования).

В силу пункта 33 Методических указаний при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования. К долгосрочным параметрам регулирования относится базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний.

В силу пункта 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого по общему правилу не пересматриваются (пункт 51 Основ ценообразования).

Этим же пунктом Основ ценообразования предусмотрено, что для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен, а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды.

В случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов).

В соответствии с частью 2.1 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон о концессионных соглашениях) в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), решением концедента о заключении концессионного соглашения могут устанавливаться долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, согласованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).

Согласно статье 42 Закона о концессионных соглашениях одним из существенных условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, являются значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

К долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера пункт 2 статьи 47 Закона о концессионных соглашениях относит:

1) базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на первый год действия концессионного соглашения (расчет базового уровня операционных расходов в последующие годы действия концессионного соглашения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов);

2) показатели энергосбережения и энергетической эффективности;

3) норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод обеспечения доходности инвестированного капитала или метод доходности инвестированного капитала;

4) нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации установленных тарифов или метод индексации.

Согласно части 12.1 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае, если долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением, предметом которого являются объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, и в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласованы с органом регулирования, он обязан использовать их в качестве долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при формировании тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования.

Из материалов дела следует, что ООО «ИнвестЭнерго» осуществляет деятельность с использованием имущественного комплекса, переданного ему на основании Концессионного соглашения № 6 от 01 декабря 2017 г., заключенного с муниципальным образованием «Ивановский муниципальный район Ивановской области» в лице Главы данного муниципального образования.

Одним из существенных условий этого соглашения являются долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера: базовый уровень операционных расходов, нормативный уровень прибыли, показатели энергосбережения и энергетической эффективности, уровень потерь тепловой энергии к полезному отпуску и удельный расход энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии на весь период действия данного соглашения, которые не подлежат пересмотру.

Данные параметры были учтены Департаментом при установлении тарифов на 2018-2020 годы, т.е. в течение первого долгосрочного периода регулирования.

Как следует из экспертного заключения от 18 декабря 2020 г., операционные расходы на 2021 г. рассчитаны Департаментом в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования путем индексации утвержденного базового уровня операционных расходов на 2017 г. в размере 2 213,3 тыс. руб. согласно заключенному концессионному соглашению № 6 от 01 декабря 2017 г. (долгосрочный параметр деятельности концессионера) на фактически сложившиеся коэффициенты индексации 2018 (1,019), 2019 (1,035) гг., и расчетные плановые коэффициенты индексации 2020 (1,020) и 2021 (1,026) и утвержден на 2021 г. в размере 2439,55 тыс. руб.

ООО «ИнвестЭнерго» не согласно с уровнем операционных расходов на 2021-2025 годы, принятым Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области при формировании долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей Общества на 2021-2025 годы, который был рассчитан путем индексации базового уровня операционных расходов с применением индекса изменения количества активов в размере «0» (учтенного при расчете коэффициента индексации), который был определен без учета изменения технических характеристик объектов теплоснабжения (изменение протяженности и диаметра трубопроводов). Общество настаивает на пересчете условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности, в актуализированном количестве 142,3 у.е. с учетом внесенных 28 декабря 2020 г. в Концессионное соглашение изменений в связи с увеличением количественных характеристик объектов теплоснабжения (протяженности сетей и диаметра трубопроводов).

Рассматривая приведенные доводы административного истца и оценивая правомерность действий органа регулирования при установлении размера операционных расходов, суд приходит к следующему.

Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера установлены на период действия концессионного соглашения. Согласно пункту 2.1 приложения № 6 к Концессионному соглашению предельное значение базового уровня операционных расходов на 2017 г. составляет 2213,3 тыс. руб. (долгосрочный параметр деятельности концессионера).

Концессионным соглашением № 6 от 01 декабря 2017 г. в эксплуатацию ООО «ИнвестЭнерго» были переданы объекты теплоснабжения следующей протяженности:

- тепловые сети <адрес> – 2966 м,

- тепловые сети <адрес> – 6385 м.

Указанная протяженность тепловых сетей была зафиксирована в кадастровых документах по состоянию на момент передачи имущество.

В период эксплуатации данных объектов Обществом было выявлено несоответствие фактической протяженности тепловых сетей в <адрес> и <адрес> характеристикам объектов по данным кадастрового учета. В результате обследования были выявлены участки тепловых сетей различного диаметра, технологически связанные с объектами концессионного соглашения, но не поставленные на кадастровый учет. После проведенных кадастровых работ выявленные участки тепловых сетей, технологически связанные с объектами недвижимости, были поставлены на кадастровый учет собственником объекта – Администрацией Ивановского муниципального района путем изменения характеристик объектов недвижимости в кадастровом учете. Таким образом, протяженность тепловых сетей суммарно увеличилась на 3237 м, изменились также диаметры трубопроводов. Изменение таких существенных характеристик, как протяженность и диаметр трубопроводов, привело к необходимости изменения долгосрочных параметров Концессионного соглашения со стороны концессионера в части уровня потерь тепловой энергии.

28 декабря 2020 г. в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях стороны заключили дополнительное соглашение о внесении изменений в Концессионное соглашение №6 от 01 декабря 2017 г. (приложения 1, 2, 4 и 6), связанных с внесением в ЕГРН выявленных изменений в отношении протяженности объектов концессионного соглашения и необходимостью согласования изменения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в части величины технологических потерь тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям. Внесение изменений в концессионное соглашение было произведено в соответствии с требованиями Федерального закона о концессионных соглашениях и получило согласование УФАС Ивановской области и Департамента энергетики и тарифов Ивановской области.

Таким образом, ООО «ИнвестЭнерго» согласовало внесение изменений в долгосрочные параметры регулирования Концессионного соглашения, которые касались протяженности тепловых сетей, только в части величины технологических потерь, базовый уровень операционных расходов ими не пересматривался.

Пунктом 59 Основ ценообразования определен порядок расчета базового уровня операционных расходов для каждой регулируемой организации и установления операционных расходов на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Базовый уровень операционных расходов, как уже отмечалось выше, определяется на основании пункта 37 Методических указаний. Для ООО «ИнвестЭнерго» базовый уровень операционных расходов формировался в 2017 г. на основании долгосрочных параметров деятельности концессионера (приложение 6 к Концессионному соглашению) и составил 2213,3 тыс. руб. на 2017 г.

Индекс эффективности операционных расходов также был закреплен в долгосрочных параметрах деятельности концессионера на уровне 1%.

Изменение уровня операционных расходов на индекс изменения количества активов осуществляется в порядке, установленном Методическими указаниями с учетом зависимости текущих расходов регулируемой организации от количества эксплуатируемых производственных объектов (пункт 60 Основ ценообразования).

Корректировка базового уровня операционных расходов в соответствии с пунктом 49 Методических указаний рассчитывается по формуле 10 пункта 36 Методических указаний как произведение операционных расходов предыдущего года регулирования с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов. При этом корректировка производится на очередной год долгосрочного периода регулирования, следующий за годом расчета корректировки:

(тыс. руб.), (10)

где:

ОРi - операционные (подконтрольные) расходы в i-м году. Для первого года долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов (базовый уровень операционных расходов) определяется в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;

ИОР - индекс эффективности операционных расходов, выраженный в процентах;

ИПЦi - индекс потребительских цен, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на i-й год;

Кэл - коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, устанавливаемый равным 0,75;

ИКАi - индекс изменения количества активов, применяемый с целью учета зависимости операционных расходов от размера активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, определяемый на i-й год в соответствии с пунктом 38 Методических указаний.

Одной из составляющих формулы корректировки операционных расходов является ИКАi - индекс изменения количества активов, применяемый с целью учета зависимости операционных расходов от размера активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, определяемый на соответствующий год (пункт 36 Методических указаний). В свою очередь, величина названного индекса в отношении деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя определяется в соответствии с формулой (11) пункта 38 Методических указаний № 760-э на основании данных о количестве условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в очередном году долгосрочного периода регулирования и предшествующему ему году.

В соответствии с пунктом 38 Методических указаний индекс изменения количества активов рассчитывается в отношении деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя по формуле (11);

, (11)

где:

УЕi, УЕi-1 - количество условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответственно в годах i и (i-1), определяемое органом регулирования в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим указаниям с учетом активов, фактически введенных в эксплуатацию, и активов, использование которых планируется начать в i-м, (i-1)-м году в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Данное количество условных единиц определяется органом регулирования в соответствии с таблицей приложения 2 к Методическим указаниям с учетом активов, фактически введенных в эксплуатацию, и активов, использование которых планируется начать в очередном и предшествующем ему годах в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Приложение 2 предполагает учет условных единиц, находящихся на балансе регулируемой организации, осуществляемой деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Использование индекса изменения количества активов позволяет при корректировке операционных расходов учитывать количественное изменение состава имущества, связанное с принятием на баланс новых объектов основных средств. Однако, такое изменение возможно только для активов, которые фактически введены в эксплуатацию в 2020 г. или использование которых планируется начать в 2021 г.

Как следует из раздела 1 экспертного заключения Департамента от 18 декабря 2018 г., индекс изменения количества активов в отношении деятельности по передаче тепловой энергии принят органом регулирования на 2021 – 2025 г.г. в размере «0» процентов по следующим основаниям. Уточнение характеристик объекта концессионного соглашения было связано с устранением допущенных ранее ошибок при постановке на кадастровый учет тепловых сетей. Изменение общей протяженности тепловых сетей произошло не по причине включения в состав объектов концессионного соглашения бесхозяйного имущества или новых подключенных участков тепловых сетей. В материалах тарифного дела отсутствуют сведения о выявлении концедентом бесхозяйных тепловых сетей на территории Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района. В ходе кадастровых работ произошло исправление неточности характеристик тепловых сетей, находящихся на балансе муниципалитела и переданных посредством концессионного соглашения концессионеру по первоначально указанным кадастровым номерам без их изменения/добавления. ООО «ИнвестЭнерго» эксплуатировало все тепловые сети согласно концессионному соглашению, а также участки тепловых сетей, не учтенные в составе муниципального имущества согласно свидетельствам о праве собственности, но технологически связанные с предметом концессионного соглашения. Ввиду вышеизложенного, индекс изменения количества активов, учтенный при расчете коэффициента индексации, принят Департаментом в размере «0», а количество условных единиц – 142,3 у.е. с учетом актуализированных характеристик тепловых сетей принято на весь период действия концессионного соглашения и период долгосрочного периода регулирования 2018-2025 г.г.

Суд находит указанные действия регулятора обоснованными, не противоречащими приведенному нормативному регулированию, поскольку новые объекты, в том числе бесхозяйные, в состав объекта концессионного соглашения не вносились, имело место исправление технической ошибки в протяженности изначально эксплуатируемых ООО «ИнвестЭнерго» тепловых сетей, что подтверждается ответами Администрация Ивановского района (концедент) на письменные запросы Департамента об отсутствии бесхозяйных участков тепловых сетей (т. 2 л.д. 142-144).

Как неоднократно указывалось представителями как ООО «ИнвестЭнерго», так и Департамента, а также в письме Администрации Ивановского муниципального района, выявленные изменения не были связаны с включением в состав имущества новых объектов тепловых сетей или бесхозяйного имущества, это были участки сетей, технологически связанные с теми, которые Общество получило от концедента в 2017 г. В 2020 г. в учетные документы были внесены изменения, касающиеся уточненной протяженности тепловых сетей, а их кадастровые номера остались без изменения, балансовая стоимость также не изменилась, актами никакие новые участки тепловых сетей не передавались.

Изменения, внесенные в 2020 г. в долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, касались величины технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям, что было связано с уточнением технических характеристик тепловых сетей (протяженности и диаметров). Поэтому на 2021 г. с учетом внесенных изменений Департаментом при определении величины полезного отпуска тепловой энергии был установлена величина потерь в количестве 2087,8Гкал (до внесения изменений она составляла 1525,15 Гкал). Другие долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень операционных расходов, в 2020 г. сторонами концессионного соглашения не пересматривались.

Пунктом 8 Концессионного соглашения № 6 закреплена обязанность субъекта (Ивановской области) в лице регулирующего органа (Департамента энергетики и тарифов Ивановской области) устанавливать тарифы на тепловую энергию методом индексации установленных тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами деятельности концессионера, утвержденными на 2017-2037 гг. в приложении 6 к Концессионному соглашению.

Таким образом, при установлении тарифов на следующий долгосрочный период регулирования (2021-2025 гг.) для ООО «ИнвестЭнерго» Департаментом были учтены внесенные в Концессионное соглашение изменения, касающиеся объемов потерь при передаче тепловой энергии.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом, в том числе по данному вопросу, была назначена финансово-экономическая экспертиза, производство которой получено эксперту Аудиторской фирмы ООО «Инвест-аудит» ФИО7

Перед экспертом поставлен вопрос:

- является ли экономически обоснованным установленный Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области при формировании долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «Инвест-энерго» (Ивановский район) на 2021-2025 г.г. уровень операционных расходов на 2021-2025 г.г., рассчитанный путем индексации базового уровня операционных расходов с применением индекса изменения количества активов в размере «0» (учтенного при расчете коэффициента индексации), с учетом внесения 28 декабря 2020 г. изменения в концессионное соглашение в связи с увеличением количественных характеристик объектов теплоснабжения (протяженности сетей и диаметра трубопроводов) и связанного с этим перерасчета условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности, принятых регулятором при формировании оспариваемых тарифов на весь период действия концессионного соглашения и долгосрочный период регулирования 2018-2025 г.г. в актуализированном количестве 142,3 у.е. (п. 1 экспертного заключения).

Как следует из экспертного заключения ООО «Инвест-Аудит» от 21 июня 2021 г., административным истцом в 2019 году не вводились в эксплуатацию вновь построенные объекты основных средств, не принимались на баланс бесхозяйные объекты, поэтому фактический состав активов Общества в 2019 г. не изменился, соответственно, и фактически индекс изменения количества активов должен быть равен «0».

Департамент внес изменения в количество условных единиц, заменив первоначальные данные по у.е. в размере 115,332 на количество у.е., равное 142,286, с начала действия концессионного соглашения, то есть с 01 декабря 2017 г. и проиндексировал операционные расходы до 2025 г., применив при этом ИКА=0, поскольку инвестиционной программой ООО «ИнвестЭнерго» предусмотрены мероприятия только по реконструкции или модернизации существующих тепловых сетей, строительство новых объектов теплосетевого хозяйства не предусмотрено.

Эксперт согласился с таким расчетом Департамента, так как пересчет условных единиц в данном случае был вызван не фактическим увеличением состава активов Общества, а внесением уточнений в его технические характеристики, то есть носил чисто номинальный характер.

По мнению эксперта, примененный Департаментом подход является правильным, поскольку согласно Основам ценообразования необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, исключаются из НВВ; увеличение операционных расходов путем применения повышенного коэффициента индексации не является экономически обоснованным.

В итоге эксперт пришел к выводу о том, что установленный Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области при формировании долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «Инвест-Энерго» (Ивановский район) на 2021-2025 гг. уровень операционных расходов является экономически обоснованным.

При этом эксперт отметил, что, если Общество считает установленные операционные расходы не соответствующими фактическому составу имущества, ему следует произвести расчет расходов по тем статьям, на которые, по его мнению, могут влиять протяженность и диаметры тепловых сетей (оплата труда, ремонты). При наличии отклонений по рассчитанным статьям затрат следует согласовать изменение базового уровня операционных расходов в концессионном соглашении через процедуру внесения изменений в долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера.

Оснований не согласиться с выводами судебного эксперта у суда не имеется, поскольку они являются мотивированными,основаны на исследованных материалах дела, каких-либо объективных замечаний к заключению судебной экспертизы по данному вопросу у сторон не возникло.

Также административный истец заявил о неправомерности исключения из НВВ на 2021 г. экономически необоснованных доходов по статье «Амортизация» по факту 2019 г., связанного с корректировкой органом регулирования фактической стоимости выполненных в 2019 г. работ в рамках исполнения инвестиционной программы.

Как следует из содержания экспертного заключения Департамента от 18 декабря 2020 г. (пункт 8 «Экономически необоснованные доходы по статье «Амортизация», в том числе превышение стоимости фактических работ над стоимостью по УСР по факту 2019 года») экспертной группой проведена экспертиза экономически обоснованной стоимости выполненных ремонтов ООО «Инвест-Энерго» в 2019 г. в рамках исполнения инвестиционной программы на предмет непревышения произведенных расходов над укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.

Корректировка стоимости работ произведена в соответствии с :

- Постановлением Госстроя России от 05 марта 2004 г. №15/1 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»;

- Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1039/пр «Об утверждении федеральных единичных расценок, федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве, федеральных сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, федеральных сметных цен на перевозки грузов для строительства»;

- Приказом Минстроя России от 09 февраля 2017 г. №81/пр «Об утвержденииМетодических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы»;

- Письмами Минстроя России от 05 марта 2019 г. №7581-ДВ/09, от 17 мая 2019 г. №17798-ДВ/09, от 16 октября 2019 г. №38958-ДВ/09, от 31 декабря 2019 г. №51579-ДВ/09 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I (II, III,IV) квартале 2019 года, в том числе индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ» на соответствующую дату акта выполненных работ.

Департаментом был проведен пересчет стоимости строительно-монтажных работ в части примененных индексов изменения сметной стоимости строительства, без изменения сметных расценок и объемов работ, а также из части актов выполненных работ исключены расценки и коэффициенты, не соответствующие типу выполняемых работ (отсутствует обоснование ПОС – проект организации строительства).

При расчете фактических экономически обоснованных амортизационных отчислений за 2019 г. экспертная группа исходила из данных теплосетевой организации согласно бухгалтерскому учету по сроку полезного использования и дате постановки объекта на учет основных средств. Дополнительно в адрес Департамента был представлен пояснительный расчет по расчету амортизации в разрезе выполненных работ.

Однако разница между фактически начисленной амортизацией согласно данным бухгалтерской отчетности за 2019 г. и экономически обоснованной амортизацией, рассчитанной исходя из экономически обоснованной фактической стоимости выполненных работ, откорректированной Департаментом исходя из условия непревышения стоимости строительства над укрупненными сметными нормативами, признана регулятором экономически необоснованным доходом, подлежащим исключению из НВВ 2021-2022 г.г. в размере -499,71 тыс. руб. (в каждом году) в соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний. Расчет исключенной суммы (-999,42 тыс. руб.) прилагается в томе 2 административного дела на л.д. 49-52.

В письменных возражениях № 4 административный ответчик указал, что по каждому участку реконструируемых тепловых сетей Департаментом исключены индексы (коэффициенты) пересчета сметной стоимости строительства к базисным ценам 1984 и 2000 гг., выпущенные НО «НАСИ» (Национальной ассоциации сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга\ Координационным центром по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве), поскольку примененные ООО«ИнвестЭнерго» индексы пересчета сметной стоимости не включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Система индексов (коэффициентов) пересчета (изменения) сметной стоимости строительства является важнейшим инструментом ценообразования в строительстве в современных условиях.

Индексы применяются для определения стоимости строительства в текущих (или прогнозных) ценах и для расчетов за выполненные строительно-монтажные работы между заказчиками и подрядными организациями.

Основное назначение индексов (коэффициентов) - учет фактора удорожания стоимости строительства по отношению к базовому уровню.

Департаментом проведена корректировка предоставленных актов выполненных работ ООО«ИнвестЭнерго» с учетом применения:

· индексов изменения сметной стоимости Минстроя России;

· индексов Минстроя РФ (данные индексы выходят ежеквартально и применяются к итогу сметного расчета, только эти индексы внесены в Федеральный Реестр сметных нормативов);

· индексов, разработанных к сметно-нормативной базе 2001 года, в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 г. №326/пр, с использованием данных ФАУ «Главгосэкспертиза России», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за прошедший квартал с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

Таким образом, Департаментом не принимались к учету индексы пересчета сметной стоимости строительства к базисным ценам 1984 и 2000 гг., выпущенные НО «НАСИ» (Национальной ассоциации сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга), которые использовались Обществом при определении сметной стоимости строительных работ в рамках исполнения инвестиционной программы.

В итоге Департаментом был проведен перерасчет стоимости строительно-монтажных работ в части примененных индексов пересчета сметной стоимости, без изменения сметных расценок и объемов работ, а также из части актов выполненных работ исключены расценки и коэффициенты, не соответствующие типу выполняемых работ.

Результаты пересчета фактической стоимости мероприятий отражен в заключении № 02-90 от 24 ноября 2020 г. с перечнем АВР и сметными расчетами, откорректированными Департаментом, и находится в материалах тарифного дела (т.3 л.д. 1-4) и приложенном диске.

Департаментом были скорректированы индексы пересчета сметной стоимости, накладные расходы и сметная прибыль, в результате чего стоимость мероприятий по инвестпрограмме была снижена с 31539,66 тыс. руб. (без НДС) до 15729,035 тыс. руб. (без НДС) (т.2 л.д.46-48), в связи с чем экономически обоснованный уровень амортизационных отчислений за 2019 г. по основным средствам, введенным в эксплуатацию при выполнении данных мероприятий, был снижен с 1910,22 тыс. руб. (по факту организации) до 910,78 тыс. руб., а разница в размере 999,42тыс.руб. исключена из НВВ как экономически необоснованные доходы с распределением в равных долях на 2021-2022 г.г.

В рамках проведения финансово-экономической экспертизы, назначенной по ходатайству административного истца, судом перед экспертом ФИО7 также ставился вопрос о правомерности указанных действий Департамента по исключению из НВВ экономически необоснованного дохода по статье «Амортизация» в результате корректировки стоимости фактически выполненных в 2019 г. работ в рамках исполнения инвестиционной программы.

В исследовательской части экспертного заключения от 21 июня 2021 г. экспертом приведены установленные из материалов дела обстоятельства и действующее нормативное регулирование спорных правоотношений, учтенное при выполнении экспертизы.

Так, эксперт принял во внимание, что постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26 января 2018 г. №185-ип(тс)/1 утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения ООО «ИнвестЭнерго» на 2018-2029 годы. Постановлением Департамента от 30 ноября 2018 г. №234-т/10 в приложение №5 к постановлению от 26 января 2018 г. № 185-ип(тс)/1. были внесены изменения.

Финансирование мероприятий данной инвестиционной программы производится за счет привлеченных средств ООО «ИнвестЭнерго», а возврат финансовых средств должен производиться за счет амортизационных отчислений по основным средствам, которые формируются при выполнении инвестиционной программы.

Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в 2020 г. после проверки отчета об исполнении инвестиционной программы ООО «ИнвестЭнерго» за 2019 г. были выполнены корректировочные сметные расчеты по факту исполнения ООО «ИнвестЭнерго» данной инвестиционной программы.

В целях обоснования затрат на проведение инвестиционных мероприятий в 2019 г. ООО «ИнвестЭнерго» в составе материалов тарифного дела на 2021 г. были представлены договоры подряда, локальные сметные расчеты, акты выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3), подтверждающие проведение работ по реконструкции объектов теплоснабжения в 2019 г., а также документы, подтверждающие постановку проведённой реконструкции на бухгалтерский учёт по основным средствам для начисления амортизации: инвентарные карточки основных средств, в которых отражена реконструкция объектов, ведомость амортизации за 2019 г., оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 2019 г. Претензий к качеству и комплектности представленных документов Департамент организации не предъявлял.

Порядок согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, требований к составу и содержанию таких программ определены Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требованиями к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 г. №410 (далее – Правила № 410).

Инвестиционная программа содержит график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.

Инвестиционная программа содержит финансовый план регулируемой организации, составленный на период реализации инвестиционной программы с разделением по видам деятельности, по годам в ценах соответствующего года с использованием прогнозных индексов цен и по источникам финансирования, включая собственные средства, в том числе амортизационные отчисления, а также привлеченные средства, бюджетное финансирование, прочие источники финансирования.

В инвестиционной программе регулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются системы централизованного теплоснабжения, дополнительно содержатся сведения об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения.

Согласно пункту 15 данных Правил № 410 объем средств, необходимых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, устанавливается с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и включает в себя все расходы, связанные с проведением мероприятий инвестиционной программы, в том числе расходы на:

а) приобретение материалов и оборудования;

б) осуществление строительно-монтажных работ, пусконаладочных работ;

в) осуществление работ по замене оборудования с улучшением технико-экономических характеристик;

г) подготовку проектной документации;

д) проведение регистрации объектов;

е) создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером.

То обстоятельство, что объем финансовых потребностей в целях реализации инвестиционной программы должен быть достаточным для финансирования мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, но не превышать укрупненные нормативы цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, также закреплено в части 4.1. статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно Порядку осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, утвержденному приказом Минстроя России от 07 ноября 2014 г. №689/пр, контроль за выполнением инвестиционных программ регулируемых организаций осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, утвердившим инвестиционную программу, или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления наделен полномочиями на утверждение инвестиционных программ.

Контроль за выполнением инвестиционных программ включает:

а) контроль за соблюдением сроков выполнения мероприятий инвестиционной программы;

б) контроль за достижением плановых значений показателей, перечень которых определяется требованиями, установленными к содержанию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и достижение которых предусмотрено в результате реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы;

в) контроль за соответствием фактически выполненных мероприятий инвестиционной программы мероприятиям, предусмотренным инвестиционной программой при ее утверждении;

г) контроль за соответствием источников финансирования фактически выполненных мероприятий инвестиционной программы финансовому плану регулируемой организации, предусмотренному инвестиционной программой, в том числе в части целевого расходования средств, полученных за счет платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

д) контроль за соответствием объема средств, фактически направленных на финансирование мероприятий инвестиционной программы, их необходимому объему, определенному инвестиционной программой при ее утверждении в соответствии с установленными требованиями к содержанию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Таким образом, органам регулирования тарифов субъектов РФ необходимо осуществлять надлежащий контроль и оперативное реагирование на действия регулируемых организаций в части использования инвестиционных программ, включенных в регулируемые государством цены и контролем за нецелевым использованием регулируемыми организациями денежных средств.

Анализ соблюденияусловий непревышения финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы над укрупненными сметными нормативами проводится органами регулирования тарифов перед утверждением инвестиционной программы, то есть на стадии оценки плановых показателей по мероприятиям, входящим в инвестиционную программу. В рамках процедуры согласования инвестиционной программы для ООО «ИнвестЭнерго» были согласованы мероприятия программы и объемы финансовых средств на их реализацию. Согласование расходов на выполнение мероприятий программы происходило с соблюдением требований пункта 15 Правил № 410, что отмечается Департаментом в письменных возражениях № 4.

Таким образом, Обществу был определены условия деятельности при реализации мероприятий инвестиционной программы на 2018-2029 г.г..

Эксперт обращает внимание, что обязательное применение сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов установлено в статье 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации только для строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также для капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров. При этом, сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

План мероприятий по инвестиционной программе в 2019 г. ООО «ИнвестЭнерго» выполнило в полном объеме, сторонами не оспариваются факты выполнения работ и их объемы. Кроме того, Обществом представлен полный пакет документов, подтверждающий несение им расходов в указанном размере: договоры, акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, акты приемки выполненных работ (ф.КС-2), счета-фактуры и платежные поручения, подтверждающие перевод денежных средств.

Департамент в представленной им справке и в возражении №4 отметил, что наименование участков тепловых сетей, диаметры трубопроводов, протяженность участков тепловых сетей, указанные в АВР, не соответствуют параметрам участков тепловых сетей мероприятий инвестиционной программы. Согласно приложенной информации (тарифное дело ООО «ИнвестЭнерго» 2021 г. (том 2), приложение к Заключению № 02-90 от 24 ноября 2020 г.), разность в протяженности сетей составила: по <адрес> 76,8 м (958,5 – 882), по <адрес> 57,5 (2417-2359,5), что составляет менее 4% от общей протяженности реконструируемых сетей. Департамент не запрашивал у Общества дополнительные пояснения по этому поводу и согласился с объемами выполненных работ, но при этом снизил экономически обоснованную стоимость работ по инвестпрограмме на 53%.

По мнению эксперта, при определении сметной стоимости строительных работ организации вправе пользоваться различными способами расчета стоимости строительства, если законом не предусмотрено обязательное применение сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В случае выполнения инвестиционной программы к ООО «ИнвестЭнерго» предъявляется требование о том, что стоимость мероприятий по инвестиционной программе не должна превышать укрупненные нормативы цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, но нет обязанности производить расчет именно по ним.

Система индексов (коэффициентов) пересчета (изменения) сметной стоимости строительства является важнейшим инструментом ценообразования в строительстве в современных условиях. Индексы применяются для определения стоимости строительства в текущих (или прогнозных) ценах и для расчетов за выполненные строительно-монтажные работы между заказчиками и подрядными организациями. Основное назначение индексов (коэффициентов) это учет фактора удорожания стоимости строительства по отношению к базовому уровню.

На данный момент при составлении смет применяются следующие индексы:

- индексы Минстроя РФ,

- индексы ООО «Стройинформресурс»,

- индексы НО «НАСИ» (ООО «Технология Управления», (ООО «КФП-Процессинг»),

- индексы ООО «Стройинформиздат»,

- индексы МООСРСО «Союз инженеров-сметчиков»,

- региональные индексы.

Каталоги и индексы разрабатываются с 2009 года партнерами Некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (НО «НАСИ», <адрес>,), утверждены Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» для применения с электронными базами данных сметных нормативов в составе сметных программ. В частности, НО «НАСИ» занимается разработкой сборников сметных цен и индексов пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ к уровню цен сметно-нормативной базы ФЕР-2001 для регионов Российской Федерации.

Каталоги текущих сметных цен и индексы пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых на территории РФ к уровню цен сметно-нормативной базы ФЕР-2001/ТЕР-2001 (в редакциях 2014, 2017, 2020 г.г.) на соответствующий квартал предназначены по решению Заказчика (инвестора) для расчетов за выполненные работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в пределах твердой договорной цены государственных и муниципальных контрактов, и для составления сметных расчетов и для расчетов за выполненные работы при строительстве объектов, финансируемых за счет внебюджетных источников.

Коэффициенты и каталоги, рассчитанные ООО «Стройинформресурс», НО «НАСИ», ООО «Стройинформиздат», МООСРСО «Союз инженеров-сметчиков», а также региональные индексы могут применяться без ограничений для объектов внебюджетного финансирования, но их применение должно быть обязательно согласовано с заказчиком.

ООО «ИнвестЭнерго» представило все обосновывающие документы, свидетельствующие о том, что фактически расходы по инвестпрограмме в 2019 г. составили 31539,66 тыс. руб. (без НДС) или 34553,31 тыс. руб. (с НДС). Согласно приложению 5 к постановлению Департамента об утверждении инвестиционной программы план финансирования мероприятий на 2019 год утвержден для ООО «ИнвестЭнерго» в размере 36554,879 тыс. руб. (с НДС). Стоимость строительства (по Таблице в приложении к заключению № 02-90 от 24 ноября 2020 г. т.2 л.д.46-48) по НЦС-2017 Минстроя в ценах 2019 г. составила с учетом стоимости ПИР 42742,92 тыс. руб. (без НДС), а в НЦС-2020 Минстроя в ценах 2020г. без учета стоимости ПИР - 35894,55 тыс. руб. (без НДС).

Таким образом, организация не превысила при выполнении мероприятий программы ни плановый объем финансовых ресурсов, утвержденных ей Департаментом при согласовании инвестиционной программы, ни укрупненные нормативы цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные Минстроем России.

Исходя из вышеизложенного, по мнению эксперта, Департаментом необоснованно в нарушение пункта 4.1 статьи 23 Закона о теплоснабжении, произведена корректировка стоимости фактически выполненных в 2019 г. работ в рамках исполнения инвестиционной программы, что повлияло на расчет экономически обоснованной суммы амортизационных отчислений за 2019 г.

Решение Департамента о корректировке стоимости фактически выполненных в 2019 г. работ противоречит утвержденному им же 26 января 2018 г. плану финансирования инвестиционной программы для ООО «ИнвестЭнерго».

Утвержденная для Общества постановлением от 26 января 2018 г. №185-ип(тс)/1 инвестиционная программа предполагала объем финансовых потребностей в целях реализации этой программы, который был признан достаточным для финансирования ее мероприятий. Но в 2020 г. при анализе стоимости фактически выполненных в 2019 г. работ величина расходов по инвестпрограмме признана экономически необоснованной, при том, что Общество не превысило установленную для него в 2018 г. стоимость работ по инвестпрограмме.

Таким образом, эксперт сделала вывод, что величина амортизационных отчислений, принятая Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в результате корректировки стоимости фактически выполненных в 2019 г. работ в рамках исполнения инвестиционной программы, с учетом которой регулятором произведено исключение из НВВ амортизационных отчислений по факту 2019г. (п.8 экспертного заключения), не является экономически обоснованной, так как корректировка стоимости фактически выполненных работ, произведенная Департаментом, не соответствует требованиям законодательства и нарушает принцип достаточности объема финансовых потребностей регулируемой организации в целях реализации утвержденной инвестиционной программы.

Суд соглашается с выводами эксперта, поскольку они являются мотивированными, основанными на нормах права и соответствующими исследованным материалам дела.

В целом оснований не согласиться с заключением судебного эксперта у суда не имеется, поскольку экспертное заключение отвечает принципам достаточности и достоверности, оно содержит подробную, аргументированную информацию в отношении проведенного исследования, мотивированные выводы на поставленные вопросы,объективно согласуется с представленными материалами дела.

Заключение эксперта составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим специальное высшее образование, соответствующую квалификацию, длительный стаж экспертной деятельности, не заинтересованным в исходе дела и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Оснований подвергать сомнению выводы судебного эксперта не имеется, вследствие чего суд полагает, что данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности.

В судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи эксперт ФИО7 поддержала свое заключение в полном объеме и дала пояснения по возникшим у административного ответчика вопросам.

Вопреки доводам Департамента, приведенным в письменных возражениях № 5, судебный эксперт оценил правомерность и корректность действий Департамента по расчету экономически необоснованных доходов ООО «ИнвестЭнерго» по статье «Амортизация», связанных с перерасчетом стоимости строительно-монтажных работ в части примененных индексов пересчета сметной стоимости. Выводы судебного эксперта соответствуют сути поставленного спорного вопроса и основаны на исследованных экспертом материалах тарифного дела и административного дела, в котором в письменном виде приведена позиция Департамента.

Выводы эксперта сформулированы с учетом поставленного судом вопроса, который в свою очередь соответствовал содержанию экспертного заключения Департамента от 18 декабря 2020 г. (пункт 8), в котором указано о проведении экспертной группой Департамента экспертизы экономически обоснованной стоимости выполненных ремонтов в рамках исполнения инвестиционной программы на предмет непревышения произведенных расходов над укрупненными сметными нормативами. В подтверждение этого в материалы тарифного дела регулятором представлен расчет экономически обоснованной стоимости выполненных работ с заключением специалиста-сметчика от 24 ноября 2020 г. № 02-90, из которого следует, что стоимость выполненных работ проверялась на предмет не превышения стоимости по НЦС. Вместе с тем, экономически обоснованная стоимость выполненных ремонтных мероприятий в размере 15 729,035 тыс. руб. определена специалистами Департамента с учетом применения индексов изменения сметной стоимости Минстроя России, при этом из расчетов исключены индексы перерасчета сметной стоимости строительства к базисным ценам 1984 и 2000 гг., выпущенные НО «НАСИ», что буквально следует из примечаний к расчетной таблице (т. 2 л.д.46-48).

Таким образом, порядок действий регулятора по спорному вопросу был понятен и не вызвал у судебного эксперта затруднений при оценке его правомерности, что эксперт ФИО7 подтвердила в ходе дачи пояснений в судебном заседании.

Некорректная, по мнению Департамента, формулировка выводов судебного эксперта связана с употреблением аналогичных формулировок в экспертном заключении Департамента, а также письменных возражениях Департамента на административный иск, в которых приводилась ссылка на пункт 173 Методических указаний, согласно которому расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. однако на обоснованность экспертного заключения это никак не повлияло.

Из содержании экспертного заключения ООО «Инвест-аудит» однозначно следует, что экспертом оценивалась правомерность исключения Департаментом при оценке актов о приемке выполненных работ по реконструкции тепловых сетей и отчета по инвестиционной программе в сфере теплоснабжения ООО«ИнвестЭнерго» за 2019 г. индексов перерасчета сметной стоимости строительства к базисным ценам 1984 и 2000 гг., выпущенных НО «НАСИ», которые использовались регулируемой организацией при определении сметной стоимости строительных работ.

Доводы об отсутствии в распоряжении Департамента и свободном доступе указанных индексов НО «НАСИ» суд во внимание не принимает, поскольку орган регулирования таких сведений у организации не запрашивал, осуществив переоценку стоимости фактически выполненных строительных работ.

Вопреки приведенным в возражениях № 5 доводам административного ответчика, судебный эксперт в ходе проведения судебной экспертизы в части обоснованности определения органом регулирования фактической стоимости выполненных работ вышеуказанной инвестпрограммы учитывал и руководствовался нормами действующего законодательства как в сфере тарифного регулирования, так и вопросам утверждения инвестиционной программы и оценки исполнения мероприятий инвестпрограммы, то есть в совокупности, что применительно к поставленному вопросу является обоснованным.

Ссылка Департамента в возражениях № 5 на то, что на официальном сайте torgi.gov.ru ООО «ИнвестЭнерго» не были размещены сведения о выставлении предложений по заключению договоров на реконструкцию тепловых сетей, не может быть принята во внимание, поскольку на данное обстоятельство как обосновывающее исключение из НВВ экономически необоснованного дохода по факту 2019 г. по статье «Амортизация» не было указано в экспертном заключении.

Кроме того, в материалы тарифного дела ООО «ИнвестЭнерго» на 2021-2025 гг. (в томе 2 - дополнительные документы) по дополнительному запросу Департамента организацией представлены документы по проведению процедур торгов, закупок по договорам, ранее представленным в качестве обоснования фактически выполненных работ по реконструкции. При этом Департамент при пересчете фактической стоимости строительно-монтажных работ оставил без изменения сметные расценки и объем работ, исключив только примененные организацией индексы пересчета сметной стоимости, что свидетельствует о том, что произведенные работы по реконструкции объектов теплоснабжения на основании заключенных договоров подряда приняты регулятором к учету.

При установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несоответствии законодательству в области тарифного регулирования действий Департамента по исключению из необходимой валовой выручки Общества экономически необоснованных доходов по статье «Амортизация» по факту 2019 г., связанных с корректировкой стоимости фактически выполненных в 2019 г. работ в рамках исполнения инвестиционной программы, нормативный правовой акт в оспариваемой части нельзя признать законным и обоснованным.

Определяя дату, с которой оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, учитывая разъяснения, содержащиеся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а также то, что данный акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает возможным признать оспариваемое постановление не действующим с даты вступления решения суда в законную силу.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ).

Поскольку в связи с признанием оспариваемого постановления не действующим судом выявлена недостаточная правовая урегулированность спорных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов как административного истца, так и иных лиц, в отношении которых они применялись, на Департамент надлежит возложить обязанность принять новый нормативный правовой акт, его заменяющий, который бы учитывал выводы, изложенные в мотивировочной части настоящего судебного акта.

В связи с удовлетворением административного иска с административного ответчика в пользу административного истца в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ИнвестЭнерго» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 18 декабря 2020 г. № 73-т/6 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (Ивановский район) на 2021-2025 годы» в части установленных в приложении 1 долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «ИнвестЭнерго» (Ивановский район) на 2021 - 2025 годы.

Обязать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части нормативный правовой акт.

Взыскать с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ИнвестЭнерго» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.

Решение суда принято в окончательной форме 6 августа 2021 г.