ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/2021 от 23.03.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-17/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 23 марта 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего - судьи Салчак А.А.

при секретаре Ондар Ч.Ч.,

с участием представителя административного истца Кужугет С.Д., представителя административного ответчика – Мэрии города Кызыла Кудерек Ч.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Севээн Д.К. к Министерству финансов Республики Тыва, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Севээн Д.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Тыва, Департаменту экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2014 года на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность предоставить ей жилое помещение на территории города ** Республики Тыва. 27 января 2016 года возбуждено исполнительное производство. В настоящее время решение суда должником не исполняется. Общая продолжительность принудительного исполнения составляет 6 лет 1 месяц 7 дней. В связи с отсутствием собственного жилого помещения ей в пожилом возрасте (**) приходится снимать дом в аренду и нести большие материальные затраты на аренду жилья. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 рублей, возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В отзыве на административный иск представитель административного ответчика Мэрии города Кызыла Кудерек Ч.Д. просит удовлетворить требования административного истца частично, присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей. Указывает, что у административного ответчика нет возможности предоставить Севээн Д.К. жилое помещение в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений, финансовые средства для обеспечения инвалидов жилыми помещениями в Мэрию г. Кызыла не поступают. Муниципальный жилищный фонд заселен гражданами, проживающими на основании ордера, которые приватизируют жилые помещения. В целях исполнения решений судов в бюджете городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годы, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 27 декабря 2018 года № 18 (приложения 1,2) предусмотрено финансирование на «организацию строительно-монтажных работ зданий, строений и сооружений», а также проводится инвентаризация муниципальных жилых помещений на основании распоряжения мэрии г. Кызыла от 15 марта 2019 № 180-р «О проведении инвентаризации муниципальных жилых помещений» в целях выявления лиц, подлежащих выселению. Считает, что взыскание компенсации в размере 300 000 рублей с местного бюджета не соответствует принципам разумности и справедливости.

Определением суда от 03 марта 2021 года Мэрия г. Кызыла Республики Тыва привлечена в качестве административного ответчика.

В судебное заседание административный истец Севээн Д.К., представители административного ответчика – Министерства финансов Республики Тыва, заинтересованного лица Управления федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Республике Тыва не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель административного истца Кужугет С.Д. исковые требования поддержала, просила удовлетворить административный иск в полном объеме.

Представитель Мэрии г. Кызыла, Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. признав исковые требования в части, в удовлетворении остальной части отказать, учитывая обстоятельства, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Частью 1 статьи 36 Федерального Закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 этой статьи.

В части 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный федеральным законом или исполнительным документом.

Из материалов гражданского дела № ** следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2014 года, вступившим в законную силу 27 декабря 2014 года, на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность предоставить Севээн Д.К. в порядке очередности жилое помещение общей площадью не ниже 12,5 кв.м. по договору социального найма, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, на территории ** Республики Тыва.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии **.

27 января 2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство № ** в отношении Мэрии г. Кызыла Республики Тыва. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

На день рассмотрения настоящего административного иска судебное решение о предоставлении жилого помещения Севээн Д.К. не исполнено.

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2014 года вступило в законную силу 27 декабря 2014 года, исполнительное производство возбуждено 27 января 2016 года, следовательно, оно должно было быть исполнено до 27 марта 2016 года. Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (20 января 2016 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (15 февраля 2021 года), составила 5 лет 26 дней.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11), следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Пунктом 1 статьи 49 и подпунктом 15 пункта 1 статьи 50 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 5 мая 2005 года № 50, предусмотрено, что мэрия г. Кызыла (исполнительно-распорядительный орган городского округа «Город Кызыл Республики Тыва») наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва, мэр г. Кызыла осуществляет от лица Мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно Положению о Департаменте финансов мэрии город Кызыла и предельной численности работников, утверждённому решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года № 328, Департамент финансов мэрии города (далее - Департамент) является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города.

Поскольку обязанность предоставить Севээн Д.К. жилое помещение возложена на Мэрию города Кызыла, соответственно, Мэрия г. Кызыла, Департамент финансов мэрии г. Кызыла являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.

В связи с изложенным, требования административного истца к Министерству финансов Республики Тыва являются необоснованными и подлежат отказу в удовлетворении.

В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как установлено судом, исполнительное производство № ** возбуждено 27 января 2016 года.

Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя Мэрии г. Кызыла установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.

15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Мэрии г. Кызыла исполнительского сбора в размере ** рублей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Агентству установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20 сентября 2018 года.

15 марта 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику Мэрии г. Кызыла установлен новый срок для исполнения требования исполнительного документа до 15 апреля 2017 года.

15 октября 2017 года начальником Управления правового обеспечения мэрии г. Кызыла направлен ответ о том, что в настоящее время не имеется свободных жилых помещений в муниципальном жилом фонде. Социальное жилье на территории г. Кызыла не строится, финансовые средства в бюджете г. Кызыла не предусматриваются, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. 50 судебных решений не исполняются из-за недостаточного финансирования. Должник делает все зависящие от него действия во исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений, однако в настоящее время исполнение решения суда не представляется возможным по не зависящим от него причинам.

29 сентября 2017 года начальник Управления правового обеспечения мэрии г. Кызыла С. направил письмо начальнику МКУ «Департамент финансов Мэрии г. Кызыла» К.. о том, что при формировании и утверждения бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2018 год необходимо предусмотреть денежные средства на строительство и покупку жилых помещений для исполнения 51 решений судов в отношении детей-сирот.

22 марта 2017 года заместитель мэра г. Кызыл направил письмо заместителю Председателя Правительства РТ – министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва Ф. с просьбой о предоставлении информации построено ли в 2016 году 34 жилых помещений, предназначенных для детей-сирот, на который дан ответ 1 августа 2017 года о том, что не имеется возможности предоставить информацию о сроках завершения строительства дома для детей-сирот в связи с проведением следственных мероприятий в отношении подрядной организации.

3 апреля 2017 года мэр г. Кызыла направил обращение министру финансов Республики Тыва Д. о возмещении расходов мэрии, связанных с предоставлением жилья ** и семьям, имеющим детей-**.

18 октября 2017 года руководитель мэрии г. Кызыла предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.

6 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа до 14 февраля 2018 года.

13 февраля 2018 года в ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения сообщил, что в период с сентября 2017 года по настоящее время мэрией г. Кызыла исполнено 6 решений судов о представлении жилья **. Решения суда исполняются по мере освобождения жилых помещений. В настоящее время свободных жилых помещений не имеется, в связи с чем не представляется возможным исполнить решение суда до 14 февраля 2018 года.

15 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем направлен запрос в Министерство финансов Республики Тыва о предоставлении выписки из бюджета Республики Тыва о заложенных денежных средствах на строительство и приобретение жилья детям-сиротам и ** на 2016, 2017, 2018 годы, на который 18 февраля 2018 года дан ответ о том, что всего с 2011 по 2017 годы на обеспечение жилыми помещениям детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений направлено ** тысяч рублей, в том числе за счет федерального бюджета ** тысяч рублей, за счет республиканского – ** тысяч рублей.

Судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование без номера и даты об исполнении исполнительного документа до 12 июля 2018 года.

12 июля 2018 года и.о. начальника Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла направлен ответ о том, что реализовать права на получение жилого помещения Севээн Д.К. может только в порядке очередности по мере освобождения муниципального жилья.

30 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа со дня поступления требования.

6 декабря 2018 года в ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения сообщил, что в настоящее время свободных жилых помещений не имеется, в связи с чем не представляется возможным исполнить решение суда до 6 декабря 2018 года.

23 января 2019 года руководитель мэрии г. Кызыла предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.

23 января 2019 года в ответ на требование судебного пристава-исполнителя начальник Управления правового обеспечения сообщил, что в настоящее время свободных жилых помещений не имеется, в связи с чем не представляется возможным исполнить решение суда до 23 января 2019 года.

26 июля 2019 года судебный пристав-исполнитель направил запрос министру финансов Республики Тыва о наличии на территории г. Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых застройках, которые будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на который дан ответ, что с 2013 года по 2018 год в рамках программы «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа» всего профинансировано 1 385924,6 тысяч рублей. О наличии на территории г. Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых застройках, которые будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, министерство не владеет информацией.

26 июля 2019 года судебный пристав-исполнитель направил запрос министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва о наличии на территории г. Кызыла и Республики Тыва построенных, строящихся и планируемых застройках, которые будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

7 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о неисполнения решения суда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 11 октября 2019 года.

Судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа до 11 октября 2019 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 24 января 2020 года.

Судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа до 24 января 2020 года.

Судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование о предоставлении документов об исполнении решения суда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 13 марта 2020 года.

16 марта 2020 года мэрии г. Кызыла уведомлена о составлении протоколов об административном правонарушении 18 марта 2020 года.

18 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении в отношении мэрии г. Кызыла по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

20 марта 2020 года мэрия г. Кызыл уведомлена о рассмотрения дела об административном правонарушении.

26 марта 2020 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Т. вынесено постановление об административном правонарушении, которым мэрия г. Кызыла признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановлением от 26 мая 2020 года судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 1 июня 2020 года.

Судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа до 1 июня 2020 года.

Постановлением от 25 августа 2020 года судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 августа 2020 года.

Судебным приставом-исполнителем в мэрию г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа до 31 августа 2020 года.

16 июля 2020 года руководитель мэрии г. Кызыла предупрежден судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.

Судебным приставом-исполнителем мэрии г. Кызыла направлено требование об исполнении исполнительного документа до 31 марта 2021 года.

Постановлением от 18 марта 2021 года судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 марта 2021 года.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,

Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение суда до сих пор не исполнено, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, а также, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия Мэрии г. Кызыла не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.

Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Севээн Д.К. подлежащим удовлетворению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).

Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 рублей.

Исходя из требований Севээн Д.К., принимая во внимание длительность неисполнения судебного акта – 5 лет 26 дней, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, практику Европейского суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей.

Доводы возражения представителя Мэрии города Кызыла о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием свободных жилых помещений, отсутствием финансовых средств в бюджете для обеспечениями жилыми помещениями ** не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Департамент финансов мэрии города Кызыла.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета Севээн Д.К. подлежат возмещению ее расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается банковским чеком по операции от 29 января 2021 года.

В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административный иск Севээн Д.К. удовлетворить частично.

Севээн Д.К. присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей, а также 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнение решения суда возложить на Департамент финансов мэрии города Кызыла за счёт средств местного бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Севээн Д.К.**

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части исковых требований Севээн Д.К. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 24 марта 2021 года.

Председательствующий А.А. Салчак