Дело № 3а-17/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Киров 04 июня 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 04.06.2021.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.06.2021.
Кировский областной суд в составе
председательствующего судьи Русских Л.В.,
при секретаре Абаскаловой А.А.,
с участием прокурора Шибановой Н.Е.,
представителя административного истца АО «Куприт» ФИО1, действующего на основании доверенности № 3-ОПР/2021 от11.01.2021,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Кировской области ФИО2, действующего на основании доверенности № 40 от 26.11.2020,
представителя заинтересованного лица Министерства охраны окружающей среды Кировской области ФИО3, действующего на основании доверенности № 6 от 06.10.2020,
представителя заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы России ФИО4, действующего на основании доверенности от21.01.2021 № МШ/3165/21,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Куприт»
к Региональной службе по тарифам Кировской области
об оспаривании решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменений в решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт»,
установил:
решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - РСТ КО, тарифный орган) от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» (далее читать - решение правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019) установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Кировской области на первый год регулирования с 01.01.2019 по 31.12.2019.
При его установлении РСТ КО приняла в обоснование тарифа представленные АО «Куприт» документы, в т.ч. полученные по результатам конкурсных процедур, касающиеся формирования расходов на транспортировку ТКО за 2019 год и определения начальной максимальной цены (далее – НМЦ) торгов на общую сумму расходов 1327582,24 тыс. руб. (без учета НДС).
Впоследствии вступившим в законную силу с 01.09.2019 решением правления РСТ КО от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» (далее читать – оспариваемое решение, решение правления РСТ КО от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019), принятым во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 23.07.2019 №АД/63116/19, в ранее установленный тариф регионального оператора внесены изменения со снижением тарифа на период с 01.09.2019 по 31.12.2019 для населения, собственников жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг с 960,68 руб. до 809,20 руб. за м3 (с учетом НДС), и для прочих потребителей с 800,57 руб. до 674,33 руб., поскольку из состава необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО «Куприт» за 2019 год исключены экономически необоснованные расходы по статье «транспортировка» в общей сумме 269 126,72 тыс. руб.: за 4 месяца 2019 года (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) в сумме 89708,91 тыс. руб. и за последующие 8 месяцев 2020 года (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август) в сумме 179417,81 тыс. руб.
АО «Куприт», не оспаривая полномочия РСТ КО, а так же соблюдение процедуры принятия и введения в действия нормативного правового акта, обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия вышеуказанного решения правления РСТ КО от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019, поскольку тариф регионального оператора, по его мнению, уменьшен в результате проведения РСТ КО необоснованной корректировки состава НВВ на 2019 г. Учтенные при корректировке расходы в соответствии с предписанием ФАС России никогда в НВВ АО «Куприт» не включались, транспортировка ТКО региональным оператором самостоятельно не осуществлялась, в связи с привлечением к осуществлению указанной деятельности на конкурсной основе операторов для транспортирования ТКО на всей территории Кировской области. Экономическая обоснованность представленных расходов АО «Куприт» на транспортировку ТКО на 2019 г. во исполнение пп. «б» п. 14 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утв. постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Основы ценообразования) изначально была подтверждена представленными и принятыми без замечаний РСТ КО договорами по обращению с ТКО, заключенными с операторами по результатам торгов и на основании конкурсной документации. Учитывая, что оспариваемое решение не соответствует правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, п.3 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.2019 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона об отходах производства и потребления) и п.3 постановления Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее – Правила проведения торгов), а также нарушает его права как регионального оператора в полном объёме рассчитавшегося с операторами по транспортировке ТКО, выигравшими торги, по ценам заключенных с ними договоров, АО «Куприт» просит признать недействующим принятое тарифным органом решение с момента его принятия.
Административный ответчик – РСТ КО административные исковые требования не признал, указав, что при первоначальном установлении тарифа представленные АО «Куприт» документы о формировании расходов на транспортировку по результатам торгов были ошибочно признаны достаточными для экономического обоснования заявленных расходов на транспортировку ТКО, с учетом того, что их сумма не превышала максимальных значений расходов условного регионального оператора на указанные цели, определенная в Технико-экономическом обосновании деятельности регионального оператора на территории Кировской области (далее – ТЭО), разработанного ООО «Большая Тройка». Впоследствии учитывая, что договоры заключены по результатам несостоявшихся торгов, в отсутствие предоставления тарифному органу АО «Куприт» документов для экономического обоснования заявленных расходов, произвел уменьшение ранее установленного тарифа на оставшийся период 2019 года, с исключением из НВВ из статьи «Расходы на транспортировку ТКО» суммы экономически неподтвержденных расходов, что, по его мнению, отвечает требованиям Основ ценообразования и не свидетельствует о нарушениях, указанных в иске.
Заинтересованное лицо - ФАС России заявленные требования не признало, указав, что единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт» установлен методом экономически обоснованных расходов, в связи с чем на последнего возлагалась обязанность по представлению доказательств экономического обоснования заявленных им расходов помимо представленных тарифному органу документов, полученных в рамках проведения торгов с операторами, привлеченными к транспортированию ТКО. Учитывая, что по части лотов торги признаны несостоявшимися, а НМЦ лотов совпадают с плановыми значениями расходов на транспортировку ТКО регионального оператора, рассчитанного ООО «Большая Тройка» в ТЭО, ФАС России направило в адрес РСТ КО предписание о необходимости исключения из валовой выручки АО «Куприт» за 2019 г. в целом завышенных расходов по статье «транспортировка» в общей сумме 269126720 руб., как экономически необоснованные. Орган тарифного регулирования, допустивший при первоначальном установлении тарифа АО «Куприт» нарушения норм действующего законодательства, во исполнение данного предписания принял оспариваемое решение с уменьшением единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, что соответствует требованиям п.12 и 14 Основ ценообразования. Правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Привлеченное определением Кировского областного суда от 26.09.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (в настоящее время - Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области) (далее – Министерство ЖКХ КО) в своем отзыве указало, что конкурсные процедуры, по результатам которых была сформирована цена на услуги по транспортированию ТКО, были проведены в соответствии с действующим законодательством, нарушений порядка их проведения не установлено, условия проведения торгов АО «Куприт» данным Министерством были согласованы Распоряжением от 27.09.2018 № 47.
Заинтересованное лицо - Министерство охраны окружающей среды Кировской области (далее – Минэкологии КО), привлеченное к участию в деле определением суда от 10.10.2019, заявленные административные исковые требования поддержало, указав, что ТЭО, разработанное ООО «Большая Тройка», содержит в себе лишь данные по расчету максимальной стоимости услуг условного регионального оператора, необходимые для проведения конкурсных процедур по отбору условного регионального оператора на территории Кировской области. Однако данные расчеты не определяют НМЦ торгов, по результатам которых были сформированы расходы регионального оператора на транспортировку ТКО на 2019 год. НМЦ указанных торгов определена методом сопоставимых рыночных цен, исходя из коммерческих предложений хозяйствующих субъектов, расходы на транспортировку которых сформированы по результатам конкурсных процедур по отбору операторов по транспортировке ТКО, цена которых на 4869 тыс. руб. ниже максимального значения указанных расходов для условного регионального оператора на 2019 г., указанных в ТЭО. Тарифный орган не вправе был при корректировке использовать прогнозные значения ТЭО ООО «Большая Тройка», которые изначально не были включены в НВВ регионального оператора и не влияли на размер его тарифа на 2019 г., в связи с чем их исключение из НВВ АО «Куприт» нарушает принципы тарифного регулирования.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц также привлечены определением суда от 09.04.2021 ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов», ООО «КДУ-3», ООО «ВЭК» (далее - операторы по транспортировке ТКО) и ООО «Новый ЭкоГород» (далее – перевозчик ТКО), предоставившие свои коммерческие предложения о стоимости работ (услуг) по транспортировке ТКО на 2019 г., с последующим заключением с некоторыми из них договоров на транспортирование ТКО и включением по ним расходов в НВВ административного истца. В своих отзывах указанные заинтересованные лица подержали позицию АО «Куприт», что предложенная ими стоимость услуг по транспортировке ТКО на 2019 г. определялась на основании сложившейся на рынке стоимости аналогичных услуг, исходя из собственных прогнозируемых затрат на данные услуги, с учётом имеющегося у каждого оператора автопарка, своего штата сотрудников, объема подлежащих перевозке ТКО, продолжительности маршрутов и их многолетнего опыта деятельности на рынке указанных услуг и др.
Явившиеся в судебное заседание представитель административного истца ФИО1 и представитель заинтересованного лица Минэкологии КО ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика РСТ КО - ФИО2 иск не признал, просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Представитель ФАС России ФИО4 поддержал позицию административного ответчика, полагая иск не подлежащим удовлетворению.
После объявленного перерыва в судебное заседание представитель ФАС России не явился, что в силу требований ст.163 АПК РФ, применяемой по аналогии процессуального закона на основании ч.4 ст.2 КАС РФ, в контексте разъяснений п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», не является препятствием для продолжения судебного разбирательства, поскольку представитель считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.
Извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания заинтересованные лица - Министерство ЖКХ КО, ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов», ООО «КДУ-3», ООО «ВЭК», ООО «Новый ЭкоГород» участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили, заявили ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие их представителей. В отзывах на административный иск заявленные требования АО «Куприт» поддержали, за исключением Министерства ЖКХ КО, которое свою позицию по заявленным требованием не указало.
Административное дело рассмотрено в порядке требований ст. 152 КАС РФ в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц в соответствии с заявленными ими ходатайствами, с объявлениями перерывов в судебном заседании до 09 час.00 мин. 02.06.2021 и до 10 час.00 мин. 04.06.2021.
Выслушав объяснения явившихся представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в т.ч. дополнительно полученные при повторном рассмотрении спора, в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска в силу следующего.
Судом первой инстанции установлено, что с целью организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе ТКО, образующихся на территории Кировской области, Распоряжением Минэкологии КО от 15.12.2016 № 20 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Кировской области (далее - Территориальная схема), содержащая сведения о местах и прогнозных объемах образования ТКО на территории Кировской области, пунктах сбора, утилизации и захоронения ТКО, путях их транспортировки (т. 5 л.д. 1-3, т. 7 л.д. 14-74).
На основании указанной Территориальной схемы для отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области ООО «Большая Тройка» во исполнение договора от 11.12.2017 №0340200003317008372-01, заключенного с КОГУП «БТИ», была разработана «Электронной модель Территориальной схемы обращения с отходами на территории Кировской области», являющаяся информационной системой содержащей базы данных, программное и техническое обеспечение, в том числе ТЭО деятельности условного регионального оператора на территории Кировской области (абз. 5 п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130).
При подготовке ТЭО, рассчитывая максимальную стоимость услуг условного регионального оператора, ООО «Большая тройка» исходила из его максимальных прогнозных значений расходов, необходимых на транспортировку ТКО в Кировской области на 2019 г., которые согласно расчета составили 1332452 тыс. руб. и были отражены в «Расчете удельной стоимости расходов одного тонно-километра» и таблицах № 1 и 3 Приложения 4 к ТЭО (т. 12 л.д. 238).
Из вышеуказанного расчета расходов на транспортировку ТБО следует, что в него были включены прогнозные расходы условного регионального оператора, в т.ч. связанные с необходимостью возможного приобретения им автотехники (мусоровозов) в лизинг по ставке 12%, в.ч. импортного производства марки MAN, с использованием в расчете данных о пятилетнем сроке амортизации, расходов по найму необходимого персонала, рассчитанных исходя из размера средней заработной платы по данным Кировстата, при условии, что транспортировку ТКО осуществлял бы сам региональный оператор, а так же были учтены и расходы на строительство мусороперегрузочных станций (поименованные в расчете как расходы на перегрузку отходов между первым и вторым плечом), на транспортировку ТКО в два плеча и др. (т. 12 л.д. 235-236).
По результатам конкурсного отбора регионального оператора для Кировской области между Министерством ЖКХ КО и АО «Куприт» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018 (с последующими дополнениями от 18.09.2018, от 07.05.2019, от 01.10.2019) (далее – Соглашение), согласно которому Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории всей Кировской области сроком на 10 лет (т. 1 л.д. 24-31, 32-35).
Учитывая, что зоной деятельности регионального оператора является вся территория Кировской области, т.е. в зоне его деятельности образовывается более 30% объема ТКО, п. 2.1.3 Соглашения предусмотрено, что региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает транспортирование ТКО с привлечением операторов по обращению ТКО.
При этом стороны Соглашения закрепили положение, согласно которому цены на услуги по транспортировке ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, осуществляемых в порядке, предусмотренном Правилами проведения торгов (абз. 1 п. 2.1.3 Соглашения).
В силу п. 2.1.4 Соглашения региональный оператор обязан согласовать с уполномоченным органом условия проведения таких торгов.
В целях организации проведения конкурсных процедур по отбору операторов по транспортировке ТКО на 2019 г. территория Кировской области была разделена на 4 зоны (лота) с определением для каждого из них планируемых объемов образования ТКО и путей их транспортировки согласно Территориальной схеме.
Для определения НМЦ по каждому лоту АО «Куприт» были направлены запросы в ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов», ООО «КДУ-3», ООО «Новый ЭкоГород», ООО «ВЭК», ранее осуществлявшим вывозку ТБО, о представлении ценовой информации о стоимости их услуг, исходя из планируемого объема образования ТКО, местах образования и маршрутов транспортировки ТКО на предстоящий год, т.е. исходных данных Территориальной схемы, являющейся актуальной на момент направления запросов и на 2019 г. (т. 12 л.д.162-169, 174-177).
Распоряжением Министерства ЖКХ КО от 27.09.2018 № 47, являвшегося уполномоченным органом до 01.10.2019) для АО «Куприт» были согласованы условия проведения торгов, по результатам которых следовало сформировать цены на услуги по транспортированию ТКО на 2019г., с учётом разделения территории Кировской области на 4 зоны (лота) по транспортированию отходов с общим объёмом 2823,075 тыс.м3, что соответствовало расчетным значениям объема образования отходов, указанным в действовавшей на тот момент Территориальной схеме (т. 1, л.д. 86-100).
В дальнейшем в соответствии с постановлениями Правительства Кировской области от 18.09.2019 № 461-П, от 20.09.2019 № 466-П, полномочия в сфере обращения с отходами на территории Кировской области с 01.01.2019 от Министерства ЖКХ КО были переданы Минэкологии КО, а на основании постановления от 22.03.2021 № 135-П вновь возвращены в компетенцию Министерства ЖКХ КО с 12.05.2021.
Распоряжением Минэкологии КО от 01.10.2018 № 19 «О внесении изменений в распоряжение Министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 № 20» вышеуказанная электронная модель включена в состав Территориальной схемы, как её неотъемлемая часть (т. 7 л.д.7; т. 8 л.д. 157-189, т. 12 л.д. 225-242).
Из представленных сторонами доказательств (т. 1 л.д. 96-98, т. 11 л.д. 122-176) следует, что по согласованным условиям проведения торгов НМЦ стоимости услуги по сбору и транспортированию ТКО на 2019г. по всем лотам (Лот № 1 «Центр и Север», Лот № 2 «Северо-Восток», Лот №3 «Юго-Запад», лота №4 «Юго-Восток») определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), с учетом прогнозируемого количества образования отходов в предстоящем году, на основании трех коммерческих предложений о стоимости указанных работ (услуг) сторонних организаций по формуле, предусмотренной п. 3.21 «Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», утв. Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее - Методические рекомендации от 02.10.2013 № 567).
Так, цена предложения по лоту № 1 с объемом транспортировки ТКО 1556,074 тыс.м3 составила: ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» - 619046802 руб.; ООО «КДУ-3» - 618015528 руб., ООО «Новый ЭкоГород» - 620001862 руб.
С учетом указанных предложений НМЦ лота № 1 составила 619 021 397,45 руб. (без НДС).
По Лоту №2 с объемом транспортировки ТКО 208,928 тыс.м3 поступили следующие ценовые предложения: ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» - 148989257 руб.; ООО «КДУ-3» - 149553649руб., ООО «Новый ЭкоГород» - 150785689 руб.
С учетом указанных предложений НМЦ лота № 2 составила 149776198,34 руб. (без НДС)
По Лоту №3 с объемом транспортировки ТКО 218,965 тыс.м3 поступили следующие ценовые предложения: ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» - 160989138,32 руб.; ООО «КДУ-3» - 159797981 руб., ООО «Новый ЭкоГород» - 160196825 руб.
С учетом указанных предложений НМЦ лота № 3 составила 160327981,44 руб. (без НДС)
По Лоту №4 с объемом транспортировки ТКО 711,620 тыс.м3 поступили следующие ценовые предложения: ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» - 380085180 руб.; ООО «КДУ-3» - 380004000 руб., ООО «Новый ЭкоГород» - 381329600руб.
С учетом указанных предложений НМЦ лота № 4 составила 380472926,52 руб. (без НДС)
Цена предложений по транспортировке ТКО в Нововятском районе г. Кирова в объеме 127,470 тыс.м3 составила: ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» - 24275120 руб.; ООО «КДУ-3» - 22793580 руб., ООО «ВЭК» - 23242273 руб.
С учетом указанных предложений НМЦ лота составила 22793580 руб. (без НДС)
Суммарная НМЦ по всем лотам составила 1332392083,75 руб. (619 021 397,45 руб. + 149776198,34 руб. + 160327981,44 руб. + 380472926,52 руб. + 22793580 руб.)
По результатам проведения открытых аукционов и конкурсных процедур победителем торгов по лоту № 3 «Юго-Запад» стало ООО «ВЭК», с которым заключен договор № 79/18 от 13.11.2018 (т. 11 л.д. 119-121).
По лотам № 1 «Центр и Север» и № 2 «Северо-Восток» торги признаны несостоявшимися, в связи с чем в силу п. 4 ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) заключены договоры № 76/18 и № 77/18 от 07.11.2018 с единственными участниками - ООО «КДУ-3» и ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» соответственно (т. 11 л.д. 110-111, 252-253).
Последняя зона - Лот № 4 «Юго-Восток» осталась за АО «Куприт», которая впоследствии была разделена между ООО «ВЭК» и ООО «КДУ-3» на основании подписанных дополнительных соглашений (от 23.11.2018 и 27.11.2018) к ранее заключенным договорам в части обслуживания территории указанного лота (т. 11 л.д. 126-176).
Окончательная стоимость транспортирования ТКО, с учетом изменения цены только по одному лоту № 3 «Юго-Запад» в результате состоявшихся торгов, была снижена на 0,4% относительно максимальной стоимости, установленной в указанной документации, и составила на первый год регулирования (2019 г.), с учётом условий действовавшей на тот момент Территориальной схемы обращения с отходами, 1327582,24 тыс.руб., что при сравнительном цифровом анализе на 4809,84 тыс. руб. меньше суммарной НМЦ торгов и на 4869,76 тыс. руб. меньше прогнозных максимальных расходов регионального оператора на транспортировку ТКО в Кировской области на 2019 г., указанных в ТЭО.
Решением правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 на основании заявки АО «Куприт» и приложенных к ней документов, в.т.ч. заключенных договоров на транспортировку ТКО на 2019 г. с ООО «ВЭК», ООО «КДУ-3» и ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов» по результатам конкурсной процедуры, принятых органом тарифного регулирования в обоснование заявленных расходов на транспортировку, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт» на территории Кировской области на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 для населения 949,62 руб./м3, для прочих потребителей 791,35 руб./м3, на период с <дата> по <дата> для населения 992,81 руб./м3, для прочих потребителей 827,34 руб./м3 (т.3 л.д. 1-2).
Принимая данное решение, орган тарифного регулирования исходил из представленных АО «Куприт» документов, признанных РСТ КО надлежащими материалами, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных им расходов во исполнение требований п. 14 Основ ценообразования.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки РСТ Кировской области была проверена правильность расчета и утверждения единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению ТКО, в результате которой ФАС России приведён анализ ТЭО деятельности условного регионального оператора без какого–либо соотнесения его параметров с заявленными расходами АО «Куприт», поданными в тарифный орган в соответствии с п. 7, 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утв. постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее - Правила регулирования тарифов).
При этом АО «Куприт» указанное ТЭО тарифному органу в обоснование заявленных расходов на транспортировку ТКО не представлял, поскольку не осуществлял свою деятельность в соответствии заложенными в нём параметрами, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
По результатам указанной проверки в адрес тарифного органа внесено предписание от 23.07.2019 № АД/63116/19 (далее - предписание) об исключении из состава НВВ АО «Куприт» на 2019 г. экономически необоснованных расходов по статье «Расходы на сбор и транспортирование ТКО» в сумме 269126,72 тыс. руб., выявленных при проверке расчета максимальной стоимости услуг регионального оператора в ТЭО ООО «Большая Тройка» (т. 1 л.д. 132-140).
Несмотря на первоначальные возражения в отношении вынесенного предписания, но в дальнейшем в его исполнение РСТ КО было принято оспариваемое решение, согласно которому в связи с исключением из НВВ АО «Куприт» за оставшиеся 4 месяца 2019 г. суммы расходов 89708,91 тыс.руб. единый тариф регионального оператора был уменьшен (т.1 л.д. 125-131, 120-121).
Произведя проверку оспариваемого нормативного правого акта в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ на предмет соблюдения требований о форме и виде акта, полномочий органа его принявшего, процедуры принятии, введения его в действие, в том числе по порядку опубликования, и вступления в силу, отмечается следующее.
Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердым и коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (п. 1 и 4 ст. 24.8 Закона об отходах производства и потребления).
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Законом об отходах производства и потребления, Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов.
Подпунктом 7.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
В соответствии с абз. 13 ст. 6 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО.
В силу абз. 2 п. 4 ст. 24.8 вышеуказанного Закона единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО относится к подлежащим регулированию предельным тарифам в области обращения с ТКО.
В соответствии с п. «а» ст. 9 Закона Кировской области от 26.07.2001 №10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области» Правительство области в пределах своих полномочий принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации иных органов исполнительной власти области в соответствии с установленной структурой этих органов, утверждает положения о каждом из них.
Постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.
Согласно п.п. 3.1.6.19 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области РСТ данного субъекта утверждает предельные тарифы в области обращения с ТКО.
В ходе реализации предоставленных полномочий правление РСТ КО приняла оспариваемое решение от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменения в решение региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт», являющегося предметом судебного контроля по настоящему административному делу (т. 1 л.д. 125-131).
В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» органам исполнительной власти Кировской области предоставлено право по изданию нормативных правовых актов в форме распоряжений или решений.
Исходя из содержания п. 4.3 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области нормативные правовые акты об утверждении цен (тарифов) принимаются в форме решений.
Согласно п. 24 вышеуказанных Правил орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта РФ, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с п. 1 решения правления РСТ Кировской области от 15.04.2016 № 15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов» (в редакции от 29.08.2017 № 30/3-пр-2017) источниками официального опубликования нормативных правовых актов, принимаемых правлением региональной службы по тарифам Кировской области являются: официальный информационный сайт региональной службы по тарифам Кировской области (http://www.rstkirov.ru) и официальный информационный сайт Правительства Кировской области (http://kirovreg.ru).
Решением правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-ТКО-2019 «О едином тарифе на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт», вступившим в силу с 01.01.2019, установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт» на территории Кировской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 (согласно приложению № 1).
Данное решение опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Кировской области www.rstkirov.ru, 11.12.2018, на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, 14.12.2018.
Решением правления РСТ КО от 27.08.2019 № 29/3-ТШ-2019 «О внесении изменения в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Куприт», вступившим в силу с 01.09.2019, внесено изменение в вышеуказанное решение правления РСТ КО от 11.12.2018 на период с 01.09.2019 по 31.12.2019 (согласно приложению № 1).
Данное решение опубликовано на официальном сайте РСТ КО www.rstkirov.ru, 29.08.2019, на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, 30.08.2019.
Таким образом, исходя из проведенной проверки в контексте требований ст. 213 КАС РФ, судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа (п. «а» ст. 8, п. «а» ст.9 Закона Кировской области от 26.07.2001 № 10-ЗО, п.13 ст. 2 Закона Кировской области от 14.10.2013 № 325-ЗО), п. 3.1.6.19 и 4.3 Положения о Региональной службе по тарифам Кировской области, утв. постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365 (далее - Положения о региональной службе) и официально опубликован, как и предшествующее решение в соответствии со ст. 12 Закона области от 14.10.2013 № 325-ЗО на официальном сайте РСТ Кировской области www.rstkirov.ru.
В соответствии с п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с п. 3 ст. 24.8. Федерального закона № 89-ФЗ, разделом II Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133, установлены случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО формируются по результатам торгов, в том числе, если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональным оператором.
В случае если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта РФ, цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, с предварительным согласованием с органом исполнительной власти субъектов РФ, а также порядок такого согласования, что следует из п.п. «а» п.3 и п.1 Правил проведения торгов соответственно.
Учитывая, что в зоне деятельности АО «Куприт» образуется более 30% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории Кировской области, в соответствии с п. 2.1.3 Соглашения и пп. «а» п.3 Правил проведения торгов Обществом проведены торги.
Согласно п. 2 ст. 24.9 Закона об отходах производства и потребления тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО инвестированного капитала.
Аналогичное требование содержится в абз. 2 п. 7 Основ ценообразования.
Расчет единого тарифа осуществляется в порядке, предусмотренном Основами ценообразования и Методическими указаниями от 21.11.2016 №1638/16.
Из положений п. 18 Основ ценообразования и п. 7 Методических указаний от 21.11.2016 №1638/16 следует, что тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы ТКО.
Порядок определения НВВ зависит от сферы (области) ценообразования и от применяемых методов регулирования цен (тарифов), что следует из положений п. 19-20 Основ ценообразования.
Кроме того, в п.19 Основ ценообразования содержится исчерпывающий перечень применяемых методов установления тарифов: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод индексации; в) метод доходности инвестированного капитала.
Подлежащим применению методом регулирования цен (тарифов) в рассматриваемом случае является метод экономически обоснованных расходов (затрат), применяя который НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов и прибыли, рассчитываемых в установленном порядке (п. 28-43(1) Основ ценообразования, разд. III Методических указаний от 26.11.2016 №1638/16)
В силу п. 5 ст. 24.9 Закона об отходах производства и потребления методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством РФ.
Как следует из п. 2 Основ ценообразования, НВВ - это экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый в течение периода регулирования организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения плановых значений установленных показателей.
В соответствии с требованиями п. 16 Основ ценообразования и п. 9 Методических указаний НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Обязанность предоставить обосновывающие материалы расчетов следует из п. 8 Правил регулирования тарифов, п. 88 Методических указаний.
Так для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с п. 8 Правил регулирования тарифов, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством РФ порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).
В силу положений п. 22 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Из вышеуказанных положений следует, что единый тариф подлежит установлению органом тарифного регулирования в экономически обоснованном размере, по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов.
Пунктом 89 Основ ценообразования и п. 83, 84 Методических указаний установлено, что расчет единого тарифа и НВВ регионального оператора осуществляется в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса на выбор регионального оператора, исходя из непревышения таких величин над стоимостью услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО на соответствующий год.
Пунктом 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее - Правила проведения конкурсного отбора), предусмотрено, что документация об отборе регионального оператора должна содержать информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.
В случае наличия в документации об отборе регионального оператора актуальных сведений об установленных предельных тарифах операторов по обращению с ТКО и объемах ТКО, а также в случае подтверждения экономической обоснованности собственных расходов регионального оператора в результате проведения органом регулирования соответствующей экспертизы, НВВ регионального оператора и единый тариф на первый год действия соглашения и последующие годы могут быть установлены на уровне, аналогичном соответствующим значениям в документации об отборе регионального оператора и конкурсном предложении победителя такого отбора (п. 94, 95 Методических указаний).
В соответствии с абз. 1 п. 90 Основ ценообразования (в редакции от 15.09.2018 № 1094, действовавшей на момент утверждения тарифа на 2019 г.) НВВ регионального оператора определялась в соответствии с Методическими указаниями как сумма НВВ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, включая обработку ТКО, в том числе собственная НВВ регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, и расходов на транспортирование ТКО, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, уборку мест погрузки ТКО и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенному органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором.
На момент внесения изменений в ранее установленный тариф указанный пункт был дополнен абз. 5, согласно которому в расходы на транспортирование ТКО включаются расходы на транспортирование ТКО, предусмотренных схемой потоков ТКО, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО до объектов размещения ТКО, включенных в соответствии с п. 8 ст. 29.1 Закона об отходах производства и потребления в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО (абз. 5 п. 90 Основ ценообразования в редакции Постановления Правительства РФ от 13.04.2019 № 446).
В силу п. 88 Методических указаний расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений п. 12, 14 Основ ценообразования.
В силу п.п. «б» п. 12 Основ ценообразования при установлении тарифов на текущий год из НВВ подлежат исключению, в т.ч. расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
Пунктом 14 Основ ценообразования установлено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; и другие.
Согласно п. 7 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов) и необходимых обосновывающих материалов.
В силу пп. «л» п. 8 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов в качестве обосновывающих материалов прилагаются копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством РФ порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).
Из анализа приведенных выше норм законодательства в области тарифного регулирования деятельности по обращению с ТКО следует, что региональный оператор обязан представлять доказательства экономической обоснованности заявленных расходов при подаче заявления об установлении тарифа на очередной период регулирования.
В случае непредставления регулируемой организацией в полном объеме, предусмотренных п. 8 Правил регулирования тарифов, обосновывающих материалов орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов направляет заказным почтовым отправлением уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования без рассмотрения возвращает регулируемой организации материалы с указанием причин возврата (п. 13 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с п. 17 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования принимаются на основании представляемых регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения органа регулирования.
Во исполнение указанных требований законодательства в области тарифного регулирования АО «Куприт» при подаче заявления об установлении тарифа на 2019 г. в обоснование расходов на транспортировку представило документы, подтверждающие формирование заявленных им расходов по результатам конкурсных процедур (запросы о предоставлении ценовой информации о стоимости услуг по транспортировке ТКО с целью определения НМЦ лотов, ценовые предложения организаций, осуществляющих деятельность на рынке услуг по транспортировке ТКО на территории Кировской области, расчет НМЦ по каждому лоту, документацию о согласовании НМЦ и условий проведения торгов с уполномоченным на тот момент органом государственной власти, протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов торгов, заключенные по итогам торгов договоры с операторами по транспортировке ТКО, содержащиеся в пяти томах тарифного дела, исследованного в судебном заседании), которые органом тарифного регулирования признаны надлежащими материалами экономической обоснованности заявленных расходов на транспортировку, не требующими дополнительного обоснования и в последующем взятыми за основу принятого решения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области на первый год регулирования во исполнение требований п. 14 Основ ценообразования.
Произведя экспертизу предложения АО «Куприт» об установлении тарифа в части обоснованности представленных расходов, экспертная группа РСТ КО пришла к выводу, что в НВВ регионального оператора на 2019 г. подлежат включению расходы на транспортировку в размере 1327582,24 тыс. руб., исходя из совокупной цены контрактов на транспортировку ТКО заключенных по результатам торгов и собственных расходов АО «Куприт» (т. 1 л.д. 109-118), приняв представленные документы как экономически обосновывающие формирование НВВ и достаточные для принятия положительного решения об установлении тарифа.
При новом рассмотрении спора административный ответчик подтвердил, что тарифный орган, определяя расходы на сбор и транспортирование ТКО в рамках утверждения тарифа, исходил из буквального толкования п. 14 Основ ценообразования и использовал при расчете тарифа в приоритетном порядке стоимость услуг, определенных по итогам проведения конкурса (торгов).
Вместе с тем в заключение экспертной группы РСТ КО сделан не основанный на нормах действующего законодательства и материалах тарифного дела вывод о формировании НМЦ стоимости транспортировки ТКО на 2019 г. по результатам разработки электронной модели ООО «Большая Тройка» (т. 1 л.д. 110).
При этом, несмотря на произведенный анализ формирования НМЦ по ТЭО ООО «Большая Тройка» в целях дальнейшего сравнения полученных величин только с максимальным значением расходов на транспортировку в целом, учитывая представленные АО «Куприт» доказательства несения расходов и сделанные на них вышеуказанные выводы, экспертная группа РСТ КО в последующем пришла к иному выводу, касающегося непревышения НВВ АО «Куприт» прогнозной валовой выручки регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО, содержащуюся в его заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов в размере 2366271,5 тыс. руб. (т.1 л.д. 118), что согласуется с п. 89 Основ ценообразования и п. 83, 84 Методических указаний о необходимости проверки тарифным органом заявленных расходов относительно стоимости услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО на соответствующий год.
В дальнейшем РСТ КО, исходя из приведенных расчетов, своим решением правления РСТ КО от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 установила единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кировской области.
В судебном заседании представитель РСТ КО подтвердил, что исходные данные ТЭО в НВВ АО «Куприт» при этом не включались.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки РСТ Кировской области ФАС России была проверена правильность расчета и утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению ТКО.
По результатам проверки в адрес РСТ Кировской области внесено предписание от 23.07.2019 №АД/63116/19 об исключении необоснованного, по мнению ФАС России, входящих в НВВ АО «Куприт» при расчете единого тарифа региональному оператору на 2019 г. расходов, так как была завышена начальная (максимальная) стоимость этих услуг путем включения в расчет следующих затрат:
расходов на финансовую аренду мусоровозов на шасси MAN стоимостью 11 335 593 руб. при возможности приобретения схожих по техническим характеристикам транспортных средств на шасси КАМАЗ стоимостью 6 286 017 руб.; выплат по лизингу в размере 12% годовых; применения срока амортизации в размере 5 лет;
расходов на транспортирование ТКО при средней заполняемости мусоровозов, используемых для перевозки ТКО на первом плече в размере 85%, а не 100%;
расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, так как включение данных расходов в состав НВВ регионального оператора не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО;
расходов на НДФЛ, поскольку данные расходы не являются расходами регулируемой организации и соответственно не должны включаться в состав НВВ регионального оператора по обращению с ТКО.
При этом предписывая тарифному органу исключить экономически необоснованно, по мнению ФАС России, включенные в состав НВВ АО «Куприт» расходы на транспортировку в сумме 269 126,72 тыс. руб., ФАС России исходила из того, что формирование НМЦ транспортирования ТКО на 2019 г., согласно выводам, изложенным в заключение экспертной группы РСТ КО, произведено в результате использования разработанной ООО «Большая тройка» электронной модели Территориальной схемы, которая составила 1332452,73 тыс. руб.
Однако доводы ФАС России и РСТ КО о правомерном использовании при корректировке тарифа расчетных величин, содержащихся в ТЭО, являющегося частью электронной модели территориальной схемы обращения отходов ООО «Большая Тройка», отклоняются судом за юридической несостоятельностью, поскольку указанная электронная модель представляет собой информационную систему, включающую в себя базы данных, программное и техническое обеспечение предназначенные для визуализации и моделирования возможного варианта деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области, и полученные с ее помощью результаты в любом случае не могут заменить расчеты затрат, осуществленные в установленном законом порядке в соответствии с Основами ценообразования, а при указанном применении свидетельствуют о нарушении принципов тарифного регулирования.
Стороны не оспаривают право ФАС России выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов в области обращения с ТКО.
Однако данные полномочия контролирующего органа не исключают обязанности соблюдения тарифным органом требований федерального законодательства о проверке экономической обоснованности устанавливаемого тарифа.
Исполняя предписание ФАС России, тарифный орган принял оспариваемое решение об уменьшении единого тарифа региональному оператору, произведя пересмотр собственного тарифного решения без какого-либо анализа экономической обоснованности тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, установленных для АО «Куприт».
В ходе судебного разбирательства было установлено, что при принятии оспариваемого решения во исполнение предписания тарифный орган собственного экспертного заключения не давал, повторно документы, представленные АО «Куприт» при утверждении оспариваемого тарифа не анализировал, каких-либо дополнительных запросов региональному оператору для исполнения предписания и в целях проверки формирования НВВ по экономическому обоснованию включенных неё расходов на транспортировку или касающихся расчетов цен предложений, на основании которых были сформированы НМЦ торгов в соответствии с п. 13 Правил регулирования тарифов РСТ КО и пп. 3.13.4 п. 3.13 Методических рекомендаций от 02.10.2013 № 567, не делал.
При этом как установлено в судебном заседании и не оспаривается участниками процесса АО «Куприт» к заявке на установление тарифа ТЭО ООО «Большая Тройка» не представлял. Указанное ТЭО было получено тарифным органом по собственной инициативе и использовано для проверки формирования НВВ АО «Куприт» в отсутствие на то правовых оснований, без учёта представленных регулируемой организацией доказательств, подтверждающих формирование НМЦ иным способом в сравнении со способом, указанным в экспертном заключении, при представлении доказательств соблюдения процедуры проведения торгов, которые и являлись экономическим обоснованием заявленных расходов на транспортировку и именно они были учтены тарифным органом при формировании НВВ регионального оператора.
По позиции РСТ КО и ФАС России, учитывая, что по части лотов торги признаны не состоявшимися и договоры на транспортировку ТКО заключены с единственными участниками, определенные на основании таких договоров расходы на транспортировку являются экономически необоснованными, и в силу п. 12, 14 и 90 Основ ценообразования экономическая обоснованность расходов АО «Куприт» на транспортировку подлежит проверке РСТ КО расчетным методом с использованием ТЭО.
Однако данная позиция признаётся судом ошибочной, не основанной на нормах действующего законодательства в силу следующего.
В соответствии с п. 1, 4 и 5 ст. 447 ГК РФ договор может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.
Однако из анализа требований ст. 71 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что последствия признания аукционов несостоявшимися могут быть различными.
Так, признание торгов несостоявшимися является их конечным результатом только в случае отсутствия поданных заявок на участие в торгах либо в случае отказа в допуске к участию в торгах всем потенциальным претендентам, поскольку в данных случаях такое признание не влечет за собой никаких правовых последствий и неспособно привести к нарушению либо ущемлению чьих-либо гражданских прав.
В рассматриваемом случае правовым последствием признания торгов несостоявшимися с учётом соответствия заявки, поданной единственным допущенным к участию лицом, требованиям документации, является заключение с таким участником договора по результатам торгов.
Кроме того, как следует из материалов дела и объяснений участников процесса, результаты проведенных торгов и заключенные на их основе договоры с операторами по транспортировке ТКО в установленном законом порядке не оспорены, являлись действующими и были исполнены сторонами договоров.
При этом согласно п. 4 ч. 1 ст. 71 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем: контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе.
Таким образом, данные договоры являются сделками, заключенными по результатам торгов, а, следовательно, подлежащими принятию в качестве документов во исполнение требований п. 14 Основ ценообразования.
С учётом установленных обстоятельств, тарифный орган неправомерно применил в рассматриваемых правоотношениях ТЭО, в котором заложены параметры для отбора условного оператора на начальном этапе в целях проведения конкурсных процедур.
Доводы административного ответчика и ФАС России о возможности применения ТЭО для проверки экономически обоснованных расходов АО «Куприт» в связи с близким значением НМЦ торгов по транспортировке на 2019 год с максимальным размером расходов регионального оператора на транспортировку ТКО, определенных по расчету ООО «Большая Тройка», в отсутствие представления соответствующих доказательств, признается судом несостоятельной, поскольку само по себе близкое значение указанных величин не свидетельствует о применении региональным операторам и (или) операторами по транспортировке ТКО указанного ТЭО при формировании расходов на транспортировку ТКО в 2019 году и опровергается представленными в дело доказательствами по формированию расходов, включенных в НВВ АО «Куприт», который в свою очередь никаких запросов от РСТ КО по представлению дополнительных документов в подтверждение экономически обоснованности расходов не получал.
Произведя проверку доводов сторон, имеющих противоречивые позиции по вопросу определения НМЦ стоимости услуг по транспортированию ТКО и последующего их включения в НВВ АО «Куприт», исходя из иных фактических обстоятельств, установленных после вынесения Верховным Судом РФ кассационного определения от 20.01.2021 за №10-КАД20-6-К-6, судом первой инстанции отмечается следующее.
Несмотря на заслуживающие внимание доводы ФАС России по вопросу включения в расчет максимальной стоимости услуг регионального оператора ТЭО, выполненного ООО «Большая тройка», экономически необоснованных затрат, касающихся, в том числе сроков амортизации мусоровозов в целях определения расходов на транспортирование ТКО, исходя из максимального срока полезного использования техники, необоснованном включении в состав расходов по транспортировке ТКО расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, сумм налога на доходы физических лиц, их дальнейшее исключение из НВВ АО «Куприт» является нарушением законодательства о тарифном регулировании, поскольку из представленных доказательств следует, что при формировании НВВ АО «Куприт» тарифным органом были приняты иные составляющие, в которые не были включены расходы и суммы, указанные в предписании ФАС России, взятые из ТЭО.
Так из материалов дела судом первой инстанции установлено, что предложенная ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов», ООО «КДУ-3», ООО «ВЭК» и ООО «Новый ЭкоГород» стоимость услуг формировалась с учетом имеющегося у организаций собственного автопарка, штата сотрудников, предполагаемых затрат на горюче-смазочные материалы, ремонт и обслуживание техники, заработной платы водителей, уплату транспортного налога, страхование автотехники, расходов на приобретение навигационного оборудования, обновления автотехники и т.д., а также исходя из их многолетнего опыта деятельности на указанном рынке услуг данного региона (т.12 л.д. 244-253; т. 13 л.д.4-6).
Представленными материалами дела, в т.ч. перечнями транспортных средств фактически используемых операторами по транспортировке ТКО и расчетами цен предложений, опровергаются доводы административного ответчика и ФАС России о включении в НВВ регионального оператора указанных в предписании расходов.
Доказательств, подтверждающих факт формирования НВВ регионального оператора в соответствующих размерах по указанным расходам на приобретение импортного автопарка в лизинг под 12 % годовых, с амортизацией сроком на 5 лет и загрузкой 85%, уплату налогов с заработной платы водителей и обслуживающего персонала, материалы как тарифного, так и настоящего дела не содержат.
Исполняя вышеуказанное предписание и исключая из НВВ АО «Куприт» расходы на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, тарифный орган также не учёл, что из Соглашения с региональным оператором, из ценовых предложений операторов по транспортировке ТКО, из заключенных по результатам торгов договоров и других документов, принятых им в обоснование расходов на транспортировку, вообще не предусматривались расходы, связанные со строительством мусороперегрузочных станций. Данный вид расходов в НВВ АО «Куприт» тарифным органом не был включен и не учитывался организациями при формировании своих ценовых предложений, и самим региональным оператором в качестве собственных расходов не указывался.
Несмотря на то, что данные Территориальной схемы содержали параметры по строительству мусороперегрузочных станций и по транспортировке в два плеча, в рамках заключенного Соглашения АО «Куприт», согласовав условия проведения торгов, исходил из фактических обстоятельств по транспортировке в одно плечо, поскольку по вопросу строительства объектов не было принято соответствующего решения, и соответственно расходы по ним в какой-либо сумме тарифному органу не представлялись.
В отсутствии проведения в установленном законом порядке экспертизы заявки АО «Куприт» и не направлении дополнительных запросов в связи с вынесением предписания ФАС России, доводы о включении в НВВ регионального оператора на 2019 г. экономически необоснованных расходов, в сумме указанной в предписании и исключенной РСТ КО при принятии оспариваемого акта, не могут быть признаны судом обоснованными.
Доказательств включения в расходы на транспортировку АО «Куприт» экономически необоснованных затрат по приведенным в предписании параметрам и на указанные суммы административным ответчиком не представлено.
Подпунктом 5.3.2.3 «Положения о Федеральной антимонопольной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 и пп. «а» п. 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утв. Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543, действительно предусмотрено право ФАС России выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов в области обращения с ТКО.
Однако по смыслу указанных норм в их совокупности и взаимной связи с положениями ст. 6 Закона № 89-ФЗ, закрепляющей полномочия по осуществлению государственного регулирования тарифов за органами исполнительной власти субъекта РФ, ФАС России в рамках государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) не вправе в выдаваемых ею предписаниях устанавливать конкретный размер необходимой валовой выручки, на основании которой согласно п. 18 Основ ценообразования устанавливаются тарифы, подлежащий установлению органом регулирования, поскольку ФАС России фактически сама устанавливает соответствующие тарифы, подменяя тем самым тарифный орган, что противоречит нормам тарифного регулирования.
В силу вышеизложенного отмечается, что и суд также не вправе определять размер, подлежащего применяю тарифа, а равно давать указания на исключение (включение) каких-либо сумм при установлении его размера тарифным органом.
В указанных обстоятельствах исключение из НВВ АО «Куприт» на 2019г. сумм, которые, по мнению органа тарифного регулирования и антимонопольного органа, являются экономически необоснованными, в отсутствие запросов о предоставлении дополнительных материалов в обоснование расходов, включенных в НВВ, свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку влечет для него расходы, которые вопреки п. 2 ст. 24.9 Закона об отходах производства и потребления и не компенсируются за счет установленного тарифа и лишают его права на представление дополнительных документов в подтверждение обоснованности таких расходов.
Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в данном случае совокупности условий для удовлетворения требований административного искового заявления АО «Куприт» и признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50.
С учетом изложенного, решение правления РСТ Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» подлежит признанию недействующим, поскольку оно нарушает права АО «Куприт», как регионального оператора по обращению с ТКО и противоречит положениям федерального законодательства в сфере тарифного регулирования, в т.ч. п.3 ст. 24.8, п. 2 ст. 24.9. Закона об отходах производства и потребления, абз.2 п. 7, п.89 Основ ценообразования.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд учитывает характер правоотношений, на регулирование которых направлен оспариваемый акт, - правоотношения связанные с установлением тарифа на очередной период регулирования, и приходит к выводу о наличии оснований для признания недействующим решения правления РСТ Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 со дня его принятия, поскольку действие названного нормативного правового акта имеет ограниченные сроки применения, а потому признание его недействующими со дня вступления решения суда в законную силу или иного времени не будет способствовать восстановлению законных прав и защите нарушенных интересов административного истца.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ и п. 1 решения правления РСТ Кировской области от 15.04.2016 № 15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов» решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных правовых актов, принимаемых правлением РСТ КО.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ на административного ответчика подлежат отнесению расходы, понесенные административным истцом в связи с уплатой им при подаче административного иска государственной пошлины в сумме 4500 руб.
Учитывая, что указанные расходы возмещены АО «Куприт» административным ответчиком по платежному поручению № 118 от29.04.2020 во исполнение первоначально принятого решения суда от25.10.2019, впоследствии отмененного кассационным определением Верховного Суда РФ от 20.01.2021 № 10-КАД20-6-К6, суд при отсутствии поворота исполнения предыдущего судебного акта производит соответствующий зачёт указанного платежа в рамках настоящего дела в счёт подлежащих к возмещению судебных расходов по уплате госпошлины 4500руб.
Руководствуясь статьями 175 - 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Куприт» удовлетворить.
Признать недействующим решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 № 29/3-ТКО-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 11.12.2018 № 44/78-тко-2019 «О едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании региональной службы по тарифам Кировской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, составление которой может быть отложено на срок не более 10 дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.
Судья Кировского областного суда Л.В.Русских