ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-17/2022 от 16.05.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело № 3а-17/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2022 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Седых Н.А.,

при секретарях Гусевской Т.И., Дунаеве А.С.,

с участием прокуроров Сущенко Е.П. и Кучиной А.А., представителей административного истца муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Корсаковского городского округа Кимак С.П., Плотникова Е.А., Желтоноговой Д.О., представителей административного ответчика региональной энергетической комиссии Сахалинской области Чекрышева Д.В. и Водневой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Корсаковского городского округа о признании не действующим приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 09 сентября 2019 года №12-ОКК «Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Корсаковского городского округа в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период 2020-2022 годов» со дня принятия в части,

у с т а н о в и л:

приказом региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области) от 09 сентября 2019 года № 12-ОКК утверждена инвестиционная программа муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Корсаковского городского округа (далее – МУП «Водоканал») в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период 2020-2022 годов (далее – инвестиционная программа).

На основании технического задания, утвержденного постановлением администрации Корсаковского городского округа от 16 июля 2021 года №1081, на корректировку инвестиционной программы, МУП «Водоканал» 19 июля 2021 года обратилось в РЭК Сахалинской области для утверждения проекта корректировки инвестиционной программы.

Приказом РЭК Сахалинской области от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК в вышеуказанный приказ внесены изменения с изложением приложений к приказу РЭК Сахалинской области от 09 сентября 2019 года № 12-ОКК согласно приложениям №№1-7 к настоящему приказу.

В приложение №2 к приказу РЭК Сахалинской области от 17 ноября 2021 № 51-ОКК внесены изменения в приложение №1 к инвестиционной программе, определяющее перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, модернизации и реконструкции существующих объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 6.17 Приложения № 2 (группа 6: мероприятия по защите объектов централизованных систем холодного водоснабжения от угроз техногенного, природного характера и терактов, предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций) включено мероприятие по проектированию объекта «Реконструкция кровли здания ГНС «Головные сооружения» г.Корсаков, ул.Гвардейская, д.139» с целью повышения безопасности системы водоснабжения с расходами на реализацию мероприятия в 2022 году в размере 99 тыс.руб.

В приложении № 4 к приказу РЭК Сахалинской области от 17 ноября 2021 № 51-ОКК внесены изменения в приложение № 3 к инвестиционной программе, определяющее график реализации мероприятий инвестиционной программы, включая график ввода объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию.

Пунктом 1.20 приложения № 4 (водоснабжение) началом реализации, окончанием реализации и вводом объектов в эксплуатацию вышеуказанного мероприятия определен 2022 год.

Пунктом 6.16 Приложения № 2 в перечень мероприятий по защите объектов централизованных систем холодного водоснабжения от угроз техногенного, природного характера и терактов, предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций включено мероприятие по модернизации системы видеонаблюдения на водохранилище в створе рек Узкая и Талая в целях повышения безопасности водоснабжения, защиты населения от чрезвычайных происшествий, соблюдения требований к охранным зонам с расходами на реализацию мероприятия в 2021 году в размер 936,70 тыс. руб.

Пунктом 1.18 приложения № 4 (водоснабжение) началом реализации, окончанием реализации и вводом объектов в эксплуатацию вышеуказанного мероприятия определен 2021 год.

Пунктом 3.1.4 Приложения № 2 в перечень мероприятий по модернизации или реконструкции существующих сетей холодного водоснабжения (группа 3) включено мероприятие «реконструкция водовода города Корсакова, участков водопроводной сети от водозабора из водохранилища в створе рек Узкая и Талая суммарной протяженностью 10,71 км, Ду (диаметр трубопровода) 500 мм (участок от ВК 998 до ГНС «Головные сооружения» протяженностью 47 метров)» в целях повышения надежности водоснабжения, снижения потерь воды при транспортировке и снижении аварийности с расходами на реализацию мероприятия в 2021 году в размере 1180,50 тыс. руб.

Пунктом 1.17 приложения № 4 (водоснабжение) началом реализации, окончанием реализации и вводом объектов в эксплуатацию вышеуказанного мероприятия определен 2021 год.

Приказ РЭК Сахалинской области от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК опубликован 18 ноября 2021 на официальном сайте РЭК Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http:// rec.admsakhalin.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 ноября 2021 года.

26 января 2021 года МУП «Водоканал» обратилось в суд с административным иском, в котором с учетом последующих уточнений просило признать не действующим приказ региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 09 сентября 2019 года № 12-ОКК «Об утверждении инвестиционной программы МУП «Водоканал» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период 2020-2022 годов» со дня принятия в части пункта 6.17 Приложения №2, пункта 1.20 Приложения №4 – проектирование объекта «реконструкция кровли здания Головных сооружений»; пункта 6.16 Приложения №2, пункта 1.18 Приложения №4 – модернизация системы видеонаблюдения на водохранилище в створе рек Узкая и Талая 936, 70 тыс. руб. (с НДС) со сроком реализации 2021 год; пункта 3.1.4 Приложения №2, пункта 1.17 Приложения №4 – реконструкция водовода г.Корсаков, участки водопроводной сети от водозабора из водохранилища в створе рек Узкая и Талая суммарной протяженностью 10,71 км, Ду 500 мм, материал ПЭ (участок от ВК 998 до ГНС «Головные сооружения» протяженностью 47 метров) со сроком реализации 2021 год, как несоответствующий законодательству Российской Федерации; возложить обязанность на РЭК Сахалинской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части.

Полагает оспариваемые пункты приказа противоречащими пунктам 4,5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктам 33 и 34 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641, и нарушающими права административного истца, так как незаконное включение в инвестиционную программу не заявленных регулируемой организацией мероприятий, а также немотивированный отказ в переносе сроков реализации и корректировке стоимости проектов ведет к уменьшению необходимой валовой выручки, в соответствии с которой устанавливаются тарифы на водоснабжение и водоотведение МУП «Водоканал».

В соответствии с пунктом 1.20 технического задания, пунктом 1.37 проекта инвестиционной программы МУП «Водоканал» на 2020-2022 год, утвержденного органом местного самоуправления, предусмотрено мероприятие: разработка ПСД и реконструкция кровли здания ГНС «Головные сооружения», <адрес> расходами на реализацию мероприятия в размере 1535,24 тыс. руб. Однако оспариваемым приказом в инвестиционную программу (пункт 6.17 Приложения №2, пункт 1.20 Приложения №4) включено мероприятие «проектирование объекта реконструкции кровли здания Головных сооружений», в отсутствие волеизъявления регулируемой организации.

В соответствии с проектом корректировки инвестиционной программы МУП «Водоканал» просило перенести срок реализации мероприятия по модернизации системы видеонаблюдения на водохранилище в створе рек Узкая и Талая с 2021 на 2022 год с корректировкой стоимости 2005, 17 тыс. руб. (с НДС) вместо 936, 70 тыс. руб. Однако в оспариваемом приказе (пункт 6.16 Приложения №2, пункт 1.18 Приложения №4) срок реализации мероприятия оставлен в неизменном виде. Считают данные пункты незаконными, поскольку действующим законодательством не предусмотрен запрет на перенос нереализованного в текущем периоде мероприятия при корректировке инвестиционной программы в период ее действия.

В соответствии с проектом корректировки инвестиционной программы МУП «Водоканал» просило перенести срок реализации мероприятия по реконструкции водовода г.Корсаков, участки водопроводной сети от водозабора из водохранилища в створе рек Узкая и Талая суммарной протяженностью 10,71 км, Ду 500 мм, материал ПЭ (участок от ВК 998 до ГНС «Головные сооружения» протяженностью 47 метров) с 2021 года на 2022 год. Однако оспариваемым приказом (пункт 3.1.4 Приложения №2, пункт 1.17 Приложения №4) срок реализации мероприятия оставлен в неизменном виде. Считают данные пункты незаконными, поскольку в предлагаемом проекте ими была обоснована невозможность реализации утвержденных мероприятий в установленные инвестиционной программой сроки, в свою очередь в нарушение пункта 51 Правил от 29 июля 2013 года № 641 в протоколе согласительного совещания от 09 ноября 2021 года не отражены сведения о материалах, которые были исследованы в процессе рассмотрения данных мероприятий.

Определением суда от 15 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Корсаковского городского округа.

В судебном заседании представитель МУП «Водоканал» Плотников Е.А. заявленные требования поддержал.

Представители РЭК Сахалинской области Чекрышев Д.В. и Воднева А.В. административный иск не признали, настаивая на издании оспариваемого Приказа от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК административным ответчиком в соответствии с его компетенцией, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования и в отсутствие противоречий положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Представитель администрации Корсаковского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Кучиной А.С., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

На основании статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ инвестиционная программа должна содержать: плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; расчет эффективности инвестирования средств; предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; иные сведения (часть 3).

Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (часть 10).

Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11).

Во исполнение данной обязанности постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведения (далее - Правила), пунктом 2 которых предусмотрено, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

Вопросы, связанные с согласованием, утверждением и корректировкой инвестиционной программы регулируются разделом 4 Правил.

В соответствии с пунктом 33 Правил регулируемая организация имеет право обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о корректировке инвестиционной программы, в том числе на весь срок ее действия, с учетом изменения условий деятельности регулируемой организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

При корректировке инвестиционной программы не допускается уменьшение размера собственных средств, являющихся источниками финансирования инвестиционной программы и учтенных при установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», а также ухудшение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности, установленных на последний год срока действия инвестиционной программы, за исключением случаев наступления обстоятельств непреодолимой силы, передачи бесхозяйного имущества и включения мероприятий по реконструкции и (или) модернизации такого имущества в инвестиционную программу, внесения изменений в схемы водоснабжения и водоотведения, а также случаев, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления приводят к ухудшению положения регулируемой организации таким образом, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при утверждении инвестиционной программы, в том числе устанавливают режим запретов и ограничений в отношении регулируемой организации, ухудшающих ее положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на момент утверждения инвестиционной программы.

Инвестиционная программа корректируется на основании технического задания на корректировку инвестиционной программы. Техническое задание на корректировку инвестиционной программы содержит положения, указанные в пункте 7 настоящих Правил, и (или) иные положения утвержденной инвестиционной программы, корректировка которых осуществляется. Указанные положения включаются в техническое задание на корректировку инвестиционной программы в соответствии с заявлением о выдаче технического задания на корректировку инвестиционной программы, которое направляется регулируемой организацией в уполномоченный орган местного самоуправления, ранее утвердивший техническое задание на разработку инвестиционной программы.

Уполномоченный орган местного самоуправления утверждает техническое задание на корректировку инвестиционной программы не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления регулируемой организации и не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения указанного технического задания направляет его в регулируемую организацию для разработки проекта корректировки инвестиционной программы.

Согласно пункту 34 Правил для осуществления корректировки инвестиционной программы регулируемая организация представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления проект корректировки инвестиционной программы, разработанный на основании технического задания на корректировку инвестиционной программы. Проект корректировки инвестиционной программы должен содержать предложения о включении в инвестиционную программу новых мероприятий, переносе сроков реализации мероприятий и изменении стоимости их реализации, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы.

Проект корректировки инвестиционной программы (утвержденной в том числе на текущий год) направляется до 30 августа текущего года регулируемой организацией в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.

Корректировка инвестиционной программы осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 12 - 26 настоящих Правил. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления обязан принять решение об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу, или об отказе в утверждении соответствующих изменений в срок до 20 ноября года, в котором проект корректировки инвестиционной программы был направлен в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.

Подача регулируемой организацией заявления о корректировке инвестиционной программы (утвержденной в том числе на текущий год), связанной с мероприятиями по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и внесение в нее соответствующих изменений могут осуществляться в течение всего года.

В случае изменения или исключения мероприятий инвестиционной программы, переноса сроков их реализации плановые значения показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны быть скорректированы соответствующим образом.

Согласно пункту 35 Правил регулируемая организация вправе принять решение об изменении перечня мероприятий инвестиционной программы в пределах 10 процентов расходов на ее реализацию при условии, что такое изменение не повлечет увеличение общих расходов на реализацию инвестиционной программы в целом.

В течение 7 дней со дня принятия указанного решения регулируемая организация уведомляет об этом уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), утвердивший инвестиционную программу.

Расходы регулируемой организации, возникшие в связи с принятием указанного решения, учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406.

В силу пункта 36 Правил решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления поселения (городского округа) об утверждении инвестиционной программы, о корректировке инвестиционной программы подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления (в случае наделения органа местного самоуправления полномочиями по утверждению инвестиционных программ).

В соответствии с пунктом 4.1 Положения о видах правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти Сахалинской области и их руководителями, а также порядке их принятия (издания) и опубликования, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 26 января 2010 года № 12, нормативные правовые акты, за исключением локальных нормативных правовых актов, подлежат обязательному опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и размещению на официальном сайте органа исполнительной власти Сахалинской области. Нормативные правовые акты могут быть опубликованы в газете «Губернские ведомости».

Согласно пункту 1.1. Положения о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17 мая 2013 года № 244, РЭК Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим на территории Сахалинской области функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен), в том числе в области водоснабжения и водоотведения.

К полномочиям комиссии в области водоснабжения и водоотведения отнесено утверждение инвестиционных программ и осуществление контроля за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (пункт 3.3.2).

По вопросам своей компетенции Комиссия принимает правовые акты в порядке и случаях, установленных законодательством (пункт 3.10.8 Положения).

На основании пункта 3.10.1 Положения, РЭК Сахалинской области публикует в установленном порядке принятые решения на официальном сайте комиссии в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://rec.admsakhalin.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Учитывая изложенное, оспариваемый в части Приказ от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК принят РЭК Сахалинской области в пределах предоставленных законом полномочий, в надлежащей форме, его опубликование произведено в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 22 Правил регулируемая организация дорабатывает инвестиционную программу и направляет ее на повторное рассмотрение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня направления инвестиционной программы на доработку.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы регулируемой организации в порядке, предусмотренном пунктами 17 и 18 настоящих Правил, в течение 30 дней со дня ее представления регулируемой организацией на рассмотрение.

По результатам рассмотрения доработанного проекта инвестиционной программы уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об утверждении инвестиционной программы или о необходимости рассмотрения возникших разногласий в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящих Правил.

Согласно пункту 44 Правил, в случае возникновения разногласий при согласовании и утверждении инвестиционной программы регулируемая организация вправе подать в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа) заявление об урегулировании возникших разногласий.

В силу пунктов 50 - 54 Правил рассмотрение разногласий осуществляется на согласительных совещаниях с участием представителей уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления поселения (городского округа), органа регулирования тарифов, органа местного самоуправления поселения (городского округа) и независимых организаций с приглашением представителей регулируемой организации.

Представители указанных органов и организаций должны быть извещены о дате, времени и месте проведения согласительного совещания не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.

Ход рассмотрения разногласий отражается в протоколе, в котором указываются: дата и место рассмотрения разногласий; существо рассматриваемого вопроса; сведения о документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в рассмотрении разногласий; устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в рассмотрении разногласий; сведения о материалах, которые были исследованы в процессе рассмотрения разногласий; иные сведения, явившиеся основанием для принятия решения; принятое решение, содержащее описательную, мотивировочную и резолютивную части.

Протокол подписывается председателем и секретарем согласительного совещания. Заверенная в установленном порядке копия протокола в течение 5 рабочих дней со дня его подписания направляется участникам согласительного совещания, указанным в пункте 50 настоящих Правил.

Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, является обязательным для органов и организаций, указанных в пункте 50 настоящих Правил, и подлежит исполнению в течение 1 месяца со дня его принятия, если в решении не указан иной срок.

Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Как уже указывалось выше, 19 июля 2021 года МУП «Водоканал» на основании технического задания, утвержденного постановлением администрации Корсаковского городского округа от 16 июля 2021 года №1081, обратилось в РЭК Сахалинской области для утверждения проекта корректировки инвестиционной программы, утвержденной Приказом РЭК Сахалинской области от 09 сентября 2019 года № 12-ОКК.

11 августа 2021 года РЭК Сахалинской области, рассмотрев проект корректировки инвестиционной программы, отказало МУП «Водоканал» в его утверждении на основании пункта 17 (1) Правил, в связи с несоответствием требованиям к содержанию инвестиционной программы, указанным в пункте 10 Правил. МУП «Водоканал» предложено доработать проект и направить его в РЭК Сахалинской области в установленные сроки.

09 сентября 2021 года в РЭК Сахалинской области поступил доработанный проект корректировки инвестиционной программы МУП «Водоканал» с учетом внесенных постановлением администрации Корсаковского городского округа от 07 сентября 2021 года № 1371 изменений в техническое задание на корректировку инвестиционной программы.

05 октября 2021 года РЭК Сахалинской области, рассмотрев доработанный проект корректировки инвестиционной программы, отказало МУП «Водоканал» в его утверждении на основании пункта 17 (1) Правил, в связи с несоответствием требованиям к содержанию инвестиционной программы, указанным в пункте 10 Правил. МУП «Водоканал» предложено доработать проект и направить его в РЭК Сахалинской области в установленные сроки.

15 октября 2021 года МУП «Водоканал» направило доработанный проект корректировки инвестиционной программы в адрес РЭК Сахалинской области.

Рассмотрев обращение МУП «Водоканал» об утверждении доработанного проекта корректировки инвестиционной программы, РЭК Сахалинской области приняло его к рассмотрению как заявление об урегулировании разногласий при согласовании и утверждении инвестиционных программ в соответствии с пунктом 44 Правил.

О проведении согласительного совещания 09 ноября 2021 год в 11-00 часов МУП «Водоканал» и орган местного самоуправления извещены в установленный законом срок.

Согласно протоколу согласительного совещания от 09 ноября 2021 года № 31, утвержденному председателем РЭК Сахалинской области Чекрышевым Д.В. 11 ноября 2021 года, на котором присутствовали Чекрышев Д.В., члены комиссии Ф.И.О.18. (секретарь) и Ф.И.О.13 (эксперт управления регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса), генеральный директор МУП «Водоканал» Плотников Е.А., главный инженер МУП «Водоканал» Ф.И.О.14 и заместитель генерального директора МУП «Водоканал» по экономике и финансам Желтоногова Д.А., принято следующее решение: в целях корректировки инвестпрограммы 2021 года скорректировать сметную стоимость мероприятий по предложению предприятия; исключить мероприятия, не исполненные в 2020 году в общей сумме 1101, 71 тыс. руб.; включить мероприятие по модернизации насосных станций путем монтажа приборов учета воды (408,66 тыс.руб.); исключить новое мероприятие «реконструкция кровли здания ГНС «Головные сооружения» (1535,24 тыс. руб.); не согласиться с переносом на 2022 год мероприятий «реконструкция участка водопроводной сети протяженностью 47 м» (1180,50 тыс.руб.), «модернизация системы видеонаблюдения на водохранилище в створе рек Узкая и Талая» (936,70 тыс. руб.); по мероприятию «реконструкции водозабора «Озерский 1»» включить частично затраты на реализацию данного мероприятия в сумме 519,75 тыс. руб. МУП «Водоканал» предложено к 09-00 17 ноября 2021 года представить расчеты, подтверждающие затраты по реконструкции водозабора «Озерский 1», включить затраты на приобретение дизель-генератора (1235,99 тыс.руб.), сохранить сумму затрат на реализацию мероприятий инвестиционной программы в сфере водоснабжения на 2022 год в утвержденном размере 38883,91 тыс.руб. (с НДС).

Протокол согласительного совещания от 09 ноября 2021 года направлен МУП «Водоканал» в установленный законом срок.

17 ноября 2021 года в РЭК Сахалинской области от МУП «Водоканал» поступили локальные сметы «разработка ПСД и строительство зон санитарной охраны скважин № 19-168, 2336 в-з Соловьевский» и «реконструкция водозабора «Озерский 1».

Согласно протоколу совещания от 17 ноября 2021 года № 39/1, утвержденному председателем РЭК Сахалинской области Чекрышевым Д.В., на котором присутствовали Чекрышев Д.В. и члены комиссии Ким А.П. и Удод Л.А., принято решение о корректировке инвестиционной программы с учетом ранее принятых решений в рамках согласительного совещания от 09 ноября 2021 года, за исключением сохранения сумм затрат на реализацию мероприятий инвестиционной программы в сфере водоснабжения на 2022 год (38883,91 тыс. руб. (с НДС) в соответствии с Приказом РЭК от 09 сентября 2019 года № 12-ОКК), которая с учетом корректировки на 2022 года составит 37188,23 тыс. руб. (с НДС).

Протокол совещания от 17 ноября 2021 года направлен МУП «Водоканал» в установленный законом срок.

Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о соблюдении РЭК Сахалинской области процедуры согласования и утверждения корректировки инвестиционной программы.

Не извещение регулируемой организации и органа местного самоуправления о проведении совещания 17 ноября 2021 года, не свидетельствует о нарушении процедуры рассмотрения разногласий, поскольку решение относительно спорных мероприятий было принято на согласительном совещании 11 ноября 2021 года, после перерыва, объявленного 09 ноября 2021 года, в присутствии представителей организации.

Допущенное РЭК Сахалинской области нарушение при составлении протокола согласительного совещания от 09 ноября 2021 года, выразившееся в отсутствии сведений о материалах, которые были исследованы в процессе рассмотрения разногласий, не является существенным, повлекшим принятие решения, нарушающего права организации.

При этом, правом на оспаривание решения, принятого по результатам рассмотрения разногласий, МУП «Водоканал» в установленном порядке не воспользовалось.

Проверяя соответствие оспариваемых положений Приказа от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом 34 Правил проект корректировки инвестиционной программы должен содержать предложения о включении в инвестиционную программу новых мероприятий, переносе сроков реализации мероприятий и изменении стоимости их реализации, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы.

Рассматривая требования административного истца в части оспаривания пункта 6.17 Приложения №2, пункта 1.20 Приложения №4 к Приказу от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК о включении мероприятия по проектированию объекта реконструкции кровли здания Головных сооружений, судом установлено следующее.

Предлагая ко включению в инвестиционную программу нового мероприятия по разработке ПСД и реконструкции кровли здания ГНС «Головные сооружения», <адрес>, регулируемая организация в перечне мероприятий в проекте инвестиционной программы в пункте 6.1.4, направленном 15 октября 2021 года, указала следующее: «до начала основного этапа работ по модернизации необходимо выполнить проектирование в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Здание Главной насосной станции «Головные сооружения» построено в 1936 году. Кровля выполнена из материалов морально и физически устаревших, а именно покрыта рубероидом и шифером и имеет множественные протечки. На сегодняшний день из-за воздействия осадков в виде дождя и снега так же наблюдается разрушение стен выполненных со шлакобетона. Это стало возможным из-за критического состояния кровли здания, которая не выполняет свою основную функцию, а именно защиту здания от осадков, а ее несущие конструкции вызывают серьезные опасения невозможности прохождения ОЗП 2021-2022, так как она может не выдержать снеговой нагрузки. Необходимо выполнить реконструкцию кровли с заменой кровельного материала на отвечающий нормативным требованиям».

В пункте 1.37 инвестиционной программы, утвержденной органом местного самоуправления, приведено аналогичное обоснование с заявленной стоимостью мероприятия 1535, 24 тыс. руб.

Также представлена смета на проектирование реконструкции кровли здания Головных сооружений стоимостью 99 тыс. руб., составленная инженером организации Ф.И.О.16

Техническое задание, утвержденное органом местного самоуправления, не содержит сроков реализации и стоимости заявленного организацией мероприятия.

Каких-либо замечаний по заявленному мероприятию при возвращении проектов инвестиционной программы регулируемой организации на доработку РЭК Сахалинской области не указывалось.

На согласительном совещании 11 ноября 2021 года РЭК Сахалинской области принято решение об исключении нового мероприятия «реконструкция кровли здания ГНС «Головные сооружения» (1535, 24 тыс. руб.), после проведения которого, МУП «Водоканал» представлен локальный сметный расчет от 27 апреля 2021 года на реконструкцию кровли стоимостью 1436,239 тыс.

В протоколе совещания от 17 ноября 2021 года указано, что в связи с отсутствием проектно-сметной документации оценить стоимость функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения реконструкции заявленного объекта не представляется возможным, в связи с чем предложено включить в инвестпрограмму затраты лишь на проектирование объекта по реконструкции кровли здания Головных сооружений в сумме 99 тыс. руб.

В соответствии с пунктами 4 - 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

На основании пункта 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 406 от 13 мая 2013 года (далее - Основы ценообразования), необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Принимая решение о включении мероприятия по проектированию реконструкции кровли здания Головных сооружений в инвестиционную программу и об отклонении предложения о включении в инвестиционную программу мероприятия по ее реконструкции, РЭК Сахалинской области исходило из целесообразности первоочередного проведения работ по проектированию реконструкции, что впоследствии позволит включить мероприятие по самой реконструкции в экономически обоснованном размере.

При этом, представление сметы на проведение работ по реконструкции кровли в РЭК Сахалинской области после принятия соответствующего решения по данному мероприятию и в отсутствие заключения проверки сметной стоимости не позволяло органу принять положительное решение по данному вопросу.

Кроме того, включение мероприятия по реконструкции кровли здания Головных сооружений в инвестиционную программу на 2021 год в заявленной сумме привело бы к превышению объемов средств инвестиционной программы, учтенных при установлении тарифа на 2021 год Приказом РЭК Сахалинской области от 31 октября 2018 года № 22-ОКК в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2021 год, в состав которой в силу пункта 43 Основ ценообразования включены амортизационные отчисления как источник финансирования инвестпрограммы.

При таких данных и принимая во внимание, что решение об исключении мероприятия по реконструкции кровли здания Головных сооружений не нарушало прав административного истца, поскольку не исключало возможности по его включению в инвестиционную программу на следующий плановый период, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого нормативного правового акта в этой части действующему законодательству.

Доводы МУП «Водоканал» о включении мероприятия по проектированию реконструкции кровли здания Головных сооружений в отсутствие волеизъявления организации суд находит несостоятельными, поскольку данное мероприятие является составляющей заявленного мероприятия.

Кроме того, как установлено судом в ходе рассмотрения дела, 04 июня 2021 года между МУП «Водоканал» и ООО «Геоком» заключен договор № 51 на разработку проектно-сметной документации по объекту «Реконструкция кровли здания Головных сооружений», то есть до направления организацией проекта корректировки инвестиционной программы в РЭК Сахалинской области.

Согласно акту № 13 от 01 сентября 2021 года услуги по разработке проектно-сметной документации стоимостью 99 тыс. руб. выполнены в полном объеме и 12 октября 2021 года между МУП «Водоканал» и индивидуальным предпринимателем Ф.И.О.17 заключен договор подряда № 121 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция кровли здания Головных сооружений» стоимостью 900тыс. руб., то есть до принятия РЭК Сахалинской области решения относительно данного мероприятия.

Вместе с тем, в соответствии с вышеприведенным правовым регулированием в инвестиционную программу включаются только планируемые к реализации мероприятия.

Разрешая требования административного истца об оспаривании пункта 6.16 Приложения №2, пункта 1.18 Приложения №4 к Приказу от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК в части отказа в переносе срока реализации мероприятия по модернизации системы видеонаблюдения на водохранилище в створе рек Узкая и Талая с корректировкой стоимости с 936, 70 тыс. руб. (с НДС) на 2005,17 тыс. руб. (с НДС) с 2021 года на 2022 год, судом установлено следующее.

Предлагая перенос срока реализации указанного мероприятия с корректировкой его стоимости, МУП «Водоканал» представило в РЭК Сахалинской области инвестиционную программу, утвержденную органом местного самоуправления, в которой в пункте 1.36 в обоснование корректировки утвержденного плана указано на необходимость подключения к телекоммуникационному кабелю ВОЛС ПАО «Ростелеком», предусмотренного в рамках выполнения мероприятия по Диспетчеризации водохранилища в створе рек Узкая и Талая с устройством средств измерения уровня водохранилища, которое предусмотрено в 2022 году, и локальный сметный расчет на указанное мероприятие стоимостью 2005, 171 тыс. руб., составленный инженером Ф.И.О.16

Каких-либо замечаний по заявленному мероприятию при возвращении проектов инвестиционной программы регулируемой организации на доработку РЭК Сахалинской области не указывалось.

На согласительном совещании 11 ноября 2021 года РЭК Сахалинской области принято решение о несогласии с переносом срока реализации указанного мероприятия.

Как пояснил в ходе судебного разбирательства председатель РЭК Сахалинской области Чекрышев Д.В., такое решение было обусловлено непредставлением предприятием документов, обосновывающих необходимость переноса срока реализации данного мероприятия.

При таких данных и принимая во внимание, что документов, подтверждающих объективные условия увеличения стоимости заявленного мероприятия и необходимость переноса срока его реализации, в распоряжение уполномоченного органа административным истцом не представлено, в соответствии с пунктом 34 Правил РЭК Сахалинской области правомерно отказано регулируемой организации в предлагаемой корректировке.

Ссылка стороны административного истца на то, что Правила не содержат запрета на перенос мероприятий при корректировке инвестиционной программы, не может быть принята во внимание, поскольку в силу вышеприведенных правовых норм окончательное решение по предложенному регулируемой организацией проекту корректировки принимается уполномоченным органом, которое является обязательным для данной организации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого нормативного правового акта в этой части действующему законодательству.

Разрешая требования административного истца об оспаривании пункта 3.1.4 Приложения №2, пункта 1.17 Приложения №4 к Приказу от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК в части отказа в переносе срока реализации мероприятия по реконструкции водовода г.Корсаков, участки водопроводной сети от водозабора из водохранилища в створе рек Узкая и Талая суммарной протяженностью 10,71 км, Ду 500 мм, материал ПЭ (участок от ВК 998 до ГНС «Головные сооружения» протяженностью 47 метров) с 2021 года на 2022 год, судом установлено следующее.

Предлагая к корректировке данное мероприятие, регулируемой организацией в РЭК Сахалинской области представлена инвестиционная программа, утвержденная органом местного самоуправления, в которой в пункте 1.34 в обоснование корректировки утвержденного плана указано на необходимость переноса срока реализации данного мероприятия в связи с необходимостью замены отсекающей арматуры, приобретение и монтаж которой запланированы на 2022 год.

Каких-либо документов, подтверждающих данное обстоятельство МУП «Водоканал» в РЭК Сахалинской области не представлено.

На согласительном совещании 11 ноября 2021 года РЭК Сахалинской области принято решение о несогласии с переносом срока реализации указанного мероприятия.

Причиной отказа в переносе срока послужило непредставление предприятием документов, обосновывающих необходимость переноса срока реализации данного мероприятия, что подтвердил в ходе судебного разбирательства председатель РЭК Сахалинской области Чекрышев Д.В.

С учетом того, что документов, обосновывающих необходимость переноса срока реализации мероприятия, в распоряжение РЭК Сахалинской области МУП «Водоканал» не представлено, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого нормативного правового акта в этой части действующему законодательству.

Кроме того, оспариваемые положения Приказа в части оставления срока реализации указанных мероприятий в неизменном виде, прав административного истца не нарушают, поскольку их финансирование учтено при установлении тарифа на 2021 год. Доказательств наступления негативных последствий неисполнением указанных мероприятий в установленный инвестиционной программой срок стороной административного истца не представлено.

Вопреки утверждению стороны административного истца, Приказ РЭК Сахалинской области в оспариваемой части соответствует положениям части 10 статьи 40 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ, поскольку доказательств изменения объективных условий деятельности регулируемой организации, подтверждающих невозможность реализации утвержденных мероприятий в предусмотренные инвестиционной программой сроки, регулятору для корректировки инвестпрограммы не предоставлено.

То обстоятельство, что при возвращении на доработку проектов инвестиционной программы, РЭК Сахалинской области не указывалось на необходимость представления документов, обосновывающих корректировку спорных мероприятий, не свидетельствует о нарушении порядка принятия оспариваемого Приказа, в том числе пункта 17 (1) Правил, поскольку такая обязанность возложена на регулируемую организацию независимо от указания уполномоченного органа.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части Приказ по вышеизложенным основаниям не противоречит требованиям закона, а доводы административного истца в указанной части являются необоснованными.

Кроме того, для признания незаконным обжалуемого административным истцом Приказа РЭК Сахалинской области необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения его прав и законных интересов и несоответствие оспариваемого акта закону.

Между тем МУП «Водоканал» не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми положениями Приказа, его положения не создают для предприятия никаких препятствий в осуществлении им своей деятельности, а также не возлагают на административного истца никаких обязанностей.

Доводы МУП «Водоканал» со ссылкой на правовые нормы, регулирующие порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения о том, что самостоятельное изменение регулятором в оспариваемом Приказе инвестиционной программы путем включения (исключения) мероприятий и соответствующих статей расходов, сохранение первоначальных сроков реализации мероприятий без учета объективных причин для их переноса на следующий год выполнения инвестиционной программы, ведет к изменению необходимой валовой выручки, в соответствии с которой устанавливаются соответствующие тарифы, что не позволяет обеспечить нормальное функционирование предприятия, бесперебойное оказание потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению надлежащего качества, не могут быть приняты во внимание.

В силу пункта 36(1) Правил изменение расходов регулируемой организации, возникшее в связи с принятием решения о корректировке инвестиционной программы, учитывается при установлении (корректировке) тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

В свою очередь, корректировка инвестиционной программы должна быть экономически обоснована и не может быть утверждена по произвольному предложению регулируемой организации без подтверждения соответствующей необходимости.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что оспариваемые положения Приказа РЭК Сахалинской области от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении требований МУП «Водоканал».

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Корсаковского городского округа о признании не действующим приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 17 ноября 2021 года № 51-ОКК «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 09 сентября 2019 года № 12-ОКК «Об утверждении инвестиционной программы МУП «Водоканал» Корсаковского городского округа в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на период 2020-2022 годов» со дня принятия в части пункта 6.17 Приложения №2, пункта 1.20 Приложения №4 к Приказу - проектирование объекта «реконструкция кровли здания Головных сооружений»; пункта 6.16 Приложения №2, пункта 1.18 Приложения №4 к Приказу – модернизация системы видеонаблюдения на водохранилище в створе рек Узкая и Талая 936, 70 тыс. руб. (с НДС) со сроком реализации 2021 год; пункта 3.1.4 Приложения №2, пункта 1.17 Приложения №4 к Приказу – реконструкция водовода г.Корсаков, участки водопроводной сети от водозабора из водохранилища в створе рек Узкая и Талая суммарной протяженностью 10,71 км, Ду 500 мм, материал ПЭ (участок от ВК 998 до ГНС «Головные сооружения» протяженностью 47 метров) со сроком реализации 2021 год, возложении обязанности на региональную энергетическую комиссию Сахалинской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части - отказать.

Сообщение о принятии решения суда опубликовать в газете «Губернские ведомости» в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 30 мая 2022 года.

Судья Сахалинского областного суда Н.А.Седых