ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1801/20 от 10.12.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-1801/2020

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2020 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Шулико О.Г.,

при секретаре Чечиль К.В.,

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО фирма «<ФИО>11» им. <ФИО>3 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил:

представитель административного истца АО фирма «<ФИО>12» им. <ФИО>3 по доверенности Шангин А.Г. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просит признать недействующими с момента принятия:

пункты 13367 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), 22404 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), 60775 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), 22413 (объект капитального строительства <№...>), 22415 (объект капитального строительства <№...>), 22416 (объект капитального строительства <№...>) приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года №3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»;

пункты 13303 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), 22316 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), 60720 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), 22324 (объект капитального строительства <№...>), 22326 (объект капитального строительства <№...>), 22327 (объект капитального строительства <№...>) приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года № 2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»;

пункты 13288 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), 22289 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), 61445 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), 22297 (объект капитального строительства <№...>), 22299 (объект капитального строительства <№...>), 22300 (объект капитального строительства <№...>) приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года №2752 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В обоснование административного иска указано, что в указанные Перечни необоснованно включены пункты в отношении принадлежащих на праве собственности административному истцу выше указанных объектов недвижимого имущества, которые не обладают признаками объектов налогообложения, для которых законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.

Необоснованное включение зданий в Перечни, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку это приводит к необоснованному завышению подлежащих уплате налогов на данное недвижимое имущество.

В отзыве на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Буренков Д.Л. просит вынести законное и обоснованное решение в отношении объектов с кадастровыми номерами <№...>, в отношении остальных требований департамент просит отказать

В судебном заседании 9 декабря 2021 года представители административного истца по доверенности Савченко Ю.А. и Бжевский А.С. просили административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании доверенности Ступак В.А. поддержала позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление, просила вынести законное и обоснованное решение по заявленным требованиям в отношении объектов с кадастровыми номерами <№...>, в отношении других объектов в удовлетворении требований отказать.

Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении указала, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, просила признать нормативные правовые акты недействующими в оспариваемой части, полагая, что объекты капитального строительства с кадастровыми номерами <№...>, принадлежащие административному истцу, включены в Перечни в нарушение требований закона.

В судебное заседание 10 декабря 2021 года лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и отзывов, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия департамента имущественных отношений Краснодарского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

26 декабря 2018 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края № 3043, которым на 2019 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.

27 декабря 2019 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2837, которым на 2020 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.

28 декабря 2020 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2752, которым на 2021 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.

Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства представлены доказательства полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и опубликования.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно ч. 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК N 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края N 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу - департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.

Оспариваемые приказы №3043 от 26.12.2018г., №2837 от 27.12.2019г., №2752 от 28.12.2020г. приняты в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года №1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

С 2020 года с учетом изменений, внесенных в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.07.2017 № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.02.2020 № 230 «О внесении изменений в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 г. № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», формирование проекта перечня на очередной налоговый период не предусмотрено.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов департаментом имущественных отношений Краснодарского края.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 2 Закон КК N 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года N 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта департамента имущественных отношений Краснодарского края; Перечень информации о деятельности департамента имущественных отношений Краснодарского края, размещаемой на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документов, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен.

Учитывая указанные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с частью 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в частях 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

Судом установлено, что объекты недвижимости:

- с кадастровым номером <№...> площадью 883,5 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, данные о наименовании здания в ЕГРН отсутствуют, имеющее назначение – «нежилое здание»,

- с кадастровым номером <№...>, площадью 85,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, с/п Рассветовское, <Адрес...>, имеющее наименование «кафе «Лакомка», назначение – «нежилое здание»,

- с кадастровым номером <№...>, площадью 96,4 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, с/п Рассветовское, <Адрес...>, имеющее наименование «здание столовой», назначение – «нежилое здание»,

- с кадастровым номером <№...>, площадью 106,9 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, с/п Рассветовское, <Адрес...>А, имеющее наименование «здание столовой», назначение – «нежилое здание»,

- с кадастровым номером <№...>, площадью 93,3 кв.м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, имеющее наименование «баня», назначение – «нежилое здание»,

- с кадастровым номером <№...>, площадью 1075,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, с/п Медведовское, <Адрес...>, ул. им. Айвазяна, <Адрес...> «Б», пом. 1-26, имеющее наименование «нежилое помещение», назначение – «нежилое помещение», принадлежат на праве собственности административному истцу, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов.

Объект капитального строительства с кадастровым номером <№...> по состоянию на дату включения в перечень на 2019 год располагался на земельном участке с кадастровым номером <№...> с видом разрешенного использования земельного участка «эксплуатация здания конторы», по состоянию на дату включения в перечень на 2020 год и в перечень на 2021 год располагался на земельном участке с кадастровым номером <№...> с видом разрешенного использования земельного участка «деловое управление».

Объект капитального строительства с кадастровым номером <№...> («кафе «Лакомка») расположен на земельном участке, информация о виде разрешенного использования которого в ЕГРН отсутствует.

Объект капитального строительства с кадастровым номером <№...> (здание столовой) расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:28:0503001:106 с видом разрешенного использования земельного участка «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (столовая)».

Объект капитального строительства с кадастровым номером <№...> (здание столовой) расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:28:0504001:123 с видом разрешенного использования земельного участка «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (столовая)».

Объект капитального строительства с кадастровым номером <№...> (баня) расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:28:0504001:120 с видом разрешенного использования «для размещения объектов торговли и бытового обслуживания (баня)».

Объект капитального строительства с кадастровым номером <№...> (нежилое помещение) расположено в здании с кадастровым номером <№...>, имеющее, согласно сведениям ЕГРН, назначение - нежилое здание, наименование – холодильник. В сведениях ЕГРН информация о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, отсутствует.

Из содержания представленного в материалы дела технического паспорта следует, что объект с кадастровым номером <№...> имеет назначение «Литера А – здание центральной конторы», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: кабинет, подсобное помещение, лестничная клетка, коридор.

Согласно техническому паспорту объект с кадастровым номером <№...> имеет назначение «кафе «Лакомка», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: основная.

Как следует из содержания технического паспорта, объект с кадастровым номером <№...> имеет наименование здание столовой. Согласно экспликации здания помещения в нем имеют следующие наименования и назначения: основная, вспомогательное.

Из содержания представленного в материалы дела технического паспорта следует, что объект с кадастровым номером <№...> имеет наименование «Здание столовой», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: основная, вспомогательная.

Согласно техническому паспорту объект с кадастровым номером <№...> имеет наименование «баня», помещения в здании имеют следующие наименования и назначения: вспомогательное, основное.

Как следует из содержания технического паспорта, объект с кадастровым номером <№...> имеет наименование «нежилые помещения 1-го этажа №16-26 в лит Д, пом. №15 в лит Д1, пом. 1-14 в лит. Д2». Согласно экспликации помещения имеют следующие наименования и назначения: холодильная камера, коридор, гараж, тамбур, склад, щитовая, сан.узел, компрессорная, котельная, подсобная.

Как установлено судом из материалов дела, пояснений представителя административного ответчика, письменного отзыва департамента имущественных отношений Краснодарского края, спорные объекты капитального строительства признаны подлежащими включению в Перечни, в соответствии со сведениями, содержащимися в ГКН, Едином государственном реестре недвижимости, в документах технического учета, а именно:

- объект с кадастровым номером <№...> в соответствии со сведениями о фактическом использовании «административный (офисный) объект», предоставленные администрацией муниципального образования Кущевский район, на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.09.2016 № 1675 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений», пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как объект административно-делового назначения,

- объект с кадастровым номером <№...> в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) о назначении помещений в объекте, сведения ЕГРН о наименовании, на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как объект общественного питания,

- объекты с кадастровыми номерами <№...> в соответствии со сведениями ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, и документов технического учета (инвентаризации) о назначении помещений в объекте, на основании пункта 4 статьи 378.2. Налогового кодекса Российской Федерации, как торговый объект, объект общественного питания и бытового обслуживания,

- объект с кадастровым номером <№...> в соответствии со сведениями ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, и документы технического учета (инвентаризации) о назначении помещений в объекте, на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как торговый объект, объект бытового обслуживания,

- объект с кадастровым номером <№...> в соответствии со сведениями о фактическом использовании «бригада колхоза Россия», предоставленные администрацией муниципального образования <Адрес...>, на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.09.2016 № 1675 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений», пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как объект административно-делового назначения.

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что объекты с кадастровыми номерами <№...> (здание центральной конторы) и <№...> (помещения в здании холодильника-овощехранилища) правомерно включены в оспариваемые Перечни в соответствии со сведениями о фактическом использовании, предоставленные администрациями муниципальных образований Кущевский район и Тимашевский район, на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.09.2016 № 1675 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений», пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как объекты административно-делового назначения.

Согласно пунктам 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2016 N 2444 (ныне утратившим силу), вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется департаментом имущественных отношений Краснодарского края в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса, невозможно определить на основании сведений государственного кадастра недвижимости и (или) кадастровых паспортов и (или) документов технического учета (инвентаризации).

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений может определяться путем выездного обследования либо на основании сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, предоставляемых по запросу Департамента федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся в п.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.04.2017 N 319 (далее – Порядок №319).

Согласно пункту 4 Порядка N 319, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Уполномоченным органом в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации), а также в отношении объектов недвижимого имущества, выездное обследование которых проведено по поручению судебных органов или прокуратуры.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется на основании сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, и (или) сведений об использовании объектов недвижимого имущества, предоставляемых по запросу Уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, в случае отсутствия указанных сведений или по поручению судебных органов или прокуратуры вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется путем выездного обследования.

Таким образом, как следует из системного толкования вышеприведенных норм, при невозможности определить на основании сведений государственного кадастра недвижимости и (или) кадастровых паспортов и (или) документов технического учета (инвентаризации), вид фактического использования здания и помещений может определяться одним из двух способов:

- сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, предоставляемых по запросу департамента имущественных отношений Краснодарского края,

- в ходе выездного обследования.

При этом, выездное обследование проводит наделенное соответствующими полномочиями государственное учреждение Краснодарского края, подведомственное департаменту имущественных отношений Краснодарского края. Таковым учреждением является Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Кубаньземконтроль».

Принимая во внимание вышеизложенные положения, регламентирующие порядок определения вида фактического использования зданий на территории Краснодарского края, администрация муниципального образования Кущевский район и администрация муниципального образования Тимашевский район не являются уполномоченным органом по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества с указанной целью.

Кроме этого, согласно требованиям пункта 3 приложения к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 319 от 27 апреля 2017 года в Перечень на очередной налоговый период включаются объекты недвижимого имущества, вид фактического использования которых определен уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду.

Тогда как, информации об установлении вида фактического использования зданий с кадастровыми номерами <№...> (здание центральной конторы) и <№...> (помещения в здании холодильника-овощехранилища) до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду уполномоченным органом (ГКУ КК «Кубаньземконтроль») в материалах дела не имеется.

Таким образом, департамент имущественных отношений Краснодарского края руководствовался только сведениями, которые не соответствуют вышеприведенным требованиям, установленным для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества, соответственно, не могли послужить основанием для включения данных зданий в оспариваемые Перечни.

Из представленного административным ответчиком акта обследования здания и помещений от 12 ноября 2021 года сотрудника ГКУ КК «Кубаньземконтроль», наделенного приказом департамента от 13.07.2016 №1173 «Об утверждении изменений в устав государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, следует, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> представляет собой трехэтажное самостоятельное отдельно стоящее нежилое здание, общей площадью 883,5 кв.м, фасад выходит на улицу, доступ свободный. На фасаде объекта имеется вывеска «АО фирма «<ФИО>13» им. Н.И. <ФИО>14, предприятие «Кущевское», памятные таблички, адресная табличка. С фасада здания установлен банкомат «Россельхозбанк». В помещениях площадью 446,5 кв.м, что составляет 50,5% общей площади объекта, имеется офисная мебель и организационная техника АО фирмы «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева, предприятие «Кущевское»; 5,7% от общей площади занимает зал собраний АО фирмы «<ФИО>15» им. Н.И. <ФИО>16, предприятие «Кущевское»; 1,9% от общей площади занимают помещения с офисной мебелью и организационной техникой ГБУ КК «Управление ветеринарии Кущевского района», Первомайского ветеринарного участка; 41,9% общей площади занимают вспомогательные, подсобные помещения (лестничные клетки, коридоры, комнаты отдыха и приема пищи).

Таким образом, указанный акт обследования подтверждает вывод суда о том, что рассматриваемый объект недвижимости с кадастровым номером <№...> не используется АО фирмы «<ФИО>17» им. Н.И. <ФИО>18 самостоятельно (более 20% от общей площади здания) для извлечения дохода и принесения прибыли, используется для целей обеспечения своей производственной деятельности.

Вместе с тем, на момент включения рассматриваемого здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в нарушение требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. №319, его фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, ЕГРН, кадастрового паспорта, документов технического учета не позволяли отнести данное здание к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В то же время, наименование помещения «кабинет» нельзя расценивать как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин «кабинет» не является тождественными термину «офис».

По смыслу статьи 378.2 НК РФ, помещения в здании, занятые службами, вовлеченными, например, в производственный процесс, научную деятельность и т.п., не являются офисами, наличие которых влечет отнесение здания к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости.

Кроме того, суд отмечает, что здание с кадастровым номером <№...>, имеющее наименование «холодильник» и в котором расположены нежилые помещения с кадастровым номером <№...>, в оспариваемые перечни не включалось.

Таким образом, в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах, документах технического учета (инвентаризации) зданий с кадастровыми номерами <№...> не содержится сведений, которые позволяли бы отнести спорный объект к административно-деловым центрам в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, а также к иным видам объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также приведенные правовые положения в их системном единстве, суд приходит к выводу, что здания с кадастровыми номерами <№...>, <№...> не обладают признаками, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд также не может согласиться с доводами административного ответчика о правомерности включения в оспариваемые Перечни здания с кадастровым номером <№...> («кафе «Лакомка»).

Наименование здания административного истца «кафе «Лакомка» не позволяло признать объект капитального строительства предназначенным для использования в целях общественного питания и, соответственно, включить его в Перечни.

Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает наименование здания (строения, сооружения) как условие его признания объектом общественного питания, устанавливая в пунктах 3, 4 и 4.1 иные критерии.

Вопреки утверждению представителей административного ответчика, документы технического учета (инвентаризации) не содержат сведений о назначении помещений в объекте. Так, согласно техническому паспорту, три помещения в здании имеют наименование и назначение «основная» и составляют 100% общей площади здания.

Кафе могло быть признано объектом общественного питания в случае, если с экономической точки зрения оно было способно обеспечивать его владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и, соответственно, могло быть учтено при определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно акту обследования объекта с кадастровым номером <№...> («кафе «Лакомка») от 11 ноября 2021 года, здание представляет собой одноэтажное самостоятельное отдельно стоящее нежилое здание общей площадью 85,7 кв.м, фасад которого выходит на улицу, доступ свободный. На фасаде объекта имеются вывески «Хозяйственные товары», «Фрукты, овощи». В ходе обследования установлено, что 30,3% общей площади объекта занимает торговый зал магазина «Хозяйственные товары», в котором расположены витрины с товаром с ценниками, имеется зона для расчета с покупателями; 50% общей площади здания не используется, в помещении имеются пустые ящики, мусор; использование 19,7% общей площади здание не определено, доступ не обеспечен.

Между тем, на момент включения объекта в перечни, акт обследования здания с кадастровым номером <№...>, департаментом имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Порядка №319, его фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета не позволяли отнести данное здание к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что с кадастровым номером <№...>, исходя лишь из сведений, содержащихся в ГКН, ЕГРН, технического учета, не может быть однозначно отнесено к офисным зданиям, административно-деловым центрам, торговым объектам, объектам общественного и (или) бытового обслуживания, предприятиям общественного питания.

Таким образом, объекты капитального строительства с кадастровыми номерами <№...> необоснованно включены в утвержденные оспариваемыми нормативными правовыми актами Перечни для исчисления налога на имущество на 2018, 2019 годы, поскольку данные объекты не отвечают признакам, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края недействующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день их принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

При этом в ходе судебного разбирательства не установлена правовая неурегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части, поскольку после вступления настоящего решения суда в законную силу налоговая база в отношении объекта капитального строительства подлежит исчислению в соответствии с общими требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обязания департамента имущественных отношений Краснодарского края принять новый нормативный правовой акт.

В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания недействующими нормативных правовых актов в отношении объектов с кадастровыми номерами <№...>

Согласно пояснениям представителя административного ответчика, письменного отзыва представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края, спорные объекты капитального строительства признаны подлежащими включению в Перечни, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН о виде разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты, и документами технического учета (инвентаризации) о назначении помещений в объекте.

Несмотря на то, что документы технического учета (инвентаризации) указанных объектов не содержат сведений о назначении помещений в объекте, указанные объекты недвижимости правомерно включены в оспариваемые перечни на основании сведений, содержащихся в ЕГРН о виде разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты, являющегося самостоятельным основанием для включения объектов в перечни.

Так, объект с кадастровым номером <№...> размещен на земельном участке с кадастровым номером <№...> с видом разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (столовая)»; объект с кадастровым номером <№...> на земельном участке с кадастровым номером <№...> с видом разрешенного использования «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (столовая)»; объект с кадастровым номером <№...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№...> с видом разрешенного использования «для размещения объектов торговли и бытового обслуживания (баня)».

Каждый из этих видов разрешенного использования предусматривает размещение на указанных земельных участках торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с вышеприведенными пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид разрешенного использования является самостоятельным, то есть достаточным основанием для включения объектов в Перечни; положения данной статьи не требуют наличие одновременно всех условий для признания нежилого здания в качестве объекта общественного питания и бытового обслуживания.

Доводы административного истца о том, что рассматриваемые здания с кадастровыми номерами <№...> не могли быть включены в Перечни, поскольку фактически не использовались по назначению, находятся в разрушенном состоянии не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, основаны на неверном толковании норм материального права. Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 29.05.2019 №44-АПА19-8.

Таким образом, указанные объекты недвижимости подлежали включению в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования о признании недействующим со дня принятия пунктов 22413, 22415, 22416 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года, пунктов 22324, 22326, 22327 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года № 2837, пунктов 22297, 22299, 22300 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года №2752 – удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление АО фирма «<ФИО>19» имени <ФИО>3 об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов удовлетворить частично.

Признать не действующими со дня принятия пункт 13367 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт 22404 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>) и пункт 60775 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>) приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года №3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признать не действующими со дня принятия пункт 13303 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт 22316 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>) и пункт 60720 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>) приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года № 2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признать не действующими со дня принятия пункт 13288 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт 22289 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>) и пункт 61445 (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>) приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года № 2752 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В удовлетворении требований АО фирма «<ФИО>20» имени <ФИО>3 об исключении из приложений к приказам департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года №3043, от 27 декабря 2019 года № 2837 и от 28 декабря 2020 года № 2752 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> -отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено24 декабря2021 года

Судья