ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-180/19 от 05.07.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-180/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Зиновьевой К.В.

при секретаре Хайминой Ю.С.

с участием прокурора Антипова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«05» июля 2019 года

административное дело по административному иску Акционерного общества «Теплоэнерго» о признании не действующими в части постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2018 г. № 699 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов АО «Теплоэнерго» на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке города Кемерово, на 2019 - 2023 годы» (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29 декабря 2018 г. № 768) и постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2018 г. № 702 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии АО «Теплоэнерго» на 2019 - 2023 годы»,

УСТАНОВИЛ:

20 декабря 2018 г. Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление № 699 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов АО «Теплоэнерго» на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке города Кемерово, на 2019 - 2023 годы» (далее Постановление № 699).

Пунктом 1 Постановления № 699 установлены АО «Теплоэнерго» долгосрочные параметры регулирования для формирования долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке города Кемерово, на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г., согласно приложению № 1 к названному Постановлению.

В приложении № 1 к Постановлению № 699 установлен базовый уровень операционных расходов на 2019 г. в размере 161 918,54 тыс. руб.

Постановлением РЭК Кемеровской области от 29 декабря 2018 г. № 768 (далее также - Постановление № 768) внесены изменения в вышеназванный нормативный правовой акт, Приложение № 1 к Постановлению № 699 изложено в новой редакции.

В приложении № 1 к Постановлению № 699 в редакции Постановления № 768 установлен базовый уровень операционных расходов (в части производства) на 2019 г. в размере 161 918,54 тыс. руб.

20 декабря 2018 г. Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление № 702 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии АО «Теплоэнерго» на 2019 - 2023 годы» (далее Постановление № 702).

Пунктом 1 Постановления № 702 установлены АО «Теплоэнерго» долгосрочные параметры регулирования для формирования долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке города Кемерово, на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г., согласно приложению № 1 к названному Постановлению.

В приложении № 1 к Постановлению № 702 установлен базовый уровень операционных расходов на 2019 г. в размере 92 101,29 тыс. руб.

АО «Теплоэнерго» (далее также – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия Приложения № 1 к Постановлению № 699 (с учетом изменений, внесенных Постановлением № 768) в части установленного базового уровня операционных расходов (в части производства) на 2019 год и Приложения № 1 к Постановлению № 702 в части установленного базового уровня операционных расходов на 2019 год.

В обоснование требований указывает, что орган регулирования в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, необоснованно занизил базовый уровень операционных расходов Общества на 2019 год. Оспариваемыми постановлениями базовый уровень операционных расходов установлен в размере 254 019,83 тыс. руб., в том числе 161 918,54 тыс. руб. в части производства тепловой энергии и 92 101,29 тыс. руб. в части услуг по передаче тепловой энергии. При определении базового уровня операционных расходов фонд оплаты труда занижен на 63 969,53 тыс. руб. Полагает, что расчет затрат на оплату труда должен определяться на основании пункта 2.8 Отраслевого тарифного соглашения исходя из нормативной численности работников и исходя из фактической тарифной ставки рабочего первого разряда согласно Коллективному договору. Органом регулирования при определении расходов на оказание юридических, информационных, консультационных услуг на 2019 г. необоснованно исключена сумма на оплату услуг ООО «УстэК» по договору от 1 марта 2018 г. № 124/18 в размере 56 459,52 тыс. руб. ООО «УстэК» оказывает услуги по финансовому, экономическому, правовому, кадровому сопровождению АО «Теплоэнерго», ведению бухгалтерского учета предприятия и оказывает иные услуги. В штате АО «Теплоэнерго» отсутствуют юристы, бухгалтеры, экономисты отдела труда и заработной платы, экономисты по сопровождению регулируемых видов деятельности (тарифному регулированию), работники отдела кадров, так как данные услуги оказывает ООО «УстэК» в соответствии с объемами, указанными в приложении № 1 к договору от 1 марта 2018 г. № 124/18. При обосновании затрат на оплату труда АО «Теплоэнерго» не заявляло расходы на оплату труда таких специалистов. В 2011 году после принятия решения о переводе части работ на аутсорсинг в целях повышения эффективности деятельности предприятия нормативная численность административно-управленческого персонала АО «Теплоэнерго» сократилась на 42 человека, указанные функции были переданы ООО «УстэК». Стоимость услуг по договору сопоставима с фондом оплаты труда административно-управленческого персонала, функции которого переданы по договору оказания услуг ООО «УстэК». Органом регулирования необоснованно исключены из базового уровня операционных расходов затраты на оказание консультационных услуг по проведению экспертизы расчетов и обосновывающих материалов по установлению (корректировке) тарифов на тепловую энергию, тарифа на услуги по передаче тепловой энергии. Расходы Общества на оплату указанных услуг заявлены исходя из стоимости договора подряда от 14 ноября 2017 г. № 417/17, заключенного с ФИО1, в 2017 году в размере 3 448 280 руб. с применением индекса потребительских цен на 2018 год (1,04) и на 2019 год (1,04), то есть в размере 3 729,66 тыс. руб. В части затрат на материалы на ремонт собственными силами АО «Теплоэнерго» органом регулирования не учтены расходы на материалы на ремонт оборудования КИПиА, заявленные исходя из фактических показателей стоимости материалов на ремонт оборудования КИПиА за 2015-2017 годы, в размере 641,01 тыс. руб., и стоимость дисковых затворов, не обеспечивающих перекрытие подачи жидкости вследствие износа резинотехнических уплотнителей, в размере 240,16 тыс. руб. Кроме того, органом регулирования исключены затраты на приобретение материалов на ремонт собственными силами в сумме 112,86 тыс. руб. без указания видов материалов, соответствующего вида ремонта и причин исключения. В части расходов на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, органом регулирования не учтены расходы на услуги по категорированию для паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на сумму 2 329,60 тыс. руб., рассчитанные на основании коммерческого предложения ООО «Атон-экобезопасность», согласно которому стоимость категорирования одного объекта (котельной) составляет 70 тыс. руб. Органом регулирования необоснованно занижены планируемые затраты Общества на разработку проектной документации для проведения ремонтных работ на 15-ти участках тепловых сетей, работающих под избыточным давлением, указанные затраты в размере 1 285,27 тыс. руб. приняты только в 1/5 части, а именно в сумме 257,05 тыс. руб.

В судебном заседании представители АО «Теплоэнерго» ФИО2, действующий на основании доверенности от 9 января 2019 г., ФИО1, действующая на основании доверенности от 21 мая 2019 г., генеральный директор АО «Теплоэнерго» ФИО3, действующий на основании Устава, поддержали заявленные требования.

Представители Региональной энергетической комиссии Кемеровской области ФИО4, действующая на основании доверенности от 10 января 2017 г., ФИО5, действующая на основании доверенности от 11 мая 2017 г., в судебном заседании требования административного истца не признали, представили письменные возражения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Антипова А.А., полагавшего необходимым нормативные правовые акты в оспариваемой части признать недействующими, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении» (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания).

Согласно подпунктам «а, б» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, и оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены на указанные услуги по соглашению сторон договора, относятся к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пунктов 4, 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, которые включают в том числе операционные расходы (пункты 71, 73, 57 Основ ценообразования).

Согласно пункту 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя, в том числе:

расходы на ремонт основных средств;

расходы на оплату труда;

расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;

расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг.

Базовый уровень операционных расходов – это уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Пунктом 59 Основ ценообразования предусмотрено, что операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В силу пункта 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44, 58 Основ ценообразования.

Постановления № 699, 768, 702 приняты РЭК Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме на заседании Правления (пункты 1.2, 3.18, 5.2 - 5.5 Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 г. № 371). Таким образом, процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов была соблюдена.

Постановления № 699, 702 опубликованы 21 декабря 2018 г., Постановление № 768 опубликовано 29 декабря 2018 г. на Интернет-сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, который является официальным источником опубликования актов Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (п.2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области»).

АО «Теплоэнерго» осуществляет регулируемую деятельность по теплоснабжению на территории г.Кемерово.

28 апреля 2018 г. АО «Теплоэнерго» обратилось в РЭК Кемеровской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии на второй долгосрочный период регулирования методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 годы.

По результатам проведенной экспертизы ряд расходов, предлагаемых Обществом для включения в базовый уровень операционных расходов, исключены как экономически необоснованные.

Согласно положениям пунктов 15, 16, 17, 20 и 28 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений.

Согласно экспертному заключению органа регулирования расходы по статье «Оплата труда» были заявлены Обществом в размере 182 790,21 тыс. руб., в том числе на производство тепловой энергии 128 533,99 тыс. руб., на передачу тепловой энергии 54 256,22 тыс. руб.

Принятые органом регулирования расходы на оплату труда составили 118 820,68 тыс. руб., в том числе на производство тепловой энергии 92 579,58 тыс. руб., на передачу тепловой энергии 26 241,10 тыс. руб.

При расчете расходов на оплату труда экспертами органа регулирования учтена средняя заработная плата на 2019 год в размере 27 128,01 руб. исходя из фактической средней заработной платы по отрасли «производство, передача и распределение пара и горячей воды» по Кемеровской области за январь-сентябрь 2018 года (25 935 руб. по данным Кемеровостата) с применением ИПЦ по данным ФИО6 на 2019 год в размере 1,046.

Численность персонала предприятия учтена на уровне фактически сложившейся численности за 1 квартал 2018 года в размере 323 человек промышленно-производственного персонала (ППП), а также расчетной численности административно-управленческого персонала (АУП) в количестве 42 человека, в том числе на производство тепловой энергии 284,39 человек, на передачу тепловой энергии 80,61 человек.

В силу пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении размер средств, направляемых на оплату труда, определяется в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. Данное положение конкретизировано в пункте 42 Основ ценообразования, согласно которому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) и действует как в отношении работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, так и работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (часть 8 статьи 45, часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

При этом отраслевое тарифное соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного отказа от присоединения к действующему соглашению в порядке и сроки, предусмотренные статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что АО «Теплоэнерго» не отказывалось от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации. В организации также действует Коллективный договор, заключенный на 2018-2021 годы.

Вместе с тем при определении расходов на оплату труда РЭК Кемеровской области нарушен порядок ценообразования: расходы на оплату труда определены без учета действующего отраслевого тарифного соглашения, положений коллективного договора. Органом регулирования не проанализированы фактический объем фонда оплаты труда и фактическая численность за последний расчетный период регулирования, которым для АО «Теплоэнерго» является 2017 год, причины отклонения от нормативной численности.

Орган регулирования исключил из базового уровеня операционных расходов расходы на оказание юридических, информационных, консультационных и иных услуг по договору от 1 марта 2018 г. № 124/18, заключенному с ООО «УстэК», в размере 56 884,31 тыс. руб. в связи с отсутствием обоснования необходимости таких услуг, отсутствием расчета работ и услуг, расшифровки (калькуляции) с документальным подтверждением суммы договора, отсутствием анализа, позволяющим убедиться в том, что услуги по договору не превышают расходы, выполняемые собственными силами.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 44 Основ ценообразования, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

Из материалов дела следует, что договор оказания услуг от 1 марта 2018 г. № 124/18 заключен по результатам проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно предмету договора ООО «УстэК» оказывает услуги по финансовому, экономическому, правовому, кадровому сопровождению деятельности АО «Теплоэнерго», ведению бухгалтерского учета предприятия. Объем услуг приведен в приложении № 1 к указанному договору. Данный объем услуг не анализировался органом регулирования с точки зрения необходимости для осуществления регулируемого вида деятельности с учетом отсутствия в штатном расписании АО «Теплоэнерго» юристов, бухгалтеров, экономистов отдела труда и заработной платы, экономистов по сопровождению регулируемых видов деятельности (тарифному регулированию), работников отдела кадров.

Из объяснений представителей РЭК Кемеровской области следует, что вместо стоимости услуг по данному договору органом регулирования включены в базовый уровень операционных расходов расходы на оплату труда расчетной численности административно-управленческого персонала (АУП), отсутствующего в штатном расписании.

Вместе с тем орган регулирования не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность Общества, кроме как в пределах установленных полномочий. Право принятия решения о корректировке штатного расписания, выполнении необходимых для осуществления регулируемых видов деятельности функций собственными силами либо заключение договоров на оказание услуг со сторонними организациями с целью осуществления данных функций принадлежит исключительно Обществу.

У органа регулирования не было оснований для включения в расходы на оплату труда расчетной численности административно-управленческого персонала, функции которого выполняет ООО «УстэК» по договору на оказание услуг.

Орган регулирования с целью проверки экономической обоснованности цены договора вправе сопоставить ее с расходами на оплату труда исходя из нормативной численности персонала, необходимого АО «Теплоэнерго» для осуществления собственными силами функций, переданных ООО «УстэК», и не лишен возможности запросить соответствующий расчет у АО «Теплоэнерго» в порядке пункта 20 Правил регулирования цен.

Обществом были заявлены для включения в базовый уровень операционных расходов расходы на оплату услуг ФИО1 исходя из стоимости договора подряда от 14 ноября 2017 г. № 417/17 в 2017 году в размере 3 448 280 руб. с применением индекса потребительских цен на 2018 год (1,04) и на 2019 год (1,04), то есть в размере 3 729,66 тыс. руб. Орган регулирования расценил данные услуги как услуги по утверждению тарифа и исключил их из базового уровня операционных расходов в связи с отсутствием обоснования необходимости таких услуг, а также в связи с тем, что утверждение тарифов осуществляет регулирующий орган.

Из пункта 1.1 договора подряда от 14 ноября 2017 г. № 417/17, технического задания к указанному договору (Приложение № 1), Объема работ (Приложение № 2) следует, что ФИО1 (Исполнитель) обязуется выполнить работы, результатом которых является составление экспертного заключения по обоснованности тарифа (корректировке тарифа) на производство и реализацию тепловой энергии, установленного на 2018 год, расчета тарифов на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источников тепловой энергии и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на потребительском рынке г.Кемерово на 2018 год. Работы по договору оказываются в течение двух месяцев со дня подписания договора.

Таким образом, предметом договора является составление экспертного заключения по обоснованности тарифа, который установлен органом регулирования.

В силу пунктов 16, 17 Правил регулирования цен регулируемая организация с заявлением об установлении тарифов может представить в орган регулирования экспертное заключение. При этом заявление об установлении тарифов подается регулируемой организацией до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования (пункт 13 Правил регулирования цен). Однако включение в операционные расходы затрат на составление экспертного заключения по обоснованности уже установленных органом регулирования тарифов Основами ценообразования и Правилами регулирования цен не предусмотрено.

Доводы административного истца о том, что предмет договора с ФИО1 аналогичен предмету договоров с ОАО «Агентство энергетических экспертиз», стоимость услуг которого принималась органом регулирования для включения в необходимую валовую выручку, являются несостоятельными.

Как усматривается из договоров оказания услуг, заключенных АО «Теплоэнерго» с Открытым акционерным обществом «Агентство энергетических экспертиз» в прошлых периодах, исполнитель обязуется провести проверку материалов заказчика по обоснованию уровня необходимой валовой выручки для обращения в регулирующий орган, провести расчет величины необходимой валовой выручки в процессе подготовки к очередному периоду регулирования, провести проверку материалов, подготовленных для обращения в регулирующий орган, проанализировать предложения заказчика и подготовить документы для обращения в регулирующий орган.

Принимая во внимание изложенное, орган регулирования обоснованно исключил расходы на оплату услуг, оказываемых ФИО1

По статье «Ремонт основных средств» органом регулирования приняты затраты на материалы на ремонт, выполняемый хозяйственным способом (собственными силами), в размере 9 374,08 тыс. руб. против заявленных Обществом 12 332,93 тыс. руб.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).

В случае невозможности использования всех источников информации о ценах, перечисленных в пункте 28 Основ ценообразования, применяется пункт 31 Основ, согласно которому орган регулирования определяет плановые (расчетные) значения расходов исходя из норм и нормативов в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а в случае их отсутствия - исходя из экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией.

Органом регулирования исключены из базового уровня операционных расходов затраты на ремонт оборудования КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики) в сумме 637,33 тыс. руб. в связи с тем, что предприятием заявлены расходы на ремонт КИПиА на основе фактических затрат в предыдущем периоде, отсутствует обоснование необходимости выполнения мероприятий.

Вместе с тем оборудование КИПиА обеспечивает нормальное функционирование основных производственных фондов и должно постоянно находиться в исправном состоянии. Ремонт средств измерений и автоматики производится по мере необходимости, как правило, по результатам проведения технических осмотров и систематического контроля функционирования, поверки средств измерений. Расходы на ремонт оборудования КИПиА являются обязательными для осуществления Обществом регулируемых видов деятельности.

При таких данных определение расходов на материалы на ремонт оборудования КИПиА на основании фактических расходов прошлых периодов с учетом показателей уровня инфляции и динамики цен, будет соответствовать подпункту «в» пункта 28 и пункту 31 Основ ценообразования, подлежащим применению в данном случае в совокупности. Соответственно, у органа регулирования не имелось оснований для исключения из базового уровня операционных расходов затрат на ремонт оборудования КИПиА полностью. Экспертам органа регулирования следовало проверить расчет затрат на ремонт оборудования КИПиА, представленный Обществом, при необходимости на основании пункта 14 Правил регулирования цен использовать результаты проверки хозяйственной деятельности Общества, а также имеющиеся данные за предшествующие периоды регулирования, использованные в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Также органом регулирования исключено из ремонтной программы мероприятие по замене 10 дисковых затворов фирмы KSB, так как согласно акта осмотра из строя вышли резиновые уплотнения, соответственно замена самих затворов экспертами считается нецелесообразным.

Вместе с тем в заключении экспертами не указано, на основании каких данных эксперты пришли к выводу о возможности замены резиновых уплотнений данного вида дисковых затворов без замены самих затворов.

Допрошенный в качестве свидетеля заместитель начальника технического отдела по теплоэнергетике ОАО «Агентство энергетических экспертиз» ФИО., который участвовал в составлении экспертного заключения органа регулирования, суду показал, что он изучил каталог запасных частей и комплектующих фирмы KSB, размещенный на Интернет-сайте, и по наличию каталожного номера кольцевой манжетной вставки, которая является уплотнительным элементов для данного вида затворов, сделал вывод о возможности замены резинового уплотнения дискового затвора вместо полной замены затвора.

Вместе с тем согласно представленной административным истцом копии размещенного на Интернет-сайте сертификата соответствия, прилагаемого к данному каталогу запасных частей, срок действия сертификата соответствия истек 30 июня 2013 г. Кроме того, ни каталог запасных частей, ни сертификат соответствия не содержат разъяснений о возможности детализированного ремонта узла либо о его замене. Наличие каталожного номера само по себе не позволяло эксперту сделать вывод о возможности замены резинового уплотнения данного вида дискового затвора без замены самого дискового затвора.

Согласно письму от 1 февраля 2019 г. № 50 официальный представитель фирмы KSB в России ООО «ТеплоТехника» в ответ на запрос АО «Теплоэнерго» от 21 января 2019 г. № 38 сообщил о невозможности замены резиновых уплотнений поворотных затворов, которые установлены на предприятии, без замены самих затворов при выполнении ремонтных работ по восстановлению их рабочего состояния.

Таким образом, оснований для исключения стоимости дисковых затворов у эксперта органа регулирования не было. Правом запросить у Общества дополнительные документы при наличии сомнений в обоснованности затрат орган регулирования не воспользовался.

Согласно экспертному заключению органом регулирования в составе затрат на материалы на ремонт, выполняемый хозяйственным способом, приняты затраты по основному производственному оборудованию в размере 3 527,94 тыс. руб. против заявленных Обществом 4 042,67 тыс. руб., по тепловым сетям в размере 3 116,02 тыс. руб. против заявленных Обществом 4 922,80 тыс. руб. Однако экспертом не указаны принятые мероприятия и их стоимость, а также стоимость исключенных мероприятий. Экспертное заключение в данной части содержит неясности и не соответствует подпункту «а» пункта 29 Правил регулирования цен, согласно которому экспертное заключение органа регулирования должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат.

В части расходов на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, органом регулирования планируемые затраты Общества на разработку проектной документации для проведения ремонтных работ на 15-ти участках тепловых сетей, работающих под избыточным давлением, в размере 1 285,27 тыс. руб. приняты в 1/5 части (распределены на каждый год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.), а именно в сумме 257,05 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 44 Основ ценообразования расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.

АО «Теплоэнерго» в 2019 году на основании плана ремонта тепловых сетей запланировало произвести ремонтные работы на 15-ти участках тепловых сетей, работающих под избыточным давлением.

Для подтверждения стоимости проектных работ в орган регулирования были представлены:

копия договора № 14 от 19 мая 2017 г. с ООО «ТЭС-Проект», заключенного по результатам конкурсных процедур, в котором предусмотрено выполнение работ по ремонту 31-го участка тепловых сетей;

расчет стоимости проектных работ для 15-ти участков теплосетей исходя из стоимости договора. Расчет произведен в следующем порядке: стоимость работ по договору в ценах 2017 года разделена на 31 участок, умножена на 15 участков и умножена на индексы потребительских цен 2017/2018 и 2018/2019 годов. Согласно расчету Общества стоимость проектных работ для 15-ти участков теплосетей составила 1 285,27 тыс. руб.

Из показаний допрошенного в качестве свидетеля эксперта органа регулирования ФИО следует, что при уменьшении объема работ по разработке проектной документации в 5 раз он руководствовался Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей СО 34.04.181-2003, утвержденными РАО «ЕЭС России» от 25 декабря 2003 г. (далее – Правила СО 34.04.181-2003), не имеющими обязательного характера для АО «Теплоэнерго», которые предусматривают составление пятилетнего графика на ремонтные работы. Такой график АО «Теплоэнерго» не предоставлялся, в связи с чем работы были распределены на 5 лет. Пятилетний график на ремонтные работы органом регулирования у Общества не запрашивался. При определении объема работ результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие периоды регулирования им не анализировались. На 2019 год органом регулирования действительно приняты расходы на ремонт 15 участков тепловых сетей, но сделано это ошибочно.

Учитывая, что Правила СО 34.04.181-2003 не имеют для ОА «Теплоэнерго» обязательного характера, пятилетний график на ремонтные работы органом регулирования у Общества не запрашивался, результаты деятельности регулируемой организации за прошлые периоды экспертами не анализировались, оснований для вывода о завышенном объеме работ в первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования и для снижения объема работ в 5 раз у органа регулирования не имелось.

Органом регулирования исключены расходы на услуги по категорированию для паспорта безопасности ТЭК на сумму 2 329,60 тыс. руб., рассчитанные на основании коммерческого предложения ООО «Атон-экобезопасность», согласно которому стоимость категорирования одного объекта (котельной) составляет 70 тыс. руб.

Поскольку в орган регулирования Обществом не были представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры закупки указанной услуги, орган регулирования правомерно отказал во включении стоимости услуг в базовый уровень операционных расходов.

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

С учетом изложенных обстоятельств установленный органом регулирования для АО «Теплоэнерго» базовый уровень операционных расходов не может быть признан экономически обоснованным, его расчет произведен органом регулирования с нарушением положений тарифного законодательства, что свидетельствует о противоречии постановлений РЭК Кемеровской области в оспариваемой части требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы. В связи с этим оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права и законные интересы административного истца.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Постановления РЭК Кемеровской области подлежат признанию недействующими в оспариваемой части со дня их принятия.

Руководствуясь ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать не действующими со дня принятия:

- Приложение № 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2018 г. № 699 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов АО «Теплоэнерго» на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке города Кемерово, на 2019 - 2023 годы» (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29 декабря 2018 г. № 768) в части установленного базового уровня операционных расходов (в части производства) на 2019 год;

- Приложение № 1 к постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2018 г. № 702 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии АО «Теплоэнерго» на 2019 - 2023 годы» в части установленного базового уровня операционных расходов на 2019 год.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Председательствующий Зиновьева К.В.

Мотивированное решение составлено 10 июля 2019 года.