ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-180/20 от 13.10.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Дело № 3а-180/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Судья Калининградского областного суда Ткач Е.И.,

при секретаре Горенко Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ксенофонтова Дмитрия Юрьевича к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ксенофонтов Д.Ю. обратился в суд с вышеназванным административным иском указав, что он является собственником земельного участка площадью 1 166 кв.м с кадастровым , расположенного по <адрес>.

Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым в размере 3 855 857,06 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 28 января 2020 года.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, Ксенофонтов Д.Ю. обратился к оценщику АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» <данные изъяты>, которым составлен отчет № 200-К-2020 от 17 июня 2020 года и определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым в размере 682 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Являясь налогоплательщиком земельного налога, который исчисляется из размера кадастровой стоимости земельного участка, считая нарушенными свои права, Ксенофонтов Д.Ю. просит, с учетом уточненных требований, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым в размере его рыночной стоимости 969 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Административный истец Ксенофонтов Д.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Ксенофонтова Д.Ю. по доверенности Роменко А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым в размере рыночной стоимости 969 000 рублей, определенной экспертным заключением, по состоянию на 01 января 2019 года.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Гусевский городской округ» по доверенности Богданович А.В. не возражал против установления кадастровой стоимости в размере 969 000 рублей.

Представители Правительства Калининградской области, Управления Росреестра по Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Представитель ФГБУ «ФКП Управления Росреестра по Калининградской области» представил ходатайство, в котором просил рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица.

С учетом мнения явившихся в судебное заседания лиц, и положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право участников гражданского оборота на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (пункт 1).

С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1555-О, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости и является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (часть 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 22).

Согласно части 1 статьи 24 названного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24).

Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 24).

Постановлением Правительства Калининградской области от 10 марта 2017 года № 90 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценки» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ - 1 апреля 2017 года.

Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года.

Судом установлено, что земельный участок площадью 1 166 кв.м с кадастровым , расположенный по <адрес>, с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – занят нежилым зданием и территорией для его обслуживания, находится в собственности Ксенофонтова Д.Ю., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 8-12).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым определена и утверждена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 855 857,06 рублей. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 28 января 2020 года. Дата применения кадастровой стоимости определена с 01 января 2020 года (л.д. 7).

В подтверждение доводов об оспаривании утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка Ксенофонтовым Д.Ю. представлен отчет № 200К-2020 от 17 июня 2020 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым , который подготовлен АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» оценщиком <данные изъяты> Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2019 года оценщиком определена в размере 682 000 рублей (л.д. 13-57).

Определением суда от 14 сентября 2020 года по ходатайству представителя заинтересованного лица администрации МО «Гусевский городской округ» назначена судебная экспертиза об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым по состоянию на 01 января 2019 года, производство которой поручено эксперту ООО «Независимое агентство оценки» <данные изъяты>

Согласно заключению эксперта № 096-09-20 от 29 сентября 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:04:010117:7 определена в размере 969 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года (л.д. 130-199).

Заключение эксперта № 096-09-20 от 29 сентября 2020 года содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, соответствует требованиям действующего законодательства. При производстве экспертизы экспертом использован сравнительный подход. Проведен подбор объектов-аналогов сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений.

Оценив заключение судебно-оценочной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, так как эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме. Таким образом, данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости и является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, определенную по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

Иных данных о рыночной стоимости спорного земельного участка лицами, участвующими в деле не представлены.

Исходя из вышеприведенных обстоятельств, суд считает доказанным, что по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым составляет 969 000 рублей.

Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав административного истца, в том числе путем увеличения размера земельного налога.

Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости находящихся у него в собственности земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Ксенофонтов Д.Ю. обратился в суд с настоящим административным иском 20 июля 2020 года (дата внесения сведений в ЕГРН – 28 января 2020 года).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ксенофонтова Дмитрия Юрьевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1 166 кв.м с кадастровым , расположенного по <адрес>, с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – занятый нежилым зданием и территорией для его обслуживания в размере рыночной стоимости 969 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Датой подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости недвижимого имущества считать дату обращения в суд – 20 июля 2020 года.

Решение об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости после вступления в законную силу является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 октября 2020 года.

Судья Е.И. Ткач