ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-180/2022 от 31.10.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-180/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 31 октября 2022 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астапенко С.А.

при секретаре Кирьяновой В.М.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вишневской Ольги Маркиановны о признании не действующим приказ комитета градостроительной политики Ленинградской области от 22 февраля 2019 года № 55 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>»,

установил:

22 февраля 2019 года комитетом градостроительной политики Ленинградской области издан приказ «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Сертоловское городское поселение, г. Сертолово, жилой район Модуль, Восточно-Выборгское шоссе, участок № 4» № 55 (далее также – ППТ и ПМТ, Проект, Приказ № 55).

Приказом № 55 утвержден проект планировки территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в составе:

Чертеж планировки территории, отображающий красные линии, границы планируемого элемента планировочной структуры, согласно приложению № 1;

Чертеж планировки территории, отображающий границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, согласно приложению № 2;

Положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, согласно приложению № 3;

Положение об очередности планируемого развития территории согласно приложению № 4.

Утвержден проект межевания территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в составе:

Текстовая часть проекта межевания территории согласно приложению № 5;

Чертеж межевания территории согласно приложению № 6.

Согласно разделу 1 приложения № 3 к Приказу № 55 территория проектирования находится в зоне ТЖ-1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В приложении № 3 к Приказу № 55 содержится раздел 3 «Характеристика планируемого развития систем транспортного обслуживания», согласно которому в соответствии с письмом СНТ «Березовая Роща» от 21.09.2021 г. № 91 Проектом предусмотрено примыкание к <адрес>, расположенной в СНТ «Березовая Роща», а также проезд по <адрес> от пересечения с <адрес>.

Вишневская О.М. обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом изменений требований, принятых 18.10.2022 г., просила признать не действующим с даты принятия абз. 2-4 п. 1 п. 2 Приказа № 55 в той мере, в которой утвержденные проект планировки и проект межевания территории устанавливают правовое регулирование границ (территорий) участков общего пользования проектируемой территории, организации въезда/выездов с проектируемой территории.

Требования административного иска мотивированы тем, что в нарушение пункта 2.3.17 Местных нормативов градостроительного планирования, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 04.12.2017 г. № 525, количество въездов на территорию малоэтажной, блокированной и среднеэтажной с числом этажей до четырех жилой застройки должно быть не менее двух.

Однако в нарушение пункта 2.3.17 Местных нормативов градостроительного планирования в границах зоны проектирования предусмотрен единственный въезд через территорию СНТ «Березовая роща».

Земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования – земли общего пользования, являющийся улично-дорожной сетью СНТ «Березовая роща» (включая <адрес>), находится в собственности СНТ «Березовая роща».

Проектирование улично-дорожной сети, предусматривающей въезд на Песочное шоссе через территорию СНТ «Березовая роща», на основании письма СНТ «Березовая роща» от 21.09.2021 №91, противоречит пункту 5 части 1 статьи 17 Федеральному закону от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку вопрос использования улично-дорожной сети СНТ «Березовая роща» для выезда третьими лицами на шоссе Песочное на общем собрании членов садоводства не принимался.

В нарушение требований закона председатель СНТ «Березовая роща» единолично согласовал, а комитет при утверждении Проекта незаконно предусмотрел возможность сквозного проезда через территорию СНТ «Березовая роща» в отсутствие решения общего собрания членов садоводства по данному вопросу.

Оспариваемый Приказ № 55 нарушает права Вишневской О.М. как собственника жилого дома и земельного участка в пределах территории СНТ «Березовая роща», а также как члена садоводства на распоряжение имуществом садоводства.

Административный ответчик комитет градостроительной политики Ленинградской области в письменном отзыве и дополнении к нему просит отказать в удовлетворении административного иска, считая его доводы необоснованными. В отзыве отмечается, что земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Приозёрное» по договору комплексного освоения территории на условиях аренды. Согласно материалам ППТ и ПМТ в составе утвержденной документации предусмотрена возможность организации двух въездов на территорию земельного участка с кадастровым номером (жилой район Модуль). Один из въездов предусмотрен через примыкание к <адрес>, расположенной на территории СНТ «Березовая роща», и обеспечивающий сквозной проезд по <адрес> въезд предусмотрен с автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Парголово-Огоньки».

Земельный участок с условным номером ЗУ80 включает в себя всю проектируемую улично-дорожную сеть жилого района Модуль и обеспечивает примыкание проектируемого проезда общего пользования через существующее примыкание к автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Парголово-Огоньки».

Материалы ППТ и ПМТ при утверждении получили все необходимые согласования органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, организаций и учреждений.

Из письма председателя СНТ «Березовая роща» Ашимихина О.Б. от 21.09.2022 г. не следует о принятии решения по вопросу использования имуществом общего пользования садоводства, который относится к компетенции общего собрания членов товарищества (л.д. 147-152, 173,174, 206-211 т. 1).

В судебном заседании Вишневская М.В. - представитель административного истца поддержала требования административного иска, просила их удовлетворить. Дополнительно представила протокол внеочередного общего собрания членов СНТ «Березовая роща» от 03.09.2022 года, на котором принято решение о запрете использования территории общего пользования СНТ «Березовая роща» для прохода/проезда с земельного участка .

Представитель комитета градостроительной политики Ленинградской области Кочорова С.И. просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица ООО «Приозёрное» Быков А.Ф. возражал против административных исковых требований, поддерживая правовую позицию комитета градостроительной политики Ленинградской области.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, Ленинградский областной суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, Вишневская О.М. является членом СНТ «Березовая роща», собственником жилого дома с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером , расположенных по <адрес> (л.д. 131-134, 138-140 т. 1).

Следовательно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются их права и законные интересы.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятия оспариваемого нормативного правового акта и порядок его принятия, суд принимает во внимание следующее.

Статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Частью 12 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.

Законом Ленинградской области от 7.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, относятся: принятие решений о подготовке документации по планировке территории в случаях, указанных в частях 4, 4.1, 5 и 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществление проверки документации по планировке территории в случаях, указанных в частях 4, 4.1, 5 и 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принятие решений об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в случаях, указанных в частях 4 и 4.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 5.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации; принятие решений об утверждении документации по планировке территории или о направлении ее на доработку в случае, указанном в части 5.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечение рассмотрения документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по указанной документации, либо отклонение такой документации и направление ее на доработку в случаях, указанных в частях 5 и 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принятие решений об утверждении документации по планировке территории в случаях, указанных в частях 5, 5.1 и 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или отклонение такой документации и направление ее на доработку в случаях, указанных в частях 5 и 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 1 областного закона).

Исходя из пунктов 2.7, 2.9 Положения о Комитете градостроительной политики Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 9.09.2019 года № 421, комитет градостроительной политике Ленинградской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области по принятию решений о подготовке проектов планировки территории, проектов межевания территории, проверке и утверждению документации по планировке территории.

Исходя из положений п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.03.2022 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства Ленинградской области от 05.04.2022 года № 203 в Ленинградской области в 2022 году проект планировки территории и проект межевания территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя земельного участка утверждаются без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Текст Приказа № 55 опубликован на официальном интернет сайте комитета градостроительной политики Ленинградской области (л.д. 42 т. 2).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.

Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 3 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 41 ГрК РФ).

Частью 3 ст. 41 ГрК РФ установлен перечень случаев, при которых подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной.

В силу п. 7 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ такая подготовка обязательна в случае, если планируется осуществление комплексного развития территории.

Видами документации по планировке территории являются:

1) проект планировки территории;

2) проект межевания территории. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию (ст. 41.1 ГрК РФ).

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ст. 42 ГрК РФ).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 1 ст. 43 ГрК РФ).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (ч. 2 ст. 43 ГрК РФ).

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (ч. 3 ст. 43 ГрК РФ).

Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;

2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (ч. 5 ст. 43 ГрК РФ).

Судом установлено, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером является МО Сертолово (л.д. 224, 225 т.1).

Согласно выкопировке из Генерального плана МО Сертолово земельный участок расположен в функциональной зоне Ж1.

На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО Сертолово пунктиром синего цвета указана территория ТЖ-1 местоположения земельного участка с кадастровым номером , жилой район Модуль, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (л.д. 212 т. 1).

На основании договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории /XII.2019 от 9.12.2019 г. и договора комплексного освоения территории /XII.2019 от 9.12.2019 г. администрацией МО Сертолово Всеволожского района Ленинградской области земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилого строительства, площадью 98000 кв.м, предоставлен застройщику ООО «Приозёрное» для комплексного освоения территории на условиях аренды.

ООО «Приозёрное» принято решение № 5 от 15.09.2021 г. о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории указанного земельного участка, утверждено задание на его подготовку и на выполнение инженерных изысканий для разработки проекта планировки территории (л.д. 215 - 223 т. 1).

Как усматривается из материалов по обоснованию проекта планировки территории, на карте планировочной структуры территории поселения с отображением границ планировочной структуры красной линией обозначены границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки территории. При этом красные линии находятся в границах территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки территории. На чертеже планировки территории отображены красные линии, границы элементов планировочной структуры. На чертеже межевания территории обозначены красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории (л.д. 191, 193, 196 т. 1).

В составе материалов по обоснованию проекта планировки территории имеется схема организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отображающая схему организации улично-дорожной сети. На схеме организации движения транспорта предусмотрен выезд к полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Парголово-Огоньки». Кроме того, на данной схеме обозначено примыкание планируемой улицы жилого района «Модуль» к <адрес>, расположенной в СНТ «Березовая роща» (л.д. 194 т. 1).

В ходе согласования проектной документации ООО «Приозёрное» среди прочего получены письма председателя правления ДНП «Березовая роща» ФИО9 от 21.09.2021 года № 191 и от 22.12.2021 № 202, в которых сообщается, что примыкание к <адрес>, а также проезд по <адрес> от пересечения с <адрес> возможны, а также о согласовании проекта без замечаний (л.д. 181, 243 т. 1).

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером , категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего, является СНТ «Березовая роща».

По информации администрации МО Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района автомобильная дорога, расположенная по <адрес> в СНТ «Березовая роща» г. Сертолово, в реестре муниципального имущества не числится.

Проектом предусмотрено примыкание к <адрес>, расположенной в СНТ «Березовая Роща», и проезд по <адрес> от пересечения с <адрес>.

Однако в нарушение приведенных требований ч. 5 ст. 43 ГрК РФ Проект не предусматриваетсведения о площади образуемого на <адрес> земельного участка, возможные способы его образования, который будет отнесен к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которого предполагается резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.

Кроме этого, при утверждении ППТ и ПМТ не учтены следующие обстоятельства.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 17 Федерального закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относится принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего пользования, и о порядке его использования.

При этом в абзаце 11 п. 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса РФ установлено, что вопросы, отнесенные ГК РФ и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

Материалы по обоснованию ППТ и ПМТ не содержат документов о получении согласия от компетентного органа управления СНТ «Березовая роща» - общего собрания членов СНТ на использование земельного участка общего пользования садоводства для сквозного проезда.

При таком положении Проект в указанной части нарушает права члена СНТ «Березовая роща» Вишневской О.М., противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В этой связи доводы комитета градостроительной политики Ленинградской области и ООО «Приозёрное» подлежат отклонению как несостоятельные.

Пунктом 1 части 2 ст. 215 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания Приказа № 55 не действующим в оспариваемой части.

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Как разъяснено пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда по данному делу применялся и на его основании реализовывались права и обязанности граждан и организаций, он подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск Вишневской Ольги Маркиановны удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ комитета градостроительной политики Ленинградской области от 29.04.2022 года № 55 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> в той мере, в которой предусматривает проезд по <адрес> в СНТ «Березовая роща» от пересечения с <адрес>.

Комитету градостроительной политики Ленинградской области опубликовать решение суда по данному делу или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти Ленинградской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение изготовлено в окончательной форме 03.11.2022 года.