Дело № 3а-181/16Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
город Владивосток 14 ноября 2016 года
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Петровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Приморского края, заинтересованное лицо департамент градостроительства Приморского края о признании Карты функциональных зон Артемовского городского округа в составе изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 19 февраля 2016 года N 69-па «О внесении изменений в Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края» не действующей в части,
установил:
решением Думы Артемовского городского округа от 30 октября 2009 года N 237 утверждён Генеральный план Артемовского городского округа.
Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» перераспределены полномочия между органами местного самоуправления, в том числе Артемовского городского округа и органами государственной власти Приморского края, в частности Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа по подготовке и утверждению генеральных планов городских округов, в том числе внесению изменений в такие планы, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний (пункт 3 части 1 статьи 2).
Администрацией Приморского края 19 февраля 2016 года принято постановление N 69-па «О внесении изменений в Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края», в составе которых утверждены в том числе, Положение о территориальном планировании и Карта функциональных зон городского округа.
Прокурор Приморского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Приморского края о признании недействующей в части Карты функциональных зон Артемовского городского округа в составе изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 19 февраля 2016 года N 69-па «О внесении изменений в Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края», поскольку она не содержит отображения планируемых для размещения на территории Артемовского городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, указанных в разделах 2 и 3 Положения о территориальном планировании Артемовского городского округа; возложении на Администрацию Приморского края обязанности опубликовать сообщение о принятии судом решения в официальном источнике опубликования - «Приморская газета» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование своих требований указал, что Карта функциональных зон Артемовского городского округа в составе изменений Генерального плана Артемовского городского округа не соответствует разделам 2 и 3 Положения о территориальном планировании в составе этих же изменений, чем нарушены требования части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, права неопределенного круга лиц на устойчивое развитие территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, на обеспечение учёта интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Приморского края.
До рассмотрения дела по существу, суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица департамент градостроительства Приморского края.
В судебном заседании прокурор Сухонос А.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, пояснив, что до настоящего времени Карта функционального зонирования Артемовского городского округа не приведена в соответствие с утверждёнными изменениями, внесёнными в Генеральный план Артемовского городского округа постановлением Администрации Приморского края от 19 февраля 2016 года N 69-па.
Представитель Администрации Приморского края ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ранее представил письменный отзыв на административный иск. По существу указал, что утверждение изменений Генерального плана Артемовского городского округа, в том числе в целях устранения замечаний, изложенных в протесте прокурора Приморского края, с учётом процедуры согласования и проведение публичных слушаний планируется в начале III квартала 2017 года.
Представитель департамента градостроительства Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора Сухонос А.Г., возражения представителя Администрации Приморского края ФИО7., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу требований статьи 7 названного Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации; утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии со статьёй 4 Закона Приморского края от 29 июня 2009 года N 446-КЗ «О градостроительной деятельности на территории Приморского края», законом Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» Администрация Приморского края осуществляет в пределах своей компетенции полномочия в области градостроительной деятельности, в том числе издает нормативные правовые акты Приморского края в области градостроительной деятельности, в частности по утверждению генерального плана Артемовского городского округа, внесению в него изменений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
В соответствии со статьями 42 и 44 Устава Приморского края от 6 октября 1995 года N 14-КЗ губернатор Приморского края и Администрация Приморского края на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Приморского края издают правовые акты. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений.
Официальным опубликованием акта губернатора Приморского края и Администрации Приморского края считается первая публикация его полного текста в газете «Приморская газета» официальное издание органов государственной власти Приморского края» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в срок, установленный действующим законодательством.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление Администрации Приморского края принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной для такого акта форме, с соблюдением правил опубликования нормативных правовых актов. Постановление в данной части не оспаривалось.
Согласно части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются, в том числе на документы территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, в котором содержится, в том числе положение о территориальном планировании и карта функциональных зон городского округа (пункты 1 и 4 части 3 статьи 23).
В силу части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ на картах функциональных зон поселения или городского округа отображаются, в частности, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В судебном заседании установлено, что разделами 2 и 3 Положения о территориальном планировании в составе изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 19 февраля 2016 года N 69-па «О внесении изменений в Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края», в границах Артемовского городского округа предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, а именно: развлекательный комплекс, включающий казино, концертный зал, гостиничные комплексы и т.д.; общественно-деловой центр, включающий гостиничные комплексы с конференц-залами, офисами и т.д.; рекреационная зоны «Синяя сопка»; гольф клуб, автодороги, транспортные развязки и др.
Между тем, в Карте функциональных зон городского округа в составе изменений Генерального плана Артемовского городского округа не отображены планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения линейных, а также местоположение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, которые указаны в разделах 2 и 3 Положения о территориальном планировании в составе изменений Генерального плана Артемовского городского округа.
Таким образом, в связи с несоответствием нормативного правового акта требованиям действующего законодательства, нарушаются права неопределенного круга лиц на устойчивое развитие территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, на обеспечение учёта интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора Приморского края о признании недействующей Карты функциональных зон Артемовского городского округа в составе изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 19 февраля 2016 года N 69-па «О внесении изменений в Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края», в части не отображения планируемых для размещения на территории Артемовского городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, указанных в разделах 2 и 3 Положения о территориальном планировании Артемовского городского округа подлежат удовлетворению.
При этом, в соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», поскольку в оспариваемой части Генеральный план Артемовского городского округа не мог применяться и не могли реализовываться права граждан и организаций, суд считает необходимым признать Карту функциональных зон Артемовского городского округа в составе изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 19 февраля 2016 года N 69-па «О внесении изменений в Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края», не соответствующей Градостроительному кодексу РФ и не действующей со дня её принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Прокурора Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Приморского края, заинтересованное лицо департамент градостроительства Приморского края о признании Карты функциональных зон Артемовского городского округа в составе изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 19 февраля 2016 года N 69-па «О внесении изменений в Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края» не действующей в части – удовлетворить.
Признать недействующей со дня принятия Карту функциональных зон Артемовского городского округа в составе изменений Генерального плана Артемовского городского округа, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 19 февраля 2016 года N 69-па «О внесении изменений в Генеральный план Артемовского городского округа Приморского края», в части не отображения планируемых для размещения на территории Артемовского городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, указанных в разделах 2 и 3 Положения о территориальном планировании Артемовского городского округа.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании в газете «Приморская газета».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда О.А. Зайцева