ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-181/18 от 24.12.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-181/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 24 декабря 2018 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Гринь Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области о ликвидации Региональной общественной организации по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион»,

установил:

13.10.2014 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Региональной общественной организации по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион» за основным государственным регистрационным номером .

Лицом, имеющем право действовать без доверенности от имени Организации, является Председатель Региональной общественной организации по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион» - ФИО3, о чем внесены сведения в ЕГРЮЛ.

Управление Минюста России по Ленинградской области обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Региональную общественную организацию по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион» (далее–организация) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что в результате проверки, проведенной в период с 01.08.2018 по 28.08.2018, выявлено, что организацией не выполнены обязанности, предусмотренные абз.3,4 и 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях». При этом, ранее 28.06.2018 организации уже выносилось предупреждение в связи с несоблюдением требований названной федеральной нормы, которое не исполнено. Кроме этого, в настоящее время связь с организацией по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. В нарушение ч.2 ст.29 Федерального закона №82-ФЗ организация не уведомила о смене ее места нахождения. В нарушение п.2 ст.65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа организации не отнесено определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации. Также, в нарушение п.1 ст.123.7 ГК РФ в Уставе организации определение порядка уплаты и размера вступительных и членских взносов отнесено к компетенции постоянно действующего коллегиального органа-совета, а не высшего органа организации. Также, в нарушение п.4 ст.29 Федерального закона №7-ФЗ в п.5.4 главы 5 Устава не все вопросы, относящиеся в силу закона к исключительной компетенции высшего органа организации (перечисленные в п.5.3 Устава), принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; несоответствие Устава требованиям законодательства является грубым нарушением. По результатам проверки составлен акт от 28.08.2018 и вынесено предупреждение от 28.08.2018, которое не исполнено. Ранее, по факту непредоставления организацией ежегодной отчетности также было вынесено предупреждение от 06.06.2017; в связи с неустранением нарушения 28.06.2018 повторно вынесено предупреждение, которое также не исполнено. Несмотря на привлечение организации к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ необходимая в соответствии со ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» ежегодная отчетность административному истцу не представлена.

Таким образом, организацией систематически не исполняются требования законодательства, допущенные нарушения являются существенными, неустранимыми. При этом, незаконная деятельность является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества. Соответственно, восстановление законности возможно только путем ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законным интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.

К участию в деле привлечена в качестве административного ответчика Региональная общественная организация по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион».

В судебном заседании представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области–Трапезникова О.А. просила удовлетворить заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика – Региональной общественной организации по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион», в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом с соблюдением требований ч.3 ст.263 КАС РФ.

Изложенные обстоятельства в силу положений ст.263 КАС РФ не являются правовым препятствием для рассмотрения дела по существу.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"(далее-Федеральный закон №82-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно ст.14 Федерального закона №82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения; под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Статьей 20 Федерального закона №82-ФЗ определено содержание устава общественного объединения.

Согласно ст. 21 Федерального закона №82-ФЗ для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений. Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации (абз.2 ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях").

Статьей 29 Федерального закона №82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В указанной федеральной норме также приведены основания для признания общественного объединения прекратившим свою деятельность.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца третьего части 1 статьи 44 Федерального закона №82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.

Судом установлено, что организация создана на основании протокола общего собрания учредителей от 21.07.2014 , решение о государственной регистрации организации при ее создании принято Управлением Минюста РФ по Ленинградской области 30.09.2014 №718; организации выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, присвоен учетный номер. В ЕГРЮЛ 13.10.2014 внесена запись, содержащая сведения об учете юридического лица в налоговом органе.

Устав региональной общественной организации по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион» утвержден протоколом общего собрания членов региональной общественной организации 21.07.2014 (далее-Устав).

Пунктом 1.1 Устава определено, что региональная общественная организация по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный региона», именуемая в дальнейшем «Организация», является основанным на членстве социально-совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Организационно-правовая форма организации- общественная организация.

Организация осуществляет свою деятельность на территории Ленинградской области (пункт 1.2 Устава). Организация приобретает статус юридического лица с момента ее регистрации(пункт 1.5 Устава).

Пунктом 5.1 Устава установлено, что высшим руководящим органом организации является общее собрание членов организации(Собрание).

К компетенции общего собрания членов организации отнесено:

5.3.1. внесение изменений и дополнений в устав организации;

5.3.2 определение приоритетных направлений деятельности Организации, принципов формирования и использования ее имущества;

5.3.3 избрание Президента организации, Совета организации, Председателя Совета организации и досрочное прекращение их полномочий;

5.3.4 утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

5.3.5 утверждение финансового плана организации и внесение в него изменений;

5.3.6 принятие решения о создании филиалов, отделений и открытии представительств Организации;

5.3.7 принятие решения об участии Организации в других организациях, а также выходе из них;

5.3.8 принятие решения о ликвидации или реорганизации Организации, назначении ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса;

5.3.9 утверждение образцов эмблемы и иных символов Организации;

5.3.10 рассмотрение неудовлетворенных жалоб членов Организации на решения, принятые советом организации, в том числе рассмотрение апелляций членов организации, исключенных из нее решением Совета, рассмотрение иных внутренних споров и конфликтов (пункт 5 Устава).

При этом, в п. 5.4 Устава указано, что к исключительной компетенции Собрания относятся вопросы, предусмотренные п.п. 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3 и 5.3.8 настоящего Устава.

Пунктом 5.5 Устава установлено, что постоянно действующим руководящим органом организации является совет, избираемый на общем собрании членов организации сроком на 4 года т подотчетный общему собранию.

К компетенции совета, в том числе отнесено определение порядка уплаты и размеров вступительного и членских взносов.

06.06.2017 Управлением Минюста России по Ленинградской области региональной общественной организации по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион» внесено предупреждение в связи с непредоставлением организацией информации о продолжении своей деятельности с указанием действительного местонахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; отчета об объеме получаемых общественных объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по установленной форме за 2016 год (нарушения абз.4 и 8 ч.1 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ) с предоставлением срока для исправления недостатков-до 01.08.2017.

В связи с непредоставлением аналогичной информации за 2017 год в нарушение абз.4 и 8 ч.1 ст.29 Федерального закона №82-ФЗ Управлением Минюста Российской Федерации в Ленинградской области в адрес организации повторно направлено предупреждение от 28.06.2018 с предоставлением срока для исправления- до 13.08.2018.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №64 Ленинградской области от 13.07.2018 организация признана виновной в совершении административно правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, а именно в том, что не представила в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль сведения (информацию), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, при следующих обстоятельствах: 16 апреля 2018 года в 00 часов 01 мин. Организация, расположенная по адресу: <адрес>, не представила в Управление Минюста Российской Федерации по Ленинградской области документы за 2017 год, предусмотренные абз.4,8 ст.29 Федерального закона №82-ФЗ, а именно сведения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведения об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п.6 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

17.04.2018 и.о. начальника Управления Минюста Российской Федерации по Ленинградской области вынесено распоряжение №303-р «О проведении плановой документарной проверки Региональной общественной организации по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион», которым было предусмотрено проведение проверки названной организации в период с 01.08.2018 по 28.08.2018 с указанием перечня сведений, которые надлежит представить организации(пункт 13).

19.04.2018 Управлением Минюста России по Ленинградской области в организацию направлено уведомление о проведении плановой документарной проверки с истребованием соответствующих документов, перечисленных в пункте 13 указанного выше распоряжения с приложением копии распоряжения.

По результатам проверки Управлением Минюста Российской Федерации составлен акт от 28.08.2018 №1/8, в котором отражены следующие нарушения законодательства, допущенные организацией:

1)по результатам мониторинга сети Интернет, учетного дела организации установлено, что организацией за 2015-2017 не выполнены обязанности, предусмотренные абзацами 3.4 и 8 ч.1 ст.29 Федерального закона №82-ФЗ;

2) в настоящее время связь с организацией по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует; корреспонденция, направленная по месту нахождения организации, возвращается обратно; Однако Управление Минюста Российской Федерации по Ленинградской области не уведомлено о смене нахождения организации в нарушение ч.2 ст.29 Федерального закона №82-ФЗ;

3)в нарушение требований п.1 ст.123.7 ГК РФ определение порядка уплаты и размера вступительных и членских взносов отнесено к компетенции постоянно действующего коллегиального органа-совета, а не высшего органа организации; в нарушение требований п.2 ст.65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа организации не отнесено определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации;

4)в нарушение п.4 ст.29 Федерального закона №7-ФЗ в подпункте 5.4 главы5 Устава не все вопросы пункта 5.3, которые в соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ, ГК РФ отнесены к исключительной компетенции высшего органа, принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

По результатам проверки сделаны следующие выводы:

-в связи с непредоставлением организацией запрашиваемых Управлением Минюста Российской Федерации по Ленинградской области документов установить соответствие (несоответствие) деятельности организации уставным целям не представляется возможным;

-исследовав материалы учетного дела организации. А также общедоступную информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что деятельность организации осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации;

-ввиду отсутствия бухгалтерской отчетности целевое расходование денежных средств установить невозможно;

-выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля: предупреждение Управления от 06.06.2017 ; предупреждение Управления от 28.06.2018 .

По результатам проверки Управлением Минюста Российской Федерации по Ленинградской области в адрес организации вынесено предупреждение от 28.08.2018 .Установлен срок для устранения нарушений до 15.10.2018.

Постановлением мирового судьи судебного участка №64 Ленинградской области от 28.09.2018 председатель совета организации ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб. Названным постановлением ФИО3 признан виновным в том, что не выполнил в установленный срок (01.08.2018) законного требования Управления Минюста России по Ленинградской области, содержащееся в уведомлении о проведении плановой документарной проверки от 19.04.2018 о предоставлении документов.

Вышеуказанные акты Управления Минюста Российской Федерации по Ленинградской области в надлежащем порядке были направлены в адрес организации. В частности, акт проверки и предупреждение от 28.08.2018 получены лично председателем совета организации ФИО3

В установленные сроки предупреждения от 06.06.2017, 28.06.2018, 28.08.2018 организацией не исполнены.

Сравнительный правовой анализ свидетельствует об обоснованности утверждения административного истца о том, что ряд положений Устава организации не соответствуют требованиям приведенного административным истцом федерального законодательства.

Так, в соответствии с п.1 ст.123.7 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа общественной организации, наряду с вопросами, указанными в п.2 ст.65.3 ГК РФ, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

Однако, в нарушение п.1 ст.123.7 ГК РФ определение порядка уплаты и размера вступительных и членских взносов отнесено к компетенции постоянно действующего коллегиального органа-совета, а не высшего органа организации (п.5.5 главы 5 Устава).

Пунктом 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к исключительной компетенции высшего органа корпорации относится определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Между тем, в нарушение приведенных законоположений к исключительной компетенции высшего органа организации определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации не отнесено.

В соответствии с п.4 ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

В нарушение п.4 ст.29 поименованного Федерального закона №7-ФЗ в подпункте 5.4 главы 5 Устава не все вопросы, содержащиеся в п.5.3, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа организации, принимаются единогласно или квалифицированным большинством.

Проанализировав доводы административного истца, представленные доказательства, исследовав содержание Устава организации, суд считает, что допущенные организацией нарушения являются существенными и грубыми.

Суд отмечает, что несмотря на неоднократные предупреждения, организация в течение длительного времени не приняла мер к устранению выявленных нарушений законов Российской Федерации; доказательства того, что указанные предупреждения признаны вышестоящим органом незаконными, отсутствуют. В судебном порядке поименованные предупреждения не оспаривались.

В настоящем судебном разбирательстве административным ответчиком также не представлено доказательств, опровергающих доводы административного истца.

В силу п.3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 №705, п.74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 №26 Управление Минюста РФ по субъекту вправе обратиться в суд с административным иском о ликвидации региональной общественной организации.

Таким образом, допущенные нарушения носят систематический характер, являются существенными и грубыми, достаточными для ликвидации общественного объединения, соответственно административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области подлежит удовлетворению, региональная общественная организация по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион» подлежит ликвидации по основаниям абзаца третьего части 1 статьи 44 Федерального закона №82-ФЗ.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области удовлетворить.

Ликвидировать Региональную общественную организацию по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион» (государственный регистрационный ).

Исключить Региональную общественную организацию по содействию защите прав граждан и правовому просвещению населения «Умный регион» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е. Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2018 года.