Дело № 3а-37/2020
УИД 21OS0000-01-2019-000165-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Иванова П.Д.,
при секретарях судебного заседания Владимирове А.В., Александрове П.А., Семенове Д.А.,
с участием представителей административных ответчиков - Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО1, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
ФИО3 обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:600, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано, что ФИО3 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:600, площадью 1371 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598, площадью 1552 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:600 по состоянию на 26 июня 2014 года составляет 3223673,43 руб., земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598 по состоянию на 26 июня 2014 года составляет 3649264,16 руб. Рыночная стоимость, согласно отчету № 19-055, выполненному независимым оценщиком ФИО11, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, составляет: земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:600 – 937103,54 руб., земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598 – 1330576,16 руб. Таким образом, установленная кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, так как ведет к необоснованному увеличению земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости.
Ссылаясь на статью 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ), согласно которой основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, положив в основу отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 21:<данные изъяты>:600 и 21:<данные изъяты>:598, административный истец просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд с заявлением об спаривании результатов определения кадастровой стоимости и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:600 по состоянию на 26 июня 2014 года равной его рыночной стоимости в размере 937103,54 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598 по состоянию на 26 июня 2014 года равной его рыночной стоимости в размере 1330576,16 руб.
В судебном заседании административный истец ФИО3 и его представитель ФИО4 не присутствовали, представителем административного истца в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии административного истца.
Представители административных ответчиков - Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО1, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО2 в судебном заседании удовлетворение исковых требований административного истца ФИО3 оставили на усмотрение суда.
Административные ответчики Кабинет Министров Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, заинтересованные лица администрация г. Чебоксары, АНО «Микрокредитная компания «Агенство по поддержке малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике представило заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики в своем отзыве удовлетворение исковых требований административного истца ФИО3 оставил на усмотрение суда.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в своем отзыве указало об отсутствии возражений относительно заявленных требований административного истца ФИО3
Заинтересованное лицо администрация г. Чебоксары в своем отзыве просила отказать в удовлетворении заявленных требований административного истца ФИО3
Выслушав объяснения участников процесса, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Административный истец ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:ФИО12:600, площадью 1371+/-13 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости № 21-21-01/211/2014-075 от 2 сентября 2014 года (л.д. 8-14); земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598, площадью 1552+/-14 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости № 21-21/001-21/001/005/2015-539/2 от 6 мая 2015 года (л.д. 16-19).
На дату подачи административного искового заявления 6 ноября 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:600 составляла 3223673,43 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598 составляла 3649264,16 руб., дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 26 июня 2014 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 26 июня 2014 года, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 мая 2019 года № КУВИ-001/2019-10630936, № КУВИ-001/2019-10631076 (л.д. 7, 15).
16 января 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:600 – 2390832,06 руб., земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598 – 2841820,64 руб., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 1 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 года.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку ФИО3 является собственником земельных участков, и размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости участков, следует признать, что результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным исковым требованием.
В силу части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Оспариваемые сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости - земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 26 июня 2014 года, с настоящим иском ФИО3 обратился в суд 6 ноября 2019 года, то есть с пропуском пятилетнего срока.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Часть 1 статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ предусматривала проведение государственной кадастровой оценки не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 1 статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.
В связи с изменением закона очередная оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости спорных земельных участков на дату подачи административного искового заявления не была проведена.
Поскольку административный истец вправе был рассчитывать на своевременное проведение очередной оценки в ранее установленные законом сроки, на момент обращения в суд очередная оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости спорных земельных участков не была проведена, суд считает необходимым заявление истца о восстановлении срока для обращения в суд удовлетворить.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным истцом в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 21:<данные изъяты>:600 и 21:<данные изъяты>:598 в размере рыночной стоимости, представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 9 сентября 2019 года № 19-055/1, изготовленный индивидуальным предпринимателем ФИО13., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:600, площадью 1371 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 26 июня 2014 года составляет в размере 937103,54 руб., земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598, площадью 1552 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 26 июня 2014 года составляет в размере 1330576,16 руб.
Как видно из представленного отчета, определение рыночной стоимости земельных участков произведено в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 298, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО № 4), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 года № 508 с изменениями, внесенными приказом № 388 от 22 июня 2015 года, Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611.
Выводы, изложенные в отчете, мотивированы, соответствуют предмету исследования, оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость объектов недвижимости определена оценщиком сравнительным подходом.
В отчете проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объектов недвижимости, оценщик использовал сравнительный подход, при этом в отчете также приведено обоснование методов оценки в рамках указанного подхода. Вполне понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Указанный отчет неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного отчета не имеется.
Согласно положениям Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» массовая оценка недвижимости – это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.
В отличие от работ по массовой оценке, при проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому кадастровая и рыночная стоимости могут не совпадать. С указанным обстоятельством и связано право заинтересованных лиц по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Доводы возражений заинтересованного лица администрации г. Чебоксары о том, что в качестве объектов аналогов оценщик выбрал объекты, существенно отличающиеся от оцениваемых, суд считает несостоятельными, поскольку в отчете содержится подробная информация о выборах объектов-аналогов, подробное их описание, источники информации.
Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости земельных участков, занижения их рыночной стоимости или несоответствие представленного административным истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке как административными ответчиками, так и заинтересованными лицами не представлено.
Исходя из изложенного, суд находит административное исковое заявление ФИО3 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной подлежащим удовлетворению и определяет кадастровую земельных участков в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 9 сентября 2019 года № 19-055/1, изготовленным индивидуальным предпринимателем ФИО14., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:600, площадью 1371 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 26 июня 2014 года составляет в размере 937103,54 руб., земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598, площадью 1552 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 26 июня 2014 года составляет в размере 1330576,16 руб.
В соответствии с третьим абзацем ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения пятого абзаца этой же статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В то же время в соответствии с абз. 4 п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Исходя из того, что законодатель для различных целей предусмотрел различные даты применения кадастровой стоимости, установленной судом, суд считает необходимым ограничиться указанием в решении лишь на дату подачи административным истцом административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости и дату окончания применения указанной стоимости.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить ФИО3 срок для подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:600, площадью 1371 +/- 13 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 26 июня 2014 года равной его рыночной стоимости в размере 937103 (девятьсот тридцать семь тысяч сто три) руб. 54 коп.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:598, площадью 1552 +/- 14 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 26 июня 2014 года равной его рыночной стоимости в размере 1330576 (один миллион триста тридцать тысяч пятьсот семьдесят шесть) руб. 16 коп.
Датой обращения ФИО3 в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 6 ноября 2019 года.
Установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 21:<данные изъяты>:600 и 21:<данные изъяты>:598 действительная по 31 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья П.Д. Иванов
Мотивированное решение составлено 3 июня 2020 года.