ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-181/20 от 10.02.2021 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 3а-32/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Владимир 10 февраля 2021 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Емельяновой О.И.

при секретаре Кротковой Ю.В.

с участием прокурора прокуратуры Владимирской области Денисова А.А.

представителя административного истца Законодательного Собрания Владимирской области ФИО1,

представителей административного ответчика администрации Владимирской области ФИО2, ФИО3,

представителей заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Законодательного Собрания Владимирской области о признании недействующим распоряжения администрации Владимирской области от 28 октября 2020 года № 920-р «Об утверждении Программы (прогнозного плана) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы» с 12 ноября 2020 года (дня вступления в силу Закона Владимирской области от 11 ноября 2020 года № 105 - ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области»),

УСТАНОВИЛ:

распоряжением администрации Владимирской области от 28 октября 2020 года № 920-р утверждена Программа (прогнозного плана) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы (далее – распоряжение от 28.10.2020 № 920-р, Программа приватизации) (л.д.132-135 т.2).

Законодательное Собрание Владимирской области обратилось во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просило признать недействующим распоряжение администрации Владимирской области от 28 октября 2020 года № 920-р «Об утверждении Программы (прогнозного плана) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы» с 12 ноября 2020 года (дня вступления в силу Закона Владимирской области от 11 ноября 2020 года № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области»).

В обоснование указано, что оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией Владимирской области с превышением полномочий, поскольку в силу подп. «ж» п.2 ст.5, подп. «д» п.2 ст.21, п.3 ст.26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п.2 ст.4, п.2 ст.6 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», подп. «ж» п.2 ст.13 Устава (Основного Закона) Владимирской области, п.2 ст.2 Закона Владимирской области от 06.11.2001 № 104-ОЗ «О порядке управления и распоряжения имуществом (объектами), находящимися в государственной собственности Владимирской области» полномочия органов государственной власти Владимирской области в сфере приватизации государственного имущества Владимирской области определяются законами Владимирской области и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. На момент принятия оспариваемого распоряжения администрации ни федеральными законами, ни законами Владимирской области полномочий администрации Владимирской области по утверждению прогнозного плана (программы) приватизации установлено не было.

Нарушение формы оспариваемого акта, по мнению административного истца, выражается в том, что в соответствии с ч.2 ст.10 Закона Владимирской области от 10.12.2001 № 129-ОЗ «О Губернаторе и администрации Владимирской области»» распоряжения принимаются по вопросам деятельности администрации, не носящим нормативного правового характера. Оспариваемое распоряжение администрации обладает признаками, характеризующими нормативный правовой акт, поскольку принято в целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации, рассчитано на неоднократное применение неопределенным кругом лиц.

Кроме того, оспариваемое распоряжение от 28.10.2020 № 920-р официально не опубликовано в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Владимирской области, предусмотренных статьями 3, 4 Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области», в газете «Владимирское вести» и не размещено на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).

Считает, что оспариваемое распоряжение администрации Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р не соответствует вышеприведенным нормам федерального, регионального законодательства, определяющим полномочия органов государственной власти в сфере приватизации, а также положениям пункта 2 части 1 статьи 2, части 1 статьи 3, статьям 8 и 9 Закона Владимирской области от 11 ноября 2020 года № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области».

Вышеприведенный Закон Владимирской области от 11 ноября 2020 года № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области» (далее также Закон Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ, Закон Владимирской области о приватизации) принят Законодательным Собранием Владимирской области, подписан Губернатором Владимирской области, официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 11 ноября 2020 года и вступил в силу после его официального опубликования, то есть с 12 ноября 2020 года.

Нормами ч.1 ст.3, ст.8 Закона Владимирской области о приватизации прямо предусмотрено, что прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Владимирской области сроком на три года утверждается законом Владимирской области. При этом проект закона Владимирской области об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы Губернатор Владимирской области должен был внести в Законодательное Собрание Владимирской области не позднее 15 декабря 2020 года.

В силу нормы ст. 9 Закона Владимирской области о приватизации указы и распоряжения Губернатора Владимирской области, постановления и распоряжения администрации Владимирской области, принятые до вступления в силу настоящего Закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом.

Однако, в нарушение положений п.3 ст.22 Федерального закона № 184-ФЗ, п.3 ст.23, п.3 ст.27 Устава (Основного Закона) Владимирской области оспариваемое распоряжение администрации Владимирской области от 28.10.2020 года № 920-р в соответствие с Законом Владимирской области о приватизации не приведено.

Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 15.12.2020 № 369 принято обращение Законодательного Собрания Владимирской области к Губернатору Владимирской области, в котором предлагается признать утратившим силу оспариваемое распоряжение.

Указывает, что неприведение оспариваемого распоряжения в соответствие с Законом Владимирской области о приватизации нарушает права и законные интересы административного истца на рассмотрение проекта закона Владимирской области об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов и утверждение законом Владимирской области прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Владимирской области.

Кроме того, полагает, что имеется правовая неопределенность по вопросу внесения изменений в утвержденный оспариваемым распоряжением администрации Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Предусмотренные Законом Владимирской области о приватизации полномочия Законодательного Собрания Владимирской области по внесению изменений в прогнозный план (программу) приватизации не могут быть реализованы ввиду отсутствия полномочий по внесению изменений в распоряжение администрации.

В обоснование нарушения прав также указал, что в рамках исполнения оспариваемого распоряжения отчуждение государственного имущества Владимирской области будет осуществлено без учета мнения законодательного (представительного) органа государственной власти - Законодательного Собрания Владимирской области (л.д.178-189 т.2).

В судебном заседании представитель административного истца Законодательного Собрания Владимирской области по доверенности ФИО1 требования поддержала в полном объеме, по изложенным в административном иске основаниям. Указала, что проект Закона Владимирской области «О приватизации государственного имущества Владимирской области», которым разграничены полномочия законодательного (представительного) и исполнительного органов власти Владимирской области в сфере приватизации, заблаговременно 22 октября 2020 года был направлен Губернатору Владимирской области. Несмотря на осведомленность о подготовке закона области, 28 октября 2020 года Губернатором области подписано оспариваемое распоряжение. После принятия Законодательным Собранием Владимирской области Закона Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области» и подписания его Губернатором области оспариваемое распоряжение вступило в противоречие с законодательным актом, имеющим большую юридическую силу, со дня его вступления в действие, то есть с 12 ноября 2020 года. Пояснила, что предпринятые Законодательным Собранием Владимирской области меры по устранению противоречия распоряжения от 28.10.2020 № 920-р Закону Владимирской области о приватизации оказались безуспешны. Губернатор Владимирской области по результатам рассмотрения постановления Законодательного Собрания Владимирской области от 15.12.2020 № 369 направил в Законодательное Собрание Владимирской области письмо от 19.01.2021 за №19580-01/02-03, из которого усматривается отсутствие намерений на отмену оспариваемого распоряжения.

Представитель административного ответчика администрации Владимирской области по доверенности ФИО2 в письменных возражениях, поддержанных в судебных заседаниях, просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что оспариваемое распоряжение администрации Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р принято в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти Владимирской области, с соблюдением установленной процедуры, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца. Указал, что административный истец в обоснование своих требований ссылается на несоответствие оспариваемого распоряжения статьям 2,3,8 и 9 Закона Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области». Вместе с тем, данные нормы не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2352 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 806», устанавливающему правила разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации. Соответственно, статьи 2,3,4 и 8 Закона Владимирской области «О приватизации государственного имущества Владимирской области» не подлежат применению в связи с наличием нормативного правового акта большей юридической силы, регулирующего отношения в сфере приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации, и не могут являться правовым обоснованием административных исковых требований. Отметил, что соответствующие письма направлены Губернатором Владимирской области в Законодательное Собрание Владимирской области и прокуратуру области. Указал, что распоряжение администрации Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р не имеет признаков, характеризующих его как нормативный правовой акт, определенных Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50. Отметил, что распоряжением Правительства РФ от 31.12.2019 № 3260-р утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020-2022 годы. Соответственно, по аналогии и с учетом единой системы публичной власти в Российской Федерации Программа (прогнозный план) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы утверждена исполнительным органом государственной власти – администрацией области ненормативным правовым актом – распоряжением администрации области, который не опубликован в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Владимирской области. Указал, что административный истец в обоснование своих доводов применяет нормы Закона Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области» к правоотношениям, возникшим до его вступления в силу. Между тем, Конституционным Судом Российской Федерации последовательно в своих решениях сформирована однозначная правовая позиция о невозможности придания закону обратной силы в отсутствие в нем правовых норм, распространяющих действие закона на отношения, возникшие до введения его в действие. Обратил внимание суда, что в административном исковом заявлении не указано какие именно права, свободы и законные интересы Законодательного Собрания Владимирской области нарушены и каким образом нарушенные права, свободы и законные интересы будут восстановлены в случае удовлетворения административного иска. Отметил, что в настоящее время не представляется возможным принять прогнозный план (программу) приватизации на 2021 год, не нарушив требования пункта 7 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 806 (л.д. 127-131 т.2, л.д. 229-235 т.3, л.д.3-7 т.4).

Представитель административного ответчика администрации Владимирской области по доверенности ФИО3 поддержал правовую позицию, изложенную ФИО2

Представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее – Департамент) по доверенности ФИО4 полагала требования Законодательного Собрания Владимирской области не подлежащими удовлетворению. В представленных письменных возражениях и пояснениях в судебных заседаниях указала, что Программа (прогнозный план) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 года, утвержденная распоряжением от 28.10.2020 № 920-р, 06 ноября 2020 года размещена на официальном сайте в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru и 29 октября 2020 года на сайте Департамента www.dio.avo.ru, что полностью согласуется с предписаниями ст.15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Отметила, что ранее действовавшая Программа (прогнозный план) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2018-2020 годы также утверждена ненормативным правовым актом – распоряжением администрации Владимирской области от 25.12.2017 № 815-р. В данной связи признание Владимирским областным судом оспариваемого распоряжения от 28.10.2020 № 920-р нормативным правовым актом, не опубликованным в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Владимирской области, и, соответственно, не вступившим в законную силу, ставит под сомнение правомерность приватизации объектов недвижимости Владимирской области, проведенной в 2018-2020 годах на основании распоряжения администрации Владимирской области от 25.12.2017 № 815-р, и, как следствие, правовые риски расторжения заключенных договоров купли-продажи. Указала, что Департаментом как главным распорядителем бюджетных средств запланированы денежные средства на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годы, направленные на реализацию Программы приватизации. В целях реализации Программы приватизации Департаментом направлены запросы о предоставлении информации о стоимости услуг по оценке 100% акций АО «Владимирский тепличный комбинат» и объектов недвижимости, включенных в Программу приватизации, с расчетом стоимости услуг, а также запросы о предоставлении информации о стоимости работ по проведению аудита приватизируемого государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление № 3». Указала, что административным истцом не представлено надлежащих доказательств нарушения его прав оспариваемым актом (л.д.238-243 т.3, л.д.10-12 т.4).

Представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области по доверенности ФИО5 поддержала правовую позицию представителя ФИО4

Прокурор прокуратуры Владимирской области Денисов А.А. полагал, что оспариваемое распоряжение администрации Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р подлежит признанию недействующим со дня вступления в силу Закона Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области», то есть с 12.11.2020.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Денисова А.А., суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.12 Федеральный закон № 184-ФЗ порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее- Федеральный закон № 178-ФЗ) законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 приведенного Федерального закона № 178-ФЗ компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно.

Из вышеприведенных положений федерального законодательства с очевидностью следует, что правоотношения в сфере приватизации государственного имущества Владимирской области подлежат регулированию нормативными правовыми актами Российской Федерации и Владимирской области.

В обоснование возражений представитель административного ответчика указывает, что оспариваемое распоряжение администрации области от 28.10.2020 № 920-р признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт, не обладает, не опубликовано в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Владимирской области.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2018 № 50 «О рассмотрении судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемая Программа (прогнозный план) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы, утвержденная распоряжением от 28.10.2020 № 920-р, направлена на реализацию единой государственной политики в сфере приватизации, на регулирование деятельности участников правоотношения в сфере приватизации государственного имущества, оказывает общерегулирующее воздействие на общественные отношения в указанной сфере.

Так, в оспариваемой административным истцом Программе приватизации содержатся основные направления и задачи государственной политики в сфере приватизации государственного имущества Владимирской области на очередной финансовый год и плановый период (раздел 1 Программы приватизации), предусмотрено, что перечень объектов, подлежащих приватизации в 2021-2023 годах, не является исчерпывающим (раздел 2 Программы), установлены особенности приватизации объектов культурного наследия (раздел 5 Программы), особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции») (раздел 6 Программы).

Проанализировав Программу (прогнозный план) приватизации государственного имущества на 2021-2023 годы, утвержденную распоряжения от 28 октября 2020 № 920-р, суд приходит к выводу, что по своему содержанию, предмету регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано ее применение, неоднократности применения, оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом, в связи с чем, проверка его законности по правилам главы 21 КАС РФ отнесена к подсудности Владимирского областного суда.

Доводы административного ответчика администрации Владимирской области и заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области об обратном основаны на ошибочном применении норм материального и процессуального права.

Давая оценку доводам административного истца о принятии администрацией Владимирской области оспариваемого распоряжения с превышением полномочий и нарушением формы, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Нормой подпункта «ж» пункта 2 статьи 13 Устава (Основного Закона) Владимирской области (принят постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 14.08.2001 № 285) предусмотрено, что порядок управления и распоряжения собственностью Владимирской области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых норм устанавливается законом области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Владимирской области от 06.11.2001 № 104-ОЗ «О порядке управления и распоряжения имуществом (объектами), находящимися в собственности Владимирской области» отношения, связанные с приватизацией объектов государственной собственности Владимирской области, регулируются законами Российской Федерации и Владимирской области.

Из системного толкования законоположений подпункта «д» пункта 2 статьи 21, пункта 3 статьи 26.12 Федерального закона № 184-ФЗ, пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 178-ФЗ, а также вышеприведенных норм регионального законодательства, действительно, следует, что порядок управления и распоряжения собственностью Владимирской области подлежит регулированию законом области.

Такой закон, носящий общий характер и регулирующий отношения, возникающие при приватизации государственного имущества Владимирской области, впервые принят Законодательным Собранием Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области».

В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 2 Закона Владимирской области о приватизации Законодательное Собрание Владимирской области ежегодно рассматривает отчет о результатах приватизации государственного имущества Владимирской области за прошедший год, то есть осуществляет последующий контроль за исполнением оспариваемого распоряжения при рассмотрении отчета о результатах приватизации, проведенной на основании данного распоряжения.

Исходя из изложенного, Законодательное Собрание Владимирской области является субъектом отношений, регулируемых распоряжением от 28.10.2020 № 920-р по смыслу ч.1 ст. 208 КАС РФ, в связи с чем, имеет правовую заинтересованность в проверке законности оспариваемого распоряжения.

До принятия Закона Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области» правовое регулирование в сфере приватизации государственного имущества Владимирской области осуществлялось Федеральным законом № 178-ФЗ, имеющим прямое действие, а также постановлением Губернатора Владимирской области от 16.04.2004 №254 «О порядке планирования приватизации государственного имущества Владимирской области».

В соответствии с пунктом 9 постановления Губернатора Владимирской области от 16.04.2004 №254 (ред. от 28.06.2017 № 533) «О порядке планирования приватизации государственного имущества Владимирской области» программа (прогнозный план) приватизации утверждается распоряжением администрации области (л.д.200 т.3).

Вышеуказанное постановление Губернатора Владимирской области от 16.04.2004 № 254 на момент принятия распоряжения от 28.10.2020 № 920-р в установленном законом порядке оспорено не было, недействующим не признано.

В соответствии с данным постановлением была принята Программа (прогнозный план) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2018-2020 годы, утвержденная распоряжением администрации Владимирской области от 25.12.2017 № 815-р, реализованная в настоящее время (л.д.247-250 т.3).

Проанализировав положения подпункта «б» пункта 2 статьи 3, подпунктов «а, е» ст.34 Устава (Основного Закона) Владимирской области, статьи 17 Закона Владимирской области от 10.12.2001 № 129-ОЗ «О Губернаторе и администрации Владимирской области», во взаимосвязи с пунктом 9 постановления Губернатора Владимирской области от 16.04.2004 №254 «О порядке планирования приватизации государственного имущества Владимирской области», суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение от 28.10.2010 № 920-р принято администрацией Владимирской области в пределах полномочий, предоставленных исполнительному органу государственной власти Владимирской области законодательством, действующим на дату его принятия.

Как указано выше, нормой пункта 9 постановления Губернатора Владимирской области от 16.04.2004 №254 прямо предусмотрено, что Программа приватизации утверждается распоряжением администрации области, в связи с чем, у суда отсутствуют основания полагать несоблюдение формы оспариваемого нормативного правового акта.

Порядок подготовки распоряжений администрации области детально регламентирован разделом II Инструкции по работе с документами в администрации Владимирской области, утвержденной распоряжением администрации области от 10.01.2017 № 5-р (далее – Инструкция № 5-р).

Обозрев в судебном заседании подлинник распоряжения администрации Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р с документами, свидетельствующими о его подготовке уполномоченным органом департаментом имущественных и земельных отношений Владимирской области, визировании и согласовании руководителями администрации области, суд приходит к выводу, что предусмотренная пунктами 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.3.2, 2.3.8 Инструкции № 5-р процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не нарушена.

Проверяя соблюдение порядка опубликования распоряжения от 28.10.2020 № 920-р с учетом доводов административного истца Законодательного Собрания Владимирской области о том, что оспариваемое распоряжения официально не опубликовано, суд исходит из следующего.

Порядок принятия и вступления в силу областных законов, иных нормативных правовых актов в силу пункта 3 статьи 15 Устава (Основного Закона) Владимирской области определяется областным законом.

Согласно статье 3 Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области иных нормативных правовых актов Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области» (далее – Закон Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ) закон подлежит официальному опубликованию в течение четырнадцати дней после дня его подписания Губернатором. Иные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в течение 14 дней после дня их принятия либо издания.

В соответствии со статьей 4 приведенного Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ официальным опубликованием закона, иного нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Владимирские ведомости" либо в ином средстве массовой информации, определяемом в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также официальным опубликованием закона и иного нормативного правового акта считается первое его размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Официальными считаются также тексты законов и иных нормативных правовых актов, которые были официально опубликованы и (или) размещены в газете "Владимирские ведомости" либо в ином средстве массовой информации, определяемом в соответствии с требованиями действующего законодательства, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Оспариваемое распоряжение администрации Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р в порядке, предусмотренном для официального опубликования нормативных правовых актов, опубликовано не было.

Между тем, в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 178-ФЗ под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

Официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации. Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети "Интернет".

Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по продаже приватизируемого государственного или муниципального имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.

Материалами дела подтверждается, что Программа (прогнозный план) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 года, утвержденная распоряжением от 28.10.2020 № 920-р, 06 ноября 2020 года размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru и 29 октября 2020 года на сайте департамента как уполномоченного органа на осуществление приватизации государственного имущества Владимирской области www.dio.avo.ru (л.д.25-27 т.4).

Из изложенного следует, что Программа приватизации размещена на официальных сайтах, предусмотренных нормой статьи 15 Федерального закона № 178-ФЗ, носящей специальный характер, тем самым возможность ознакомиться с содержанием Программы приватизации в полной мере обеспечена всем заинтересованным лицам, права и свободы, которых она затрагивает.

При таком положении суд полагает, что неопубликование распоряжения от 28.10.2020 № 920-р в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Владимирской области, предусмотренных нормами регионального законодательства, не является достаточным основанием для признания оспариваемого распоряжения недействующим со дня принятия.

Проверяя соответствие Программы приватизации нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Как указано выше, Законодательным Собранием Владимирской области 29 октября 2020 года принят, а Губернатором Владимирской области подписан Закон Владимирской области от 11 ноября 2020 года № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области».

Вышеуказанный Закон Владимирской области 11 ноября 2020 года официально опубликован на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, номер опубликования 3300202011110005 (л.д.50-55 т.4).

Согласно статье 5 Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ законы и иные нормативные правовые акты вступают в силу по истечении трех дней после их официального опубликования, если иное не предусмотрено федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Владимирской области, самими законами или иными нормативными правовыми актами Владимирской области.

Учитывая, что статьей 10 Закона Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области» прямо предусмотрено, что Закон вступает в силу после его официального опубликования, то применению подлежит предусмотренный данным законом порядок его вступления в силу.

Поскольку официальное опубликование Закона Владимирской области о приватизации, то есть событие, которым определено начало течения срока, наступило 11 ноября 2020 года, суд, руководствуясь нормой статьи 191 ГК РФ, определяющей общий порядок исчисления сроков, признает установленным, что действие вышеуказанного Закона Владимирской области о приватизации начинается на следующий день после его опубликования, то есть 12 ноября 2020 года.

В настоящее время Закон Владимирской области от 11.11.2020 № 105- ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области» действует в редакции Закона Владимирской области от 16.12.2020 № 123-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «О приватизации государственного имущества Владимирской области», который официально опубликован на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17.12.2020, номер опубликования 3300202012170004.

Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона № 184-ФЗ акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить, в том числе, законам субъекта Российской Федерации.

Нормой части 3 статьи 4 Закона Владимирской области от 07.05.2020 № 38-ОЗ «О Законодательном Собрании Владимирской области» предусмотрено, что нормативные правовые акты, принимаемые Законодательным Собранием, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

Указы и распоряжения Губернатора области, постановления и распоряжения администрации области не могут противоречить федеральному законодательству и законам области (пункт 3 статьи 27 Устава (Основного Закона) Владимирской области.

Законом Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области» разграничена компетенция законодательного (представительного) и исполнительного органов власти субъекта в сфере приватизации.

Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Закона Владимирской области о приватизации Законодательное Собрание Владимирской области утверждает прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Владимирской области на очередной финансовый год и плановый период, а также изменения в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Владимирской области на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Владимирской области о приватизации прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Владимирской области утверждается законом Владимирской области сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Нормой статьи 8 приведенного Закона Владимирской области о приватизации в базовой редакции (от 11.11.2020) предусмотрено, что проект закона Владимирской области об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов вносится Губернатором Владимирской области в Законодательное Собрание Владимирской области не позднее 15 декабря 2020 года.

Пунктом 2 статьи 8 Закона Владимирской области о приватизации в редакции от 16.12.2020 также предусмотрено, что проект закона Владимирской области об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов вносится Губернатором Владимирской области в Законодательное Собрание Владимирской области не позднее 15 декабря 2020 года и рассматривается Законодательным Собранием Владимирской области в двух чтениях не позднее 30 декабря 2020 года.

Таким образом, вышеприведенным Законом Владимирской области о приватизации императивно установлено, что прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Владимирской области утверждается законом Владимирской области, при этом Программа приватизации на 2021-2023 годы подлежит утверждению Законодательным Собранием Владимирской области.

Из изложенного следует, что оспариваемое распоряжение от 28.10.2020 № 920-р не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 2, части 1 статьи 3, статье 8 Закона Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области», имеющим большую юридическую силу.

Относительно доводов представителя административного ответчика администрации Владимирской области и заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области о том, что Закон Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области» в свою очередь не соответствует Постановлению Правительства РФ от 29.12.2020 № 2352 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 806», суд отмечает, что данное постановление порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия органов государственной власти в сфере приватизации не определяет.

При этом пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2352 установлен 3-месячный срок для приведения законодательства субъекта в соответствие с данным постановлением, который не истек.

Как указано выше, нормой статьи 9 Закона Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ установлено, что указы и распоряжения Губернатора Владимирской области, постановления и распоряжения администрации Владимирской области, принятые до вступления в силу настоящего Закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом.

Ввиду невыполнения требований вышеприведенной правовой нормы постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 15 декабря 2020 года № 369 принято обращение Законодательного Собрания Владимирской области к Губернатору Владимирской области, в котором Законодательное Собрание Владимирской области предлагает Губернатору Владимирской области признать утратившим силу распоряжение администрации Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р и внести в Законодательное Собрание Владимирской области проект закона Владимирской области об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (л.д.185-188 т.3).

По результатам рассмотрения вышеуказанного постановления Губернатор Владимирской области в адрес Законодательного Собрания Владимирской области направил письмо от 19.01.2021 за № 19580-01/02-03, в котором указал, что до вступления в законную силу решений Владимирского областного суда по настоящему административному делу, а также по административному делу по иску Законодательного Собрания Владимирской области о признании недействующим пункта 9 постановления Губернатора Владимирской области от 16.04.2004 № 254 признание утратившим силу распоряжения от 28.10.2020 № 920-р преждевременно (л.д.1 т.4).

В обоснование нарушения прав Законодательное Собрание Владимирской области обращает внимание суда на то обстоятельство, что, в нарушение требований Закона Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ в Законодательное Собрание Владимирской области проект закона об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации на 2021-2023 годы до настоящего времени не внесен.

Законодательный орган лишен возможности осуществления предварительного контроля путем рассмотрения вопроса об обоснованности включения государственного имущества Владимирской области в программу приватизации, а также принятие данной программы с соблюдением принципов коллегиальности и гласности (статья 3 Закона Владимирской области от 07.05.2002 № 38-ОЗ «О Законодательном Собрании Владимирской области»).

Не обладает Законодательное Собрание Владимирской области полномочиями по внесению изменений в Программу приватизации, утвержденную распоряжением Губернатора Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р.

Из изложенного следует, что в нарушение правового регулирования, введенного Законом Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ, Законодательное Собрание Владимирской области как законодательный (представительный) орган государственной власти Владимирской области полностью исключено из правоотношений по передаче государственного имущества Владимирской области в частную собственность юридических и физических лиц.

В том случае если Программа приватизации, утвержденная распоряжением от 28.10.2020 № 920-р, продолжит свое действие в Законодательное Собрание Владимирской области проект закона об утверждении программы приватизации будет внесен только на 2024 год.

При этом действие оспариваемого распоряжения ограничивает контрольные функции Законодательного Собрания Владимирской области за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Владимирской области, которые закреплены подпунктом «а» пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ, подпунктом «а» пункта 4 статьи 13 Устава (Основного Закона) Владимирской области.

Вместе с тем, материалами настоящего административного дела с достоверностью подтверждается, что Департаментом имущественных и земельных отношений Владимирской области в рамках реализации оспариваемой Программы приватизации направлены запросы о предоставлении информации о стоимости услуг по оценке 100% акций АО «Владимирский тепличный комбинат», а также запросы о предоставлении информации о стоимости работ по проведению аудита приватизируемого государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление № 3» (л.д. 13-21 т.4).

При таком положении, суд полагает, что восстановление нарушенных прав административного истца Законодательного Собрания Владимирской области возможно исключительно в судебном порядке.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что распоряжение администрации Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 2, части 1 статьи 3, статье 8 Закона Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области», имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, требования административного истца о признании оспариваемого распоряжения недействующим подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое распоряжение подлежит признанию недействующим, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» из которых следует, что нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Как установлено судом, оспариваемое распоряжение администрации Владимирской области от 28.10.2020 № 920-р вошло в противоречие с Законом Владимирской области от 11.11.2020 № 105-ОЗ, имеющим большую юридическую силу, со дня вступления вышеприведенного закона в действие, то есть с 12 ноября 2020 года.

Признание оспариваемого распоряжения недействующим с иной даты, в частности, со дня вступления настоящего решения в законную силу, по имению суда, не только увеличит период нарушения прав административного истца и отдалит их реальное восстановление, что не отвечает задачам административного судопроизводства (ст.3 КАС РФ), но и может привести к отчуждению государственного имущества Владимирской области, включенного в оспариваемый План приватизации, без учета мнения законодательного (представительного) органа государственной власти Владимирской области.

Исходя из изложенного, суд полагает необходимым признать оспариваемое распоряжение от 28.10.2020 № 920-р недействующим со дня вступления в силу Закона Владимирской области от 11 ноября 2020 года № 105 - ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области».

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании администрации Владимирской области и размещению на официальном сайте администрации Владимирской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Законодательного Собрания Владимирской области удовлетворить.

Признать недействующим распоряжение администрации Владимирской области от 28 октября 2020 года № 920-р «Об утверждении Программы (прогнозного плана) приватизации государственного имущества Владимирской области на 2021-2023 годы» с 12 ноября 2020 года (дня вступления в силу Закона Владимирской области от 11 ноября 2020 года № 105 - ОЗ «О приватизации государственного имущества Владимирской области»).

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании администрации Владимирской области и размещению на официальном сайте администрации Владимирской области.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда О.И.Емельянова

Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2021 года