ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-181/2016 от 15.09.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2016 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего-судьи Астафьевой О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,

с участием:

представителя административного истца Котовой М.В. по доверенности от 13.09.2016 Котова В.Н.

представителя административного ответчика кандидата Красноштанова А.Н. по доверенности 13.03.2016 Шободоева В.Е.,

представителя Ангарской территориальной избирательной комиссии по доверенности от 08.09.2016 Вишняковой Н.Н.,

с участием прокурора Иркутской областной прокуратуры Валеевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело Номер изъят по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят Иркутская область – Ангарский одномандатный избирательный округ Котовой М.В. к Ангарской территориальной избирательной комиссии, кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят Иркутская область – Ангарский одномандатный избирательный округ Красноштанову А.Н. об отмене регистрации кандидата, обязании исключить кандидата из бюллетеней для голосования,

установил:

Решением Ангарской территориальной избирательной комиссии Дата изъята Котова М.В., выдвинутая политической партией «Политическая партия «(данные изъяты)», зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят Иркутская область – Ангарский одномандатный избирательный округ (т.1 л.д. 17-18, 146-147).

Решением Ангарской территориальной избирательной комиссии Дата изъята Красноштанов А.Н., выдвинутый политической партией «(данные изъяты)», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят Иркутская область – Ангарский одномандатный избирательный округ (т. 1 л.д. 19-20, 137-138).

Котова М.В. обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Красноштанова А.Н. и обязании Ангарской территориальной избирательной комиссии исключить из бюллетеней для тайного голосования на выборах строку кандидата Красноштанова А.Н.

В обоснование административного иска Котова М.В. указала, что во время ведения избирательной кампании кандидатом были допущены нарушения, влекущие отмену регистрации кандидата.

Так, Дата изъята по заказу кандидата выпущен агитационный материал тиражом (данные изъяты) экземпляров, Информационный бюллетень «(данные изъяты)».

Содержание агитационного материала посвящено жизненной позиции кандидата, позиции по наиболее важным общественным и социальным проблемам. Последняя страница агитационного материала под лозунгом «(данные изъяты)» разбита на информационные блоки, в которых описываются ситуации о бесплатном предоставлении Красноштановым А.Н. товаров и иных материальных ценностей избирателям, воздействии на них посредством выполнения обещаний, данных им во время избирательной кампании. Согласно информационному блоку «(данные изъяты)», во время избирательной кампании Красноштановым А.Н. была оказана помощь Дому культуры деревни Карлук Иркутского района: «(данные изъяты)».

В информационном блоке «(данные изъяты)» указано на факт того, что Красноштановым А.Н. была организована поездка в музей «(данные изъяты)» для усольских ветеранов: «(данные изъяты)». А.Н. оказал помощь нам с автобусом. Я и все ветераны очень благодарны А.Н. Красноштанову за то, что отзывается на наши просьбы и помогает. Радует то, что все обещания выполняются. Совет ветеранов чувствует поддержку депутата и благодарит его за внимание и заботу о старшем поколении».

Также в информационном блоке «(данные изъяты)» Нукутский район опубликовано «(данные изъяты)» А.Н. Красноштанова «(данные изъяты)».

Также Красноштанов А.Н. подарил (данные изъяты) образовательным учреждениям и детсадам Боханского района камеры видеонаблюдения.

Вручение подарков и иных материальных ценностей при проведении предвыборной агитации является одной из форм подкупа избирателей. Также во время осуществления благотворительности при проведении встреч с избирателями осуществлялась фотосъемка, которая была размещена в печатном агитационном материале и некоторые идентичные на сайте «Фонд Красноштанова» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административный истец полагает, что данные действия были совершены в период избирательной кампании и опубликованы в печатном агитационном материале. Это следует из указанного в агитационном материале: «(данные изъяты)».

Характер совершенных действий позволяет сделать вывод о том, что они побуждают избирателей голосовать за кандидата, так как лица, участвующие в тех или иных указанных в материале мероприятиях, выступают непосредственными очевидцами факта организации благотворительной деятельности кандидата. Кроме того, участники мероприятия выражали слова благодарности.

В агитационном материале запечатлены действия кандидата Красноштанова А.Н., подтверждающие факт дарения за счет избирательного фонда и выражение благодарности за неравнодушие и поддержку. Красноштанов А.Н. являлся организатором и спонсором согласно указанному в агитационных материалах выше указанных мероприятий, тем самым косвенно влияя на действительную волю избирателей, побуждая голосовать «за» него. Информация, по мнению административного истца, указанная в материале не носит информационный характер, а подается односторонне, сведения о кандидате только позитивного содержания, информация о других политических партиях и кандидатах замалчивается, что доказывает факт того, что действия кандидата во время избирательной кампании, изложенные в его Информационном бюллетене, связаны с предвыборной агитационной деятельностью, побуждающей избирателей голосовать и голосовать за него.

Все перечисленные в Информационном материале действия совершены в отношении лиц, обладающих активным избирательным правом на территории одномандатного округа Номер изъят Иркутская область, в котором Красноштанов А.Н. является кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и были организованы как разовые акции в период избирательной кампании с агитационными целями.

Кроме того, сопоставляя лозунг «(данные изъяты)» и материалы, содержащиеся на последней странице под вышеуказанным лозунгом данного агитационном материала, усматривается факт того, что обращения избирателей во время предвыборной агитации к кандидату Красноштанову А.Н. с просьбами о помощи либо решении той или иной проблемы мгновенно кандидатом решаются и выполняются (например, покупка нового оборудования) за счет предприятия, возглавляемого кандидатом и из личных средств семьи (как указал кандидат в своем агитационном материале).

На основании положений пунктов 2 и 5 статьи 56, подпункта «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 2 статьи 69, подпункта 3 пункта 12 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» просит суд отменить регистрацию Красноштанова А.Н. кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят Иркутска область- Ангарский одномандатный избирательный округ ; обязать Ангарскую территориальную избирательную комиссии исключить из бюллетеней для тайного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва строку кандидата Красноштанова А.Н. (т. 1 л.д. 10-16).

В судебное заседание кандидат Котова М.В. не явилась, будучи извещена судом через представителя Котова А.В.; в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Котова В.Н. (т. 1 л.д. 55-57, 106).

Представитель кандидата Котовой М.В. по доверенности Котов В.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме (т. 1 л.д. 104-105).

Кандидат Красноштанов А.Н. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Шободоева А.Н..

Представитель кандидата Красноштанова А.Н. по доверенности Шободоев В.Е. не согласился с заявленными требованиями, поддержал возражения на административный иск.

В возражениях Красноштанов А.Н. указал, что агитационный материал был изготовлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ. Определять, что и как обнародовать в агитационном материале, кандидат вправе самостоятельно.

Доводы о том, что все указанное было в период избирательной кампании, и совершен подкуп избирателей Красноштановым А.Н., не состоятелен и сделан из неверного восприятия норм действующего законодательства. Истцом не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего подкуп избирателей со стороны Красноштанова А.Н. или неких уполномоченных им лиц. Каким образом из фраз: «большую помощь активистам оказал А.Н.», «помог с приобретением», «обратились за помощью», «добился выделения», «благодаря содействию», «благодаря помощи», «за то, что отзывается на наши просьбы» заявитель сделал вывод о том, что кандидат помогал именно путем вручения избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей. Не приведено никаких доказательств того, что действия были произведены именно кандидатом или по его поручению некими лицами. Анализируемый агитационный материал содержит совершенно четкую преамбулу в которой указано на то, что «Помогать людям- это жизненная позиция Красноштанова А.Н. Как депутат он активно отстаивает интересы своих избирателей, добиваясь финансирования важнейших социальных задач. В тех городах и районах, на которые полномочия депутата не распространяются, помощь оказывается из личных средств семьи Красноштановых и за счет предприятия, возглавляемого А.Н. Красноштановым». Указанная информация относится к предыдущему этапу жизни А.Красноштанова, и не содержит прямых указаний на дату совершения событий, приведенных в них, и на то, что эти события произошли в период избирательной кампании. Данная информация раскрывает кандидата, как не безразличного к людским проблемам человека, старающегося эти проблемы решать.

По поводу лагеря «(данные изъяты)» указывает, что данные действия совершались Дата изъята , то есть почти за месяц до того, как выдвинулся кандидатом. В иске не указано кто конкретно те избиратели, которых он, якобы, подкупал, и каким образом агитировал в свою поддержку.

Кроме того, для удовлетворения требований суд должен установить факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иными лицами или организацией. Заявитель не просит установить факт подкупа, а просит отменить регистрацию и исключить из бюллетеней. Однако исключить из бюллетеней можно только в случае вступления в законную силу решения суда по удовлетворенному первому требованию. Также обращает внимание на то, что сроки, установленные пунктом 4 статьи 241 КАС РФ уже истекли, поскольку последний день, когда возможно было удовлетворить требования – Дата изъята .

Таким образом, административным истцом не представлено никаких доказательств, позволяющих установить факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; и срок, в течение которого возможно вынести решение об отмене регистрации, истек (т. 1 л.д. 84-87).

Представитель Избирательной комиссии Иркутской области по доверенности Рымарев Д.С., получив административное исковое заявление, в возражениях просил рассмотреть дело без их участия.

В возражении указал на то, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку срок для принятия решения об отмене регистрации кандидата истек Дата изъята . При этом доводы, изложенные в административном иске уже были предметом рассмотрения Иркутского областного суда по административному делу Номер изъят и получили соответствующую правовую оценку (т. 1 л.д. 61-62, 64-65).

Представитель Ангарской территориальной избирательной комиссии по доверенности Вишнякова Н.Н. не согласилась с заявленными требованиями, поддержала возражения на административный иск (т. 1 л.д. 102- 103).

В возражениях указала, что при регистрации кандидатом Красноштановым А.Н. были представлены все необходимые документы, соблюдена процедура выдвижения. Доводы, изложенные в данном исковом заявлении, уже были предметом рассмотрения по делу по иску Жаковой О.А. Судом по данному делу вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом суд уже дал надлежащую оценку данным доводам.

В дополнении поясняет, что решением комиссии Красноштанов А.Н. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. При принятии решения присутствовало 12 членов комиссии из 12. Кандидат в соответствии с избирательным законодательством самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее и вправе в установленном порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Агитационный материал распространялся избирателям по почтовым ящикам, произвольно раздавался на улицах. Данный агитационный материал был представлен в комиссию до его распространения, что соответствует закону. Агитационный материал не содержит информации, в какой период кандидатом оказывалась помощь, речь о которой ведется в нем, поэтому доводы административного истца о том, что помощь оказывалась в период предвыборной агитации, бездоказательны. Комиссия считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению и потому, что пропущен срок, установленный частью 4 статьи 241 КАС РФ (т. 1 л.д. 108- 110).

Определением от 12 сентября 2016 года в порядке подготовки дела заинтересованными лицами были привлечены: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия Иркутской области, Политическая партия «(данные изъяты)», Политическая партия «(данные изъяты)».

В судебное заседание заинтересованные лица (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Политическая партия «Всероссийская политическая партия «(данные изъяты)», Политическая партия «(данные изъяты)») не явились, будучи извещены судом о месте и времени судебного заседания; письменных объяснений или возражений не представили.

Суд, заслушав мнение лиц, явившихся в судебное заседание, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца Котовой М.В., административного ответчика Красноштанова А.Н. и заинтересованных лиц.

Выслушав представителя кандидата Котовой М.В. – Котова В.Н., представителя кандидата Красноштанова А.Н. – Шободоева В.Е., представителя Ангарской территориальной избирательной комиссии – Вишняковой Н.Н., исследовав представленные суду доказательства, заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации № 291 от 17 июня 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 18 сентября 2016 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от Дата изъята на Ангарскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии Ангарского одномандатного избирательного округа Номер изъят по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

Как видно из материалов дела административный истец Котова М.В. и административный ответчик Красноштанов А.Н. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одному избирательному округу. Таким образом, административный истец Котова М.В. обладает процессуальным правом оспаривать регистрацию кандидата Красноштанова А.Н.

Сроки подачи административного искового заявления, предусмотренные ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) не пропущены. Административное исковое заявление направлено почтой Дата изъята . Однако поступило в суд только Дата изъята . Определением от Дата изъята судом были привлечены в порядке подготовки заинтересованные лица, рассмотрение дела по существу назначено на Дата изъята .

В соответствии с частью 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата принимается судом первой инстанции не позднее, чем за пять дней до голосования.

Таким образом, суд соглашается с доводами возражений административных ответчиков и Избирательной комиссии Иркутской области, что принять решение об отмене регистрации не возможно.

Истец ссылается на нарушение ст. 69 Федерального закона Российской Федерации от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ).

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ установлены ограничения при проведении предвыборной агитации. Так не допускается нарушение ограничений, предусмотренных пунктами 1 и 1.1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, уполномоченным представителям региональных отделений политических партий по финансовым вопросам, кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы, сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации; производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, сбор подписей, участвовавших в предвыборной агитации, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции; оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления (п. 2).

Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченные представители региональных отделений политических партий по финансовым вопросам, кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители по финансовым вопросам, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) политические партии, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени указанных политических партий, кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Указанным политическим партиям, кандидатам, доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям (п. 5).

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов, распространения предвыборных агитационных материалов с нарушением требований, предусмотренных статьей 68 настоящего Федерального закона, нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных предвыборных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 9).

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источники их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах (п. 10).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 56 вышеуказанного Федерального закона кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления (п.2).

Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума (п.5).

Аналогичные положения, предусматривающие ограничения и основания для отмены регистрации кандидата на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, установлены пунктом 2 статьи 69 и подпунктом 3 пункта 12 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 22.02.2014 № 20-ФЗ.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 37 Постановления от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:

подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;

совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;

позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;

относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

2.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

Ангарская территориальная избирательная комиссия была сформирована в составе 12 членов, что подтверждается Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от Дата изъята (т. 1 л.д. 114-121).

Председателем Ангарской территориальной избирательной комиссии назначена (данные изъяты). (т. 1 л.д. 122).

Решением Ангарской территориальной избирательной комиссии от Дата изъята заместителем председателя Ангарской территориальной избирательной комиссии назначена (данные изъяты) (т.1 л.д. 123)

Как видно из материалов, представленных избирательной комиссией Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от Дата изъята заверен список кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «(данные изъяты)» по одномандатным избирательным округам, в частности по Ангарскому одномандатному округу Номер изъят- Красноштанов А.Н. (т.1 л.д. 155-156)

Указанное решение было направлено Ангарской территориальной избирательной комиссии вместе с заявлением Красноштанова А.Н. от Дата изъята о согласии баллотироваться (т. 1 л.д.157-158).

Красноштанов А.Н. обратился в Ангарскую территориальную избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться от Дата изъята и пакетом необходимых для регистрации документов (т. 1 л.д. 158-159, 236).

Кандидат Красноштанов А.Н. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят Иркутская область – Ангарский одномандатный избирательный округ в соответствии с требованиями ст. ст. 43, 44, 47, 49, 51 Федерального закона Российской Федерации от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Прося отменить регистрацию, административный истец представил копию агитационного материала и протокола осмотра доказательств в виде интернет-сайта по адресу:

(данные изъяты) ( n/ 1 k/l/ 32- 40).

Предоставить подлинник, представленного к иску доказательства, представитель административного истца Котовой М.В. – Котов В.Н. отказался.

В соответствии со ст. 70 КАС РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по каналу видеоконференц-связи (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа. К письменным доказательствам относятся также судебные акты, протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним (схемы, карты, планы, чертежи).

2. Письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

3. Подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию.

4. Документы, представляемые в суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов.

Между тем, истец не представил ни те доказательства, которые в копии приобщил к материалам дела, ни иные доказательства, отвечающие признаку относимости и допустимости, достоверности, свидетельствующие установление факта подкупа избирателей, по смыслу, придаваемому ему избирательным законодательством. Кроме того, представитель Котов В.Н. затруднился назвать конкретную дату, в который был осуществлен подкуп избирателей, затруднился назвать конкретно лиц, осуществлявших подкуп, и обстоятельства этого.

Из копии протокола осмотра видно, что указанная интернет-страница содержит информацию Благотворительного фонда Красноштанова, «(данные изъяты).

С целью проверки доводов административного истца судом были сделаны запросы в Администрацию муниципального образования «Нукутский район» и Администрацию муниципального образования «Боханский район» об оказании помощи в виде подарков спортивного инвентаря, камер видеонаблюдения.

Согласно ответу заместителя мэра муниципального образования «Нукутский район» по социальным вопросам Хойловой М.П. открытие сезона 2016 года детского оздоровительного лагеря «(данные изъяты)» было Дата изъята года, на торжественном открытии присутствовали представитель Благотворительного фонда Красноштанова, лагерем получены подарки – нужные и полезные вещи, без которых невозможно представить летний отдых. Также была приложена копия статьи, опубликованной в районной газете «(данные изъяты) (т. 1 л.д. 243- 246).

Согласно ответу заместителя мэра муниципального образования «Боханский район» по социальным вопросам А.Л. Верхозина камеры видеонаблюдения в МБОУ «(данные изъяты)» были установлены Усть-Удинским РО ВДПО Дата изъята . Благотворительная помощь была оказана Усть-Удинским РО ВДПО (т. 1 л.д. 242, 247-249).

Согласно телефонограмме по указанному административным истцом в ходатайстве о допросе телефону директора МУК СКЦ Карлукского МО (данные изъяты), она пояснила, что помощь была оказана Благотворительным фондом Красноштанова, самого Красноштанова А.Н. она никогда не видела, даже на прием не смогла попасть (т. 1 л.д. 251).

Изучив агитационный печатный материал «(данные изъяты)» с представленными суду уведомлением, договором Номер изъят на изготовление агитационных материалов от Дата изъята , пояснениями Ангарской территориальной избирательной комиссии, судом установлено, что Дата изъята Красноштановым А.Н. подано уведомление в Ангарскую территориальную избирательную комиссию, с приложением агитационного печатного материала (т. 1 л.д. 238- 241).

Спорный агитационный печатный материал был изготовлен и отпечатан дополнительным тиражом обществом с ограниченной ответственностью «(данные изъяты)» по заказу кандидата, оплачен из избирательного фонда кандидата Красноштанова А.Н., что подтверждается договором, заключенным кандидатом Красноштановым А.Н. в лице уполномоченного представителя по финансовым вопросам Заплавновой Н.С. и ООО «(данные изъяты)» на изготовление печатных агитационных материалов, платежным поручением Дата изъята (т.1 л.д. 88-96).

Уведомление об агитационном печатном материале с приложением необходимых документов сдано в Ангарскую территориальную избирательную комиссию Дата изъята (т.1 л.д. 124-136).

Изучив агитационный печатный материал, в частности 4 страницу под заголовком «(данные изъяты)!» суд приходит к выводу, что указанная в ней информация дает лишь информацию о кандидате, его личных качествах, гражданской позиции, и не содержит доказательств факта подкупа избирателей в период именно агитационной кампании, кандидатом Красноштановым А.Н., его уполномоченными лицами, иными лицами и организациями по их поручению или с их ведома. Ни в одном из информационных блоков не указано на подарок Красноштановым А.Н. каких-либо благ, ценностей, под условием голосования за кандидата.

На то, что Красноштановым А.Н. было подарено имущество, указано лишь в информации под заголовком «(данные изъяты)». Однако судом установлено, что помощь была оказана Благотворительным фондом Красноштанова и до начала агитационного периода в соответствии со ст. 63 Федерального закона Российской Федерации от 22.02.2014 № 20-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

В соответствии с п.1 ст. 49 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанном пункте.

Как видно из материалов кандидат Красноштанов А.Н. написал заявление о согласии баллотироваться в Ангарскую территориальную избирательную комиссию Дата изъята , в указанный же день им были поданы документы, представленные для уведомления о выдвижении и регистрации.

Указание иного агитационного периода, озвученного представителем административного истца Котовым В.Н. (с момента выдвижения партией, предоставления заявления в ЦИК) суд находит основанным на неправильном толковании вышеуказанных норм избирательного права, регулирующих понятие агитационного периода для кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу.

В отношении информационного блока «(данные изъяты)», в связи с чем административный истец ходатайствовал о вызове в качестве свидетеля директора МБОУ «(данные изъяты)», суд проверил сведения и установил, что благотворительная помощь в виде установки видеокамер в указанной школе была оказана Усть-Удинским РО ВДПО Дата изъята .

В остальных информационных блоках конкретной информации, свидетельствующей обстоятельства, влекущие основания для отмены регистрации кандидата по основанию подпункта «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, не указано.

Иных доказательств, свидетельствующих установление факта подкупа (постановлений в соответствии со ст. 5.16 КоАП РФ, ст. 141 УК РФ), в материалы дела административным истцом не представлено.

Обстоятельства достоверности и недостоверности информации агитационного печатного материала, в указанном споре не устанавливаются.

Не может согласиться суд и с доводами представителя Котова В.Н. о выборочном изъятии из всего информационного агитационного печатного материала одного или нескольких слов, предложений, свидетельствующих, по его мнению, о наличии факта подкупа избирателей и установлении данного факта указанным доказательством.

Соглашается суд и с тем, что с учетом поступления административного искового заявления Дата изъята решение об отмене регистрации кандидата не может быть вынесено в соответствии с частью 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вопреки утверждениям административного истца, нарушения требований закона, влекущие отмену регистрации кандидата, в материалах дела отсутствуют.

Поскольку в судебном заседании не было установлено обстоятельств, свидетельствующих основания для отмены регистрации, установленные пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят Иркутская область – Ангарский одномандатный избирательный округ Котовой М.В. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят Иркутская область – Ангарский одномандатный избирательный округ Котовой М.В. к Ангарской территориальной избирательной комиссии, кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу Номер изъят Иркутская область – Ангарский одномандатный избирательный округ Красноштанову А.Н. об отмене регистрации кандидата Красноштанова А.Н., обязании Ангарской территориальной избирательной комиссии исключить из бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва строку кандидата Красноштанова А.Н..

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Иркутский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Ю. Астафьева