ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-181/2016 от 19.08.2016 Липецкого областного суда (Липецкая область)

Дело №3а-181-2016

Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

Председательствующего Игнатенковой Т.А.,

При секретаре Земской Н.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рапса» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Липецкой области о признании недостоверности сведений об объектах недвижимости земельных участках с кадастровыми номерами , , , , использованных при определении их кадастровой стоимости, утвержденной решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. №, и установлении кадастровой стоимости названных земельных участков, исходя из 15 вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования»,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт рапса» обратился к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» с требованием о признании недостоверности сведений об объектах недвижимости земельных участках с кадастровыми номерами , , , , использованных при определении их кадастровой стоимости, утвержденной решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. №, установлении кадастровой стоимости названных земельных участков, исходя из 15 вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования».

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Липецкой области.

В обоснование заявленного административного иска административный истец Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт рапса» указал, что институт на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельными участками с кадастровыми номерами , , , , расположенными соответственно примерно в 1200 м, 560 м, 980м, 400 м по направлению на север и северо-запад от ориентира водозабор № МУП «Липецкводоканал», расположенных за пределами участка, адрес ориентира – <адрес>. Названные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации.

Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28.12.2012г. №3930 утверждена государственная кадастровая оценка указанных земельных участков, в соответствии с которой кадастровая стоимость названных земельных участков определена соответственно в размере: <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб.

Истец считает, что в ходе государственной кадастровой оценки, проведенной в 2012г., кадастровая стоимость названных земельных участков определена по недостоверным сведениям об объектах оценки. Земельные участки с кадастровыми номерами , , , отнесены к 17 виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», тогда как, по мнению истца, надлежало их отнести к 15 виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования», поскольку земельные участки используются административным истцом для выращивания сельскохозяйственных культур.

По утверждению административного истца, определение кадастровой стоимости указанных земельных участков произведено с нарушением законодательства, а также прав и законных интересов института, выразившихся в возложении на истца дополнительных налоговых обязательств. При проведении государственной кадастровой оценки упомянутых земельных участков, как полагает истец, использованы недостоверные сведения об объектах недвижимости земельных участках с кадастровыми номерами , , , , в частности, относительно указания вида их разрешенного использования.

Административный истец просил признать недостоверными сведения об объектах недвижимости - земельных участках с кадастровыми номерами , , , , использованные при определении их кадастровой стоимости, утвержденной решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28.12.2012г. №3930, установить кадастровую стоимость названных земельных участков, исходя из 15 вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования».

В ходе судебного разбирательства административный истец Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт рапса» заявленные требования поддержал, настаивая на своей позиции о том, что кадастровая стоимость названных земельных участков определена неверно в связи с предоставлением недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении их кадастровой стоимости, вследствие чего надлежит изменить их кадастровую стоимость, исходя из 15 вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования».

Представители административных ответчиков Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Липецкой области, находя требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указали, что оценщик ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», выступавший исполнителем работ по проведению государственной кадастровой оценке земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Липецкой области, распределяя объекты недвижимости по видам разрешенного использования, руководствовался сведениями о земельных участках, содержащимися в государственном кадастре недвижимости. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный кадастр. На момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Липецкой области в 2012г. кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определялась в разрезе видов разрешенного использования, установленных в п.1.2 Методических указаний. Вид разрешенного использования названных земельных участков определен как «для научно-исследовательских целей».

По мнению представителей административных ответчиков и третьего лица, административным истцом не представлено доказательств того, что осуществляемая им на указанных земельных участках деятельность, позволяет отнести их к 15 виду разрешенного использования, поскольку под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Деятельность административного истца сосредоточена на научно-исследовательских целях.

Разрешенный вид использования иных земельных участков, образованных путем выдела из земельных участков с , , был изменен на основании заявлений административного истца, поступивших в орган кадастрового учета, в то время как, с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельных участков с кадастровыми номерами , , , административный истец в орган кадастрового учета в установленном законом порядке не обращался.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Липецкой области, кроме того, указал, что административный истец по существу заявил требование об изменении вида разрешенного использования названных земельных участков. Образование этих земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходных земельных участков, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка. Вид разрешенного использования исходных земельных участков с кадастровыми номерами с , – для научно-исследовательских целей. В настоящее время у административного истца имеется установленная законом возможность учета изменений вида разрешенного использования указанных земельных участков во внесудебном порядке.

Представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители административных ответчиков ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Липецкой области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о своей правовой позиции по заявленному спору не заявили. В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом с учетом мнения представителей сторон принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав и оценив представленные административным истцом, административными ответчиками и третьим лицом доказательства по правилам статей 59-62,84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рапса», поскольку не установлено правовых оснований для изменения разрешенного вида использования указанных земельных участков в рамках рассматриваемого спора и внесения в соответствии с этим иных сведений о кадастровой стоимости названных земельных участков в государственный кадастр недвижимости.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства является одним из основных принципов земельного законодательства.

В силу п.2 ст.7 названного Кодекса земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу изложенного вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.

В соответствии с п.п.11,14 п.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, о кадастровой стоимости объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п.4 Правил №316).

Росреестром принято решение о проведении в 2012г. на территории Липецкой области государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов за счет средств федерального бюджета. Заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, расположенных на территории Липецкой области, являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. По итогам государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области 25.10.2012г. составлен Отчет №, утвержденный решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. №.

Земельные участки с кадастровыми номерами , , , в соответствии с информацией о разрешенном использовании отнесены к виду разрешенного использования земель, указанному в подпункте 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007г. №39, «земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии». В соответствии с Протоколом совещания №1 от 08.11.2012г. по проекту «Экспертиза отчетов об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, подготовленных в рамках Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ. № на выполнение работ по теме «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель» определение кадастровой стоимости подгруппы 17.1 проводится с использованием технологии определения кадастровой стоимости земельных участков 17 группы вида разрешенного использования от удельного показателя кадастровой стоимости 7 группы вида разрешенного использования, а именно: кадастровая стоимость земельных участков вида разрешенного использования, указанных в подпункте 1.2.17 Методических указаний, определяется путем умножения минимального для данного населенного пункта значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования, указанных в п.п.1.2.7 Методических указаний, на площадь земельных участков. Минимальное для г.Липецка значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования, указанных в п.п.1.2.7 Методических указаний равно <данные изъяты> руб. за один кв.м. Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена: земельного участка с КН в размере <данные изъяты> руб., - в размере <данные изъяты> руб., - в размере <данные изъяты> руб., - в размере <данные изъяты> руб.

При проведении государственной кадастровой оценки в 2012г. спорные земельные участки отнесены к 17 виду разрешенного использования, применен удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, соответствующий данному виду разрешенного использования.

Полагая, что при проведении государственной кадастровой оценки указанных земельных участков использованы недостоверные сведения об их разрешенном использовании, поскольку оценщиком не было учтено, что названные земельные участки фактически используются административным истцом непосредственно для выращивания сельскохозяйственных культур, административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре их кадастровой стоимости.

Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ. в Липецкой области, при Управлении Росреестра по Липецкой области №427, №428, №429, №430 от 14.06.2016г. отклонены заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , . Комиссией установлено, что в Отчете № от ДД.ММ.ГГГГ. действительно содержатся недостоверные сведения, но эти сведения не являются сведениями об объекте недвижимости, используемыми при определении его кадастровой стоимости.

Оценив установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что, оспаривая правомерность отнесения земельных участков с кадастровыми номерами , , , к 17 виду разрешенного использования, административный истец фактически оспаривает результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Липецкой области, утвержденные решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28.12.2012г. №3930 в части указанных земельных участков, утверждая о недостоверности сведений об указанных объектах оценки, представленных для государственной кадастровой оценки.

В материалах дела отсутствуют доказательства обращения административного истца по вопросу изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков с 17 вида разрешенного использования «для научно- исследовательских целей» на 15 вид разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования».

Это обстоятельство не оспаривалось и самим административным истцом, подтверждено при исследовании в ходе судебного разбирательства кадастровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами: , , , спорных земельных участков с кадастровыми номерами , , , , а также иных земельных участков, образованных путем выдела из земельных участков с кадастровыми номерами: , , вид разрешенного использования которых в 2010г. был изменен по заявлению административного истца.

При исследовании кадастровых дел на указанные земельные участки установлено, что разрешенный вид иных земельных участков (помимо спорных), образованных также в результате выдела из земельных участков с кадастровыми номерами , , был изменен по письменному заявлению административного истца.

В соответствии с положениями статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в частности, является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке, в частности, посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой оценки.

В пункте 13 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. В том числе к такому искажению данных может относиться неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в частности, целевое назначение объекта оценки и разрешенное использование земельного участка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на заинтересованном лице, если оно возражает против удовлетворения заявления.

Статьей 24.15 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что определение кадастровой стоимости земельных участков осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации Постановлением от 08.04.2000г. №316 утверждены Правила государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. №316, и п.1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007г. №39, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке. При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Во исполнение указанных Правил приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007г. №39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в силу п.1.4.1 и 1.4.2 которых определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в п.1.2 настоящих Методических указаний, включает в себя формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В соответствии с п.п.1.2.15 м 1.2.17 Методические рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов разрешенного использования, в том числе:

земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования (15 вид разрешенного использования),

земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (17 вид разрешенного использования).

На момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Липецкой области в 2012году кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определялась в разрезе видов разрешенного использования, установленных в п.1.2 Методических указаний.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик, как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Вид разрешенного использования указанных земельных участков, как это следует из свидетельств о государственной регистрации права, выданных административному истцу 13.05.2011г., определен как «для научно-исследовательских целей».

В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4), утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010г. №508, при определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки. Для целей настоящего Федерального стандарта оценки под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

При определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения. По результатам определения кадастровой стоимости объектов оценки оформляется отчет об определении кадастровой стоимости.

Согласно Отчету № об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Липецкой области, составленному ДД.ММ.ГГГГ. по результатам оценки ДД.ММ.ГГГГ., вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами , , , определен 17 с удельным показателем кадастровой стоимости <данные изъяты> руб. за один кв. м, в то время как, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером определен в размере <данные изъяты> руб. по 15 виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования».

Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что недостоверными сведениями, использованными при проведении кадастровой оценки, могут быть сведения, не соответствующие данным государственного кадастра недвижимости, возникшие при их переносе в формируемый перечень земельных участков, в том числе при определении номера вида разрешенного использования, а также наличие в государственном кадастре ошибок.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1. техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документе, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, 2. воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Административный истец указывает, что при проведении в 2012г. государственной кадастровой оценки спорных земельных участков оценщиком были использованы недостоверные сведения о виде разрешенного использования земельных участков: названным земельным участкам ошибочно определен 17 вид разрешенного использования вместо 15 вида разрешенного использования.

Однако, суд приходит к выводу, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о спорных земельных участках, как объектах государственной кадастровой оценки, оценщику для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в 2012г. были переданы в точном соответствии с данными государственного кадастра недвижимости.

Как уже было отмечено, вид разрешенного использования указанных земельных участков «для научно-исследовательских целей» подтверждается выданными в отношении указанных земельных участков административному истцу свидетельствами о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, кадастровыми паспортами на указанные земельные участки, где указаны сведения о их разрешенном использовании, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, «для научно-исследовательских целей».

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия технической или кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости, приведших к несоответствию сведений о разрешенном использовании земельных участков и, как следствие, к неправильному определению номера вида разрешенного использования для государственной кадастровой оценки. В нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом таких доказательств суду не представлено.

Как установлено при исследовании кадастровых дел на земельные участки, учет изменений объектов недвижимости иных земельных участков, помимо спорных земельных участков, произведен в связи с изменением вида разрешенного использования этих земельных участков, но не в связи с наличием кадастровой ошибки в сведениях.

По данным выгрузки сведений государственного кадастра недвижимости для оценщика в рамках проведенной в 2012г. государственной кадастровой оценки земельных участков из состава земель населенных пунктов Липецкой области в отношении спорных земельных участков представлены содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о том, что указанные земельные участки имеют разрешенный вид использования «для научно-исследовательских целей», однако удельный показатель кадастровой стоимости указан в размере <данные изъяты> руб. за один кв.м, по 15 виду разрешенного использования. Как указал в ходе судебного разбирательства представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Липецкой области, такие сведения были переданы органу кадастрового учета Управлением Росреестра по Липецкой области.

В обоснование своей позиции о допущенной административными ответчиками технической ошибки при предоставлении сведений о спорных земельных участках, как объектах государственной кадастровой оценки, административный истец сослался на письмо руководителя управления Росреестра по Липецкой области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. №, прилагаемые к этому письму акты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, из содержания которых усматривается, что разрешенный вид использования названных земельных участков «для научно-исследовательских целей», но удельный показатель кадастровой стоимости указан <данные изъяты> руб./один кВ.м. Основанием для определения кадастровой стоимости земельных участков в актах указана техническая ошибка.

Однако, исходя из приведенных положений материального права, установленных судом по данному делу обстоятельствах, не представляется возможным согласиться с утверждением административного истца о том, что указание в названных актах о технической ошибке, как основании определения кадастровой стоимости этих земельных участков по 15 виду разрешенного использования, свидетельствует о недостоверности сведений об объектах оценки – спорных земельных участках, использованных при проведении в 2012г. государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Липецкой области, утвержденной решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 28.12.2012г. №3930.

Из анализа, как названного письма руководителя Управления Росреестра по Липецкой области от 21.09.2010г., так и письма административного истца в Управление Росреестра по Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ., письма директора филиала ФГБУ»ФКП Росреестра» по Липецкой области от 22.04.2016г. №03054/16, письма директора ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Липецкой области от 30.09.2010г. №, следует, что в 2010г. удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков был определен по 15 виду разрешенного использования на основании письма административного истца №352 от 31.08.2010г. при сохранении вида разрешенного использования «для научно-исследовательских целей». Кадастровая стоимость иных земельных участков изменена в связи с внесением изменений в части разрешенного использования данных земельных участков, удельный показатель определен по 15 виду разрешенного использования.

В упомянутом письме № от ДД.ММ.ГГГГ. административный истец просил внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, в том числе и спорных земельных участков, изменив удельный показатель кадастровой стоимости, установленный для земель с разрешенным использованием «земли предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», на показатель <данные изъяты> руб./кв.м, установленный для земель с разрешенным использованием «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования», а также кадастровую стоимость каждого земельного участка определить из расчета <данные изъяты> руб./кв.м.

Из содержания письма от ДД.ММ.ГГГГ. руководителя Управления Росреестра по Липецкой области в Межрайонную ИФНС России по Липецкой области усматривается, что кадастровая стоимость спорных земельных участков пересчитана в 2010г., исходя из 15 вида разрешенного использования, в целях определения соответствующей налоговой базы этих земельных участков в 2010г.

Таким образом, указанное изменение для целей налогообложения в 2010г. на основании письма административного истца № от ДД.ММ.ГГГГ удельного показателя кадастровой стоимости спорных земельных участков имело место до проведения государственной кадастровой оценки земель в 2012г. На момент ее проведения в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о том, что спорные земельные участки состояли на кадастровом учете с разрешенным видом использования «для научно-исследовательских целей», но с указанием удельного показателя кадастровой стоимости <данные изъяты> руб./кв.м. Как уже было отмечено, именно такие сведения о спорных земельных участках были переданы ФГБУ «ФКП Росреестра» по Липецкой области Управлением Росреестра по Липецкой области, на момент проведения Государственной кадастровой оценки земельных участков из состава земель населенных пунктов Липецкой области в 2012г. в государственном кадастре недвижимости не содержалось сведений об ином виде разрешенного использования или об изменении в соответствии с законом вида разрешенного использования указанных земельных участков «для научно-исследовательских целей» на вид разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования».

По данному делу административный истец оспаривает кадастровую стоимость указанных земельных участков, утвержденную решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. №.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах следует признать, что административный истец не доказал того факта, что административные ответчики при проведении государственной кадастровой оценки спорных земельных участков в 2012г. исказили данные об указанных объектах оценки, на основании которых определялась их кадастровая стоимость.

Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид должно осуществляться на основании требований, установленных градостроительным регламентом (части 1, 3 статьи 37 ГрК РФ). Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов, состав и порядок предоставления которых установлен статьями 21,22 Закона о кадастре.

Исходя из отсутствия доказательств изменения в установленном законом порядке вида разрешенного использования спорных земельных участков, руководствуясь статьями 30,32,37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п.8 п.1 статьи 1, п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. №316, Методическими указаниями по оценке земель населенных пунктов, утвержденными Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007г. №39, Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Несостоятельна как на основание к удовлетворению требований административного истца, ссылка его представителя на положения ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации. Указание в названной правовой норме о том, что для научно-исследовательских целей могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения, само по себе в данном случае не может являться достаточным и безусловным основанием к признанию заявленных административным истцом требований обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании недостоверности сведений об объектах недвижимости земельных участках с кадастровыми номерами , , , , использованных при определении их кадастровой стоимости, утвержденной решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. №, установлении кадастровой стоимости названных земельных участков, исходя из 15 вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования».

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш ИЛ :

Административному истцу Федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский институт рапса» отказать в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Липецкой области о признании недостоверности сведений об объектах недвижимости земельных участках с кадастровыми номерами , , , , использованных при определении их кадастровой стоимости, утвержденной решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. № и установлении кадастровой стоимости названных земельных участков, исходя из 15 вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования»

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Липецкого областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий -подпись Т.А. Игнатенкова

Копия верна: судья Т.А. Игнатенкова