ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-181/2017 от 20.03.2017 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-181/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Козловой О.А.

при секретаре Коньшиной А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования,

у с т а н о в и л:

Решением Совета депутатов города Ивантеевки №463/31 от 21 октября 2016 года утверждено Положение «О подряде проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы города Ивантеевки Московской области» (далее Порядок), который опубликован в печатном издании «Пульс Ивантеевки» от 26 октября 2016 года №93(3214).

Административный истец обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании Решением Совета депутатов города Ивантеевки №463/31 от 21 октября 2016 года утвердившего вышеприведенный Порядок в части абзацев 3,4,5 пункта 3.3 названного положения противоречащими статье 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и недействующими.

Пунктом 3.3 Порядка установлены дополнительные ограничения для граждан на право участия в конкурсе, согласно которым кандидат допускается до участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы города Ивантеевки Московской области в случае:

-наличия у него высшего профессионального образования;

-наличия опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов, хозяйственного управления не менее пяти лет и (или) стажа работы на выборных и (или) руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, в органах местного самоуправления не менее пяти лет;

-наличия всех необходимых документов и информации, указанной в пункте 3.4-3.6.

Считает, что оспариваемым решением затрагиваются права неопределенного круга лиц, и его личные права на участие конкурсе на должность главы города Ивантеевки.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца по доверенности ФИО2 требования дополнил и просил признать нормативный правовой акт противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его издания полностью, поскольку данный акт подписан не уполномоченным на то лицом - исполняющей обязанности Главы города Ивантеевки ФИО3. Указав, что Положение в силу действующего Устава могло быть подписано только первым заместителем председателя Совета депутатов города Ивантеевки, ФИО4, поскольку полномочия прежнего Главы города Ивантеевка ФИО5 прекращены 21 октября 2016 года в связи с его отставкой по собственному желанию.

В судебном заседании представитель административного истца и административный истец ФИО1 требования поддержал и пояснил, что документы на участие в конкурсе он не подавал, так как согласно оспариваемой норме в отсутствие у него достаточного стажа работы он не был бы допущен к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы города Ивантеевки.

Представитель административного ответчика ФИО6 требования не признала. Пояснила, что оспариваемый Порядок принят в рамках полномочий Совета депутатов, подписан уполномоченным лицом и не противоречит нормам федерального законодательства. В соответствии с решением избирательной комиссии города Ивантеевки Московской области от 21 октября 2016 года №348/35, на основании личного заявления досрочно были прекращены полномочия Главы города Ивантеевки Московской области ФИО5. Первый заместитель Совета депутатов ФИО4 отказалась от исполнения полномочий главы города в связи, с чем решением Совета депутатов города Ивантеевки от 21 октября 2016 года №454/31 с 15 часов до вступления в должность Главы города Ивантеевки Московской области избранного по результатам конкурса, исполняющим обязанности Главы города назначена исполняющим обязанности руководителя администрации города Ивантеевки ФИО3. Данное решение принято депутатами единогласно, никем не оспорено и не отменено. Кроме того, просила учесть, что административный истец не подавал заявление на участие в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы города Ивантеевки, полагает, что не доказано нарушение прав свобод законных интересов административного истца оспариваемым нормативным актом. Просила в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Козловой О.А. полагавшей, что пункт 3.3 Положения предусматривающий дополнительные ограничения прав граждан на участие в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы города Ивантеевки противоречит федеральному законодательству, исследовав материалы административного дела в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.

Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Положения) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно части 2.1 названной статьи порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Абзацы седьмой и восьмой части 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в действующей редакции предусматривают, что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Согласно статьи 5 Закон Московской области от 11.06.2016 N 60/2016-ОЗ (ред. от 18.10.2016) "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 26.05.2016 N 9/167-П) глава городского округа избирается представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решение об утверждении оспариваемого Порядка было принято на заседании Совета депутатов 21 октября 2016 года, где присутствовало 18 депутатов от общей численности избранных на муниципальных выборах 20 депутатов (статьи 24,28 Устава), что свидетельствует о наличии кворума. В повестку дня заседания Совета помимо прочих, включен вопрос №12 о принятии оспариваемого Положения, по данному вопросу депутатами было принято единогласное решение.

Во исполнение соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта решение Совета депутатов №463/31 от 21 октября 2016 года подписано исполняющим обязанности главы города Ивантеевки.

26 октября 2016 года в печатном издании "Пульс Ивантеевки" N 93 опубликован порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Ивантеевки Московской области, утвержденный решением Совета депутатов города Ивантеевки от 21 октября 2016 года №463/31.

Рассматривая порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что указанный Порядок принят компетентным органом с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.

Из пояснений административного ответчика и представленных документов следует, что в соответствии с решением Избирательной комиссии города Ивантеевки Московской области от 21 октября 2016 года №348/35 на основании личного заявления от 21 октября 2016 года в 14 часов 50 минут досрочно прекращены полномочия главы города Ивантеевки ФИО5.

Решением Совета депутатов города Ивантеевки от 21 октября 2016 года №454/31 с 15 часов 21 октября 2016 года до вступления в должность главы города Ивантеевки Московской области избранного по результатам конкурса, исполняющим обязанности Главы города Ивантеевки Московской области назначена ФИО3. Данное решение не оспорено, не отменено и предметом данного разбирательства не являлось.

Таким образом, утверждение административного истца о подписании нормативного правового акта неуполномоченным лицом суд находит не состоятельным и по сути направленным на оспаривание иного нормативного правового акта представительного органа, требования о котором в данном административном деле не ставятся.

Проверяя содержание оспариваемого Порядка на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующее.

Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено, что право на участие в конкурсе имеют граждане, отвечающие требованиям, установленным настоящим положением.

К кандидату на должность Главы города Ивантеевки Московской области предъявляются требования к образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления полномочий Главы города по решению вопросов местного значения.

Кандидат допускается к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы города Ивантеевки Московской области в случае:

- наличия высшего профессионального образования;

-наличия опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов, хозяйственного управления не менее пяти лет и (или) стажа работы на выборных и (или) руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, в органах местного самоуправления не менее пяти лет;

- наличия всех необходимых документов и информации, указанной в пунктах 3.4-3.6.

Из пункта 2 Порядка следует, что целью конкурса является отбор на альтернативной основе кандидатур на должность главы города Ивантеевки Московской области из числа претендентов, представивших документы для участия в конкурсе. Пункты 4.3-4.6 предусматривают перечень документов необходимых для представления кандидатом.

Анализ приведенного выше позволяет сделать вывод, что пункт 2 и пункты 4.3-4.6 Порядка взаимосвязаны с пунктом 3.3 Порядка, поскольку в абзаце 3 пункта 3.3 названного Порядка установлены обязательные требования к кандидатам на должность главы города Ивантеевки Московской области, в отсутствие которых кандидат к участию в конкурсе по отбору кандидатур не допускается.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Советом депутатов при определении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Ивантеевки Московской области установлены требования к гражданам, желающим принять участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы города Ивантеевки, определены правовые механизмы по отбору кандидатов, удовлетворяющих требованиям к должности главы, и ограничение допуска граждан к участию в конкурсе в случае несоответствия требованиям, установленным Порядком.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами установлен исчерпывающий перечень требований к гражданам - кандидатам на выборную должность главы муниципального образования (запреты и ограничения для лиц, замещающих муниципальные должности, наличие судимости, наличие счетов (вкладов, денежных средств и ценностей) в иностранных банках) и не предоставлено право устанавливать иные требования помимо тех, которые установлены федеральными законами, ни органам государственной власти субъектов РФ, ни органам местного самоуправления.

Представительный орган муниципального образования в пункте 3.3 Порядка предусмотрел требования к образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам кандидата для осуществления полномочий которые являются предпочтительными для осуществления полномочий главы по решению вопросов местного значения, что полностью согласуется с нормой статьи 36 ФЗ №131.

Одновременно данная норма правового акта предписывает не допущение к участию в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы лиц без высшего профессионального образования и наличия опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов, хозяйственного управления не менее пяти лет и (или) стажа работы на выборных и (или) руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, в органах местного самоуправления не менее пяти лет, то есть накладывает определенный запрет на участие в конкурсе для категории граждан не соответствующих установленным условиям.

Между тем Федеральный закон N 131-ФЗ и N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установили исчерпывающие основания, по которым гражданин не может быть зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования. Таких ограничений как отсутствие высшего профессионального образования и стажа работы для регистрации кандидатом для участия в конкурсе федеральное законодательство не содержит.

Разрешая заявленные требования с учетом положений федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые правовые нормы, содержащиеся в абзаце 3 пункта 3.3 Порядка ограничивают право граждан к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы города Ивантеевки, чем нарушаются принципы равенства всех пред законом и верховенства закона, требования определенности, ясности, недвухсмысленности законодательного регулирования, а также приводят к неединообразному пониманию и толкованию правовых норм правоприменителями, а, следовательно, в данной части административное исковое заявление подлежат удовлетворению.

Поскольку порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Ивантеевки Московской области применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, суд признает пункт 3.3 Положения недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном издании "Пульс Ивантеевки" в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173 - 177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 3.3 Положения «О подряде проведения конкурса по отбору кандидатов на должность Главы города Ивантеевки Московской области», утвержденного решением Совета депутатов города Ивантеевки №463/31 от 21 октября 2016 года в части предъявления требований к кандидату о допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы города Ивантеевки Московской области в случае наличия высшего профессионального образования и наличия опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов, хозяйственного управления не менее пяти лет и (или) стажа работы на выборных и (или) руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, в органах местного самоуправления не менее пяти лет.

Опубликовать в местном печатном издании «Пульс Ивантеевки» сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья М.Ю. Елизарова