ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-181/2022 от 17.02.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-181/2022

УИД 32OS0000-01-2021-001320-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 17 февраля 2022 г.

Брянский областной суд в составе

председательствующего судьи Максимовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Королевой В.С.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

представителя административного истца Черкасовой М.А.,

представителя административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сорокун Светланы Витальевны о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенных приказами управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции от 27 января 2022 года № 68), от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции от 27 января 2022 года № 67),

УСТАНОВИЛ:

приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 января 2022 года № 68, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 января 2022 года, Перечень на 2020 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 января 2022 года № 67, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28 января 2022 года, Перечень на 2021 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2021 года.

В Перечни на 2020, 2021 годы включено принадлежащее Сорокун С.В. на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером (пункт Перечня на 2020 год – в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 января 2022 года № 68; пункт Перечня на 2021 год – в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 января 2022 года № 67).

Административный истец Сорокун С.В. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечни на 2020 и 2021 годы указанного объекта недвижимости, ссылаясь на то, что нежилое здание не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект недвижимости является складом, фактически не используется, находится в аварийном состоянии. Объект размещен на земельном участке с разрешенным видом использования: объекты гаражного назначения, для размещения объектов транспорта. С учетом уточненных административных исковых требований в связи с изменившейся редакцией оспариваемых перечней административный истец Сорокун С.В. просит суд:

-признать недействующим с 1 января 2020 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа Управления имущественных отношений от 27 января 2022 года № 68);

-признать недействующим с 1 января 2021 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа Управления имущественных отношений от 27 января 2022 года № 67).

В судебном заседании представитель административного истца Черкасова М.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что спорный объект недвижимости является складом, фактически не используется, находится в аварийном состоянии. Объект размещен на земельном участке с разрешенным видом использования: объекты гаражного назначения. Включение здания в Перечни нарушает права административного истца Сорокун С.В., поскольку необоснованно возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Представитель административного ответчика Савенко О.В. возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области приняты уполномоченным органом, процедура их опубликования соблюдена. Спорный объект недвижимости включен в Перечни на 2020 и 2021 год в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное строение – для «размещения объектов торговли».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Пахомовой Н.А., полагавшей административный иск частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции), управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области и уполномочено принимать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

На основании пункта 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 27 января 2022 года № 68 и № 67, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного Кодекса административно-деловым и торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень (пункты 1, 9, 10, 12, 15).

Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в данном случае административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

При этом, статья 378.2 Налогового кодекса РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней, как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.

Как следует из объяснений в судебном заседании представителя административного ответчика Савенко О.В., принадлежащий истцу объект недвижимости включен в Перечни на 2020 и 2021 годы в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное строение – для «размещения объектов торговли». Обследование спорного здания с целью установления его фактического использования не проводилось.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по состоянию на дату вынесения оспариваемого приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 об определении Перечня на 2020 год, административный истец Сорокун С.В. являлась собственником нежилого здания – склада, площадью 1255,7 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № от 13 апреля 2019 года (л.д.67-68 Т.1).

Согласно техническому паспорту на спорный объект и экспликации к нему по состоянию на 10 июля 2002 года, плану земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 17 августа 2016 года, составленным межрайонным отделением № 4 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», спорный объект представляет собой отдельно расположенное строение (литера Р), имеет наименование «вспомогательный склад сырья», площадь объекта составляет 1255,7 кв.м.

Право собственности административного истца на указанный объект недвижимости зарегистрировано 22 октября 2012 года.

По состоянию на 25 ноября 2019 года спорное нежилое здание располагалось на земельном участке, площадью 5 106 кв.м., с кадастровым номером , с разрешенным видом использования: для размещения объектов торговли, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 13 апреля 2019 года № , от 13 ноября 2019 года № (л.д.64-68 Т.1), и не оспаривалось представителем административного истца в судебном заседании.

Названный земельный участок, площадью 5 106 кв.м., с кадастровым номером , предоставлен в собственность Сорокун С.В. постановлением Клинцовской городской администрации от 6 августа 2013 года № для размещения объектов торговли, поставлен на кадастровый учет 24 апреля 2013 года с видом разрешенного использования: для размещения объектов торговли.

Впоследствии по заявлению Сорокун С.В. из земельного участка с кадастровым номером сформированы и 25 сентября 2020 года поставлены на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , площадью 4558 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером , площадью 548 кв.м., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости на указанные земельные участки от 10 декабря 2021 № , от 04.02.2022 № , другими материалами дела.

Постановлением Клинцовской городской администрации от 30 октября 2020 года № земельному участку, площадью 4558 кв.м., с кадастровым номером , и нежилому зданию (склад, площадью 1255,7 кв.м.) с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, присвоен новый адрес: <адрес>

29 сентября 2020 года Сорокун С.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «для размещения объектов торговли» на «объекты гаражного назначения» (л.д. 24-25 Т.2).

19 октября 2020 года сведения об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером с «для размещения объектов торговли» на «объекты гаражного назначения» внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается уведомлением межмуниципального отдела по Клинцовскому, Красногорскому и Гордеевскому районам и г.Клинцы Управления Росреестра по Брянской области № от 19 октября 2020 года (л.д. 29 Т.2).

Таким образом, судом установлено, что по состоянию на дату вынесения оспариваемого приказа управления имущественных отношений Брянской области 25 ноября 2019 года № 1524 об определении Перечня на 2020 год, принадлежащее истцу нежилое здание с кадастровым номером располагалось на земельном участке с видом разрешенного использования «для размещения объектов торговли», в то время как по состоянию на дату вынесения оспариваемого приказа управления имущественных отношений Брянской области 27 ноября 2020 года № 1723 об определении Перечня на 2021 год спорное здание с кадастровым номером располагалось на земельном участке с видом разрешенного использования «объекты гаражного назначения».

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного Кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, вступившим в силу 24 декабря 2014 года, утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (действовавший по состоянию на дату возникновения спорных правоотношений), в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «размещение объектов торговли» в полной мере соответствует виду разрешенного использования, содержащемуся в строке с кодом 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающему размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра.

Согласно пункту 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 до вступления его в силу виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (действовавшей на дату постановки земельного участка на кадастровый учет).

Названными Методическими указаниями определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков как земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что разрешенный вид использования земельного участка «для размещения объектов торговли» предусматривает размещение на земельном участке торговых объектов, при этом названный вид разрешенного использования земельного участка не является смешанным и указывающим на возможность его неоднозначного толкования в целях применения положений подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, принимая во внимание, что на момент вынесения оспариваемого приказа от 25 ноября 2019 года № 1524 об утверждении Перечня на 2020 год принадлежащее истцу нежилое здание с кадастровым номером располагалось на земельном участке с кадастровым номером , вид разрешенного использования которого прямо и однозначно предусматривал размещение объектов торговли, что является достаточным и самостоятельным основанием для отнесения расположенного на нем нежилого здания к объектам налогообложения по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2, подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не требовало определения вида фактического использования здания, суд приходит к выводу о правомерности включения принадлежащего Сорокун С.В. объекта с кадастровым номером в Перечень на 2020 год.

Доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок с кадастровым номером , на котором располагалось спорное здание, на момент определения Перечня на 2020 год имел иной вид разрешенного использования - суду не представлено.

Часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации различает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: основные; условно разрешенные; вспомогательные, которые допустимы только в дополнение к основным и условно разрешенным для совместного с ними осуществления. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются по каждой территориальной зоне, и обязательно - основные виды для каждой территориальной зоны, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (части 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). По общему правилу, основные и вспомогательные виды выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства из видов, предусмотренных зонированием территорий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, налогоплательщик не лишен законной возможности инициировать указанное изменение, с тем чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.

Представитель административного истца Черкасова М.А. в судебном заседании не отрицала, что с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, административный истец обратилась только в сентябре 2020 года.

При этом суд отклоняет доводы представителя административного истца о том, что спорное здание не предназначено для размещения торговых площадей и фактически не используется, как не имеющие правового значения для разрешения спора по существу, поскольку на момент издания приказа от 25 ноября 2019 года № 1524 вид разрешенного использования земельного участка предусматривал размещение торговых объектов, что является самостоятельным основанием для включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2020 год.

Доводы представителя административного истца о возможности включения в Перечень нежилого здания только при условии его фактического использования для осуществления торговой деятельности, суд находит несоответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой критерием установления особенности определения налоговой базы является не совокупность условий, а хотя бы одно из условий, в частности предназначение или фактическое использование в целях размещения торговых объектов.

В данном случае спорное здание было включено в Перечень не по виду его фактического использования, а по его назначению исходя из вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем фактическое использование здания в 2020 году правового значения не имеет, поскольку данное обстоятельство не служило основанием для включения здания в Перечень на 2020 год.

Суд также отклоняет доводы представителя административного истца о нахождении спорного здания в аварийном состоянии, поскольку относимых и допустимых доказательств признания спорного объекта аварийным по состоянию на дату издания приказа от 25 ноября 2019 года № 1524 об определении Перечня на 2020 год, суду не представлено. Спорное здание до настоящего времени не снято с кадастрового учета.

С учетом изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Сорокун С.В. в части требований о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 27 января 2022 года № 68), поскольку включение принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Рассматривая требование административного истца в части включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2021 год, суд приходит к следующему.

Как указано выше, на момент издания оспариваемого приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 об определении Перечня на 2021 год вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, был изменен, спорное нежилое здание располагалось на земельном участке с видом разрешенного использования «объекты гаражного назначения».

Такой вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещения объектов торговли, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания законным включения спорного объекта в Перечень на 2021 год, административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что спорное здание предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо предназначено или фактически используются не менее 20 процентов общей площади для размещения указанных объектов недвижимости.

Вместе с тем, таковых доказательств по делу не имеется.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на дату вынесения оспариваемого приказа от 27 ноября 2020 года № 1723 об определении Перечня на 2021 год принадлежащее истцу здание с кадастровым номером имело назначение: «нежилое», наименование «склад».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (действующей на момент возникновения спорных отношений) площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Таким образом, для признания объекта недвижимости торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что принадлежащее Сорокун С.В. нежилое здание с кадастровым номером соответствует требованиям, необходимым для признания его торговым объектом.

Согласно техническому паспорту на спорный объект и экспликации к нему по состоянию на 10 июля 2002 года, составленным межрайонным отделением № 4 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», спорный объект имеет наименование «вспомогательный склад сырья», площадью 1255,7 кв.м., состоит из помещений: № 1 с назначением: складское, площадью 948,3 кв.м.; № 2 с назначением: складское, площадью 51,5 кв.м.; № 3 с назначением: складское, площадью 255,9 кв.м.

Таким образом, площадь спорного здания с кадастровым номером полностью состоит из складских помещений.

В пункте 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.

К складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.

Таким образом, на основании сведений о спорном объекте недвижимости, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета, нельзя сделать безусловный вывод о том, что спорный объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, является торговым по предназначению. При этом, доказательств, подтверждающих включение в оспариваемый Перечень спорного объекта недвижимости по его фактическому использованию для размещения торговых объектов административным ответчиком не представлено.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 57137-2016 от 1 июня 2017 года «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

По смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания. Однако, доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом спорный объект недвижимости на момент его включения в оспариваемые Перечни использовался для оказания бытовых услуг потребителям, административным ответчиком не представлено.

Наименование спорного объекта как «склад» и нахождение в его составе помещений с наименованием «складские» не свидетельствуют о его предназначении или использовании в качестве объекта бытового обслуживания.

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения» общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в т.ч. изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1); предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (пункт 5.9).

Между тем, исходя из сведений о спорном объекте недвижимости, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета, не предусматривающих размещение в нем объектов общественного питания, также нельзя сделать безусловный вывод о том, что данный объект соответствует условиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения его в оспариваемые Перечни как объекта, предназначенного или используемого в целях размещения объекта общественного питания. Доказательств, подтверждающих его фактическое использование в указанных целях не представлено.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что из технической документации на принадлежащий административному истцу объект недвижимости следует, что в данном помещении отсутствуют площади, предназначенные для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки.

Иных доказательств, подтверждающих использование принадлежащего административному истцу спорного объекта недвижимости в качестве офиса, торгового объекта, объекта общественного питания и (или) объекта бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.

Обследование здания с целью установления его фактического использования по состоянию на дату утверждения Перечня на 2021 год не проводилось.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Сорокун С.В. в части требований о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 27 января 2022 года № 67).

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных его положений не действующими с 1 января 2021 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Сорокун Светланы Витальевны - удовлетворить частично.

Признать недействующим с 01 января 2021 года пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции от 27 января 2022 года № 67).

В удовлетворении административного иска Сорокун Светланы Витальевны о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции от 27 января 2022 года № 68) – отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е. А. Максимова

Мотивированное решение суда изготовлено 4 марта 2022 года.