ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1821/20 от 17.03.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-2/2022

(№ 3а-269/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-862/2021 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ФастПласт» к Правительству Московской области, Министерству экологии и природопользования Московской области о признании недействительным постановление Правительства Московской области № 843/39 от 19.11.2019 года «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2019 года № 843/39 «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» утвержден Паспорт памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово»; утверждены прилагаемые границы памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово»; признан не подлежащим применению Паспорт памятника природы «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово», утвержденный постановлением Главы Администрации Московской области от 07.09.1992 года № 194 «Об организации государственных памятников природы и заказников в Московской области».

Административный истец ООО «ФастПласт» (далее по тексту – Общество) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений в порядке части 1 статьи 46, пункта 1 части 2 статьи 135 КАС РФ к Правительству Московской области, Министерству экологии и природопользования Московской области с требованиями о признании недействительным постановление Правительства Московской области № 843/39 от 19.11.2019 года «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» по порядку нарушения его принятия; в части наложения обременения в виде особо охраняемой природной территории (далее по тексту – ООПТ) на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, общей площадью 4917 кв.м. и <данные изъяты>, общей площадью 1000 кв.м., расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Кратово, дп Кратово, ул. Туполева, в кадастровых границах в соответствии с заключением кадастрового инженера; об обязании Правительства Московской области внести изменения в постановление Правительства Московской области № 843/39 от 19.11.2019 года «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово», которым изменить границы памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово», отображаемые в схеме территории и плане границ объекта «Особо охраняемая природная территория - памятник природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово», и координаты точек этих границ, исключив из земель объекта «Особо охраняемая природная территория - памятник природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» земли участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, общей площадью 4917 кв.м. и <данные изъяты>, общей площадью 1000 кв.м. и уменьшив общую площадь памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» до 182,5283 га от 183,12 га.

Требования мотивированы тем, что административный истец ООО «ФастПласт» является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты> общей площадью 4917 кв.м., <данные изъяты> общей площадью 1000 кв.м., расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Кратово, дп Кратово, ул. Туполева, относящихся к категории земель «земли населенных пунктов» и имеющих вид разрешенного использования «под размещение модулей (ангаров)», и объекта капитального строительства – ангара, площадью 754,7 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного на вышеуказанных земельных участках (преимущественно на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>). Разделом 3 Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» определено местонахождение памятника природы по адресу: Московская область, Раменский городской округ, территория вдоль долины реки Хрипань и ее притока ручья Куниловка с примыкающими участками лесопарковых насаждений от Раменского шоссе до улицы Туполева. Разделом 4 Паспорта определена площадь памятника природы, которая составляет 183,12 га. Памятник природы создан без изъятия земель собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Земельные участки с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащие Обществу, включены в границы территории памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово», а именно земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> практически полностью расположен в границах памятника природы областного значения, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет незначительное наложение. По мнению административного истца, включение земельных участков истца в ООПТ препятствует реализации права собственности на землю, поскольку в соответствии с Разделом 5 Паспорта, для земельных участков из состава земель населенных пунктов, к которому отнесены земельные участки истца, определен вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что фактически изменяет характеристики земельных участков истца и является нарушением прав собственника, что противоречит требованиям ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Общество утверждает, что включение принадлежащих обществу земельных участков в ООПТ противоречит требованиям п. 2 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку постановлением не предусмотрено изъятие земельных участков для государственных нужд, в то время как использование их по назначению в соответствии с действующим градостроительным регламентом не представляется возможным, так как земельные участки отнесены к функциональной и территориальной зоне производственных и коммунально-складских объектов, допускающей складскую деятельность, в связи с чем генеральный план, по мнению административного истца, имеет приоритетное значение для определения границ земельных участков.

Кроме того, указание на то, что памятник природы создан без изъятия земель собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не соответствует действительности, поскольку распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области № 828-Р от 25.12.2018 года земельный участок истца <данные изъяты> и часть земельного участка истца <данные изъяты> изъяты для государственных нужд Московской области, в целях реконструкции автомобильной дороги <...> что было заведомо известно административным ответчикам, и соответственно является превышением пределов полномочий при принятии оспариваемого постановления.

Также, в случае создания памятника природы без изъятия земель собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица на землях, на которых создан памятник, принимают на себя обязательства по охране особо охраняемых природных территорий регионального значения, в силу пункта 3 статьи 26 и положений статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которым на правообладателей земельных участков возлагается обязанность по обеспечению режима особой охраны территорий памятников природы, что противоречит пункту 1 статьи 35 указанного закона, согласно которому охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся.

Также, по мнению административного истца, оспариваемое постановление принято с превышением пределов компетенции Правительства Московской области и уполномоченного органа Министерства экологии и природопользования Московской области, так как вопросы о создании особо охраняемых природных территорий областного значения, об изменении режима их охранной зоны находятся в совместном ведении исполнительного органа субъекта федерации и федеральных органов власти в лице уполномоченных органов, в связи с чем в случае изменения площади государственного природного заказника исполнительный орган субъекта федерации обязан предварительно согласовать такие изменения с уполномоченным органом исполнительной власти в области окружающей среды, в соответствии положениями ч. 6 ст. 2 Закона N 33-ФЗ. Поскольку площадь территории памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» изначально была определена в размере 212,0 га, а впоследствии оспариваемым постановлением уменьшена до 183,12 га (раздел 4 паспорта), данное изменение подлежало обязательному согласованию с Министерством экологии и природопользования Московской области, однако данного согласования не имеется, что влечет за собой нарушение процедуры принятия.

При этом, принадлежащие административному истцу на праве собственности земельные участки, по мнению последнего, никаким образом не связаны с ООПТ, не используются для обслуживания и доступа к ООПТ. Перевод данных земель в категорию ООПТ не обусловлен необходимостью их использования в целях обеспечения функционирования особо охраняемой природной территории «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» и нарушает право административного истца на использование спорных земельных участков в соответствии с целевым назначением.

Истец указал, что цель судебной защиты является пресечение обстоятельств и фактов, нарушающих правомочия собственника ст. 12, 13, 304, 305 ГК РФ и ст. 2, 60, 61 Земельного кодекса РФ в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 1 и п. 2 ст. 60 ЗК РФ).

В судебное заседание 17.03.2022 года представитель административного истца не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом. Ранее представитель административного истца по доверенности ФИО2 административные исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика Правительства Московской области на основании доверенности ФИО3 явилась, просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск. В обоснование своей правовой позиции указала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, нахождение земельных участков, принадлежащих административному истцу, в границах ООПТ не противоречит действующему законодательству и не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку такого ограничения действующее законодательство не содержит.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области на основании доверенности ФИО4 также просила в удовлетворении административного иска отказать, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.

В судебное заседание представитель административного ответчика Министерства экологии и природопользования Московской области не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом. Ранее просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, о чем представил письменные пояснения соответствующего содержания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «ПСК «Пластметалл» не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом. Ранее представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому поддержал заявленные требования, просил о рассмотрении дела в порядке искового производства.

Иные участники процесса, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверив в соответствии с частями 7, 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции и полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный Федеральный закон регулирует также отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14.03.1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), на территории Московской области - Закон Московской области от 23.07.2003 года N 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон МО N 96/2003-ОЗ).

Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 23 данного Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Московской области от 02.11.2005 года N 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.

В силу положений статьи 6 Закона Московской области N 96/2003-ОЗ от 23.07.2003 года, Правительство Московской области утверждает положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения, утверждает границы особо охраняемых природных территорий областного значения, принимает решения об организации, реорганизации, упразднении особо охраняемых природных территорий областного значения, устанавливает особенности организации, реорганизации и упразднения отдельных категорий особо охраняемых природных территорий областного значения.

Согласно статьи 1 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 года N 277/12, Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, водных отношений, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха, лесных отношений, рационального использования и охраны недр, земельных отношений, обеспечения экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области.

Пунктом 12.1.4 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области определено, что в полномочия Министерства, в том числе входят подготовка предложений Правительству Московской области об организации, изменении категории, режима, границ и упразднении особо охраняемых природных территорий областного значения.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что постановлением Правительства Московской области от 19.11.2019 года № 843/39 «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» утвержден Паспорт памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово»; утверждены прилагаемые границы памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово»; признан не подлежащим применению Паспорт памятника природы «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово», утвержденный постановлением Главы Администрации Московской области от 07.09.1992 года № 194 «Об организации государственных памятников природы и заказников в Московской области».

Установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что оспариваемое постановление Правительства Московской области от 19.11.2019 года № 843/39 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 20 ноября 2019 года; в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 27 от 14 февраля 2020 года; в Информационном вестнике Правительства Московской области № 5 от 16 марта 2020 года.

В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона Московской области № 230/2005-03 «О Правительстве Московской области» полный текст актов Правительства Московской области, опубликованный в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», в Информационном вестнике Правительства Московской области, размещённый (опубликованный) на Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru), является официальным.

При данных обстоятельствах, оснований для признания оспариваемых постановлений Правительства Московской области, как принятых с нарушением компетенции органа власти и порядка официального опубликования, у суда не имеется.

Оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

При этом, административным истцом указывается на нарушение установленной пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» процедуры принятия нормативного правового акта.

Суд не соглашается с доводами административного истца, исходя из следующего.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, административный истец ООО «ФастПласт» является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты> общей площадью 4917 кв.м., <данные изъяты> общей площадью 1000 кв.м., расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Кратово, дп Кратово, ул. Туполева, относящихся к категории земель «земли населенных пунктов» и имеющих вид разрешенного использования «под размещение модулей (ангаров)», и объекта капитального строительства – ангара, площадью 754,7 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного на вышеуказанных земельных участках (преимущественно на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>). Земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0100855:84, 50:23:0100855:85 были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 5 917 кв.м. и ангара, расположенного на данном земельном участке от 24.09.2018 года. Ранее собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и ангара было ООО «Интека-Кратово».

Памятник природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» организован в 1992 году, его паспорт утвержден Постановлением Главы администрации Московской области от 07.09.1992 года № 194 «Об организации государственных памятников природы и заказников в Московской области» с описательными границами и без изъятия земель собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, указана площадь памятника природы – 212 га.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, ранее принадлежащий ООО «Интека-Кратово» входил в границы ООПТ, утвержденные Постановлением Главы администрации Московской области от 07.09.1992 года № 194 «Об организации государственных памятников природы и заказников в Московской области».

В соответствии с Законом Московской области № 96/2003-ОЗ и Постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009 года № 106/5 «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области» утверждено оспариваемое Постановление.

При проведении кадастровых работ в 2016 году по определению границ ООПТ «Памятник природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово», земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащие обществу на праве собственности, были включены кадастровым инженером в границы Памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово», а именно земельный участок с кадастровым номером 50:23:0100855:84 практически полностью расположен в границах памятника природы областного значения, земельный участок с кадастровым номером 50:23:0100855:85 имеет незначительное наложение. В результате проведения геодезических работ по описательным границам установлена географическая привязка границ, определена точная площадь памятника природы – 183,12 га.

Таким образом, по административному делу установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> входят в границы ООПТ, границы и режим особой охраны которой утверждены оспариваемым постановлением Правительства Московской области от 19.11.2019 года № 843/39 «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово».

В соответствии с разделом 3 Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» определено местонахождение памятника природы по адресу: Московская область, Раменский городской округ, территория вдоль долины реки Хрипань и ее притока ручья Куниловка с примыкающими участками лесопарковых насаждений от Раменского шоссе до улицы Туполева.

Разделом 4 Паспорта определена площадь памятника природы, которая составляет 183,12 га. Памятник природы создан без изъятия земель собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Схема территории памятника природы представлена в Приложении к Паспорту.

Согласно разделу 5 Паспорта (виды разрешенного использования земельных участков и территории, входящие в памятник природы) для земельных участков из состава земель населенных пунктов определяется следующий вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Схема территории памятника природы, являющаяся Приложением к Паспорту включает в себя, в числе прочих, земельные участки административного истца с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Факт включения в границы ООПТ земельного участка истца с кадастровым номером <данные изъяты> и часть земельного участка истца с кадастровым номером <данные изъяты> участниками процесса не оспаривается.

В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), одной из категорий земель в Российской Федерации являются земли особо охраняемых территорий и объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (часть 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в ст. 17 Закона МО № 96/2003-ОЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ с учётом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

Исходя из положений пунктов 1, 3 статьи 22 Федерального закона N 33-ФЗ, ст. 16 Закона Московской области N 96/2003-ОЗ, государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 33-ФЗ создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Исходя из статьи 25 Федерального закона N 33-ФЗ, статьи 17 Закона Московской области N 96/2003-ОЗ, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, – особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 26 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ установлено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством (п.п. 4, 5 ст. 26 Федерального закона N 33-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона N 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы (п. 2 ст. 27 Федерального закона N 33-ФЗ).

Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов (п. 3 ст. 27 Федерального закона N 33-ФЗ).

Статьей 17 Закона Московской области N 96/2003-ОЗ также предусмотрено, что земельные участки, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением Правительства Московской области. В случае объявления природного объекта и комплекса памятником природы без изъятия земель у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, на землях которых находятся памятники природы, они принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.

Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что объявление территорий памятниками природы осуществляется как с изъятием земельных участков у собственников, так и без такового.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Закона Московской области N 96/2003-ОЗ реорганизацией особо охраняемых природных территорий является изменение их границ, режима, категории, значения. Не является изменением границ особо охраняемых природных территорий исправление технических ошибок (описок, опечаток, грамматических или арифметических ошибок), установленных в описании местоположения границ особо охраняемых природных территорий при приведении положений (паспортов) особо охраняемых природных территорий, принятых до вступления в силу Федерального закона N 33-ФЗ, в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Реорганизация особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется на основании утвержденной Правительством Московской области схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, результатов инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также по предложениям органов государственной власти Московской области, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений (ч. 2 ст. 14.1 Закона Московской области N 96/2003-ОЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Московской области № 230/2005-03 «О Правительстве Московской области» к полномочиям Правительства Московской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользованием, землепользованием и лесных отношений относится создание особо охраняемых природных территорий областного значения, осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственное управление и контроль в области организации, функционирования и охраны таких территорий.

Постановлением Правительства Московской области от 11 февраля 2009 года № 106/5 «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области памятник природы «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» включён в Перечень особо охраняемых природных территорий областного значения (пункт 152 Раздела Ш).

Частью 3 статьи 6 Закона Московской области № 96/2003-03 «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что утверждение положения (паспорта) особо охраняемой природной территории областного значения относится к полномочиям Правительства Московской области.

Памятник природы «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» утвержден постановлением Главы Администрации Московской области от 07 сентября 1992 года № 194 «Об организации государственных памятников природы и заказников в Московской области» (далее - Постановление № 194) с описательными границами без изъятия земель собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, указана площадь памятника природы – 212 га.

Государственной программой Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2014-2018 годы предусмотрено мероприятие - разработка материалов об особо охраняемых природных территориях областного значения для занесения в государственный кадастр недвижимости (пункт 2.1.4 «Разработка материалов об особо охраняемых природных территориях областного значения для внесения в Государственный кадастр недвижимости» подпрограммы «Охрана окружающей среды»).

В 2016 году в рамках Государственного контракта от 12 июля 2016 года № 1455-ЭКО между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Гринлайф Кадастровое Бюро» в соответствии с Государственной программой Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2014-2018 годы проведены геодезические работы и подготовлены материалы о местоположении памятника природы «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» с перечнями координат характерных (поворотных точек) в местной системе координат для Московской области (МСК-50).

При геодезической съемке границ памятника природы определены его границы с учетом основных объектов топографической основы (водотоки, границы населённых пунктов, лесопокрытые территории, границы лесных кварталов) и установлена графическая привязка границ. При проведении работ актуализировалась информация об объектах охраны на территории памятника природы.

В результате проведения геодезических работ по описательным границам с учетом основных объектов топографической основы оказалось возможным с достаточной точностью установить географическую привязку границ и определить точную площадь памятника природы - 183,12 га.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года «О кадастровой деятельности» (в редакции, действующей до 01.01.2017 года) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, в том числе о зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В силу статьи 10 названного Федерального закона, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, к которым относятся: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий; описание местоположения границ таких зон или территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны (п. 5.2 ст. 15 Федерального закона «О кадастровой деятельности»).

Таким образом, Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2019 № 843/39 «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» приведён в соответствии с требованиями действующего законодательства Паспорт памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» в части установления его границ в системе координат МСК-50. При этом фактического изменения границ заказника не производилось.

Земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> входят в границы памятника природы, утвержденного в 1992 году. Сведения о памятнике природы внесены в Единый государственный реестр недвижимости, границы памятника природы отображены на публичной кадастровой карте.

Таким образом, доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления в части согласования правительством Московской области с Министерством экологии и природопользования Московской области изменения площади государственного природного заказника необоснованны, поскольку не является изменением границ особо охраняемых природных территорий при приведении положений (паспортов) особо охраняемых природных территорий в соответствие с законодательством Российской Федерации, с учетом того, что фактического изменения границ заказника не производилось.

Также, неверно утверждение административного истца о том, что принадлежащие обществу земельные участки включены в состав памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» оспариваемым постановлением № 843/39, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> входят в границы памятника природы, утверждённые в 1992 году.

Статьей 27 Федерального закона № 33-ФЗ установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Паспортом памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» (раздел 5) определены виды разрешенного использования земельных участков и территории, входящие в памятник природы.

Для земельных участков из состава земель населенных пунктов определен вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

Для земельных участков из состава земель иных категорий и земель, не прошедших государственный кадастровый учет определен вид разрешенного использования - охрана природных территорий.

Данные виды разрешенного использования земельных участков (коды 2.1, 9.1) соответствуют классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», действовавшего на момент принятия Постановления № 843/39, и классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра России от 10 ноября 2020 года № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», действующему в настоящее время.

Статьей 6 Закона Московской области № 96/2003-03 «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что к полномочиям Правительства Московской области отнесено утверждения положения (паспорта) особо охраняемой природной территории областного значения.

В соответствии с частью 14 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» основные виды разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории (далее - Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 26 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Московской области вправе определять виды разрешенного использования земельных участков, входящих в памятник природы областного значения, в связи с чем оспариваемое постановление принято в пределах компетенции в соответствии с законодательством, в установленном порядке.

Согласно части б статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Ссылка административного истца на градостроительные документы не применима в указанном случае.

В соответствии с п. 2 ст. 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Частью 4 статьи 26 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ установлено, что объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима охраны памятников природы.

Таким образом, допускается существование на территории памятника природы земельных участков, находящихся в собственности, пользовании, владении юридических и физических лиц, без их изъятия, что также предусмотрено п. 9 ст. 95 ЗК РФ.

Согласно части 4 статьи 2 Закона Московской области № 96/2003-03 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории областного значения могут организовываться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без такового.

В разделе 4 Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» указано, что памятник природы создан без изъятия земель собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, что соответствует положениям ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также ч. 9 ст. 95 Земельного кодекса РФ.

С учетом вышеизложенного, утверждение административного истца о противоречии оспариваемых нормативных актов п. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что, как полагает административный истец, земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться только в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности необоснованны.

Также, необоснован довод истца о противоречии пункта 3 статьи 26 и положений статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которым на правообладателей земельных участков возлагается обязанность по обеспечению режима особой охраны территорий памятников природы, пункту 1 статьи 35 указанного закона, согласно которому охрана территорий памятников природы осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся.

Так, пунктом 3 статьи 26 и положениями статьи 27 Федерального закона достаточно детально регулируется порядок признания территорий, занятых памятниками природы, ООПТ, при этом следует учитывать двойную характеристику этих объектов: памятниками природы объявляются природные комплексы и объекты, а пространство (территория), на котором они расположены - ООПТ. Это означает, что все без исключения положения указанного закона, касающиеся общих требований к охране и использованию особо охраняемых природных территорий, распространяются на памятники природы.

В то же время пункт 1 статьи 35 закона посвящен вопросам охраны ООПТ, не являющихся государственными природными заповедниками и национальными парками, независимо от их вида и категории, а также устанавливает особенности охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения (федеральных государственных природных заказников).

В рамках реализации государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 года N 6656/35, проводятся мероприятия по реконструкции линейного объекта - автомобильной дороги улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области.

Проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области был утвержден Постановлением Правительства Московской области от 27 января. 2015 года N 20/1 «Об утверждении проекта планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области».

Постановлением Правительства Московской области от 21 июня 2018 года N 400/20 «О внесении изменений в проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области» в указанный выше нормативный правовой акт внесены соответствующие изменения.

На основании указанного постановления Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области принято распоряжение № 828-Р от 25.12.2018 года «Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области», согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:23:0100855:84 и часть земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100855:85 изъяты для государственных нужд Московской области, в целях реконструкции автомобильной дороги <...>.

При разработке проекта строительства (реконструкции) автомобильной дороги улицы Туполева в городском округе Жуковский Московской области проектировщик обращался за согласованием реконструкции в Министерство экологии и природопользования Московской области и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, что подтверждается информационными письмами Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.10.2010 года № 12-47/16520, от 30.10.2015 года № 12-47/27335.

Согласно письму Министерства экологии и природопользования Московской области от 16.11.2015 года №24исх-13570 в зону реконструкции автомобильной дороги особо охраняемые природные территории не входят (лист 17-18 положительного заключения на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по реконструкции автомобильной дороги ул. Туполева.

Кроме того, законодательство Российской Федерации не предусматривает запрет на изъятие земельных участков (их частей), входящих в зону особо охраняемых природных территорий.

Решением Московского областного суда от 9 июня 2020 года по делу №3а-365/2020, которое вступило в законную силу на основании апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2020 года установлено, что границы особо охраняемой природной территории не налагаются на территорию, вошедшую в состав элементов планировочной структуры, тем самым изъятие для государственных нужд Московской области, в целях реконструкции автомобильной дороги <...> спорных земельных участков законно и обоснованно.

Допустимых доказательств, опровергающих указанные выше фактические обстоятельства, стороной административного истца суду не представлено.

Суд также считает необходимым отметить, что решением Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2021 года по делу №А41-30816/21, которое вступило в законную силу на основании постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2022 года установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> входят в границы памятника природы, утвержденные в 1992 году, сведения о памятнике природы внесены в Единый государственный реестр недвижимости, границы памятника природы отображены на публичной кадастровой карте. При этом, обстоятельств, подтверждающих, что границы ООПТ «Памятник природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово», находятся за пределами границ земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, при рассмотрении дела не выявлено также как и незаконность их включения в границы ООПТ.

Указанные обстоятельства в силу части 2 статьи 64 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» являются преюдициальными, не подлежащими доказыванию вновь по указанному делу.

То обстоятельство, что памятник природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куноловки п. Кратово» расположен, в том числе, на земельных участках, принадлежащих на праве собственности административному истцу, не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку возможность ограничения прав и свобод правообладателей и иных лиц при создании ООПТ прямо предусмотрена законодательством об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях (ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Указание административного истца на нарушение его прав включением спорного земельного участка в границы памятника природы в связи с установленными ограничениями в использовании земельного участка также не влияет на законность оспариваемого нормативного правового акта.

Возможность ограничения прав и свобод правообладателей, населения, иных лиц при создании особо охраняемых природных территорий прямо предусмотрена законодательством об охране окружающей среды и об особо охраняемых природных территориях.

Статьей 27 Закона N 33-ФЗ установлен запрет на осуществление всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон (пункт 1), предусмотрено принятие собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, на которых находятся памятники природы, обязательств по обеспечению режима особой охраны памятников природы (пункт 2).

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие содержание правомочий собственников и иных владельцев недвижимого имущества, свидетельствуют о том, что свобода реализации правообладателями вещных прав на землю не является абсолютной и может осуществляться только в той мере, которая не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов иных лиц, не противоречит закону и законодательно установленным ограничениям оборота и использования земли.

Нормы статьи 209 ГК РФ, предусматривающей право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не могут толковаться расширительно, так как пункт 2 этой же статьи допускает возможность ограничения этих прав законом и иным правовым актом, а также наличием прав и охраняемых законом интересов других лиц. В данном случае, установленный нормативным правовым актом режим особой охраны памятника природы соответствует приведенным выше нормам федерального законодательства, и отвечает охраняемым законом интересам других лиц - населению Московской области в сохранении уникального природного комплекса исходя из принципа преобладания интереса сохранения памятника природы над интересами его использования (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых территориях», преамбула Закона Московской области «Об особо охраняемых территориях в Московской области»).

Установленные оспариваемым постановлением на территории, включающей земельные участки административного истца, запреты не нарушают его субъективных прав как участника гражданско-правовых отношений, поскольку регулируют вопросы использования памятника природы, а не имущества административного истца.

Запрет деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятника природы, установлен в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, поскольку такое использование нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, в том числе на благоприятную окружающую среду, в целях сохранения уникального природного комплекса исходя из принципа преобладания интереса сохранения памятника природы над интересами его использования.

При этом суд отмечает, что действующий механизм защиты земельных прав, установленный в Земельном кодексе Российской Федерации, предоставляет административному истцу право выбрать иные адекватные способы судебной защиты нарушенных прав, в том числе предусмотренные положениями статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации.

Необоснованными являются доводы административного истца и ООО «ПСК «Пластметалл» о том, то заявленный иск подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Оспаривание нормативного правового акта возможно лишь по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года № 508-0, от 19 июня 2007 года № 389-0-0, от 15 апреля 2008 года № 314-0-0).

Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт Московской области принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере организации особо охраняемой природной территории регионального значения, актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия и опубликования и прав административного истца не нарушает. В этой связи и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО «ФастПласт» не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «ФастПласт» к Правительству Московской области, Министерству экологии и природопользования Московской области о признании недействительным постановление Правительства Московской области № 843/39 от 19.11.2019 года «Об утверждении Паспорта памятника природы областного значения «ФИО1 рек Хрипани и Куниловки в п. Кратово» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Дата изготовления мотивированного решения – 25.03.2022 года