ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-182/18ПРИ от 26.10.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-182\18 Принято в окончательной форме 26.10.18г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Ярославль 23 октября 2018г.

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Котовой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЗАО «Транспортная экспедиция» к Правительству Ярославской области, Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

Установил:

В административном исковом заявлении ЗАО «Транспортная экспедиция» просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2010г. в размере рыночной стоимости 22 199 000 руб.; внести изменения в единый реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости.

Административные исковые требования мотивированы тем, что земельный участок принадлежит на праве собственности ЗАО «Транспортная экспедиция». Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость, чем затрагиваются права административного истца как плательщика земельного налога.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Зарубина Н.С. административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области по доверенности Бочагова Е.А. оставила разрешение административных исковых требований на усмотрение суда.

Представители заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на основании доверенностей Пахомова Е.В. и Николаева Т.Б. возражали против удовлетворения административного искового заявления, ссылаясь на то, что на день обращения с административным исковым заявлением в единый государственный реестр внесены новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Оспариваемая оценка земельного участка была проведена не в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а на основании государственного контракта от 23.07.2010г. № 5-10 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011г. № 702-п, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 25.08.1999г. № 945 и от 08.04.2000 № 316. Положения Федерального закона об оценочной деятельности, регулирующие вопросы государственной кадастровой оценки, не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которых были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона № 167-ФЗ и работы по проведению которой не завершились в определенный законом срок (ч.1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010г. № 167-ФЗ). В связи с этим, дата обращения в комиссию с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка значения не имеет.

Административные ответчики Правительство Ярославской области, ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованное лицо мэрия города Ярославля представителей в судебное заседание не направили.

Выслушав представителя административного истца и представителей заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 ЗК РФ).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

ЗАО «Транспортная экспедиция» является собственником вышеуказанного земельного участка, что подтверждается представленными доказательствами.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 4 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005 N 146 (ред. от 07.11.2016) на территории города установлен земельный налог. Налогоплательщики, объект налогообложения и налоговая база, порядок определения налоговой базы, налоговый и отчетный периоды, порядок представления налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по налогу устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые ставки земельного налога устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.

Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого он является.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Оспариваемая кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010г. утверждена постановлением Правительства Ярославской области от 20.09. 2011г. № 702-п и составляет 124 723 786,24 руб.

Постановлением Правительства Ярославской области от 22.05.2016г. № 704-п. утверждена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015г., сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка внесены в единый реестр недвижимости 08.07.2016г.

Данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, так как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015г. в целях налогообложения подлежит применению с 01.01.2017г.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Административный истец обращался в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости 29.12.2016г., в связи с чем установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению в целях налогообложения за налоговый период 2016г.

Из представленных административным истцом расчетов налогового органа задолженности по налогам ЗАО «Транспортная экспедиция» до настоящего времени имеет задолженность по земельному налогу, включая налоговый период 2016г.

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с п. 4.1 Решения муниципалитета города Ярославля от 07.11.2005г. № 146 «О земельном налоге» отчетными периодами по земельному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Согласно п. 4.2 этого же Решения земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу налогоплательщиками-организациями уплачиваются в следующем порядке и в сроки:

- налог уплачивается по истечении налогового периода - не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Таким образом, на день подачи заявления в комиссию у административного истца имелась публично-правовая обязанность уплатить земельный налог за 2016г., в связи с недоимкой по земельному налогу эта обязанность сохраняется и до настоящего времени, в связи с чем имеются процессуальные основания для пересмотра оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка.

Обращение в комиссию по разрешению споров по определению кадастровой стоимости подтверждается представленным заявлением, на котором имеется отметка о подаче заявления в комиссию 29.12.2016г.

В ответе Управления Россреестра по Ярославской области от 19.10.2018г. и в письменном объяснении на административный иск указывается, что ЗАО «Транспортная экспедиция» обращалось с заявлением только 28.12.2016г. Однако заявление было возвращено без рассмотрения, так как не были приложены необходимые документы для его рассмотрения, предусмотренные законом. Иных обращений не зарегистрировано.

Между тем, как указано выше, административным истцом представлено заявление от 29.12.2016г., на котором имеется отметка о его подаче в комиссию 29.12.2016г. При этом в заявлении поименованы приложенные документы, необходимые для его рассмотрения, предусмотренные законом.

Данные доказательства позволяют сделать вывод о том, что 29.12.2016г. указанное заявление было повторно подано в комиссию, уполномоченную рассматривать такие заявление, с приложением необходимых документов.

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», о соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

И с учетом данного разъяснения, а также изложенных выше обстоятельств, суд полагает, что ЗАО «Транспортная экспедиция» исполнило свою обязанность о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, в связи с чем датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости является 29.12.2016г.

По изложенным основаниям расцениваются как необоснованные и доводы департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о том, что дата обращения с заявлением в комиссию не имеет правового значения.

В силу изложенного установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применения с 01.01.2016г.

Административным истцом представлен отчет ООО «Ярэксперт» об оценке рыночной стоимости земельного участка. Согласно этому отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010г. составляет 22 199 000 руб.

В соответствии с ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств являются отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Представленный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, специалистоми, имеющими право на проведение подобного рода оценки.

Из данного отчета следует, что оценщик проанализировал рынок объекта оценки, в том числе представил обзор коммерческой недвижимости (земельных участков). Для определения рыночной стоимости объекта оценки использован сравнительный подход. В отчете также изложено обоснование отказа от использования затратного и доходного подходов, приведен анализ рынка, описание процесса оценки. В отчете приведен расчет рыночной стоимости объекта, в котором подробно изложены последовательность оценки объектов сравнительным подходом, данные для сравнения аналогов с объектами оценки. В отчете содержится экономическая обоснованность применения корректировок. Выводы оценщика являются мотивированными, не содержат противоречий, основаны на положениях Федеральных стандартов оценки, в связи с чем оснований не доверять этим выводам не имеется.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Из отчета оценки рыночной стоимости земельного участка следует, что оценщиком было использовано достаточное число объектов-аналогов, которые подобраны по критериям, наиболее приближенным к объектам оценки, что свидетельствует о том, что выбранные аналоги не привели к необоснованному снижению рыночной стоимости земельных участков.

В целом анализ отчета позволяет сделать однозначный вывод о том, что оценщиком определены основные ценообразующие факторы, по которым произведен подбор аналогов.

Тем самым, представленный административным истцом отчет соответствует закону.

Доказательства, которые могли бы поставить под сомнения выводы оценщика, изложенные в уточненном отчете, лицами, участвующими в деле, не представлены. Поэтому оснований не доверять этим выводам не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 29 декабря 2016 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования ЗАО «Транспортная экспедиция» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2010г. в размере рыночной стоимости 22 199 000 руб. на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.

Внести изменения в единый государственный реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 22 199 000 руб.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка – 29 декабря 2016г.

Решение может быть обжаловано в течения месяца со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда.

Судья: В.С. Преснов