ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-182/2015 от 30.09.2015 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астафьевой О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Шовкоплясе А.С.,

с участием:

представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Т.», и заинтересованного лица Закрытого акционерного общества «К.» по доверенностям от 17 сентября 2015 года ФИО1,

представителя Службы по тарифам Иркутской области по доверенности от 28 сентября 2015 года ФИО2,

с участием прокурора Иркутской областной прокуратуры Шебетниковой Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № Номер изъят по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Т.» о признании нормативно-правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Т.» обратилось в суд с исковым заявлением о признании приказа № Номер изъят «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Т.» на территории Казачинско-Ленского района» недействующим.

В обоснование своих требований с учетом дополнений представители Общества с ограниченной ответственностью «Т.» по доверенностям ФИО3, ФИО1, ФИО4 указали следующее.

Службой по тарифам Иркутской области Дата изъята был издан приказ № Номер изъят «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Т.» на территории Казачинско-Ленского района», в соответствии с которым были установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям на территории Казачинско-Ленского района с календарной разбивкой. Указанный приказ в части установления тарифа на тепловую энергию адресован неограниченному кругу лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, следовательно, является нормативным правовым актом.

Заявитель считает указанный приказ недействующим, поскольку при определении тарифов не были включены расходы на субаренду основного оборудования. В обоснование этого Службой по тарифам Иркутской области было указано на то, что расходы исключены как экономически необоснованные, поскольку не представлены обосновывающие материалы в соответствии с п. 45 Основ ценообразования; не представлена информация, подтверждающая балансовую стоимость арендуемого имущества, в том числе инвентарные карточки, оборотно-сальдовая ведомость по счету собственника; у Службы сложилось мнение, что арендованное имущество полностью самортизировалось и имеет нулевую балансовую стоимость.

С указанными выводами административный истец не согласен, поскольку Общество с ограниченной ответственностью «Т.» владеет и пользуется имуществом на основании договоров субаренды от Дата изъята , заключенных с Закрытым акционерным обществом «К.», которое, в свою очередь, владеет имуществом на основании договоров аренды от Дата изъята , заключенных с Администрацией Казачинско-Ленского муниципального района.

Арендатор (субарендатор) лишен возможности осуществлять начисление амортизации для целей соответствия критериям, установленным Службой по тарифам Иркутской области. На обращение арендатора к собственнику имущества был получен ответ о том, что на имущество, находящееся в казне муниципального образования амортизация не начисляется.

Службой по тарифам Иркутской области не было учтено, что в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения размер учитываемой в рамках тарифа арендной платы не ставится в прямую зависимость от размера амортизационных начислений, а лишь устанавливает критерии обоснованности либо необоснованности размера закладываемой в тарифе арендной платы с использованием привязки к тем или иным показателям.

Полагает, что Службой по тарифам Иркутской области необоснованно исключены из тарифа затраты на выплату арендной платы по договору субаренды. Размер арендной платы и субарендной платы имеет четкий размер и закреплен в соответствующих договорах, экономическая целесообразность размера арендной платы не рассматривалась, и указанному критерию не была дана правовая оценка.

Арендатор муниципального имущества не вправе уменьшить размер арендной платы в течение действия договора или отказаться от ее оплаты. Ранее при установлении тарифа на услуги, оказываемые Закрытым акционерным обществом «К.», Служба по тарифам Иркутской области включала в экономически обоснованные расходы арендную плату, уплачиваемую муниципальному образованию.

В дополнительном основании административного искового заявления Общество указало на то, что в соответствии с условиями договора аренды № Номер изъят НДС уплачивается арендатором в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Из буквального толкования п. 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения под другими установленными платежами, связанными с владением имуществом, переданным в аренду, имеются в виду все обязательные платежи, уплачиваемые собственником муниципального имущества, арендатором и субарендатором такого имущества. Закрытое акционерное общество «К.», являясь налоговым агентом, обязано исполнять за налогоплательщика – муниципальное образование - обязанность по исчислению, удержанию из доходов и перечислению налога в бюджет. Таким образом, Службой по тарифам Иркутской области необоснованно не включен в экономически обоснованный уровень арендной платы налог на добавленную стоимость, который является обязательным платежом. Просил суд признать недействующим приказ Службы по тарифам Иркутской области № Номер изъят (л.д. 5-9, т.1; л.д. 28-29 т.2; л.д. 219-220 т. 3).

В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «Т.» и заинтересованного лица Закрытого акционерного общества «К.» по доверенностям ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что субарендатор применяет упрощенную систему налогообложения. Службой по тарифам Иркутской области не учтено, что несение расходов по налогообложению является самостоятельным основанием и не зависит от обоснованности и самого факта начисления амортизации.

Представитель Службы по тарифам Иркутской области по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении тарифов (письменный отзыв и дополнение к нему – л.д. 131-136 т. 1, л.д. 1- 3, 206-207 т. 2).

Заинтересованное лицо – администрация Казачинско-Ленского муниципального района - в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

В возражениях поддержало заявленные требования, дополнив, что в соответствии с Порядком отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе муниципального имущества казны муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», утвержденного приказом Финансового управления администрации района от Дата изъята , все хозяйственные операции по бюджетному учету объектов в составе муниципального имущества казны МО Казачинско-Ленский район, проводятся КУМИ и оформляются первичными документами. Учитывая данный порядок, аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется. В соответствии с условиями договора аренды (п.2.3.15) оформление карточек учета имущества возложено на арендатора (л.д. 3-37, 50-84 т. 3).

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - в судебное заседание не явилось, будучи извещено надлежаще, в отзыве указав на отсутствие интереса по делу в связи с отсутствием изменений в законодательстве для исполнения функции по установлению тарифов (л.д. 200 т.3).

Заслушав объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица закрытого акционерного общества «К.» по доверенностям ФИО1, представителя Службы по тарифам Иркутской области по доверенности ФИО2, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Шебетниковой Ж.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. ч. 1, 6, 8, 9 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субьектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшее нормативный правовой акт.

Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на услуги по передаче тепловой энергии (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 6 части 1 статьи 8).

Служба по тарифам Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергии, что подтверждается Положением о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп (л.д. 231-234 т.2, л.д. 189-193 т. 3).

В соответствии с пунктом 6 Типового положения об исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года № 97, в редакции, действующей на момент принятия приказа, для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа (в данном случае правления Службы по тарифам Иркутской области) входят не более семи человек для решения вопросов в сфере теплоснабжения.

Распоряжением Службы по тарифам Иркутской области от Дата изъята утвержден состав Правления службы и членов Правления, руководителем утвержден ФИО5 (л.д. 16-17 т. 2).

При принятии оспариваемого решения об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Т.» на (данные изъяты) годы Правление Службы по тарифам Иркутской области заседало Дата изъята в составе семи человек и являлось правомочным. Кроме того, на заседании присутствовали полномочные представители административного истца, что подтверждается протоколом заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от Дата изъята (л.д. 147-228 т. 1).

Дата изъята ООО «Т.» обратилось в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением об установлении тарифа (л.д. 4 т. 2).

Процедура принятия тарифных решений регламентируется Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, а также Регламентом № 163.

Дело об установлении тарифа в отношении административного истца было открыто с Дата изъята , ему присвоен номер № Номер изъят, порядковый номер в реестре открытых дел – Номер изъят, что подтверждается распоряжением № Дата изъята , электронными картами и реестром (л.д. 5-10, 219 т. 2).

Дата изъята распоряжением Службы по тарифам Иркутской области № Номер изъят был утвержден график принятия решений об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2015 год. Распоряжение № Номер изъят в соответствии с подпунктом «в» пункта 43 и пункта 5 Стандарта раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года № 570 было опубликовано на официальном сайте Службы по тарифам Иркутской области в сети Интернет.

Информация о назначенных на Дата изъята заседаниях Правления Службы по тарифам Иркутской области размещалась на официальном сайте Службы, что подтверждено выкопировкой из архива сайта (л.д. 14-15 т. 2).

При этом, ранее Дата изъята руководителям теплоснабжающих и теплосетевых организаций направлялось извещение о том, что информация об открытии дел размещается на официальном сайте службы по тарифам Иркутской области (л.д. 18-19 т. 2).

Приказом № Номер изъят «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Т.» на территории Казачинско-Ленского района» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Т.» на территории Казачинско-Ленского района, с календарной разбивкой согласно приложению 1 и долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Т.» на территории Казачинско-Ленского района на (данные изъяты) годы согласно приложению 2. Тарифы действуют с (данные изъяты). Пунктом 5 указанного приказа признан утратившим силу с Дата изъята приказ Службы по тарифам Иркутской области от Дата изъята «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Т.» на территории Казачинско-Ленского района» (л.д. 138-146 т. 1, л.д. 216-218 т. 2).

Копия приказа направлена и получена Дата изъята ООО «Т.», что подтверждено уведомлением (л.д. 217 т. 3).

Как видно из материалов тарифного дела документы, представленные для установления тарифов, были тщательно проверены и подвергнуты анализу специалистом Службы по тарифам Иркутской области, по результатам составлено экспертное заключение об установлении экономически обоснованных тарифов.

Правовые акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области в силу пункта 6 части 1 статьи 21, части 1 статьи 22 Устава Иркутской области входят в систему правовых актов Иркутской области.

В соответствии со статьей 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» исполнительные органы государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказов.

Приказы исполнительного органа государственной власти издаются его руководителем путем их подписания.

Оспариваемый приказ подписан руководителем Службы по тарифам Иркутской области (председателем Правления Службы) ФИО5, имевшим полномочия на подписание в силу распоряжений Губернатора Иркутской области от Дата изъята (л.д. 137 т. 1, л.д. 16-17 т. 2).

Приказом Федеральной службы по тарифам от Дата изъята утвержден «Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения" (далее Регламент № 163).

Оспариваемый приказ соответствует форме, установленной приложением № 1 к Регламенту № 163.

Нормативные правовые акты Иркутской области принимаются органами государственной власти Иркутской области в соответствии с их компетенцией.

Официальное опубликование для всеобщего сведения правового акта Иркутской области осуществляется посредством одновременного помещения текста правового акта, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области (часть 2 статьи 22 Устава Иркутской области, статья 54 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области»).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области № 10-ОЗ «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области и Губернатора Иркутской области учреждено средство массовой информации – общественно-политическая газета «Областная».

Оспариваемый приказ от Дата изъята является нормативным правовым актом, издан уполномоченным органом и опубликован вместе с приложениями в общественно-политической газете «Областная» Дата изъята (л.д. 229-230 т.1).

Таким образом, оспариваемый приказ принят в пределах предоставленных полномочий и опубликован в установленном законом порядке; порядок установления тарифов, определенный пунктами 6, 7, 12, 13, 14, 26, 28, 29, 30, 31, 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, был соблюден.

Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в силу части 1 статьи 9 Федерального закона «О теплоснабжении» являются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов.

В соответствии с частью 2 указанной нормы порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органами регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию.

Пунктом 22 Основ ценообразования определено, что тарифы на тепловую энергию устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов, и прибыль регулируемой организации.

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования.

Текущие расходы включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя. Операционные расходы включают в себя, в том числе, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных Основами ценообразования (подпункт «з» пункта 58).

Перечень неподконтрольных расходов определен пунктом 62 Основ ценообразования, в их состав включается арендная плата с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45.

Расходы на арендную плату считаются неподконтрольными, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации. В остальных случаях расходы на арендную плату включаются в состав операционных расходов.

Договор аренды заключен с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского района в отношении производственных объектов, поэтому расходы для ЗАО «К.» являются неподконтрольными.

Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономический обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования, исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю, других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом, экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае, если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Таким образом, законодатель, определив в пункте 45 Основ ценообразования объем арендной платы, подлежащей включению в необходимую валовую выручку, в виде налога на имущество и амортизационных отчислений, фактически исключил из прочих расходов часть арендной платы, составляющей доход арендодателя от сдачи имущества в аренду. Исключение этой части арендной платы обусловлено применением предусмотренного ст. 3 Закона о теплоснабжении принципа соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, не допускающего возложение на конечных потребителей помимо расходов, которые должен нести собственник на содержание и эксплуатацию имущества, расходов организации (арендатора) по уплате этому собственнику дохода от аренды имущества.

В соответствии с данными Приложений к протоколу заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от Дата изъята расходы по договорам аренды основного оборудования были исключены как экономически необоснованные, поскольку предприятием не представлены обосновывающие материалы в соответствии с п. 45 Основ ценообразования; не представлена информация, подтверждающая балансовую стоимость арендуемого имущества, в том числе инвентарные карточки, оборотно-сальдовая ведомость по счету собственника (л.д. 149-228 т. 1).

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского муниципального района, осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества (арендодателем), и Закрытым акционерным обществом «К.» (арендатором) для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии, холодной воды, организации водоотведения, эксплуатации и обслуживания тепловых источников, водозаборов, канализационных станций, инженерных коммуникаций тепло-, водо- снабжения, водоотведения, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры Казачинско-Ленского района в целях решения вопросов местного значения в обеспечение поселений коммунальными услугами заключены договоры аренды имущественного комплекса в соответствии с Приложением (движимого и недвижимого имущества) от Дата изъята (л.д. 88-156 т. 2).

П. 2.3.2 договора аренды на арендатора возложена обязанность перечислять арендную плату за пользование имуществом, начислять на арендную плату НДС и оплачивать его в порядке, определенном Налоговым кодексом Российской Федерации. П. 2.3.15 договора на арендатора также возложена обязанность не позднее 20 календарных дней после принятия имущества, поставить его на бухгалтерский учет, оформить карточки учета, внести в главную книгу на забалансовые счета и производить учет основных средств в соответствии с требованиями ПБУ, ПБУ-06; представлять ежегодно Арендодателю баланс (не позднее 10 марта следующего за отчетным годом) с приложениями и отметкой МИФНС и инвентаризационные ведомости. Расчет арендной платы определен без учета НДС, что также подтверждено справкой № Номер изъят.

Административный истец полагает, что Службой по тарифам Иркутской области необоснованно были исключены расходы по договорам субаренды между Закрытым акционерным обществом «К.» и Обществом с ограниченной ответственностью «Т.» и размер арендной платы по договорам аренды.

Данные доводы суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно сведениям с сайта ФНС России учредителями Общества с ограниченной ответственностью «Т.» являются Закрытое акционерное общество «К.», ФИО6, ФИО7, ФИО8 (л.д. 32-42 т. 2).

Закрытое акционерное общество «К.» заключило с Обществом с ограниченной ответственностью «Т.» договоры субаренды указанного имущественного комплекса № Номер изъят с целью использования субарендатором имущества для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии, горячей и холодной воды, организации водоотведения, эксплуатации и обслуживания тепловых источников, инженерных коммуникаций и социальной инфраструктуры района в обеспечение поселений коммунальными услугами. Договоры прекращают свое действие Дата изъята (л.д. 44-81 т.2).

По условиям приложения к договору субаренды в расчет арендной платы по договорам субаренды включен НДС. Между тем, согласно справке № Номер изъят Общество с ограниченной ответственностью «Т.» арендная плата по договору субаренды № Номер изъят составляет сумму без учета НДС (л.д. 43 т. 2).

При этом, в материалы тарифного дела был представлен договор субаренды, не содержащий даты. Экономическое обоснование заявленных сумм арендной платы, доказательств, свидетельствующих расчет и начисление амортизации на имущество, переданное по договорам аренды и субаренды, не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Порядок начисления амортизации объектов имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, регламентирован Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Единый план счетов бухгалтерского учета).

Согласно п. 94 Единого плана счетов бухгалтерского учета по объектам материальных и нематериальных основных фондов, составляющим государственную (муниципальную) казну публично-правового образования, амортизация отражается в следующем порядке: на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично- правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований настоящей Инструкции и законодательства Российской Федерации.

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управлении, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

В соответствии с представленным Порядком отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе муниципального имущества казны муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», утвержденного Приказом Финансового управления администрации района от 15 ноября 2013 года № 19 все хозяйственные операции по бюджетному учету объектов в составе муниципального имущества казны муниципального образования «Казачинско-Ленский район», проводятся КУМИ и оформляются первичными документами, утвержденными приказом министерства финансов Российской Федерации. Также, учитывая данный порядок, аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется (п. 5.5). Указанное обстоятельство подтверждается и отзывом администрации Казачинско-Ленского муниципального района (л.д. 51-84 т. 3).

Таким образом, администрация Казачинско-Ленского муниципального района начисление амортизации на имущество казны, переданное по договорам аренды Закрытому акционерному обществу «К.» и по договору субаренды административному истцу, не производит, и определить суммы амортизационных отчислений по указанному имуществу не представляется возможным.

Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе, имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

В соответствии с положениями Единого плана счетов бухгалтерского учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.

Следовательно, имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.

Администрация Казачинско-Ленского муниципального района амортизацию не начисляет, местные и региональные налоги не уплачивает.

ООО «Т.» будучи субарендатором по условиям договоров субаренды амортизацию не начисляет, налог не платит. Не установлено судом и обстоятельств, свидетельствующих начисление амортизации и уплату налогов и других обязательных платежей арендатором имущества. Заявленные субарендатором имущества к включению в тариф суммы арендной платы не содержали амортизационных отчислений и налога на имущество организаций.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

В связи с чем, Службой по тарифам Иркутской области обоснованно согласно требованиям п. 45 Основ ценообразования при установлении тарифов не принята арендная плата по договорам субаренды.

Приведенный вывод подтверждается также письмом ФСТ России от 17 апреля 2015 года № СЗ-4648/5, указавшем на невозможность включения в тарифную базу затрат регулируемых организаций на аренду государственного (муниципального) имущества в случае освобождения собственника от соответствующего налогообложения (л.д. 208-211 т.2).

Доводы административного истца о включении ранее в состав затрат суммы арендной платы по договору аренды муниципального имущества от 20 апреля 2009 года № 29/1 не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку не свидетельствует о недействительности оспариваемого приказа. Кроме того, при установлении тарифов в 2013 году действовали иные Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2004 года № 109, предусматривающие включение данной статьи расходов на усмотрение регулирующего органа.

Доводы административного истца о возможности определения амортизационных отчислений и размера налогов на имущество расчетным путем, а также возможность определения расчетным путем налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате арендатором – Закрытым акционерным обществом «К.» не могут быть признаны обоснованными, поскольку противоречат принципу метода индексации тарифов, вышеуказанным нормам материального права.

Дополнительные доводы административного иска об обязанности арендатора начислять и платить НДС судом также отклоняются как необоснованные.

Как видно из условий договора аренды на арендатора возложена обязанность начисление НДС и его уплата, а также обязанность оформления инвентарных карточек учета, инвентаризационных ведомостей, внесения имущества в главную книгу на забалансовые счета в соответствии с требованиями ПБУ, ПБУ-06. Однако, в материалы тарифного дела не были представлены инвентарные карточки учета, оборотно-сальдовая ведомость по счету собственника.

Представленная в материалы настоящего дела оборотно-сальдовая ведомость по счету Номер изъят за период с (данные изъяты) не может повлиять на выводы суда, поскольку она не отражает сведения об амортизационных начислениях, а лишь дает информацию о наличии и движении основных средств организации, находящихся в аренде (л.д. 135-146 т. 3).

Указывая на обязанность уплаты НДС в соответствии с п.1 ст. 24, п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации, арендатор, равно как и субарендатор не представлял в материалы тарифного дела доказательства несения указанных расходов.

При этом, как было установлено судом, размер арендной платы по договору субаренды был рассчитан без учета НДС, что также подтверждено справкой № Номер изъят (л.д. 43 т. 2).

К заявлению об установлении тарифа не было представлено и расчета налоговой базы отдельно по каждому арендованному объекту имущества, доказательств удержания налога из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплаты его в бюджет.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемый приказ не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Также суд в соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым направить резолютивную часть вступившего в законную силу решения суда для опубликования в газету «Областная», принимая во внимание, что для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждено печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета «Областная» (статья 3 Закона Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации»).

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Т.» о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области № Номер изъят «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Т.» на территории Казачинско-Ленского района».

Резолютивную часть вступившего в законную силу решения суда направить для опубликования в газету «Областная».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Ю. Астафьева