Дело №3а-182/2021
УИД 70OS0000-01-2021-000103-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 октября 2021 г. Томский областной суд в составе
председательствующего Простомолотова О.В.
при секретаре Климашевской Т.Г.,
с участием представителя административного истца Комаровой Е.А. Осипова А.В.,
представителя административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Федоровской А.Е.,
представителя заинтересованного лица областного государственного бюджетного учреждения «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» Синчиковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-182/2021 по административному иску Комаровой Екатерины Александровны к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания и нежилого помещения в размере равном их рыночной стоимости,
установил:
Комарова Е.А. в лице представителя Осипова А.В. в электронном виде обратилась в Томский областной суд с административным иском к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области (сокращенное наименование – Управление Росреестра по Томской области) об установлении по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровой стоимости:
нежилого помещения с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 3700000 рублей,
нежилого здания с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/, в размере его рыночной стоимости 7060000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу принадлежат на праве собственности указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых, установленная по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 10114837рублей 67 копеек и 22607544 рубля 75 копеек соответственно, значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетами об оценке рыночной стоимости имущества, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Определением суда от 2 июля 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г.Томска.
Определением суда от 5 октября 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (сокращенное наименование – ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Томской области.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца Комаровой Е.А., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Томской области, представителей заинтересованных лиц муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области.
В судебном заседании представителем административного истца заявлено об уточнении административных исковых требований в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Представители административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, заинтересованного лица областного государственного бюджетного учреждения «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование – ОГБУ «ТОЦИК») в судебном заседании полагали, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют в связи с нарушениями, допущенными экспертом при производстве судебной оценочной экспертизы.
В письменных отзывах на административное исковое заявление административный ответчик Управление Росреестра по Томской области, заинтересованное лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области оставили решение вопроса об удовлетворении требований административного истца на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска письменный отзыв на административное исковое заявление не представило.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, допросив эксперта, проводившего судебную оценочную экспертизу, суд приходит к следующим выводам.
Административному истцу на праве собственности со 2 июня 2004 г. принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/.м., расположенное по адресу: /__/; с 20 апреля 2009 г. принадлежит нежилое здание с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м., расположенное по адресу: /__/.
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости в размере 10114837 рублей 67 копеек и 22607544 рубля 75 копеек по состоянию на 1 января 2019 г. определена приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 г. № 41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области» (пункты 99041, 101947 Приложения). Определение указанной кадастровой стоимости также подтверждается данными выписок из ЕГРН (т. 1 л.д. 8, 9).
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области акт об утверждении кадастровой стоимости не составлялся.
Сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером /__/ внесены в ЕГРН 24 января 2020 г., о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/ – 23 января 2020 г.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу положений части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Вышеуказанные положения Налогового кодекса, введенные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019 г. (статья 3 указанного Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019г.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. согласуется с приведенными выше положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости, полученные в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости в соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце).
Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлены отчеты об определении рыночной стоимости объектов капитального строительства № 1-04-21-10 и № 1-06-21-12 от 21 мая 2021 г., подготовленные оценщиком индивидуальным предпринимателем С., согласно которым по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ составляет 3700000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером /__/ – 7060000 рублей.
В связи с наличием возражений административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» относительно выводов, изложенных в указанных отчетах, по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой определением суда от 30 июля 2021 г. поручено обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Бизнес-Оценка».
По результатам проведения экспертизы составлено заключение эксперта № 117-С от27 сентября 2021 г., в соответствии с которым по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ составляет 3964900 рублей, нежилого здания с кадастровым номером /__/ – 6885200 рублей.
В судебное заседание экспертом О. представлены дополнительные расчеты к заключению, по результатам проведения которых экспертом уточнена стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – 4511100 рублей.
Поскольку экспертной организации были представлены все материалы настоящего административного дела, в том числе отчеты об определении рыночной стоимости объектов капитального строительства № 1-04-21-10 и № 1-06-21-12 от 21 мая 2021 г. и возражения административного ответчика и заинтересованного лица относительно данных отчетов, суд считает, что результат судебной оценочной экспертизы основан на всестороннем изучении экспертом обстоятельств дела и доводов сторон.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы эксперт при оценке спорных объектов недвижимости использовал сравнительный и доходный подходы. Отказ от применения затратного подхода экспертом мотивирован.
При проведении исследования экспертом проведена выборка объектов-аналогов и определены по три аналога для определения стоимости объектов сравнительным и доходным подходами. В ходе анализа к ценам аналогов экспертом применены корректировки на различия, существующие между аналогами и объектом оценки, по всем значимым группам элементов сравнения, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертом.
В результате проведенного исследования экспертом определена рыночная стоимость спорных объектов недвижимости с учетом преимуществ и недостатков использованных подходов, особенностей оцениваемых объектов и текущего состояния рынка недвижимости, кроме того, стоимость объектов оценки «очищена» от стоимости земельного участка.
Приложением к экспертному заключению являются скриншоты, содержащие информацию о фактических данных о ценах предложений с объектами из сегментов рынка, к которым могут быть отнесены исследуемые объекты, а также информацию об объектах-аналогах, что позволяет проверить используемые экспертом сведения.
Таким образом, у суда нет оснований сомневаться в размере рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, указанной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Доводы представителей административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, а также заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» о недостоверности заключения судебной оценочной экспертизы судом проверены и отвергаются как необоснованные.
Так, в обоснование своей позиции административный ответчик Департамент по управлению государственной собственности в письменных замечаниях на заключение эксперта пояснил, что эксперт в рамках сравнительного подхода применил к стоимости аналогов корректировки на местоположение объектов в пределах города. Объект исследования и подобранные аналоги экспертом отнесены к одной категории «Центры административных районов города». При этом к стоимости аналогов № 1 и № 2 применена понижающая корректировка в размере 0,94, что обосновано экспертом следующим образом. Объект исследования и аналог № 3 эксперт относит к нижней границе расширенного интервала с величиной корректировки 0,83 по отношению к базовому району, так как данные объекты расположены внутри квартала. А аналоги № 1 и № 2 отнесены к среднему значению с величиной корректировки 0,88 по отношению к базовому району. Величина корректировки, учитывающая, по мнению эксперта, внутриквартальное расположение объекта, получена следующим образом – 0,83/0,88 = 0,94.
При этом, как указывает административный ответчик, данные корректировки отражают разницу в стоимости объектов недвижимости, расположенных в соответствующих районах города и не учитывают расположение объекта на квартальной территории. Расположение объекта на квартальной территории является отдельным ценообразующим фактором – «расположение относительно красной линии», который учтен экспертом в расчетах дополнительно.
Суд, оценивая заключение судебной оценочной экспертизы с учетом показаний эксперта, данных в судебном заседании, приходит к выводу о необоснованности указанного довода. Так, в судебном заседании эксперт О., будучи предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заведомо ложных показаний, пояснила, что при применении указанной корректировки она сопоставила объект исследования и объекты-аналоги в зависимости от их местоположения, учитывая при этом такой дополнительный показатель как локальное местоположение, что предусмотрено на странице 132 справочника оценщика недвижимости под редакцией Лейфера Л.А., ссылка на который имеется в экспертном заключении. Эксперт в данном случае исходила из удаленности объекта оценки, расположенного по адресу: /__/, от основных транспортных магистралей города и необеспеченности его объектами транспортной инфраструктуры. В то же время объект-аналог № 2 расположен в непосредственной близости от /__/ как основной транспортной магистрали и административного центра города.
В соответствии с положениями подпунктов «б» и «в» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО№7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам.
В пункте 10 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297, указано, что объект-аналог – это объект, сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В силу положений подпункта «е» пункта 22 ФСО № 7 одним из элементов сравнения является, в том числе местоположение объекта.
Отобранный экспертом объект аналог № 2 расположен на определённом удалении от объекта оценки и в непосредственной близости от административного центра города и основной транспортной магистрали, что с учетом приведённых выше положений закона объективно увеличивает его стоимость, в связи с чем применение экспертом указанной выше корректировки является обоснованным. Кроме того, оспариваемая корректировка применена фактически в минимально возможном размере.
Административный ответчик, кроме того, полагает, что эксперт необоснованно применил корректировку на площадь в размере 0,91 (или -9%) к стоимости аналога №2, руководствуясь таблицей с корректирующими коэффициентами, определенными в зависимости от диапазона площади объекта. При этом, как следует из характеристик сравниваемых объектов, объект исследования и аналог № 2 полностью сопоставимы по такому ценообразующему параметру как площадь (фактор масштаба). Таким образом, вышеуказанная корректировка к аналогу № 2 применена экспертом неверно, что привело к занижению стоимости объекта исследования.
Как следует из пояснений эксперта в судебном заседании, при применении корректировки на площадь экспертом допущена техническая ошибка, которая устранена путем проведения дополнительных расчетов, представленных суду и принятых им в качестве дополнения к проведенной судебной оценочной экспертизе.
Одним из замечаний к заключению эксперта, выраженным административным ответчиком Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованным лицом ОГБУ «ТОЦИК», является необоснованность применения к стоимости аналога № 2 корректировки на наличие остановки общественного транспорта в размере 0,92 (или -8%). При этом эксперт приводит градацию расстояний от объекта до остановки общественного транспорта: до 100 м. и до 300 м., что, по мнению административного ответчика и заинтересованного лица, экспертом не обосновано. Экспертом не указано, при каком расстоянии от объекта до остановки данный ценообразующий фактор должен быть учтен в расчетах. Расстояние от остановки общественного транспорта до аналога № 2 по адресу: /__/ составляет более 100 м. В то же время в соответствии с требованиями пункта 11.24 СП 42.13330.2016 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта не должна превышать 500 м. Таким образом, расстояние до 500 м. является нормативным значением и характеризует обеспеченность объекта общественным пассажирским транспортом.
Как пояснила в судебном заседании эксперт, близость к остановке общественного транспорта характеризует объект коммерческой недвижимости с точки зрения удобства его посещения, что учитывалось при принятии экспертом использованной при расчетах градации расстояний. Кроме того, оцениваемый объект недвижимости расположен в здании торгового назначения, транспортная доступность которого является одним из основополагающих факторов при оценке его рыночной привлекательности. Нормативы, приведенные в тексте замечаний к заключению эксперта, в данном случае не могут быть, по мнению эксперта, применимы и приняты во внимание, поскольку они регламентируют дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта при планировке территорий в процессе городской и сельской застройки.
Ссылка административного ответчика на положения СП 42.13330.2016 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» в данном случае основана на неверном толковании положений указанного нормативного акта, поскольку нормы указанных строительных правил распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений, включают основные требования к их планировке и застройке и не регламентируют требования к определению экономических характеристик объектов недвижимости. Кроме того в силу положений пункта 6.29 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м.
С учетом показаний эксперта суд находит необоснованными доводы административного ответчика и заинтересованного лица о нарушении экспертом при проведении судебной оценочной экспертизы требований Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 марта 2015 г. № 299, в части несоблюдения экспертом принципов, устанавливающих, что информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена, а содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что определенная заключением рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости (1января 2019 г.) может быть установлена в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы с учетом дополнительных расчетов эксперта.
Согласно статье 248, части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления в суд или соответствующую комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области в отношении спорного нежилого здания административный истец не обращалась; административное исковое заявление подано в суд 30 июня 2021 г.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанные сведения об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления, подлежат внесению в кадастр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Комаровой Екатерины Александровны об установлении кадастровой стоимости нежилого здания и нежилого помещения в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/, в размере равном его рыночной стоимости – 6885200 рублей по состоянию на 1 января 2019 г. для применения в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определённой по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/, в размере равном его рыночной стоимости – 4511100 рублей по состоянию на 1 января 2019 г. для применения в целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определённой по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 30 июня 2021 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Томский областной суд.
Председательствующий