Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Самара 16 февраля 2022 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Калинниковой О.А., при секретаре Добиной Д.Д., с участием прокурора Пижамовой О.И., представителя административного истца ООО «АРМ-С» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-182/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АРМ-С» к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, у с т а н о в и л : общество с ограниченной ответственностью «АРМ-С» (далее также ООО «АРМ-С», общество, административный истец) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018-2021 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, от 29 октября 2018 года № 1608; от 07 октября 2019 года № 2201; от 19 октября 2020 года № 2014 (далее также Перечни) в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Светлопольская волость, детский оздоровительный лагерь «<данные изъяты>-2». В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в оспариваемые Перечни под пунктами №№ 16615, 16156, 17768, 15515, соответственно, включено нежилое здание с кадастровым номером №, принадлежащее обществу на праве собственности, в связи с чем налог на имущество организации исчисляется из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Полагает, что здание не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, а в спорные налоговые периоды арендовалось ООО «<данные изъяты>» для использования в качестве столовой детского оздоровительного лагеря. Здание расположено на огороженной территории и необоснованное включение его в Перечни на 2018-2021 годы нарушает права и законные интересы общества, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере. В судебном заседании представитель административного истца ООО «АРМ-С» ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагают, что спорное нежилое здание на основании сведений ЕГРН, полученных в порядке информационного взаимодействия, обоснованно включено в Перечни на 2018-2021 г.г. поскольку имеет наименование «столовая», то есть является объектом общественного питания и соответствует критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ. Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В силу ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика. Выслушав объяснения представителя административного истца заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/. В силу статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы: - от 18 октября 2017 года № 1647 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в печатном издании «Волжская коммуна» N 281(30176) 31.10.2017; N 283(30178) 01.11.2017, N 285(30180) 02.11.2017; N 297(30192) 16.11.2017; - от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании «Волжская коммуна», N 308(30543) 20.11.2018; - от 07 октября 2019 года № 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании «Волжская коммуна», N 158(30741) 23.10.2019; - от 19.10.2020 № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании «Волжская коммуна», N 171(30955), 21.10.2020. Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре их принятия и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются. Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости); фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Из материалов дела следует, что в оспариваемые Перечни на 2018-2021 г.г. включено нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 369, 8 кв.м, назначением «нежилое», наименованием «столовая», расположенное по адресу: Самарская область, Красноярский район, Светлопольская волость, детский оздоровительный лагерь «<данные изъяты>-2». Собственником данного здания с 30.03.2007 является ООО «АРМ-С», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 11.10.2021. Как видно из договора купли-продажи от 17.01.2007, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и ООО «АРМ-С» и акта приема-передачи, здание столовой приобретено обществом в составе комплекса недвижимого имущества, включающего дачные домики, здание медпункта, здания спальных корпусов. Согласно технической документации – экспликации к техническому паспорту от 25.12.2002 на нежилое здание КН №, подготовленному дочерним ФГП «<данные изъяты>», оно включает в себя помещения назначением: «моечные, коридоры, овощной цех, мясной цех, кулинарный цех, кухня, склад грязной посуды, гарманже, раздаточная, обеденный зал». Установлено также, что в выписке из ЕГРН на здание столовой в реквизите «кадастровые номера объектов, в пределах которых расположен объект недвижимости», имеется отметка - «данные отсутствуют». Отсутствие в ЕГРН сведений о земельном участке по месту расположения здания и виде его разрешенного использования подтверждается также выпиской из ЕГРН от 12.10.2021. Согласно позиции административного ответчика, нежилое здание с кадастровым номером № включено в оспариваемые Перечни исходя из его наименования в сведениях ЕГРН – «столовая». По данным Единого государственного реестра юридических лиц от 20.11.2021, основным видом деятельности ООО «АРМ-С» является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. По договору аренды от 27.06.2013 ООО «АРМ-С» передало в аренду (временное владение и пользование) ООО «<данные изъяты>» детский оздоровительный лагерь «<данные изъяты>-2», включающий комплекс недвижимого имущества в виде пяти дачных домиков, здания медпункта, трех зданий спальных корпусов и здания столовой. По условиям договора аренды (п. 1.2, 3.1) здания переданы арендатору на срок 49 лет с 21.06.2013 по 21.06.2062 в целях использования для осуществления деятельности по организации детского отдыха и оздоровления. Сведения об обременении в пользовании зданием столовой в виде аренды в пользу ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано в ЕГРН. Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является «деятельность спортивных объектов», в числе дополнительных видов деятельности - «образование в области спорта и отдыха», «деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления», «деятельность санаторно-курортных организаций». В целях осуществления деятельности по организации отдыха детей и их оздоровления, ООО «<данные изъяты>» ежегодно заключаются государственные контракты - от 15.01.2018, от 12.10.2018, от 04.04.2019 с Государственным казенным учреждением Самарской области «Областной центр по организации отдыха и оздоровления детей Самарской области»; от 12.09.2019, от 03.02.2020, от 06.04.2020, от 21.09.2020, от 14.01.2021, от 27.04.2021 от 11.05.2021 с Государственным казенным учреждением Самарской области «<данные изъяты>». Санаторий включен в Реестр действующих оздоровительных учреждений на территории Самарской области. По условиям государственных контрактов, ООО «<данные изъяты>» принимает на себя обязательства оказывать услугу по отдыху и оздоровлению детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, в санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия на основании путевки, в соответствии с утвержденными графиками заездов. Условиями государственных контрактов предусмотрено, в том числе, обеспечение рационального сбалансированного питания с учетом соблюдения суточных натуральных норм продуктов и возраста отдыхающих детей, обеспечение круглосуточного питьевого режима. Оказание услуг осуществляется во исполнение постановления Правительства Самарской области от 23.07.2014 № 418 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие социальной защиты населения в Самарской области», приказа министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 11.01.2016 № 2 «Об организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в Самарской области». Ежегодно, в отдельные периоды, деятельность на территории оздоровительного лагеря приостанавливается, о чем представлены приказы ООО «<данные изъяты>» от 31.08.2017, 31.05.2018, 31.12.2018, 31.08.2021. Территория детского оздоровительного лагеря и имущество ООО «<данные изъяты>» по адресу: Самарская область, Красноярский район, сельское поселение Светлое поле, детский оздоровительный лагерь «<данные изъяты>-2» охраняется силами ООО частная охранная организация «<данные изъяты>», которым приняты обязательства обеспечить общественный порядок, общественную и антитеррористическую безопасность на территории объекта охраны путем организации пропускного и внутриобъектового режима, о чем представлен договор от 27.01.2020, выписка из ЕГРЮЛ от 15.02.2022. В силу пункта 16 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036, исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами. В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» под общественным питанием (индустрией питания) понимается самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей. Исполнитель обязан: оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами; довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Вместе с тем, исследованные доказательства свидетельствуют о том, что принадлежащее ООО «АРМ-С» здание столовой предназначено и используется исключительно для организации питания детей, отдыхающих в детском оздоровительном лагере. Доступ посторонних лиц на территорию лагеря и в помещение столовой исключен, соответственно, услуги общественного питания, в смысле, придаваемом законодательством, не оказываются. В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия объектов, включаемых в Перечень, критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт. Однако, доказательств, подтверждающих, что в здании с кадастровым номером № размещен объект общественного питания для оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением деятельности детского оздоровительного лагеря и не являющейся определенным этапом такой деятельности, административным ответчиком суду не представлено. Осмотр спорного объекта капитального строительства в целях установления его фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2018-2021 гг., до начала соответствующих налоговых периодов (п. 7 ст. 378.2НК РФ), министерством имущественных отношений не проводился. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером № в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2021 гг. и полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая обязанность по уплате налога на имущество из кадастровой стоимости принадлежащего обществу объекта капитального строительства. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога, а также по взысканию недоимки налоговым органом. Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : административный иск общества с ограниченной ответственностью «АРМ-С» удовлетворить. Признать недействующими со дня их принятия: - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № 16615 нежилого здания с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № 16156 нежилого здания с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом № 17768 нежилого здания с кадастровым номером №; - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом № 15515 нежилого здания с кадастровым номером №. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий О.А.Калинникова Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.03.2022. № № № № № № № № № № № № № № № № № № № |