ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1833/20 от 24.11.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-1833/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 ноября 2020 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Новоселовой Н.П.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Пермглавснаб» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

АО «Пермглавснаб» (с учетом уточнённого административного искового заявления) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, государственному бюджетному учреждению Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: **60, **61, **59, **7, по состоянию на 1 января 2019 года.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником указанных земельных участков, кадастровая стоимость которых не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает законные интересы истца, влечет увеличение налоговых платежей.

Представитель административного истца АО «Пермглавснаб» ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных уточненных административных исковых требований.

Представитель административных ответчиков Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» ФИО2 в судебном заседании об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, в соответствии с уточненным административным исковым заявлением, возражал.

Заинтересованное лицо администрация города Перми извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили, представлен письменный отзыв.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав доводы административного искового заявления, письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельных участков кадастровая стоимость этих земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.

Статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объектов недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО«Пермглавснаб» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: **60, **61, **59, **7.

Общество, являясь правообладателем указанных земельных участков, вправе поставить вопрос об оспаривании их кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость оспариваемых земельных участков утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» по состоянию на 01 января 2019 года и составляет: для земельного участка с кадастровым номером **60 – 6009370,51рублей, для земельного участка с кадастровым номером **61 – 4263321,6 рубль, для земельного участка с кадастровым номером **59 – 43789632,27рубля, для земельного участка с кадастровым номером **7 – 37175090,4 рублей.

Административным истцом представлены в суд отчеты от 23 ноября 2020 года № 20/733-1/1, от 13 октября 2020 года № 20/733-2, от 13 октября 2020 года № 20/733-3, от 23 ноября 2020 года № 20/733-4/1 об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленные оценщиком З..

В соответствии с отчетами об оценке, рыночная стоимость оспариваемых земельных участков составляет: для земельного участка с кадастровым номером **60 – 2904 000рублей, для земельного участка с кадастровым номером **61 – 2018 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером **59 – 26755 000 рублей, для земельного участка с кадастровым номером **7 – 20498 000 рублей.

Оценщик З. является членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», гражданская ответственность оценщика застрахована.

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объектов оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности). Оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчетов об оценке как документов, содержащих сведения доказательственного значения.

Представленные отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года №308, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, ССО РОО-2015).

Описание объектов оценки дает однозначное представление о них. В отчетах присутствует описание последовательности определения стоимости объектов оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчетов, при оценке земельных участков оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам по элементам сравнения: передаваемые имущественные права (обременения) этих прав, условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки, условия продажи, условия рынка, вид использования и (или) зонирование, местоположение объекта, физические и экономические характеристики объекта; наличие движимого имущества, не связанного с недвижимостью. Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы изложены в отчетах.

В качестве объектов сравнения использованы данные о предложениях купли-продажи на земельные участки, расположенные в городе Перми, информация о которых получена из источников: Отчет № 01/КС ЗУ НП/2019 от 07 октября 2019 года «Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края», Письмо Управления Росреестра по Пермскому краю № 12035-11 от 08 ноября 2017 года, интернет-сайт https://www.domofond.ru, Архив объявлений Авито https://ruads.org. Источники информации приложены к отчетe. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемых земельных участков.

Согласно отчетам об оценке аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектами оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объектов оценки, оценщиком применены корректировки на условия продажи, на маркетинговый период (дату продажи), на площадь, на наличие коммуникаций.

Суд считает, что при подготовке отчетов использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости объектов или несоответствия представленных истцом отчетов требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.

Административным ответчиком не выражено несогласие с отчетами об оценке, не приведено обоснованных доводов, не указано на наличие недостатков отчетов, которые могли бы повлиять на итоговые результаты рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости. Доказательств, опровергающих рыночную стоимость объектов недвижимости, заявленную в иске, сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено.

Довод заинтересованного лица администрации города Перми о том, что административным истцом не представлено документов и иных данных, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку так же не опровергают установленные по делу обстоятельства.

С учетом изложенного, заявленное АО «Пермглавснаб» требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: **60, **61, **59, **7, следует установить равной их рыночной стоимости на основании представленных отчетов об оценке.

Заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 21 октября 2020 года, приведенная дата подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление акционерного общества «Пермглавснаб» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **7, общей площадью 6360 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: **** равной его рыночной стоимости в размере 20498000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **60, общей площадью 1243 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: **** равной его рыночной стоимости в размере 2904000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **61, общей площадью864кв.м, расположенного по адресу: **** равной его рыночной стоимости в размере 2018000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **59, общей площадью10247кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: **** равной его рыночной стоимости в размере 26755000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 октября 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – 25 ноября 2020 года.

Решение суда не вступило в законную силу.

Судья /подпись/