ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1837/2023 от 13.09.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Двинских К.В.

с участием прокурора Колчиной Е.Е.

с участием представителя административного истца по доверенности Алифанова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-1837/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества «Строммашина-Щит» о признании недействующим нормативного правового акта в части,

У с т а н о в и л :

акционерное общество «Строммашина-Щит» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включении в него под пунктом 21752 нежилого здания с кадастровым номером , также просило взыскать в его пользу государственную пошлину в размере 4500 руб.

Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание используется в производственных целях, расположено на охраняемой территории, где действует пропускной режим. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Алифанов А.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечень исходя из его наименования - «нежилое здание литера 3 (отделение главного магазина № 2)».

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 22 октября 2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.

В указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером (пункт 21752).

Приказ министерства от 22 октября 202й года № 2233 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что акционерному обществу «Строммашина-Щит» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 1128,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание имеет назначение – нежилое, по состоянию на 21.07.2023 года сведения о наименовании отсутствуют, а на дату утверждения Перечня на 2022 год здание именовалось: нежилое здание литера 3 ( отделение главного магазина № 2).

На запрос суда в порядке электронного документооборота представлен технический паспорт, выполненный МУП «Бюро технической инвентаризации» г. Самары, по состоянию на 10 октября 2001 года. В экспликации к плану строения указано - отделение главного магазина площадью 1128,4 кв.м., на плане здания помещения в здании не отображены.

Административным истцом представлен технический паспорт, выполненный Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по состоянию на 16 августа 2004 года, аналогичный техническому паспорту, представленному по запросу суда.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , вид разрешенного использования которого: под завод, не предполагает размещение на нем объектов делового, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на момент принятия оспариваемого Перечня административным ответчиком не проводились.

Из пояснений представителя административного истца следует, что нежилое здание фактически используется под склад, торговля в нем никогда не осуществлялась, вход в здание возможен только с территории предприятия, где действует пропускной режим.

Основным видом деятельности акционерного общества «Строммашина-Щит» является производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых.

Принимая во внимание, что нежилое здание находится на территории завода, входит в единый производственный комплекс зданий и помещений административного истца, расположен на земельном участке с разрешенным использованием - под завод, на закрытой территории, куда недоступен проход неопределенному кругу лиц, не используется в целях самостоятельного извлечения прибыли, оно не может считаться предназначенным для осуществления торговли.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 3, абзацем вторым подпункта 2 пункта 4, абзацем третьим пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для включения объектов недвижимости в перечень является назначение, разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения), а не самого здания ( строения, сооружения).

С учетом изложенного наименование здания « нежилое здание литера 3 (отделение главного магазина № 2)» само по себе без учета содержащихся в экспликации наименования и назначения помещений, а также без проведения мероприятий по определению фактического использования здания не свидетельствует о безусловном предназначении или фактическом использовании данного объекта для осуществления торговой деятельности.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2022 год в части включения в него под пунктом 21752 нежилого здания с кадастровым номером , подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

В связи с тем, что решение принято в пользу административного истца, в его пользу подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4500 руб. с министерства имущественных отношений Самарской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования акционерного общества «Строммашина-Щит» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 21752 нежилого здания с кадастровым номером

Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу акционерного общества «Строммашина-Щит» государственную пошлину в размере 4500 руб.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2023 года.