ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-183/20 от 28.07.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-183/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 28 июля 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Морозовой С.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Вершининой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красноборское» об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и обязании совершить действие,

установил:

ООО «Красноборское» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ;

обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее Комиссия) рассмотреть по существу заявление ООО «Красноборское» от 21.01.2020 ;

взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в пользу ООО «Красноборское» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником здания с кадастровым номером (общая площадь 6 411,8 кв.м.) по адресу: <адрес>. 21.01.2020. ООО «Красноборское» обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости. 28.01.2020 административным ответчиком отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости в связи с пропуском срока обращения, так как результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области внесены в ЕГРН 21.02.2014. Однако кадастровая стоимость здания определена и сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 29.05.2019.

В письменном отзыве административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области указано, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257. Дата, по состоянию на которую определена стоимость (дата формирования перечня оценки), - 08.07.2012 Объект недвижимости с кадастровым номером , поставлен на государственный кастовый учет 06.07.2012 с площадью 6 495,8 кв.м.и кадастровая стоимость составляла <данные изъяты> руб. 29.05.2019 на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости от 14.05.2019 в соответствии с приложенным техническим планом здания от 12.04.2019 площадь указанного объекта недвижимости изменена с «6 495,8 кв.м.» на «6 411,8 кв.м.». После чего кадастровая стоимость данного объекта недвижимости пересчитана в соответствии с п.9 «Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущим за собой изменение их кадастровой стоимости», утвердивший новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, согласно которому в случае изменения площади здания, в сведениях ЕГРН о которых содержится кадастровая стоимость, их кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади. Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб., исходя из площади – 6 411,8 к.в.м. и УПКС – 31 356,60 руб./кв.м., утвержденного Постановлением №257 для нежилых зданий, расположенных в кадастровом квартале по состоянию на 08.07.2012. Дата внесения кадастровой стоимости – 29.05.2019. В этой связи заявления, поданные в Комиссию после 21.02.2019 в отношении объектов, кадастровая стоимость которых определена в порядке, предусмотренном ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113, не рассматриваются. Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером могут быть оспорены только в суде (л.д.88).

В соответствии с абз.4 п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Комиссия (л.д.80).

Правительство Ленинградской области были переведены из соответчиков в заинтересованные лица.

В судебном заседании представитель административного истца Мажуто М.А. доводы административного иска поддержала полностью.

Представитель заинтересованного лица Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. представила письменный отзыв по иску, в котором указала, что не являются надлежащим ответчиком и в настоящее время ФЗ №66 от 18.03.2020 внесены изменения в ст.24.18 ФЗ №135, исключен срок оспаривания сведений (л.д.70).

Административные ответчики Управление Росреестра по Ленинградской области и Комиссия, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, Управление Росреестра по Ленинградской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Законом Ленинградской области от 29 октября 2015 года N 102-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2013 г. N 257.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии физические лица обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

На дату обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ( 21.01.2020.) часть 10 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривала, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 (далее - Порядок).

Согласно пункту 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).

Судом установлено, что 28.05.2012 за ООО «Красноборское» зарегистрировано право собственности на здание с кадастровым номером по адресу: <адрес> (л.д. 41-43).

21.01.2020 в Комиссию поступило заявление ООО «Красноборское» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером . Основанием для пересмотра указано: установление в отношении объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (л.д. 11).

28.01.2020 ООО «Красноборское» направлено уведомление о том, что его заявление о пересмотре кадастровой стоимости к рассмотрению Комиссии не принимается.

В уведомлении приведены положения ч.10 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности и указано, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинградской области, утвержденные постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области», внесены в ЕГРН 21.02.2014.

Следовательно, заявление ООО «Красноборское» о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению Комиссии в связи с тем, что подано с нарушением сроков.

С указанным выводом суд согласиться не может, поскольку оспариваемые ООО «Красноборское» результаты определения кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 29.05.2019.

Как указано в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером дата утверждения кадастровой стоимости, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 29.05.2019.

Следовательно, установленный ч.10 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности пятилетний срок подлежал исчислению именно с 29.05.2019, а не с 21.02.2014, как ошибочно посчитал административный ответчик.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, оспариваемое уведомление является незаконным, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению возложением на Комиссию обязанности рассмотреть заявление ООО «Красноборское» от 21.01.2020 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом суд принимает во внимание, что Федеральным законом от 18.03.2020 № 66-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч.10 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности исключены слова «но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости».

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, его глава 10, относит к судебным расходам, т.е. затратам, понесенным в целях реализации права на доступ к правосудию участниками процесса в ходе рассмотрения административного дела, государственную пошлину и издержки, которые связаны с рассмотрением административного дела, включая суммы, подлежащие выплате экспертам и специалистам, и перечень которых не является исчерпывающим (статьи 103 и 106).

Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Абзацем 6 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено что, при удовлетворении требований об оспаривании решения или действий (бездействия) Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счет казны Российской Федерации (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

С учетом изложенного с Управления Росреестра в пользу ООО «Красноборское» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей, уплаченная при подаче административного иска согласно платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Красноборское» об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и обязании совершить действие удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 28.01.2020 г. об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО «Красноборское» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером .

Устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца обязав комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области рассмотреть заявление ООО «Красноборское» от 21.01.2020 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщить об исполнении данного решения суда по административному делу в Ленинградский областной суд, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в пользу ООО «Красноборское» государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Морозова

Решение в окончательной форме изготовлено 11 августа 2020 г.