Дело № 3а – 183/2022
УИД 64OS0000-01-2022-000104-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Петровой И.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика комитета по управлению имуществом Саратовской области ФИО2, представителя заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 7 по Саратовской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействующей строки 467 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 30 ноября 2016 года № 1132-р, признании недействующей строки 440 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2017 года № 1082-р, признании недействующей строки 437 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области
от 28 ноября 2018 года № 1052-р, признании недействующей строки 431 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области
от 28 ноября 2019 года № 1040-р, признании недействующей строки 344 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области
от 24 ноября 2020 года № 1149-р, признании недействующей строки 4670 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области
от 23 ноября 2021 года № 1244-р,
установил:
комитет по управлению имуществом Саратовской области распоряжением комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 30 ноября 2016 года № 1132-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (далее – Распоряжение № 1132-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год (далее – Перечень
на 2017 год).
Комитет по управлению имуществом Саратовской области распоряжением комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 29 ноября 2017 года № 1082-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее – Распоряжение
№ 1082-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год (далее – Перечень на 2018 год).
Комитет по управлению имуществом Саратовской области распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области
от 28 ноября 2018 года № 1052-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее – Распоряжение № 1052-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень
на 2019 год).
Комитет по управлению имуществом Саратовской области распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области
от 28 ноября 2019 года № 1040-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее – Распоряжение № 1040-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год).
Комитет по управлению имуществом Саратовской области распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области
от 24 ноября 2020 года № 1149-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее – Распоряжение № 1149-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень
на 2021 год).
Комитет по управлению имуществом Саратовской области распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области
от 23 ноября 2021 года № 1244-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» (далее – Распоряжение № 1149-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень
на 2022 год).
В пункт 467 Перечня на 2017 год, пункт 440 Перечня на 2018 год, пункт 437 Перечня на 2019 год, пункт 431 Перечня на 2020 год, пункт 344 Перечня на 2021 год, пункт 4670 Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером 64:20:020601:442, расположенное по адресу: <...>.
ФИО4 С-Х.Х. обратился в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании Распоряжений № 1132-р,
№ 1082-р, № 1052-р, № 1040-р, № 1149-р, № 1244-р в названной части.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что данное нежилое здание не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона Саратовской области
от 24 ноября 2003 года № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» (далее – Закон № 73-ЗСО) признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости имущества, поскольку указанное нежилое здание не является
административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), оно не предназначено для использования и фактически не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, не предназначено для использования и фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Кроме того, отмечает, что только 8,7 % площади помещений нежилого здания имеют назначение «торговое помещение». Также ФИО4 С-Х.Х. обращает внимание, что выезд представителя комитета по управлению имуществом Саратовской области с целью осмотра нежилого здания и установления его истинного назначения и фактического использования не осуществлялся. Административный истец полагает, что включение нежилого здания в оспариваемые Перечни неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца
ФИО1 поддержала заявленные требования по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика комитета по управлению имуществом Саратовской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, указывала, что оспариваемые распоряжения приняты в пределах компетенции с соблюдением процедуры, установленной законом, не противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № 7 по Саратовской области ФИО3 пояснила, что в случае удовлетворения судом административных исковых требований перерасчет налога за 2017-2018 годы возможен. Перерасчёт в сторону увеличения не может быть произведен. В случае обращения за льготами, не ранее чем через три предшествующих налоговых периода, может быть произведен перерасчет. При принятии судом решения об исключении спорного объекта из Перечней, налоговый орган может пересчитать налог, то есть основанием для этого может быть исключение объекта из Перечней по решению суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ФИО4 С-Х.Х. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Исходя из положений статей 15 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица являются плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здание, строение, сооружение и помещение, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых Перечней) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого Кодекса перечень, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу подпункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, в том числе в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, ФИО4 С-Х.Х. с 21 апреля 2004 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Судом установлен факт применения в отношении административного истца Распоряжений № 1132-р, № 1082-р, № 1052-р, № 1040-р, № 1149-р, № 1244-р в части включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (пункт 467), на 2018 год (пункт 440), на 2019 год (пункт 437), на 2020 год (пункт 431), на 2021 год (пункт 344), на 2022 год (пункт 4670).
В соответствие с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом № 73-ЗСО на территории Саратовской области установлен и введён в действие налог на имущество организаций.
Статьёй 1.1 Закона № 73-ЗСО предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении нежилых помещений общей площадью свыше 200 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Налоговая база, определенная как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, применяется в отношении вышеуказанного имущества, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, формируемый уполномоченным органом исполнительной власти области.
Определение на налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление перечня в электронной форме в налоговый орган по Саратовской области, размещение перечня на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на основании пункта 6 постановления правительства Саратовской области от 23 мая 2018 года № 280-П «Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области» (далее – Постановление № 280-П) относится к функциям комитета по управлению имуществом Саратовской области.
По смыслу федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленными указанными правовыми нормами.
Согласно статье 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU), сайте сетевого издания «Регион 64» (www.RE64.RU), «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
В судебном заседании установлено, что нежилое здание с кадастровым номером 64:20:020601:442, расположенное по адресу: <...>, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год, на 2021 год, на 2022 год, который утвержден соответственно распоряжением комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области
от 30 ноября 2016 года № 1132-р (строка 467) (далее – распоряжение № 1132-р), распоряжением комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 29 ноября 2017 года № 1082-р (строка 440) (далее – распоряжение № 1082-р), распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2018 года № 1052-р (строка 437) (далее - распоряжение№ 1052-р), распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года № 1040-р (строка 431) (далее –распоряжение № 1040-р), распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24 ноября 2020 года № 1149-р (строка 344) (далее -распоряжение № 1149-р), распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23 ноября 2021 года № 1244-р (строка 4670) (далее-распоряжение № 1244-р) (т. 1 л.д. 14-24).
Распоряжение № 1132-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 30 ноября 2016 года
(т. 1 л.д. 66).
Распоряжение № 1082-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 30 ноября 2017 года
(т. 1 л.д. 69).
Распоряжение № 1052-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 29 ноября 2018 года
(т. 1 л.д. 73).
Распоряжение № 1040-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 29 ноября 2019 года
(т. 1 л.д. 77).
Распоряжение № 1149-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 26 ноября 2020 года
(т. 1 л.д. 81-82).
Распоряжение № 1244-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 29 ноября 2021 года
(т. 1 л.д. 84).
Распоряжения № 1132-р, № 1082-р, № 1052-р, № 1040-р, № 1149-р, № 1244-р приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры их принятия и опубликованы в соответствующих источниках в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, ФИО4 С-Х.Х. является собственником встроенно-пристроенного нежилого здания с кадастровым номером 64:20:020601:442, расположенного по адресу: <...>. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 88-91).
Как установлено судом, при формировании оспариваемых Перечней соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:20:020601:240, на котором расположен спорный объект недвижимости, критерию подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации было подтверждено соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
На основании информации, содержащейся в государственном кадастре, объект недвижимости был включен в оспариваемые перечни по двум критериям: по критерию, установленному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (расположение на земельном участке, один из видов использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания); по критерию, установленному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (предназначенное для использования в целях размещения торговых объектов, общественного питания и (или) бытового обслуживания).
Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области от 14 марта 2022 года № 1542 спорное нежилое здание на дату принятия Перечней на 2017-2022 годы располагалось на земельном участке с кадастровым номером 64:20:020601:240 с видом разрешенного использования «торговый центр».
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:20:020601:240, существующий на дату издания оспариваемых Распоряжений № 1132-р, № 1082-р, № 1052-р, № 1040-р, № 1149-р,
№ 1244-р однозначно предусматривал размещение на земельном участке торговых объектов, в связи с чем включение в Перечни на 2017-2022 годы спорного объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке, полностью согласуется с положениями подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Наличие указанного критерия является достаточным для включения спорного объекта в Перечни.
Не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о недостаточности для включения в Перечень факта наличия соответствия вида разрешенного использования земельного участка положениям подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика» (далее - Постановление) подлежит отклонению ввиду следующего.
Указанное Постановление принято в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика», которая является собственником включенных в перечень объектов недвижимости, расположенных на двух арендованных обществом земельных участках.
Как следует из вышеуказанного Постановления, выявленный в нем конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации применим к случаям, когда спорный объект недвижимости расположен на земельном участке, который в собственности административного истца не находится.
В частности, Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что арендующий землю налогоплательщик, в отличие от собственника земельного участка, ограничен в возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости.
Именно для случаев, когда спорный объект расположен на земельном участке, изменение вида разрешенного использования которого ограничено для собственника спорного объекта, Конституционный Суд Российской Федерации установил, что наряду с видом разрешенного использования земельного участка, следует руководствоваться сведениями, содержащимися в документах технического отчета или устанавливать фактическое использование спорного объекта.
При этом наличие множественности видов разрешенного использования земельного участка, предполагающих право использовать размещенное на нем здание не только в соответствии с видами, поименованными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также неоднозначное толкование вида разрешенного использования земельного участка являются основаниями для непризнания такого здания объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вместе с тем спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 64:20:020601:240 с видом разрешенного использования «торговый центр», который находится в собственности административного истца, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 88-98).
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2).
По общему правилу, основные и вспомогательные виды выбираются правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства из видов, предусмотренных зонированием территорий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объект недвижимости, налогоплательщик не лишен законной возможности инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости.
С учётом вышеприведенных норм и применительно к настоящему спору земельный участок, на котором расположен объект налогообложения, принадлежит административному истцу на праве собственности и имеет только один вид разрешенного использования, предусматривающий размещение торговых объектов «торговый центр», имеющее однозначное толкование, что позволяет отнести здание к объектам налогообложения по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не требует установления фактического использования здания.
В соответствии с письмом администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 18 марта 2022 года № 01-01-11/938 земельный участок с кадастровым номером 64:20:020601:240 согласно порядку градостроительного зонирования муниципального образования находится в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Исходя из анализа основных видов разрешенного использования в рамках указанной выше территориальной зоны следует, что административный истец в период с 2017 по 2022 годы не был лишен возможности без дополнительных согласований выбрать основной вид разрешенного использования земельного участка, с которыми закон не связывает включение спорного объекта недвижимости в Перечни.
Доказательств невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка административным истцом не представлено. Административный истец, являющийся собственником земельного участка, не только не лишен права обратиться за изменением вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, но и обратиться с заявлением инициировать процедуру внесения изменения в правила землепользования и застройки.
Суд находит также доводы административного истца относительно несоответствия спорного объекта критерию «предназначенного для использования в целях размещения торговых объектов, объектов питания и (или) бытового обслуживания» на основании документов технического учета (инвентаризации) необоснованными.
В соответствии с техническим паспортом от 21 октября 2008 года, изготовленным Саратовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», назначение и использование спорного объекта «торговое». Площадь торговых помещений (№ 21 и № 23) и помещений общественного питания (столовая, помещение № 2) - 416,2 кв.м, что составляет 22,2 % от общей площади здания (л.д. 115-118).
ФИО4 С-Х.Х. указывается на то, что наименование помещения «столовая» не подпадает под действие положений подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 33 ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения, утвержденного приказом Росстандарта от 27 июня 2013 года № 191-ст, столовой признается предприятие общественного питания (общедоступным или обслуживающим определенный контингент потребителей), производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
Следовательно, общая площадь помещений спорного нежилого здания, используемых для размещения торговых объектов (№ 21 и № 23 – торговые помещения) и объектов общественного питания (№ 2 - столовая) составляет более 20 % от общей площади здания (22,2 %), что является достаточным для отнесения спорного объекта к числу предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Поскольку здание включает наряду с другими помещение с наименованием «столовая» площадью 416,2 кв.м, что составляет 22,2% от общей площади здания, административный ответчик обоснованно включил оспариваемый объект в Перечни.
То обстоятельство, на которое ссылается представитель административного истца, что здание не могло быть включено в Перечени, поскольку не используется для неопределенного круга лиц в качестве объекта общественного питания, непригодно для эксплуатации по назначению, не имеет правового значения, поскольку, в данном случае, у административного ответчика отсутствовали основания для установления вида использования объекта недвижимости по фактическому использованию.
При этом административный истец в комитет по управлению имуществом Саратовской области, в чью компетенцию входит вопрос установления вида разрешенного использования исходя из фактического использования на основании Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14 декабря 2015 года 620-П в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлен порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, с соответствующим заявлением не обращался.
Таким образом, спорный объект недвижимости имеет характеристики, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, как основание для отнесения его к объектам налогообложения, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость, поскольку спорное нежилое здание соответствует критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что для включения объекта в Перечень достаточно одного из критериев, установленных пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому наличие вида разрешенного использования земельного участка, соответствующего подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации само по себе уже является достаточным считать объект недвижимости, соответствующий характеристикам, предусмотренным федеральным и региональным законодательством, необходимым для отнесения его к объектам налогообложения, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 1259-О, нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений. Налоговые нормы, содержащиеся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учётом такого показателя, как кадастровая стоимость. В качестве основного критерия для названных целей законодатель определил вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Такое регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, и не может расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания строки 467 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 30 ноября 2016 года № 1132-р, строки 440 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2017 года № 1082-р, строки 437 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2018 года № 1052-р, строки 431 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года № 1040-р, строки 344 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 24 ноября 2020 года № 1149-р, строки 4670 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 23 ноября 2021 года
№ 1244-р недействующими, и считает административные исковые требования ФИО4 С-Х.Х. не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействующей строки 467 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 30 ноября 2016 года № 1132-р, признании недействующей строки 440 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,
на 2018 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2017 года № 1082-р, признании недействующей строки 437 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2018 года № 1052-р, признании недействующей строки 431 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 ноября 2019 года № 1040-р, признании недействующей строки 344 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области
от 24 ноября 2020 года № 1149-р, признании недействующей строки 4670 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, являющегося приложением к распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области
от 23 ноября 2021 года № 1244-р - отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Бугаева