ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1840/2021 от 29.09.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-1840/2021

22OS0000-01-2021-001701-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бакланова Е.А.,

при секретаре Степаненко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дидика В. И. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Дидик В.И. обратился в суд с административным иском к Правительству Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю, требуя установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 03 июня 2021 года. В обоснование требований, указано, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога.

Определением судьи Алтайского краевого суда от 31 августа 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены управление имущественных отношений Алтайского края, краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», в качестве заинтересованного лица администрация Корчинского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края.

Определением суда от 29 сентября 2021 года Правительство Алтайского края исключено из числа лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представители административного истца Эйсмонт Т.В. и Масютина К.В. административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем судебное разбирательство проведено в их отсутствие в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административные ответчики управление имущественных отношений Алтайского края и КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» в письменных отзывах, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, указали на ряд недостатков представленного отчета об оценке.

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю в письменном отзыве, подтвердив размер оспариваемой кадастровой стоимости и дату, по состоянию на которую она установлена, указал, что является ненадлежащим административным ответчиком.

Выслушав представителей административного истца, а также показания оценщика, допрошенного в качестве свидетеля, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Дидик В.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Таким образом, административный истец, являясь плательщиком земельного налога, вправе оспорить утвержденную кадастровую стоимость объекта недвижимости.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка установлена актом КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» от 21 июня 2021 года и составляет 15355235 рублей 88 копеек. Датой определения кадастровой стоимости является 03 июня 2021 года, сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 23 июня 2021 года.

В подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом представлен отчет об оценке №92-21-07-21 от 20 августа 2021 года, составленный оценщиком ООО «Сибирский Институт Инноваций и Развития Бизнеса» Лаптевой Ю.Н., согласно которому по состоянию на 03 июня 2021 года рыночная стоимость земельного участка составляет 2683439 рублей.

Исследовав данный отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.

Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований и необходимыми специальными познаниями, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости, а указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. При этом в отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.

Из отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки. При определении рыночной стоимости объекта недвижимости оценщик использовал сравнительный подход, мотивировав выбор подхода для проведения исследования.

В рамках сравнительного подхода оценщиком избраны схожие с объектами оценки аналоги того же сегмента рынка, применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов. Характеристики аналогов подтверждены данными объявлений, справочной системы ДубльГис.

Допрошенный в судебном заседании оценщик Лаптева Ю.Н. выводы отчета подтвердила, указав, что вид передаваемых прав на аналоги №№2, 3 установлен по уточненным данным у продавцов. Вид передаваемых прав на аналоги сравнения – собственность, что соответствует оцениваемым правам на объект оценки, введение корректировочного коэффициента не требуется. В отчете об оценке оценщик определяет стоимость земельного участка по состоянию на 03.06.2021г. В связи с этим оценщик использовал данные актуального справочника оценщика под редакцией Лейфера Л.А. составленного в 2020 году. В соответствии с указанным справочником на дату оценки земельного участка корректировка на торг составляет 24,1%, следовательно, корректировочный коэффициент определен верно. При производстве корректировки на местоположение земельных участков использовалось исследование В.А. Рассыпнова «Агроэкологическое районирование территории на основе бонитировки почв», которое размещено в открытом доступе и является наиболее полным исследованием, произведенное на территории Алтайского края. В работе были использованы полевые методы исследований, лабораторные агрохимические, математические методы обработки материалов на достоверность. Кроме того, в работе нашли свое отражение архивные сведения Государственной инспектуры Алтайского края по сортоиспытанию за последние пятьдесят лет и характеристики климата из открытых источников Алтайской государственной метеорологической обсерватории. Выделение агроэкологических зон на территории края проведено группировкой существующих административных районов на основе почвенно-климатических баллов бонитета по свойствам почв, по среднемноголетним гидротермическим показателям вегетационного периода и урожайности растений, количественные характеристики которых тесно коррелируют между собой. Данное исследование может быть использовано для определения эффективности природной среды с целью объективного и научно обоснованного размещения на территории края сети сортоиспытания, пунктов метеонаблюдений, расчета кадастровой стоимости земельных участков и ставок земельного налога. Уточненная схема районирования рекомендуется для применения в сельскохозяйственном производстве, службе кадастрового учета земель сельскохозяйственного назначения и создании земельного кадастра Алтайского края. В соответствии требованиями действующего законодательства допустимо использование аналогов отличных по ценообразующим факторам при наличии корректировочного коэффициента. Корректировка на площадь в отчете введена в соответствии и с данными исследования произведенного компанией СтатРиелт, исследование приведено на странице 54 ответа полностью, какие-либо ограничения использования модели исследования отсутствуют. Раздел «Рынок аренды земельных участков» приведен на странице 29-30 отчета, в результате произведенного рынка предложения о сдаче аналогичных земельных участков не выполнены, таким образом отказ от использования доходного подхода обоснован.

Таким образом, указанные административным ответчиком замечания к отчету об оценке не влекут признание представленного административным истцом недостоверным доказательства отличия рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка. При этом лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.

Кроме того, с учетом разъяснений пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Таким образом, административные исковые требования к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости являются правомерными и подлежат удовлетворению.

В тоже время ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю края не утверждало результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, не является государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в связи с чем является ненадлежащим административным ответчиком, требования к которому удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Дидика В. И. к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 2683439 рублей по состоянию на 03 июня 2021 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 23 августа 2021 года.

Отказать в удовлетворении административных исковых требований к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А.Бакланов

Мотивированное решение составлено 08 октября 2021 года.