ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1845/20 от 11.01.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а- 429/2021(1845/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 11 января 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сокова А.В.

при секретаре Бурлуцкой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ :

Административный истец обратился в Брянский областной суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка общей площадью 100 000 +/-2767 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>». Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 24 046 000 рублей значительно завышена, чем нарушаются его права как налогоплательщика, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ИП ФИО5, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2019 года составляет 5 529 000 рублей.

Дело рассмотрено в порядке ст. 247 КАС РФ в отсутствие административного истца, его представителя, представителей ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации Погрского района Брянской области, Вадбковской сельской администрации Погарского района Брянской области, ФИО6, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В письменных ходатайствах представителя ответчиков Управления имущественных отношений, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» содержится просьба о рассмотрении дела в его отсутствие.

Управление имущественных отношений Брянской области в отзыве на исковое заявление по существу исковых требований возражает против их удовлетворения, право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной не оспаривает.

В соответствии с возражениями представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на исковое заявление привлеченное в качестве ответчика Управление как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и представленный им отчет. Полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.

В отзыве на исковое заявление ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» просило в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что полученная оценщиком рыночная стоимость объектов не соответствует действительности.

С учетом требований статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст.12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью 100 000 +/-2767 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, колхоз «Заветы Ильича», что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов на территории Брянской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2019 г. составляет 24 046 000 рублей.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 г. №457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Росреестр, кадастровая стоимость объектов недвижимости вносится в ЕГРН Управлением Росреестра по Брянской области после ее определения и утверждения Управлением имущественных отношений Брянской области либо ФГБУ «КП Росреестра по Брянской области» в соответствии со ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поэтому данный орган является надлежащим ответчиком по делу.

В силу статьи 388, части 1 статьи 389, статьи 400, ч.1 ст.401 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на землю и на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 390, частью 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

Считая, что кадастровая стоимость принадлежащего ему объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости, превышает его рыночную стоимость, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика, а также положительное экспертное заключение.

Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости рассматриваемого объекта в размере рыночной представил отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выпоненный ИП ФИО5, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 529 000 рублей.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст.12 Федерального закона № 135-ФЗ).

Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость оцениваемого объекта, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете об оценке, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.

При этом в ходе рассмотрения дела ни ответчики, ни заинтересованные лица, право административного истца на установление рыночной стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, не оспаривали, возражений на представленный суду отчет об оценке не представили, ходатайств о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости принадлежащего истцу объекта не заявляли.

Таким образом, каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.

На основании изложенного, суд считает возможным принять отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ИП ФИО5, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость принадлежащего истцу объекта недвижимости подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном отчете.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что административный истец обратился в суд с указанным административным заявлением 11 ноября 2020 г.

Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость недвижимого имущества – земельного участка общей площадью 100 000 +/-2767 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, колхоз «Заветы Ильича», равной его рыночной стоимости, определенной в размере 5 529 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 ноября 2020 г. - дату подачи заявления в суд.

Вновь установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 января 2021 года.

Председательствующий А.В. Соков