Дело № 3а-1845/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 16 декабря 2020 г.
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике судьи Никулиной Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю о ликвидации Регионального отделения общественной организации - Политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» в Пермском крае, исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Управление) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о ликвидации Регионального отделения общественный организации - Политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» в Пермском крае, исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю указало, что решение о государственной регистрации Регионального отделения общественной организации - Политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» в Пермском крае (далее - Региональное отделение политической партии) принято Управлением 24 июля 2015 г., сведения о вышеуказанной политической партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 03 августа 2015 г. за основным государственным регистрационным номером **.
Согласно сведениям, содержащимся в материалах учетного дела, а также в ЕГРЮЛ, местом нахождения постоянно действующего органа Регионального отделения политической партии является адрес: ****. Связи с Региональным отделением политической партии по указанному адресу не осуществляется. Направленные Управлением по указанному адресу уведомление и распоряжение о проведении плановой документарной проверки возвращались по причине «неудачная попытка вручения», что может свидетельствовать об отсутствии Регионального отделения политической партии по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Таким образом, в нарушение п. 5 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ) Региональное отделение политической партии не сообщило об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа, не представило документы, необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ в установленные законом сроки.
Учредителями Организации являются: Р1., Р2., П., А.. Сведения об учредителях содержатся в ЕГРЮЛ.
В соответствии с Распоряжением Управления от 05.08.2019 № 797-р «О проведении плановой документарной проверки» в отношении Регионального отделения политической партии с 02.09.2019 по 27.09.2019 проведена плановая документарная проверка на предмет соблюдения региональным отделением политической партии законодательства Российской Федерации, и соответствием его деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии, за период с сентября 2016 г. по август 2019 г. (проверяемый период).
В ходе проведения проверки Управлением выявлены нарушения, изложенные в акте проверки № 46 от 27.09.2019.
По результатам проверки Управлением был сделан вывод об отсутствии деятельности Регионального отделения политической партии - органы управления не избраны и не реализуют свои полномочия, цели, для которых создано Региональное отделение политической партии, не выполняются, в связи с чем нарушается законодательство Российской Федерации, в частности, Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ, а также Устав политической партии.
Документы, запрашиваемые в связи с проведением проверки, представлены в Управление не были. По результатам анализа материалов учетного дела, поступившей информации от органов власти по запросам Управления, выявлено следующее.
Региональное отделение политической партии является структурным подразделением Общественной организации - Политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» (ОГРН **) и осуществляет свою деятельность на основании Устава Политической партии в редакции от 07.05.2015, утвержденной внеочередным съездом Политической партии.
В соответствии со статьями 26, 29, 31, 32, 33 Устава Политической партии в Региональном отделении политической партии формируются высший орган управления - Конференция (общее собрание), руководящие органы - Совет и Президиум Совета, контрольно-ревизионный орган - Контрольно-ревизионная комиссия (ревизор), единоличный исполнительный орган - Председатель Регионального отделения. В соответствии с документами, содержащимися в учетном деле Регионального отделения политической партии, в период с момента создания Регионального отделения политической партии по настоящее время в должности Председателя Регионального отделения состоит Р1., сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Учитывая, что в проверяемый период Региональное отделение политической партии деятельности не осуществляло, органы управления заседания не проводили, протоколы органов управления, акты проверки контрольно - ревизионного органа не составлялись. Документов, подтверждающих реализацию полномочий Р1. как единоличного исполнительного органа Регионального отделения политической партии, на проверку не было представлено.
По информации, поступившей по запросу Управления от Избирательной комиссии Пермского края, Региональное отделение политической партии единожды в 2016 году выдвигало списки кандидатов по мажоритарным округам для участия в выборах депутатов Законодательного собрания третьего созыва и выборах депутатов Пермской городской Думы шестого созыва. В иных избирательных кампаниях регионального и местного уровней в проверяемый период участия не принимало, кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Пермском крае не выдвигало. В проверяемый период ежеквартальные сведения о поступлении и расходовании средств представлялись Региональным отделением политической партии с нарушением установленных сроков. В связи с этим, Региональному отделению политической партии постановлениями мирового суда были назначены наказания в виде административных штрафов, что подтверждается направленным в Управление письмом Избирательной комиссии г Пермского края от 20.08.2019.
Вышеизложенное позволило Управлению заключить, что в нарушение п.1 ст. 27 Федерального закона № 95-ФЗ, Устава Политической партии Региональное отделение политической партии в проверяемый период не осуществляло деятельность, предусмотренную Уставом. Цели, для которых было создано Региональное отделение политической партии, в проверяемый период не реализованы.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона № 95-ФЗ Региональное отделение политической партии один раз в три года представляет информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении, места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях.
Данные сведения в установленный законом срок были представлены Региональным отделением политической партии в Управление (Председателем Регионального отделения политической партии Р1.). Представленный отчет содержит сведения о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа (совпадает с адресом, содержащимся в ЕГРЮЛ), о численности членов Регионального отделения (10 человек), об отсутствии структурных подразделений, а также о том, что Региональным отделением кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления не выдвигалось.
По факту выявленных по результатам проверки нарушений Управление, руководствуясь п. 2 ст. 39 Федерального закона № 95-ФЗ, 27.09.2019, вынесло Региональному отделению политической партии предупреждение за нарушение указанных выше норм и обязало принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства и сообщить о принятых мерах в срок до 18.11.2019.
Указанное предупреждение, а также акт проверки были получены адресатом, что подтверждается информацией с официального сайта Почты России.
Копия указанного предупреждения от 27.09.2019 Управлением с уведомлением также направлена в адрес Политической партии. Однако корреспонденция Управления возвращена по причине «Возврат отправителю по иным обстоятельствам». До настоящего времени от Политической партии не поступали пояснения относительно деятельности ее регионального отделения.
Вышеуказанное предупреждение Региональным отделением не обжаловалось, в том числе в судебном порядке.
Кроме того, 18.11.2019 в Управление поступила письменная информация от Председателя Регионального отделения Политической партии Р1. о том, что Региональное отделение политической партии деятельности не осуществляет, предусмотренные Уставом органы не сформированы, члены в отделении отсутствуют, что делает дальнейшую деятельность Регионального отделения невозможной.
В связи с этим, 25.11.2019 Управлением в Пермский краевой суд было подано административное исковое заявление о приостановлении деятельности Регионального отделения политической партии. Решением Пермского краевого суда от 11.03.2020 деятельность Регионального отделения политической партии была приостановлена на срок два месяца. В настоящее время срок истек, нарушения Региональным отделением политической партии не устранены, что в соответствии с п.п. «б» п.3 ст.42 Федерального закона № 95-ФЗ является основанием для ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда.
На основании изложенного, Управление просит:
-ликвидировать Региональное отделение Общественной организации - Политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» в Пермском крае;
-исключить Региональное отделение Общественной организации - Политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» в Пермском крае из Единого государственного реестра юридических лиц с целью поддержания реестра в актуальном состоянии.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в суд не явился, представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Региональное отделение Общественной организации - Политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» в Пермском крае о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом по адресу регистрации, указанному в ЕГРЮЛ: ****.
Политическая партия «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» извещена по адресу регистрации, указанному в выписке из ЕГРЮЛ: ****, конверт вернулся с отметкой об истечении срока хранения почтового отправления.
Представитель избирательной комиссии Пермского края в суд не явился, извещены надлежащим образом.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и пояснения по административному иску, в котором поддержал требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю.
В соответствии с ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон «О политических партиях»).
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях».
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях»).
Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях").
Пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.
Как следует из ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 95-ФЗ, в случае неустранения политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган, внесшие в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Согласно п. «б» ч. 3 ст. 42 Федерального закона № 95-ФЗ ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии;
В соответствии с п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» вступившее в законную силу решение суда по административному делу о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, а также решение суда, которым признано обоснованным предупреждение (представление) об устранении нарушений закона либо решение уполномоченного органа о приостановлении деятельности, имеют преюдициальное значение для суда, рассматривающего административное дело о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан. Установленные такими судебными решениями обстоятельства не нуждаются в доказывании (ч.2 ст. 64 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что решением Пермского краевого суда от 11марта 2020 года по делу 3а-520/2020, вступившим в законную силу 28апреля 2020 г., приостановлена деятельность Регионального отделения общественной организации - Политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» в Пермском крае на срок два месяца.
Согласно данному решению судом установлено, что Региональным отделением политической партии допущены нарушения п. 5, п.п. «а» п.1 ст. 27 Федерального закона № 95-ФЗ, а именно: в установленные законом сроки не предоставлена информация об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа; не представлены документы, подтверждающие осуществление деятельности, направленной на достижение уставных целей, в связи с чем в адрес Регионального отделения политической партии Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в порядке п. 2 ст. 39 Федерального закона № 95-ФЗ направлено предупреждение № 59/03-5812 от 27 сентября 2019 г., однако указанные в нем нарушения в установленные Управлением сроки, а именно до 18 ноября 2019 г. Региональным отделением политической партии не устранены.
Принимая во внимание, что установленный судом срок приостановления истек, нарушения, послужившие основанием для приостановления, Региональным отделением политической партии не устранены, данные обстоятельства в силу в силу п. «б» ч. 3 ст. 42 Федерального закона № 95-ФЗ являются основанием для удовлетворения административного иска.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю о ликвидации регионального отделения общественной организации политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» в Пермском крае, исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворить.
Ликвидировать Региональное отделение Общественной организации - Политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» в Пермском крае.
Указанное решение является основанием для исключения Регионального отделения Общественной организации - Политической партии «ПАРТИЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО» в Пермском крае из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись