ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1845/2023 от 04.10.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара 04 октября 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

с участием прокурора Коробовой А.С.,

представителя административного истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1845/2023 по административному исковому заявлению ФИО6 об оспаривании в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год» (далее по тексту - Перечень на 2022 год) опубликован и размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» (далее по тексту – Перечень на 2023 год) опубликован и размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Пунктом 4275 в Приложение № 1 к Перечню на 2022 год, пунктом 4206 в Приложение № 1 к Перечню на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

ФИО7 (далее по тексту ФИО8) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером в составе здания с кадастровым номером , не имеющего правообладателя. Из сведений, содержащихся в ЕГРН на нежилые помещения (Речной вокзал, Гостиница «Россия», кафе «Россия») в составе здания, технической документации не следует, что в соответствии с назначением, разрешенным использованием или наименованием этих помещений предусматривается размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и их площадь составляет 20% и более общей площади этого здания. Тем самым объект не соответствует критериям объектов недвижимости в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса РФ. Включение объекта в Перечни противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом дополнений.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку здание гостиницы, как правило используются совместно с объектами общественного питания (рестораны, кафе), и объектами бытового обслуживания (прачечные, химчистки), а также в связи с тем, что наименование нежилого здания содержит указание на объект общественного питания, министерство включило нежилое здание в оспариваемые Перечни, исходя из отнесения их к объектам, предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заинтересованное лицо ФИО11 в письменном отзыве на административный иск полагает, что административные требования подлежат удовлетворению, поскольку принадлежащее ему нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 1186,2 кв.м (подвал, этаж 1 и этаж 2), входящее в состав здания, включено в Перечни, в связи с чем начисляется налог из расчета кадастровой стоимости объекта. Принадлежащее нежилое помещение входит в инфраструктуру предприятия, в подвале располагается общественный туалет и подсобные помещения, на первом этаже – речной вокзал, на втором этаже – административные помещения. Фактически помещение используется для осуществления деятельности внутреннего водного пассажирского транспорта.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, обсудив доводы административного искового заявления и возражения на него, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,

- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),

- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).

Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).

В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.

В пункт № 4275 Приложения № 1 к Перечню на 2022 год в пункт № 4206 Приложения № 1 к Перечню на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Согласно выпискам из ЕГРН объект недвижимости - здание с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 10915,1 кв.м, имеет назначение: нежилое, наименование: «Речной вокзал; Гостиница «Россия»; кафе «Россия», в количестве 12 этажей, в том числе подземных 1, расположено в пределах объекта с кадастровым номером – земельного участка категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под здание гостиницы. Рассматриваемое здание не имеет правообладателей, земельный участок принадлежит на праве долевой собственности Российской Федерации и административному истцу ФИО9.

В пределах рассматриваемого объекта с кадастровым номером на кадастровый учет поставлены следующие объекты:

- помещение с кадастровым номером , площадью 7178,5 кв.м, назначение и наименование: нежилое помещение (подвал , этаж , этаж , этаж , этаж , этаж , этаж , этаж , этаж , этаж , этаж , этаж , цокольный этаж , чердак ), правообладатель административный истец ФИО10;

- помещение с кадастровым номером , площадью 1731,4 кв.м, назначение: нежилое, наименование: часть объекта (подвал , этаж , этаж ), правообладатель ФИО12», 12.01.2017 зарегистрирован договор аренды сроком действия с 12.01.2017 по 31.12.2030 в пользу ФИО13 и договор субаренды;

- помещение с кадастровым номером площадью 760, 2 кв.м, назначение: нежилое, наименование: 1 этаж комнаты №, 81-84, 126, 127, 2 этаж комнаты №, 95-99, правообладатель ФИО14», 16.12.2021 зарегистрирован договор аренды сроком действия с 01.12.2021 по 30.11.2026 в пользу ФИО15

- помещение с кадастровым номером 63:01:0811001:729, площадью 1186,2 кв.м, наименование и назначение: нежилое помещение, правообладатель ФИО16

Из технической документации на здание, составленной филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по городу Самара, поступившей по запросу суда из ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по <адрес>, на дату последнего обследования 19.09.2006, здание «гостиница «Россия», речной вокзал, кафе «Россия» по адресу: <адрес>, общей площадью 10915,1 кв.м, включало строения и пристройки:

- Литера АА4а2а3 (гостиница «Россия»), состоящее из помещений назначением: склады, подсобные помещения, коридоры, лестничные клетки, кладовые, вентиляционные камеры, калориферная, тепловой узел, санузлы, душевая, бассейн, раздевалка, комнаты отдыха, сауна, бойлерная, электрощитовые, теплопункт, столярная мастерская, бельевые, вестибюли, гараж, помещения, хозяйственная кладовая, АТС, овощной цех, мясной цех, комнаты персонала, кухня, склад продуктов, обеденные залы (2), моечные, парикмахерская, бар, конференцзалы, веранды, кабинеты, холлы, шкафы, прачечные (3), комнаты, офисные помещения (2), тренажерные залы, машинные отделения;

- Литера А,А1,А2,А3,А5, состоящее из помещений назначением: калориферные, склады, коридоры, лестничные клетки, кабинеты, касса, умывальные комнаты, туалетные комнаты, душевые комнаты, гардеробы, коридоры, овощной цех, мясной цех, кондитерские цеха (2), электрощитовая, кухни (2), холодный цех, мойка посуды, цех, склад мебели, цех мороженного, обеденные залы (2), водомерный узел, вестибюль, санузлы, костюмерная, фойе, бары (2);

- Литера А1 (речной вокзал), состоящее из помещений назначением: лестница, коридоры, раздевалка, душ, подсобное, санузлы, умывальные, вентиляционные камеры, помещения, кабинеты, кассовый зал (площадью 105 кв.м), кассы (площадью 25,1 кв.м, 2,8 кв.м), электрощитовая, электроцех.

В указанном здании офисные помещения (площадью 30,7 кв.м, 23,9 кв.м) в совокупности занимают площадь 54,6 кв.м.

По сведениям технического учета, в здании имеются помещения, предназначение которых предполагает размещение объектов бытового обслуживания, а именно сауна (площадью 4,6 кв.м), парикмахерская (площадью 17,6 кв.м), прачечные (площадью 14,0 кв.м, 11,7 кв.м, 11,6 кв.м), в совокупности занимаемая площадь 59,5 кв.м.

Такие помещения, как овощной цех (площадью 12,2 кв.м), мясной цех (площадью 10,6 кв.м), кухни (площадью 20,7 кв.м, 16,6 кв.м, 82,7 кв.м), склад продуктов (площадью 4,2 кв.м), обеденные залы (площадью 24,5 кв.м, 67,2 кв.м, 393, 1 кв.м, 118 кв.м), моечные (площадью 2,8 кв.м, 7,0 кв.м), бар (площадью 35,7 кв.м), касса (площадью 6,0 кв.м), овощной цех (площадью 15,9 кв.м), мясной цех (21,4 кв.м), кондитерские цеха (площадью 13,2 кв.м, 15,3 кв.м), холодный цех (площадью 6,6 кв.м), мойка посуды (площадью 34,5 кв.м), цех мороженного (площадью 22,8 кв.м), бары (площадью 83,2 кв.м, 38,2 кв.м), являются объектами общественного питания и в совокупности занимают площадь 1818,4 кв.м.

Таким образом, по данным технического (инвентаризационного) учета в здании с кадастровым номером совокупность площадей, занятых офисными помещениями, объектами бытового обслуживания и общественного питания, составляет 1932,5 кв.м или 17,7% от общей площади здания (10915,1 кв.м).

Наличие в здании помещений с наименованием «кабинет», не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов, так как термины «кабинет» и «офис» не тождественны.

Помещения с назначением «склад», по мнению суда, не относится к объектам торговли, поскольку согласно пункту 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст (действовавший до 01.10.2023), под складом понимаются специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Аналогичные понятия содержатся и в «ГОСТ Р 51303-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденном Приказом Росстандарта от 30.06.2023 N 469-ст (введенный в действие с 01.10.2023).

В указанных документах не поименованы помещения «кассовый зал» и «касса», используемые собственником ФИО24 в целях осуществления деятельности по перевозки пассажиров внутренним водным транспортом, что также не позволяет отнести помещения к торговым объектам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 поименованного Национального стандарта Российской Федерации торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Следовательно, если такие помещения как склад, кассовый зал, касса используются в деятельности по продаже товаров (услуг), они могут быть признан предназначенными или используемые для размещения торговых объектов только в случае, если включают в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Как следует из технической документации, в состав рассматриваемого здания не входят помещения, предназначенные для размещения торговых объектов.

Назначение частей здания «столярная мастерская», «цех», «электроцех» не свидетельствует о предназначении для размещения объектов бытового обслуживания, поскольку такой вид экономической деятельности как деятельность цехов и мастерских в числе бытовых услуг, в ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) не поименована.

Согласно «ГОСТ 58759-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения» мастерские отнесены к видам производственных мобильных зданий и включают такие разновидности, как ремонтно-механическая, инструментальная, электротехническая, санитарно-техническая, столярно-плотничная, подготовки отделочных материалов, арматурная, диагностическая, ремонта средств малой механизации, ремонта строительных машин, ремонта автомобилей. Следовательно, виды мастерских не исчерпываются бытовым обслуживанием, а могут быть производственными или творческими, что не позволяет однозначно отнести помещения с назначением «мастерские» к объектам бытового обслуживания.

Из договоров аренды нежилых помещений, содержащих в материалах реестровых дел рассматриваемого здания по адресу: <адрес>, и, поступивших по запросу суда из ППК Роскадастр в порядке судебного межведомственного электронного взаимодействия, следует, что

- нежилые помещения, площадью 760, 2 кв.м, собственником ФИО17 переданы в аренду ФИО18 для размещения ресторана и офиса, на срок с 01.12.2021 по 30.11.2026 (по сведениям ЕГРН правообладателю принадлежит помещение с кадастровым номером , площадью 760, 2 кв.м);

- нежилые помещения, площадью 230,3 кв.м, собственником ФИО19ДД.ММ.ГГГГ переданы в аренду ФИО20», последним ДД.ММ.ГГГГ в субаренду ФИО21 для розничной реализации алкогольной продукции и предоставления услуг общественного питания (по сведениям ЕГРН правообладателю ФИО22 принадлежит помещение с кадастровым номером , общей площадью 1731,4 кв.м).

Таким образом, совокупная площадь помещений, используемых арендаторами для офиса, предоставления услуг общественного питания и осуществления розничной торговли, составляет 990, 5 кв.м.

Из дополнительных пояснений административного истца следует, что в занимаемую арендаторами площадь не вошли помещения гостиницы и речного вокзала, что также следует из сведений ЕГРН.

Принимая во внимание сведения технического учета рассматриваемого здания, в том числе назначение помещений, используемых для гостиницы и для речного порта:

- офисные помещения гостиницы (площадью 30,7 кв.м, 23,9 кв.м) площадью 54,6 кв.м,

- помещения, предназначение которых предполагает размещение объектов бытового обслуживания, а именно в гостинице: сауна (площадью 4,6 кв.м), парикмахерская (площадью 17,6 кв.м), прачечные (площадью 14,0 кв.м, 11,7 кв.м, 11,6 кв.м), общей площадью 59,5 кв.м,

- помещения объектов общественного питания в гостинице: овощной цех (площадью 12,2 кв.м), мясной цех (площадью 10,6 кв.м), кухня (площадью 20,7 кв.м), склад продуктов (площадью 4,2 кв.м), обеденные залы (площадью 24,5 кв.м, 67,2 кв.м), моечные (площадью 2,8 кв.м, 7,0 кв.м), бар (площадью 35,7 кв.м), общей площадью 184,9 кв.м,

в совокупности с арендованной площадью в строении Литера А,А1,А2,А3,А5, для размещения офиса, предоставления услуг общественного питания и осуществления розничной торговли (площадь 990,5 кв.м), составляет 1 289,5 кв.м или 11,8 % от общей площади здания (10915,1 кв.м).

Таким образом, из поступивших документов, судом установлено, что по сведениям ЕГРН с учетом зарегистрированных договоров аренды, по технической документации, рассматриваемое здание используется в целях делового, бытового назначения, размещения торговых объектов и объектов общественного питания менее 20% общей площади всего здания.

Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания и помещений в нем на дату утверждения Перечней на 2022 год и на 2023 год административным ответчиком не проводились. Факт использования объекта совместно с офисными помещениями, объектами общественного питания (рестораны, кафе) и объектами бытового обслуживания (прачечные), на площади менее 20 процентов от общей площади гостиницы, как по технической документации так и по договорам аренды, не свидетельствует о наличии признаков объекта недвижимого имущества, установленных статьей 378.2 НК РФ.

Позицию административного ответчика, изложенную в письменных возражениях на иск, о включении рассматриваемого здания в Перечни по основанию пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, по наименованию объекта, содержащее «гостиница… кафе», предназначенным для использования совместно с объектами общественного питания, суд во внимание не принимает, поскольку наименование здания не является безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ. Кроме того, в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения объекта недвижимости в перечень является назначение, разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения), а не наименование самого здания (строения, сооружения).

При рассмотрении настоящего административного дела административным ответчиком не доказан факт соответствия спорного объекта недвижимости, критериям, указанным в статьи 378.2 НК РФ, явившимся основанием включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на 2022-2023 года.

Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, принимая их во внимание, суд приходит к выводу, что включение рассматриваемого нежилого здания в Перечни на 2022 год и на 2023 год не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сведения из ЕГРН, технический паспорт, сведения о земельном участке (с разрешенным видом использования - под здание гостиницы), на котором расположено здание, не подтверждают назначение или фактическое использование более 20% площади всего нежилого здания в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2022-2023 года не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца, в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество, исчисляемого в размере 2% от кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия каждого.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО23 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год» в части включения в Приложение № 1 под пунктом 4275 здания с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год» в части включения в Приложение № 1 под пунктом 4206 здания с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

Возложить обязанность на министерство имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 16.10.2023.

Судья: И.А. Щетинкина