Дело № 3а- 430/2021(1846/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 11 января 2021 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сокова А.В.
при секретаре Бурлуцкой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Брянский областной суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является собственником следующего недвижимого имущества: земельного участка общей площадью 2 500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Брянская область, Погарский район, прилегает с северо-западной стороны к <адрес>, стр.1, земельного участка общей площадью 2 836 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, д. Вадьковка, магазина ТПС общей площадью 124,7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка общей площадью 2 526 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что кадастровая стоимость названных объектов значительно завышена, чем нарушаются его права как налогоплательщика, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ООО «БИ-НИКА», согласно которому рыночная стоимость объектов составляет: земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 г. - 241 494 рублей; земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 29 ноября 2019 г. - 260 449 рублей; магазина ТПС с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 г. - 722 600 рублей; земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 г. - 306 383 рублей.
Дело рассмотрено в порядке ст. 247 КАС РФ в отсутствие административного истца, его представителя, представителей ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации Погарского района Брянской области, Вадьковской сельской администрации Погарского района Брянской области, ФИО2, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В письменных ходатайствах истца, его представителя ФИО3 и представителя ответчиков Управления имущественных отношений, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» содержится просьба о рассмотрении дела в их отсутствие.
Управление имущественных отношений Брянской области в отзыве на исковое заявление по существу исковых требований возражает против их удовлетворения, право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной не оспаривает.
В соответствии с возражениями представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на исковое заявление привлеченное в качестве ответчика Управление как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и представленный им отчет. Полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.
В отзыве на исковое заявление ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» просило в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что полученная оценщиком рыночная стоимость объектов не соответствует действительности.
С учетом требований статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником следующего недвижимого имущества: земельного участка общей площадью 2 500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Брянская область, Погарский район, прилегает <адрес>, земельного участка общей площадью 2 836 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, магазина ТПС общей площадью 124,7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка общей площадью 2 526 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.5-16).
В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов на территории Брянской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 г. составляет 648 000 рублей; магазина ТПС с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 г. составляет 2 020 559,31 рублей; земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 г. составляет 654 739,2 рублей и земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 29 ноября 2019 г. составляет 735 091,2 рублей (акт №2-Г от 04.03.2020 г.).
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 г. №457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Росреестр, кадастровая стоимость объектов недвижимости вносится в ЕГРН Управлением Росреестра по Брянской области после ее определения и утверждения Управлением имущественных отношений Брянской области либо ФГБУ «КП Росреестра по Брянской области» в соответствии со ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поэтому данный орган является надлежащим ответчиком по делу.
В силу статьи 388, части 1 статьи 389, статьи 400, ч.1 ст.401 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на землю и на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 390, частью 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Считая, что кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов, внесенная в государственный кадастр недвижимости, превышает их рыночную стоимость, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика, а также положительное экспертное заключение.
Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости рассматриваемого объекта в размере рыночной представил отчет № от 15 сентября 2020 г., составленный ООО «БИ-НИКА», согласно которому рыночная стоимость объектов составляет: земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 г. - 241 494 рублей; земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 29 ноября 2019 г. - 260 449 рублей; магазина ТПС с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 г. - 722 600 рублей; земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2019 г. - 306 383 рублей.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст.12 Федерального закона № 135-ФЗ).
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость оцениваемого объекта, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемых объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете об оценке, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
При этом в ходе рассмотрения дела ни ответчики, ни заинтересованные лица, право административных истца на установление рыночной стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости, не оспаривали, возражений на представленный суду отчет об оценке не представили, ходатайств о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости принадлежащих истцу объектов не заявляли.
Таким образом, каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.
На основании изложенного, суд считает возможным принять отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «БИ-НИКА», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость принадлежащих истцу объектов недвижимости подлежит установлению в размере их рыночной стоимости, определенной в представленном отчете.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 25 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
С учетом изложенного датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих истцу в размере их рыночной, следует считать 09 ноября 2020 г., то есть дату обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость :
- земельного участка общей площадью 2 500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, определенной в размере 241 494 рублей по состоянию на 01 января 2019 г.;
- земельного участка общей площадью 2 836 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, д. Вадьковка, равной его рыночной стоимости, определенной в размере 260 449 рублей по состоянию на 29 ноября 2019 г.;
- магазина ТПС общей площадью 124,7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной в размере 722 600 рублей по состоянию на 01 января 2019 г.;
- земельного участка общей площадью 2 526 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной в размере 306 383 рублей по состоянию на 01 января 2019 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 09 ноября 2020 г. - дату подачи заявления в суд.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2021 года.
Председательствующий А.В. Соков