Дело № 3а-519/2021
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Санниковой С.А.,
при секретаре Каминской К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антоненко <ФИО>11 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной,
установил:
административный истец <ФИО>1 через своего представителя <ФИО>4 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <№...>, площадью 291,6 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости, в соответствии с отчетом об оценке №О-325/2020 от 9 ноября 2020 года, подготовленным оценщиком ООО «Федеральное бюро оценки и экспертизы» (ООО «ФБОЭ»), в размере 1 679 000 рублей.
Административный истец мотивируют свои требования тем, что он уплачивает налог на имущество физических лиц, рассчитываемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Значительное превышение оспариваемой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости над его рыночной стоимостью приводит к необоснованному увеличению налогу на имущество физических лиц.
В отзыве на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Пашнина С.Г. просит отказать в удовлетворении административных исковых требований к департаменту. Указывает, что кадастровая стоимость объекта капитального строительства департаментом не определялась и не утверждалась.
В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, Юртаева С.А. указывает, что Управление не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель административного истца <ФИО>4, действующая на основании доверенности, полагая, что представленное в дело заключение судебной оценочной экспертизы <№...> от <Дата ...> является недопустимым доказательством, настаивала на установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с отчетом об оценке №О-325/2020 от <Дата ...>, подготовленного оценщиком ООО «ФБОЭ», в размере 1 679 000 рублей.
Административный истец Антоненко Л.А., представители департамента имущественных отношений Краснодарского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ», филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю», администрации муниципального образования Славянский район в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не предоставили.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца Субботину В.В., изучив доводы административного иска и отзывов на него, допросив эксперта Надгериева Р.В., исследовав доказательства и материалы дела, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Из материалов дела следует, что административный истец <ФИО>1 является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером <№...>, площадью 291,6 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> определена уполномоченным органом по состоянию на 10 марта 2020 года в размере 3 583 239 рублей 12 копеек.
Согласно данным отчета об оценке №О-325/2020 от 9 ноября 2020 года, представленного административным истцом и подготовленного оценщиком ООО «ФБОЭ» <ФИО>7, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> по состоянию на 10 марта 2020 года составляет 1 679 000 рублей.
При оценке указанного отчета как доказательства по делу, суд учел, что данных, подтверждающих рыночную стоимость спорного помещения на дату определения кадастровой стоимости, либо документов, свидетельствующих о соответствии отчета об оценке Федеральному закону от <Дата ...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (например, положительное экспертное заключение), административным истцом не предоставлено. Отчет об оценке подготовлен по заказу административного истца на платной основе; перед составлением отчета лицо, составившее его, не предупреждалось об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, то есть оценщик не несет ответственности за выводы, кроме как в рамках договора, заключенного с заказчиком. Таким образом, названные обстоятельства вызывают сомнения в достоверности отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, как доказательства.
Явка в судебное заседание оценщика <ФИО>7, на допросе которой настаивала представитель административного истца, обеспечена не была. Судом отказано в удовлетворении ходатайства о допросе генерального директора ООО «ФБОЭ» <ФИО>8, поскольку он не принимал участия в составлении отчета об оценке в качестве оценщика.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что поскольку результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Федерального закона от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, что также вызывает сомнения в достоверности отчета о рыночной стоимости спорного объекта, суд пришел к выводу, что административным истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости, в связи с чем определениями суда от 28 августа 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы <№...> от <Дата ...>, выполненному экспертом ООО «Альфа Эксперт» <ФИО>9, отчет об оценке от <Дата ...> № О-325/2020, выполненный ООО «ФБОЭ», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. Математических ошибок в отчете не выявлено.
В соответствии с выводами эксперта рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> по состоянию на <Дата ...> составляет 2 635 800 рублей.
Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда, признаются недопустимыми судом по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе (части 1 и 3 статьи 59, часть 2 статьи 61 упомянутого кодекса).
Вопреки доводам представителя административного истца, указанное заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от <Дата ...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона от <Дата ...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Эксперт <ФИО>9 имеет являющийся оценщиком I категории сложности (6 уровень квалификации), имеет высшее профессиональное образование, профессиональное образование в области оценочной деятельности, диплом о профессиональной переподготовке, стаж работы экспертом – 6 лет, стаж работы в оценочной деятельности - 7 лет, действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, документы, свидетельствующие о членстве в СРО «Региональная ассоциация оценщиков», а также об обязательном страховании гражданской ответственности, является членом экспертного совета СРО «Региональная ассоциация оценщиков».
Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено.
Заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Выводы эксперта полностью согласуются с его исследовательской частью. Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Суд, исследовав заключения судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов эксперта не имеется, заключение является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определённую по состоянию на дату кадастровой оценки. Заключение эксперта содержат подробное описание проведенного исследования, на основании исследований экспертом даны ответы на поставленные перед ним вопросы.
При производстве экспертизы эксперт пришел к выводу, что представленный отчет об оценке №О-325/2020 от <Дата ...> не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, поскольку информация, используемая оценщиком при составлении отчета об оценке не проверяема, что не позволяет пользователю отчета проверить достоверность информации, используемой оценщиком. Экспертом указано, что оценщиком нарушены статья 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (отчет допускает неоднозначное толкование или вводит в заблуждение), п.5 ФСО <№...> (информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, не подтверждена; содержание отчета об оценке вводит в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также допускает неоднозначное толкование полученных результатов).
Экспертом рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> определялась доходным и сравнительным подходами, которым присвоен 0,5 и 0,5 весовой коэффициент в итоговой рыночной стоимости соответственно.
Сравнительный подход наиболее полно и точно отражает действительную рыночную стоимость объекта экспертизы, анализ рынка показал наличие достаточного количества аналогичных оцениваемому объектов на рынке недвижимого имущества, что является необходимым условием применения сравнительного подхода, информация об аналогичных объектах получена из достоверных источников. Сравнительный подход основывается на предпосылке, что субъекты на рынке осуществляют сделки по аналогии, то есть основывается на информации о сходных сделках или предложениях. Сравнительный подход включает сбор данных о рынке продаж и предложений по объектам недвижимости, сходным с оцениваемым. Цены на объекты-аналоги затем корректируются с учетом параметров, по которым объекты отличаются друг от друга. Сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Сравнительный подход применен экспертом обоснованно, так как в ходе проведенного анализа рынка найдено достаточное количество предложений о продаже коммерческой недвижимости в месте расположения объектов экспертизы.
Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта экспертизы, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта экспертизы. Доходный подход применяется для оценки недвижимости, генерирующей или способной генерировать потоки доходов, то есть когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. При применении доходного подхода оценщик-эксперт определяет величину будущих доходов и расходов и моменты их получения.
С учетом того, что объект экспертизы представляет собой нежилое коммерческое помещение и является доходоприносящей недвижимостью, эксперт счел применение доходного подхода в данном случае возможным.
Обоснование отказа от применения затратного подхода экспертом приведено. Экспертом указано, что затратный подход в данном конкретном случае не отражает реальной рыночной стоимости нежилых помещений, так как помещения являются встроенными, имеющими конструкции и коммуникации, необходимые для эксплуатации всего здания (фундаменты, крыша, кровля, общие системы отопления, водоснабжения, канализации, распределительные электрические элементы (щиты, подстанции), места общего пользования, лестничные площадки, различные элементы благоустройства и прочее), а так же отсутствуют права на земельный участок, в связи, чем возникают сложности при определении стоимости встроенных помещений. Таким образом, во избежание искажений итогового результата рыночной стоимости объекта экспертизы, затратный подход экспертом не применялся.
В рамках сравнительного подхода эксперт использовал метод сравнительного анализа продаж, для чего экспертом проанализированы объявления о продаже и покупке аналогичных объектов.
В заключении экспертом представлена необходимая информация, идентифицирующая объект экспертизы, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости, а также информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость объекта недвижимости.
Содержащиеся в заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Данные сведения подтверждены и проверяемы, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации, к заключению приложены копии размещенных в сети «Интернет» объявлений в виде распечаток страниц соответствующих сайтов, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Экспертом подобраны объекты-аналоги, сопоставимые по площади и другим ценообразующим факторам с объектом экспертизы, подробно описан процесс оценки объекта недвижимости, в отчете содержатся таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним. Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов. Все корректировки были внесены на основании аналитического анализа влияния каждого фактора на стоимость с учетом того насколько оцениваемый объект хуже или лучше сопоставимого аналога. Такой метод внесения поправок называется экспертным.
В заключении эксперта при сравнительном подходе приняты скидка на торг, поправка на масштаб площади, поправка на этажность.
Экспертом указано, что корректировка на торг значительно зависит от объемов и активности соответствующего сегмента рынка. Скидка на торг принята из Справочника оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты. Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов» под редакцией Лейфера Л.А., 2018 г.
В качестве корректировки на торг для объектов-аналогов эксперт использовал среднее значение из представленного в заключении диапазона для неактивного рынка в размере 16,5%, с учетом местоположения объекта, а также его количественно-качественных характеристик.
При доходном подходе экспертом приняты скидка на торг, поправка на масштаб площади; произведен расчет действительного валового, операционного доходов, учтен коэффициент капитализации.
В ходе допроса в судебном заседании эксперт <ФИО>9 подтвердил вышеприведенные выводы, указав, что им проведен анализ соответствия отчета об оценке требованиям действующего законодательства, в том числе ФСО, который содержится в таблицах 3-5.
Эксперт пояснил, что при анализе рынка по продаже и сдаче в аренду объектов недвижимости им не было выявлено достаточного количества информации об объектах недвижимости <Адрес...>. Поскольку рынок объектов недвижимости в указанном населенном пункте не развит, в соответствии с положениями ФСО <№...> экспертом была расширена зона исследования для подбора объектов-аналогов по ценообразующим параметрам. Экспертом были выявлены наиболее сопоставимые аналоги в <Адрес...>, где рынок является активным. При этом экспертом были учтены ценообразующие факторы: сегмент, к которому отнесен объект недвижимости, его площадь, этажность. Так как в <Адрес...> рынок является неактивным, экспертом была применена скидка на торг для неактивного рынка в соответствии со Справочником оценщика недвижимости «Корректирующие коэффициенты. Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов» под редакцией <ФИО>10
Экспертом также указано, что согласно указанному Справочнику оценщика под редакцией Лейфера Л.А., корректировка по местоположению отражает расположение объекта относительно областного (краевого) центра, в данном случае относительно города Краснодара. Поскольку объект оценки и объекты-аналоги находятся от краевого центра на равноудаленном расстоянии, применение указанной корректировки не требовалось. Разница в стоимости объекта оценки и объектов-аналогов скорректирована выше указанной скидкой на торг для неактивного рынка.
Учитывая вышеизложенное, суд считает заключение судебной оценочной экспертизы объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объекта недвижимости является достоверным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом при проведении экспертизы рыночная стоимость объекта недвижимости является достоверной.
Таким образом, с учетом отсутствия доказательств несоответствия заключения эксперта Надгериева Р.В. действующему законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд принимает данное заключение эксперта в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» досудебный порядок не является обязательным, и для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, юридические лица вправе обратиться в суд.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 7 декабря 2020 года, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать 7 декабря 2020 года.
Генеральным директором ООО «Альфа Эксперт» подано ходатайство о взыскании с административного истца расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы в размере 65 000 рублей.
Судом установлено, что расходы по оплате судебной оценочной экспертизы, первоначально возложенные на административного истца, им не оплачены, в связи с чем подлежат распределению при вынесении решения по делу.
Экспертиза назначена судом для установления обстоятельств, бремя доказывания которых возлагается на административного истца.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Административными ответчиками не оспаривалось право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, а решение суда об удовлетворении административного иска сводится к реализации в судебном порядке такого права. Размер рыночной стоимости объекта недвижимости, установленный судом в качестве кадастровой стоимости на основании судебной экспертизы, подготовленной ООО «Альфа Эксперт», административными ответчиками не оспаривался в ходе судебного разбирательства.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, следует отнести на административного истца, поскольку решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.
В соответствии с абзацами 4-5 пункта 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П, возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Расхождение между кадастровой стоимостью, установленной в результате государственной кадастровой оценки, и рыночной стоимостью, установленной решением суда в качестве кадастровой, составляет округленно 26%.
Суд приходит к выводу, что расхождение кадастровой стоимости с рыночной укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав и законных интересов <ФИО>1
Обоснование стоимости проведенных работ по производству судебной оценочной экспертизы (калькуляция расходов) экспертным учреждением представлено. Указанный расчет суд находит верным, административным истцом стоимость проведенной экспертизы не оспаривалась.
При изложенных обстоятельствах, расходы по оплате судебной экспертизы в размере 65 000 рублей подлежат взысканию в пользу экспертной организации с административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Антоненко <ФИО>12 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной - удовлетворить частично.
Установить в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером <№...>, площадью 291,6 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 10 марта 2020 года в размере 2 635 800 (два миллиона шестьсот тридцать пять тысяч восемьсот) рублей.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...> считать <Дата ...>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№...>.
В остальной части требования административного иска <ФИО>1 оставить без удовлетворения.
Взыскать с <ФИО>1 в пользу ООО «Альфа Эксперт» судебные расходы в размере 65 000 (шестьдесят пять тысяч) рублей в счет оплаты за проведение судебной оценочной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 июня 2021 года.
Судья: