БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-184/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2017 г. г. Белгород
Белгородский областной суд в составе
судьи Квасова А.С.
при секретаре Грицощенко Т.О.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Белгородской области о признании недействующим решения Муниципального совета муниципального района «Красненский район» от 28 ноября 2016 г. № 346 «О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района «Красненский район» Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения» со дня его принятия,
установил:
решением Муниципального совета муниципального района «Красненский район» Белгородской области от 28 ноября 2016 г. № 346 «О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района «Красненский район» Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения», размещенном на официальном сайте муниципального района в сети Интернет (kraadm.ru) и опубликованном в межрайонной газете «Заря» 29 августа 2017 г. (№ 139-140) и 12 сентября 2017 г. № 147-148, администрациям Большовского, Готовского, Горкинского, Красненского, Камызинского, Кругловского, Лесноуколовского, Новоуколовского, Расховецкого, Сетищенского сельских поселений муниципального района «Красненский район» Белгородской области с 1 января 2017 г. передана часть полномочий муниципального района «Красненский район» Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений на 1 год (пункт 1);
утвержден (пунктом 2) проект соглашения между администрацией Красненского района и администрациями сельских поселений, входящих в состав муниципального района «Красненский район» Белгородской области, по осуществлению части полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений муниципального района (приложение № 1); утвержден (пунктом 3) Порядок определения объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района «Красненский район» Белгородской области бюджетам сельских поселений на осуществление части полномочий муниципального района по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений (приложение № 2); утверждена (пунктом 4) Методика расчета межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района «Красненский район» Белгородской области бюджетам сельских поселений муниципального района «Крансненский район» Белгородской области на осуществление части полномочий муниципального района «Красненский район» Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений (приложение № 3).
Пунктом 5 оспариваемого решения администрации Красненского района поручено заключить с администрациями сельских поселений муниципального района «Красненский район» Белгородской области соглашения по осуществлению части полномочий муниципального района «Красненский район» Белгородской области, указанных в пункте 1 данного решения.
Пункты 6 и 7 указанного решения касаются его размещения на официальном сайте муниципального района и контроля за исполнением решения, обязанность по которому возложена на постоянную комиссию Муниципального совета Красненского района по экономическому развитию, бюджету, налоговой политике, и управлению муниципальной собственностью.
Заместитель прокурора Белгородской области обратился в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Муниципального совета муниципального района «Красненский район» от 28 ноября 2016 г. № 346 «О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района «Красненский район» Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения» со дня его принятия.
В обоснование администравного искового заявления заместитель прокурора области, сославшись на статьи 7, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 8 статьи 6, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статью 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», указал, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ реализуются органами местного самоуправления сельских поселений только в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Закон Белгородской области от 30 марта 2005 г. «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области» указанные полномочия за сельскими территориями не закрепляет, а следовательно, полномочия муниципального района «Красненский район» Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения не могли передаваться сельским поселениям, входящим в состав муниципального района.
По мнению административного истца, оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом нарушаются права населения Красненского района, сельских поселений, а также государства в сфере организации дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения. На территории Красненского района Белгородской области имеются дороги местного значения, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Возложение обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения на сельские поселения повлечет для них дополнительные бюджетные расходы, так как выделенных денежных средств в рамках межбюджетных трансфертов, недостаточно.
В судебном заседании прокурор заявленные административные требования поддержал.
Представитель Муниципального совета муниципального района «Красненский район» Белгородской области возражал против удовлетворения административного искового заявления. Указал, что действующим законодательством не предусмотрен запрет на передачу части полномочий муниципального района по содержанию автомобильных дорог местного значения сельским поселениям, входящим в состав этого муниципального района. Законом Белгородской области от 30 марта 2005 г. № 177 «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области» дорожная деятельность не отнесена к вопросам местного значения сельских поселений Белгородской области, а, следовательно, вопрос местного значения – дорожная деятельность в границах населенных пунктов сельского поселения относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района. Такие полномочия в силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут быть переданы муниципальным районом сельским поселениям, входящим в состав этого муниципального района, на основании заключенного с ними соглашения.
Заинтересованные лица: администрации Большовского, Готовского, Горкинского, Красненского, Камызинского, Кругловского, Лесноуколовского, Новоуколовского, Расховецкого, Сетищенского сельских поселений муниципального района «Красненский район» Белгородской области, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного заявления, - явку своих представителей не обеспечили. От глав администраций названных сельских поселений поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей с указанием, что поддерживается позиция административного ответчика.
Выслушав пояснения представителей администравного истца и ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 3 статьи 14 этого Федерального закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ).
Статьей 6.4 Закона Белгородской области от 30 марта 2005 № 177 «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области», регламентирующей вопросы местного значения сельских поселений, дорожная деятельность не отнесена к вопросам местного значения сельских поселений в Белгородской области.
Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что дорожная деятельность не отнесена к полномочиям сельского поселения и относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 7 Устава муниципального района «Красненский район» Белгородской области органы местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений решают вопросы местного значения, не отнесенные федеральным и региональным законодательством к вопросам местного значения сельских поселений: вопрос дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацами 2 и 3 части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии со статьей 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
Статьей 29 Устава муниципального района «Красненский район» Белгородской области предусмотрено, что администрация Красненского района заключает соглашения с органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения (статья 7 настоящего Устава) либо о принятии на осуществление части принадлежащих им полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Порядок заключения соглашений определяется решением Муниципального совета Красненского района.
Действующее законодательство не содержит запрета на передачу полномочий в области дорожной деятельности между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселений. Таким образом, в результате предусмотренного перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселений на основе соглашений осуществляется передача уже установленных федеральными законами полномочий от одного уровня публичной власти другому.
Муниципальное образование «Красненский район» Белгородской области в соответствии со статьей 2 Закона Белгородской области от 20 декабря 2004 г. № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» обладает статусом муниципального района.
Согласно Закону Белгородской области от 20 декабря 2004 г. № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» в составе муниципального образования «Красненский район» Белгородской области образованы следующие сельские поселения: Большовское, Горкинское, Готовское, Камызинское, Красненское, Кругловское, Лесноуколовское, Новоуколовское, Расховецкое и Сетищенское.
Представительным органом муниципального района «Красненский район» Белгородской области является Муниципальный совет Красненского района, состоящий из 20 человек (статья 9 Устава муниципального района «Красненский район» Белгородской области).
К компетенции представительного органа отнесено определение порядка заключения соглашений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения (статья 29 Устава). Статьей 15 Устава муниципального района установлено, что решения принимаются Муниципальным советом Красненского района на его заседаниях. Заседание Муниципального совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности членов Муниципального совета Красненского района. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от установленной численности членов Муниципального совета. Принятое решение в течение 3 дней со дня его принятия подлежит подписанию председателем Муниципального совета Красненского района.
Решения Муниципального совета Красненского района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района и рассчитанные на неоднократное применение, подлежат опубликованию в межрайонной газете «Заря» и (или) размещаются на официальном сайте муниципального района в сети «Интернет» в десятидневный срок со дня принятия и вступают в силу со дня такого опубликования (размещения), если самим решением не предусмотрен более поздний срок вступления его в силу.
Вышеизложенные требования к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, его форме и виду, правилам введения в действие соблюдены административным ответчиком, что подтверждается протоколом сорокового заседания Муниципального совета Красненского района от 28 ноября 2016 г. № 40, согласно которому за принятие решения единогласно проголосовало 17 из присутствующих членов Муниципального совета района.
Решение от 28 ноября 2016 г. № 346 подписано председателем Муниципального совета Красненского района, обнародовано на официальном сайте администрации Красненского района Белгородской области и опубликовано в официальном печатном издании - межрайонной газете «Заря».
Согласно утвержденному проекту соглашения, являющегося приложением № 1 к решению Муниципального совета Красненского района от 28 ноября 2016 г. № 346 администрация района передает, а администрация поселения принимает к осуществлению часть полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения муниципального района «Красненский район» Белгородской области.
На администрацию поселения возлагаются следующие функции, осуществляемые при реализации полномочий:
По полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода:
- поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах;
- противопаводковые мероприятия;
- ликвидация съездов с автомобильных дорог (въездов на автомобильные дороги) в неустановленных местах;
- поддержание в чистоте и порядке элементов обозначения границ полосы отвода;
По дорожным одеждам:
- очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов;
- восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума.
по искусственным и защитным дорожным сооружениям:
- очистка от пыли и грязи элементов мостового полотна и тротуаров, элементов пролетных строений, лестничных сходов, опор;
- заделка трещин и мелких выбоин в покрытии в зоне деформационных швов, у тротуаров и на тротуарах, подкраска металлических элементов перил, ограждений, нанесение разметки на элементы мостовых сооружений.
По элементам обустройства автомобильных дорог:
- очистка и мойка стоек, дорожных знаков, замена поврежденных дорожных знаков и стоек, подсыпка и планировка берм дорожных знаков;
- уборка и мойка остановок общественного транспорта, автопавильонов, наземных пешеходных переходов, площадок отдыха и элементов их обустройства, окраска, замена поврежденных и установка недостающих контейнеров для сбора мусора, урн, скамеек на автобусных остановках и площадках отдыха; уборка мусора из контейнеров и урн, в том числе с использованием специальных машин; вывозка мусора для утилизации на полигоны;
- освобождение проезжей части и земляного полотна от объектов, препятствующих проезду транспортных средств, уборка места дорожно-транспортного происшествия, проведение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности и организации движения;
- содержание в чистоте и порядке, а также устранение отдельных повреждений памятников, панно, беседок, скамеек и других объектов архитектурно-художественного оформлени;
- содержание в чистоте и порядке тротуаров, устранение повреждений покрытия тротуаров;
- окраска элементов обстановки и обустройства автомобильных дорог, содержание их в чистоте и порядке;
По зимнему содержанию:
- механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;
- распределение противогололедных материалов;
- регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов;
- очистка от снега и льда элементов мостового полотна, подходов и лестничных сходов;
- закрытие отверстий водопропускных труб осенью и открытие их весной, очистка водопропускных труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов;
- борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений;
По озеленению входят:
- уход за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров, подсадка деревьев и кустарников;
- скашивание травы на обочинах, откосах, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом;
- художественно-ландшафтное оформление дорог (разбивка цветочных клумб, посадка живых изгородей и другие работы).
Прочие работы по содержанию:
- разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки;
- организация временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям в установленном порядке, установка и уход за временными дорожными знаками;
По установке следующих элементов обустройства:
- установка недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования;
- установка недостающих барьерных ограждений, сигнальных столбиков и световозвращающих устройств;
- установка недостающих или замена существующих автопавильонов, беседок, скамеек, панно и других объектов архитектурно-художественного оформления;
- устройство снегозащитных лесных насаждений и живых изгородей, противоэрозионные и декоративные посадки;
- установка недостающих контейнеров для сбора мусора.
Такое соглашение в полной мере соответствует требованиям части 4 статьи 15 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку заключается на определенный срок (с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г.) (пункт 5.1 проекта соглашения), содержит положения, устанавливающие основание и порядок прекращения его действия, в том числе досрочно (пункты 5.2-5.4 проекта соглашения), финансовые санкции за неисполнение соглашения (пункты 4.1.7 и 4.2.5 проекта соглашения).
Приложением № 2 к решению Муниципального совета Красненского района от 28 ноября 2016 г. № 346 установлен порядок определения объема межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений на осуществление части полномочий муниципального района по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, как того требуют абзацы 2, 3 части 4 статьи 15 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Методика распределения субвенций бюджетам сельских поселений на содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений закреплена приложением № 3 к решению Муниципального совета Красненского района от 28 ноября 2016 г. № 346.
Со всеми десятью сельскими поселениями, образованными в составе муниципального района «Красненский район», вышеназванные соглашения заключены; копии соглашений представлены в материалы администравного дела.
Таким образом, оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом определен порядок заключения соглашений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения. Решение от 28 ноября 2016 г. № 346 «О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района «Красненский район» Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения» принято с соблюдением компетенции в пределах предоставленных полномочий и в полной мере соответствует статьям 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вопреки доводам административного истца решение Муниципального совета муниципального района «Красненский район» Белгородской области от 28 ноября 2016 г. № 346 «О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района «Красненский район» Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения» не противоречит Федеральным законам от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу абзаца 6 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым пункта 4, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, поскольку полномочия в области дорожной деятельности отнесены к вопросам местного самоуправления муниципального района, последний, на основании заключенных с администрациями сельских поселений соглашений, вправе передать соответствующие полномочия.
То обстоятельство, что Федеральные законы от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ и от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере деятельности, не содержит положений, позволяющих перераспределить полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, не свидетельствует об обоснованности заявленных административных требований.
Право органов местного самоуправления передать часть полномочий органов местного самоуправления муниципального района предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приоритет норм которого перед другими федеральными законами, в части касающейся регулирования вопросов местного самоуправления, непосредственно следует из положений части 3 статьи 5 данного Федерального закона.
Довод администравного истца о том, что передача полномочий между муниципальными образованиями различного уровня возможна исключительно на основании закона субъекта Российской Федерации, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства. Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на которую ссылается заместитель прокурора области, устанавливает возможность закрепления за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения городских поселений на основании законов субъекта Российской Федерации и принятых в соответствии с ними устава муниципального района и уставов сельских поселений. В таком случае, полномочия по решению таких вопросов переходят к компетенции сельских поселений за счет их собственных средств.
В случае перераспределения вопросов местного значения путем заключения соглашения между муниципальными образованиями различного уровня их правовая природа не меняется, поскольку они передаются на определенный срок и при условии определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Изменяются лишь органы, которые после перераспределения полномочий должны их выполнять.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое решение Муниципального совета муниципального района «Красненский район» Белгородской области от 28 ноября 2016 г. № 346 «О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района «Красненский район» Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения» соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Ссылка административного истца на то обстоятельство, что на территории Красненского района Белгородской области имеются дороги местного значения, которые находятся в неудовлетворительном состоянии и возложение обязанности на сельские поселения повлечет для них дополнительные бюджетные расходы, поскольку выделенных денежных средств в рамках межбюджетных трансфертов, направленных на осуществление передаваемых полномочий, недостаточно для всех сельских поселений, не указывает на несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Более того, администрация сельского поселения осуществляет переданную ей часть полномочий в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. В случае невозможности надлежащего исполнения переданной части полномочий администрация поселения обязана сообщить об этом администрации района (пункты 4.2.1, 4.2.4 проекта соглашения, утвержденного оспариваемым решением). Пунктом 5.3.2 названного проекта соглашения предусмотрена возможность в одностороннем порядке расторгать соглашение по причине объективно сложившихся условий, в результате которых осуществление передаваемых полномочий становится невозможным либо крайне обременительным для одной или для обеих сторон.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Белгородской области о признании недействующим решение Муниципального совета муниципального района «Красненский район» от 28 ноября 2016 г. № 346 «О передаче сельским поселениям части полномочий муниципального района «Красненский район» Белгородской области по содержанию автомобильных дорог местного значения» отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.С. Квасов
В окончательной форме решение принято 19.09.2017