ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2018 г. № 3а-184/2018
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при секретаре Опрячиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр-капитал» об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 утверждены Правила землепользования и застройки города Вологды.
24 мая 2018 года решением Вологодской городской Думы № 1519 приостановлено действие отдельных положений Правил землепользования и застройки города Вологды в части:
- строк четвертой, пятой, шестой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой, четырнадцатой, пятнадцатой, семнадцатой, двадцать первой подраздела «Основные виды разрешенного использования», строк первой, четвертой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой, четырнадцатой, пятнадцатой, шестнадцатой подраздела «Условно разрешенные виды использования» таблицы раздела «Ж-1. Зона застройки малоэтажными жилыми домами» статьи 2 части III;
- строк третьей, четвертой, пятой, шестой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой, четырнадцатой, пятнадцатой, шестнадцатой, семнадцатой, восемнадцатой, двадцатой, двадцать второй, двадцать пятой подраздела «Основные виды разрешенного использования», строк четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой подраздела «Условно разрешенные виды использования» таблицы раздела «Ж-2. Зона застройки среднеэтажными жилыми домами» статьи 2 части III;
- строк третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой, одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой, четырнадцатой, шестнадцатой, семнадцатой, восемнадцатой, девятнадцатой, двадцатой, двадцать второй, двадцать четвертой, двадцать девятой, тридцатой подраздела «Основные виды разрешенного использования», строк четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой, четырнадцатой подраздела «Условно разрешенные виды использования» таблицы раздела «Ж-3. Зона застройки многоэтажными жилыми домами» статьи 2 части III;
- строк шестой, седьмой, восьмой, девятой, четырнадцатой, пятнадцатой, шестнадцатой, семнадцатой, восемнадцатой, девятнадцатой, двадцатой, двадцать первой, двадцать второй, двадцать четвертой, двадцать шестой, двадцать девятой подраздела «Основные виды разрешенного использования», строк первой, второй, третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой подраздела «Условно разрешенные виды использования» таблицы раздела «Ж-4. Зона застройки жилыми домами смешанной этажности» статьи 2 части III.
Указанное решение опубликовано в газете «Вологодские новости» от 30 мая 2018 года, выпуск № 20 (2045) (т.1, л.д.51) и размещено на официальных сайтах Вологодской городской Думы и администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Общество с ограниченной ответственностью «Центр-капитал» (далее - ООО «Центр-капитал», Общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части решения Вологодской городской Думы от 24 мая 2018 года № 1519.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Обществом был приобретён земельный участок с кадастровым номером №..., площадью ..., категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - многофункциональные объекты, расположенный по адресу: <адрес>.
В результате принятия оспариваемого нормативного правового акта на неопределённое время приостановлена возможность административного истца использовать принадлежащий ему земельный участок путём его застройки в соответствии с видом разрешённого использования. Полагал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует статье 48 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С учётом уточнения исковых требований административный истец просил суд признать не действующим с даты принятия решение Вологодской городской Думы от 24 мая 2018 года № 1519 «О приостановлении действия отдельных положений Правил землепользования и застройки города Вологды» в части приостановления действия строки седьмой подраздела «Основные виды разрешённого использования» таблицы раздела «Ж-3. Зона застройки многоэтажными жилыми домами» статьи 2 части III в границах земельного участка с кадастровым номером №... (т.1, л.д.179).
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Центр-капитал» по доверенности ФИО1 исковые требования с учётом их уточнения поддержал.
Представитель административного ответчика Вологодской городской Думы по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление (т.1,л.д.35-37, т.2.л.д.38-40,81-84).
Представитель заинтересованного лица администрации города Вологды по доверенности ФИО3 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к возражениям на уточненное исковое заявление (т.1,л.д. 52-57, т.2.л.д.42-45,78-80).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования ООО «Центр-капитал» не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении уточнённых требований административного искового заявления.
Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ утверждение Правил землепользования и застройки городского округа является вопросом местного значения городского округа и относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
Решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 утверждены Правила землепользования и застройки города Вологды.
На основании части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Устава, принятого решением Вологодской городской Думы от 25 августа 2005 года № 301, муниципальное образование «Город Вологда» является городским округом. Данный статус установлен законом Вологодской области «Об установлении границ муниципального образования «Город Вологда» и наделении его статусом городского округа».
Статьёй 28 Устава муниципального образования «Город Вологда» определена структура органов местного самоуправления города Вологды, в которую входит представительный орган муниципального образования «Город Вологда» - Вологодская городская Дума.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Устава Вологодская городская Дума по вопросам своей компетенции принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Вологды, решения по иным вопросам, отнесённым к её компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом, в том числе по вопросам организации деятельности Вологодской городской Думы.
Утверждение Правил землепользования и застройки является вопросом местного значения муниципального образования «Город Вологда» и отнесено к полномочиям Вологодской городской Думы (пункт 29 статьи 24, пункт 12 части 2 статьи 31 Устава)
Вологодская городская Дума по вопросам своей компетенции принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Вологды. Акты Вологодской городской Думы принимаются коллегиально на официальных заседаниях - сессиях.
Решения Вологодской городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Правовые акты направляются для официального опубликования не позднее десяти дней со дня их подписания, если иное не установлено самим актом. Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Вологодские новости» или ином печатном средстве массовой информации, определенном решением Вологодской городской Думы (части 10,11 статьи 27 Устава).
Как усматривается из материалов дела, 22 мая 2018 года в городскую Думу внесён проект решения «О приостановлении и действия отдельных положений Правил землепользования и застройки города Вологды» (т.1,л.д.38-39).
Инициатором проекта решения выступила администрация города Вологды.
К проекту решения «О приостановлении и действия отдельных положений Правил землепользования и застройки города Вологды», в установленном Регламентом Вологодской городской Думы порядке, прилагалась пояснительная записка, исходя из которой проектом решения предлагалось приостановить действие положений Правил, устанавливающих отдельные виды разрешённого использования в основных видах разрешённого использования, а также условно разрешённых видах использования территориальных зон Ж-1 «Зона застройки малоэтажными жилыми домами», Ж-2 «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами», Ж-3 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами», Ж-4 «Зона застройки жилыми домами смешанной этажности».
Приостановление действия отдельных положений Правил обосновано необходимостью ограничения размещения в жилых зонах торговых объектов, а также объектов капитального строительства, в которых фактически ведётся торговая деятельность, не соответствующих нормативным требованиям законодательства в части размещения парковочных мест и иных сооружений инфраструктуры торговых объектов.
Предусмотренный действующими градостроительными регламентами процент застройки земельных участков, предназначенных для размещения торговых, административных, многофункциональных и иных подобных объектов в жилых зонах, составляет 80%, что не позволяет обеспечить соблюдение при строительстве подобных объектов капитального строительства требований действующего законодательства в части размещения парковочных мест. В большинстве случаев земельные участки застраиваются в максимальных пределах, что исключает возможность организации возле них комфортных парковок и не позволяет обеспечить указанные объекты достаточными элементами благоустройства. Установленные Правилами (в действующей редакции) ограничения по максимальной площади объектов розничной торговли в жилых зонах являются неэффективными, поскольку ограничение установлено не на общую площадь объекта, а на торговую. В результате недостаточности парковочных мест возле торговых, административных, многофункциональных и иных подобных объектов, парковка автомобилей посетителей указанных объектов осуществляется во дворах жилых домов, в местах для парковок инвалидов, на газонах, на территориях общего пользования (детских площадках) (т. 1, л.д. 40-43).
Проект указанного решения прошёл антикоррупционную экспертизу в Департаменте градостроительства администрации города Вологды, по результатам проведения которого положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, не выявлены (т.1, л.д.44).
На плановом заседании постоянного комитета Вологодской городской Думы по городской инфраструктуре 22 мая 2018 года принято решение поддержать проект решения Вологодской городской Думы «О приостановлении и действия отдельных положений Правил землепользования и застройки города Вологды» (т.1, л.д.45).
На внеплановом заседании постоянного комитета Вологодской городской Думы по городской инфраструктуре 24 мая 2018 года принято решение поддержать редакционную поправку, внесённую депутатом заместителем Председателя Вологодской городской Думы ФИО4 к проекту решения Вологодской городской Думы «О приостановлении и действия отдельных положений Правил землепользования и застройки города Вологды» (т.1, л.д.46-47).
На заседании тридцать шестой сессии Вологодской городской Думы 24 мая 2018 года принято решение № 1519 «О приостановлении действия отдельных положений Правил землепользования и застройки города Вологды» (т.1, л.д.48-49).
Оспариваемое решение Вологодской городской Думы № 1519 опубликовано в газете «Вологодские новости» № 20 (2045) от 30 мая 2018 года (т.1, л.д.51).
Учитывая вышеизложенное, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемое в части решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Вологодская городская Дума вправе принимать нормативные правовые акты, порядок его принятия и опубликования.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам (статья 2 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Центр-Капитал» являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью ..., категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - многофункциональные объекты расположенного по адресу: <адрес> (т.2, л.д.99-104), право собственности на объект зарегистрировано 08 мая 2018 года.
Согласно справке ООО «ГОРТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» от 07 июня 2018 года №... земельный участок с кадастровым номером №..., общей площадью .... в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Вологды расположен в территориальной зоне Ж-3 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами» (т.1, л.д.10).
30 мая 2018 года директором ООО «Центр-Капитал» подано заявление №... в администрацию города Вологды о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №... (т.1, л.д.192).
27 июня 2018 года Департаментом градостроительства администрации города Вологды выдан ООО «Центр-Капитал» градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №... (т.2, л.д.50-55).
Таким образом, заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка подано Обществом после принятия оспариваемого решения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26 мая 2011 года № 739 О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закреплённой в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Реализация органами местного самоуправления указанного выше полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о соответствии решения Вологодской городской Думы от 24 мая 2018 года № 1519 «О приостановлении действия отдельных положений Правил землепользования и застройки города Вологды» в оспариваемой части Градостроительному кодексу Российской Федерации, статье 48 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Основания и необходимость принятия оспариваемого решения подробно указаны администрацией города Вологды в пояснительной записке к проекту решения.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт прав и законных интересов административного истца не нарушает.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения уточнённых требований административного искового заявления ООО «Центр-капитал» не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
обществу с ограниченной ответственностью «Центр-капитал» отказать в удовлетворении уточнённых требований административного искового заявления о признании не действующим с даты принятия решение Вологодской городской Думы от 24 мая 2018 года № 1519 «О приостановлении действия отдельных положений Правил землепользования и застройки города Вологды» в части приостановления действия строки седьмой подраздела «Основные виды разрешённого использования» таблицы раздела «Ж-3. Зона застройки многоэтажными жилыми домами» статьи 2 части III в границах земельного участка с кадастровым номером 35:24:0305021:5634.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2018 года.