ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-184/18 от 22.08.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-184/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 22 августа 2018 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

с участием прокурора Пименовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению регионального отделения в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» об оспаривании постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 08 августа 2018 г. № 73/519-7 «Об исключении кандидатов из республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», и постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 08 августа 2018 г. № 73/520-7 «Об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01 июня 2018 г. № 1696-48 на 09 сентября 2018 г. назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.

08 августа 2018 г. Избирательной комиссией Республики Хакасия приняты постановления № 73/519-7 «Об исключении кандидатов из республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» (далее – Постановление № 73/519-7) и № 73/520-7 «Об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» (далее – Постановление № 73/520-7).

Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене указанных постановлений и об обязании зарегистрировать республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые». Мотивировало требования тем, что у избирательной комиссии отсутствовали основания для исключения кандидатов из заверенного списка, ввиду неисполнения обязанности об уведомлении избирательного объединения о выявленных недостатках в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Считает итоговый протокол проверки подписных листов недействительным, составленным с нарушением требований избирательного законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца Чаптыков В.И., действующий на основании доверенности, поддержал требования по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, уточнениях к нему.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Республики Хакасия Адмаева И.С., действующая на основании доверенности, требования не признала, представила письменный отзыв, указав, что оспариваемые постановления приняты в соответствии с требованиями закона. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Определением суда от 17 августа 2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ревин С.Н., Майнашева З.С., Щепочкина Т.С., Жукова Т.А., Ширшова А.В., Шаклеина А.А., Аешина Л.С., Цапко Д.М., Тимошкова Г.А., Сычев С.П., Сомова Е.В., Слободян Ю.Д., Смольев В.В., Сипович Л.А., Семина И.Р., Федоров В.С., Рядненко А.А., Прудникова А.Ю., Никитин Д.С., Морозов Р.В., Металлов В.А., Марченко А.В., Гусенков А.И., Либрейх В.А., Кунгурцева К.А., Криштопа М.Ю., Суханов Е.В., Крель А.А., Конюхова А.В., Искра В.И., Горошко Д.И., Игнатьева О.В.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

На основании части 1 статьи 72 Конституции Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.

Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (часть 1 статья 73 Конституции Республики Хакасия).

Частью 3 статьи 7 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 г. № 50-ЗРХ «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 50-ЗРХ) установлено, что 25 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ (часть 2); 25 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты Верховного Совета, выдвинутые избирательными объединениями.

В силу пунктов 1, 3 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», заверен постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия 09 июля 2018 г. № 64/445-7 в количестве 54 человека.

В пункте 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что указанные лица составляют не менее 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов. Если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях», и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть (часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе) и региональные группы либо только на региональные группы. При этом законом должно быть установлено минимальное и максимальное число региональных групп, на которые разбивается список кандидатов, либо определено максимальное число региональных групп, а также минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти - также пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

В силу подпункта «а» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.

Аналогичное положение закреплено в пункте 1 части 7(1) статьи 29 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ.

Формы справок, а также требования к их заполнению утверждены Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 г. № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

Пунктом 3 названного Указа установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.

Из представленных суду 31 справки кандидатов по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 06 июня 2013 г. № 546, следует, что во всех справках в разделе 4 «Обязательства имущественного характера» соответствующая графа не заполнена, сведения о наличии или об отсутствии имущественных обязательств не внесены.

Заявлением от 07 августа 2018 г. Майнашева З.С. на основании части 1 статьи 40 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ лично сняла свою кандидатуру из списка кандидатов.

В силу подпункта «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

С учетом указанного, у Избирательной комиссии Республики Хакасия имелись предусмотренные законом основания для исключения кандидатов, поименованных в оспариваемом постановлении, из республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», не предоставивших избирательной комиссии сведения, названные в подпункте «а» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.

Довод представителя административного истца Чаптыкова В.И. об отсутствии в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ уведомления избирательного объединения об имеющихся недостатках и, как следствие, неправомерность исключении из заверенного республиканского списка кандидатов, необоснован по следующим основаниям.

Как указывалось выше, в случае отсутствия недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок. Отсутствие такой записи свидетельствует о непредставлении указанных сведений.

Административный истец самостоятельно не воспользовался своим правом, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, на внесение уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о выдвинутых кандидатах, а избирательная комиссии не обязана информировать избирательное объединение о непредставлении сведений.

На основании подпункта «з» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума является превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 26 настоящей статьи оснований для такого исключения, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В пункте 8 части 10 статьи 39 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ содержится аналогичная норма, предусматривающая основание отказа в регистрации республиканского списка кандидатов, - превышение числа кандидатов, исключенных из республиканского списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению Избирательной комиссии Республики Хакасия, принятому в связи с наличием предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оснований для такого исключения, более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 08 августа 2018 г. № 73/519-7 из республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» исключено 32 кандидата, что составляет более чем 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов (54), следовательно, у Избирательной комиссии Республики Хакасия имелось предусмотренное подпунктом «з» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основание для отказа в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые».

Ссылка представителя административного истца на то, что итоговый протокол проверки подписных листов и ведомость проверки подписных листов № 2 недействительны (ничтожны), не имеет правового значения для оценки законности оспариваемого Постановления № 73/520-7, поскольку у Избирательной комиссии Республики Хакасия было основание для отказа в регистрации республиканского списка кандидатов, предусмотренное указанной выше нормой Федерального закона № 67-ФЗ.

При таких обстоятельствах оспариваемые постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 08 августа 2018 г. № 73/519-7 и от 08 августа 2018 г. 73/520-7 приняты в пределах предоставленной федеральным и региональным законодателем компетенции, соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемые решение является законным.

Руководствуясь статьями 174-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления регионального отделения в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» об оспаривании постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 08 августа 2018 г. № 73/519-7 «Об исключении кандидатов из республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», и постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 08 августа 2018 г. № 73/520-7 «Об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Республике Хакасия Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 24 августа 2018 г. в 13 часов 00 минут