УИД: 59OS0000-01-2021-000835-07
Дело № 3а-184/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 16 февраля 2022 года Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике судьи Никулиной Е.В.
с участием прокурора Масленниковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими со дня принятия пункта 1616 таблицы 1 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 3311 таблицы 1 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующими пункта 1616 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункта 3311 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что постановлениями Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п, от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» утвержден Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Указанные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края»», вступили в законную силу.
В Перечни на 2018-2019 гг. включен объект недвижимого имущества, принадлежащий ФИО1 на праве собственности - нежилое здание магазина, общей площадью 904.4 кв. метров, с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.
Данное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение его в Перечни на 2018-2019 г.г. не соответствует критериям, установленным ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ** «для эксплуатации нежилого здания магазина», на котором расположено здание. В ЕГРН была допущена кадастровая ошибка относительно площади принадлежащего объекта. После устранения кадастровой ошибки площадь здания составляет – 904,4 кв. м.
В соответствии со ст. 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ФЗ в редакции, действующей по состоянию на 1 января 2018 г. и 1 января 2019 г., налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров, общей площадью свыше 1 000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
При включении в вышеназванные Перечни Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края руководствовалось неверными сведениями об общей площади объекта недвижимого имущества, а именно площадью 1002,8 кв. метров, что повлекло необоснованное включение объекта в Перечни и нарушение прав, законных интересов административного истца, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством.
На основании вышеизложенного, ФИО1 просит признать недействующими со дня принятия пункт 1616 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 3311 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании заявленное требование поддерживает. Пояснил, что спорный объект не подлежал включению в Перечни, поскольку с учетом исправления реестровой ошибки площадь здания составляла менее 1000 кв.м.
Представитель Правительства Пермского края, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края ФИО3, возражает против удовлетворения административных исковых требований.
Заслушав заключение прокурора Масленниковой И.А., полагавшей заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством сформированы Перечни на 2018-2019 гг., которыми Правительством Пермского края утверждены в постановлениях от 25 ноября 2017 г. № 944-п, от 29 ноября 2018 г. № 756-п.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, оспариваемые постановления изданы Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликованы (обнародованы), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физически лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой признано 1 января 2018 года ( статьи 1 и 2)
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, налоговая база (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемых Перечней) как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края( часть 1 статьи 2).
Таким образом, спорный объект недвижимости подлежал включению в Перечни в соответствии с региональным законодательством, действовавшим на период возникновения спорных правоотношений, при условии, что общая площадь объекта недвижимости, указанного в ст.2 и находящегося в городском округе, превышает 1000 кв.м.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое здание магазина, с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****. Согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРН площадь здания составляет 904,4 кв. метров.
Согласно выписке из ЕГРН указанное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером: ** с видом разрешенного использования: «для эксплуатации нежилого здания магазина» по адресу: ****, принадлежащего на праве собственности ФИО1 (л. д. 39-42).
Вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка: «для эксплуатации нежилого здания магазина» в период с 25 ноября 2017 г. по настоящее время не изменялся, что подтверждается выпиской с СД-диска, предоставленной Управлением Росреестра по Пермскому краю (л.д. 100-101).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 17 июля 2019 года № КУВД-001\2019-8332769 сведения ЕГРН о площади 1002,8 кв.м. в соответствии с Техническим планом здания от 08.07.2019 и Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 21.08.2014 г.№ RU 59304000-18\2014 исправлены на 904.4 кв.м.(л.д.96).
Решением Соликамской городской Думы от 27.06.2007 № 188 утвержден Устав Соликамского городского округа.
Таким образом, несмотря на то, что назначение объекта с кадастровым номером ** и вид разрешенного использования земельного участка предполагали осуществление торговой деятельности, спорный объект, включению в оспариваемые Перечни на 2018-2019 г.г. не подлежал, т.к. по данным Единого государственного реестра недвижимости его площадь составляла менее 1000 кв.м.
Поскольку на дату принятия оспариваемых Перечней на 2018-2019 г. спорное здание в связи с отсутствием совокупности критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 2 Закона Пермского края от 13.11.2017г.№ 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области « О налогообложении в Пермском крае» не могло быть отнесено к объектам недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, оспариваемые нормы противоречат приведенным выше положениям федерального и регионального законодательства.
Доводы представителя ответчика об устранении технической ошибки за пределами дат оспариваемых постановлений не могут повлечь отказа в удовлетворении административного иска. Допущенная в Едином государственном реестре недвижимости техническая ошибка относительно площади здания не может являться основанием для возложения на административного истца завышенного налогового бремени. Иной подход противоречил бы положениям пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющего, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем признание отдельных положений с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Факт уплаты государственной пошлины в размере 600 рублей подтверждается чеком ордером от 17.12.2021 (л.д. 3).
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей, подлежат взысканию в пользу ФИО1 с Правительства Пермского края.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
- пункт 1616 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»;
- пункт 3311 таблицы 1 Приложения «Перечень зданий (строений, сооружений) в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу ФИО1 расходы на уплату государственной пошлины в размере 600 рублей.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья( подпись)