Дело № 3а-184/2023
УИД 27OS0000-01-2023-000173-12
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 августа 2023 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Федоренко Н.В.,
при секретаре Пациора Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимофеевой А.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеева А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование требований административный истец указала, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 апреля 2018 года на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры не менее 18 кв.м. в пределах г. Николаевске-на-Амуре, за счет жилищного фонда Хабаровского края. Решение суда вступило в законную силу. На основании указанного решения суда был выдан исполнительный лист. МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени указанное решение не исполнено. Вследствие неисполнения решения суда она не может получить жилье, гарантированное государством по достижению 18 лет. За время исполнительного производства судебным приставом в адрес должника неоднократно выносились требования об исполнении решения суда, которые им были проигнорированы и не исполнены. Длительный срок, более 5 лет исполнения судебного акта расценивает как не отвечающий критерию разумности. Существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам не зависящим от неё. Из-за бездействия должностных лиц она вынуждена нанимать жилое помещение для проживания, нести дополнительные расходы, не имеет возможности обустроить свой быт по собственному желанию, вынуждена периодически менять место жительства.
Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 120 000 рублей.
Определением судьи от 11 июля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
В судебное заседание административный истец Тимофеева А.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
В судебное заседание представитель административного ответчика министерства финансов Хабаровского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя. Предоставили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просили в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что требуемый административным истцом размер компенсации не обоснован, является завышенным. В соответствии с приложением № 6 «Ведомственная структура расходов краевого бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» к закону Хабаровского края от 21 ноября 2021 года № 334 «О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы» денежные средства планируются в бюджете. Тимофеева А.А. состоит на учёте в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» и является получателем ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, которая заменяет собой компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В судебное заседание представитель административного ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Предоставили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указали, что решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 апреля 2018 года принято министерством к исполнению. Во исполнение решения суда министерством в 2021 году было предложено Тимофеевой А.А. пять жилых помещений на территории г. Николаевска-на-Амуре. Обстоятельством, препятствующим немедленному предоставлению Тимофеевой А.А. жилого помещения, является отсутствие свободного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда края. Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями носит длящийся характер и предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию нескольких органов исполнительной власти края. Министерство направило все заявки на приобретение в собственность Хабаровского края жилых помещений в министерство строительства края. Процедура приобретения и строительства жилых помещений – проведение торгов, оформление сделки, регистрация прав – является длительной. На министерство не возложены полномочия по строительству и приобретению жилых помещений, соответственно не предусмотрено и финансирование министерства на данные цели. При приобретении квартир возникает ряд проблем, которые также являются обстоятельствами, препятствующими своевременному обеспечению детей-сирот жилыми помещениями: отсутствие предложений о продаже квартир в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в отдаленных населенных пунктах края; ограниченное количество предложений, удовлетворяющих требованиям заказчика; критерием победы в аукционе является минимальная цена; собственники квартир не заинтересованы нести дополнительные временные и финансовые траты на получение электронной подписи, открытие специального счета в банке, регистрацию на электронной площадке, внесение денежного обеспечения контракта. Министерство постоянно ведет работу по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями. Вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот находится на постоянном контроле Губернатора и Правительства Хабаровского края. В ноябре 2022 года в адрес Тимофеевой А.А. было направлено уведомление о праве на социальную выплату, однако в установленный в уведомлении срок, документы от истца не поступали. Считают, что министерство, в рамках возложенных на него полномочий, предприняло все необходимые и возможные меры для исполнения судебного решения. Также заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности действий ответчиков, связанных с неисполнением решения суда о предоставлении жилого помещения. Просили в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантируется право на судебную защиту, которое включает в себя и право на судопроизводство в разумный срок.
Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено (далее – ГПК РФ), что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) правом обращения в суд о присуждении компенсации обладают, в том числе и граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 КАС РФ.
Согласно частям 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В силу части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно статье 2 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме (часть 1). Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости (часть 2).
В соответствии с пунктом 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11) при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, эффективности и достаточности действий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, прокурора, предпринимаемых в целях осуществления уголовного преследования, а также действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.
Из пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 следует, что действия органов, организаций или должностных лиц на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Из материалов настоящего административного дела и гражданского дела № 2-4299/2018 следует, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 апреля 2018 года на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить Тимофеевой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Николаевска-на-Амуре, размером не менее 18 кв.м. общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
Из ответа МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП по Хабаровскому краю и ЕАО от 26.07.2023 следует, что исполнительное производство не возбуждалось.
До настоящего времени министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края указанный судебный акт не исполнен.
Определяя общую продолжительность исполнения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 апреля 2018 года, суд с учетом разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, учитывает, что для исполнения указанного решения суда о предоставлении жилого помещения не требуется обязательной выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства. Общая продолжительность исполнения указанного судебного акта с момента вступления решения суда в законную силу (5 июня 2018 года) по день рассмотрения данного административного дела (3 августа 2023 года) составила 5 лет 1 месяц 30 дней, что очевидно свидетельствует о его неразумности.
Судом принимается во внимание то обстоятельство, что министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предпринимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа, вместе с тем, реализация указанных мероприятий в течение более 5 лет не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению жилого помещения Тимофеевой А.А., до настоящего времени решение суда от 25 апреля 2018 года не исполнено, жилое помещение административному истцу не предоставлено, поэтому такие меры не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что объективные причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, и административный истец за данную задержку исполнения решения ответственность не несет, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение Тимофеевой А.А. действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных актов, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и государства.
Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.
Доводы административного ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о том, что административному истцу предлагались жилые помещения, от которых она отказалась, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку министерством не представлены доказательства, подтверждающие, что данный отказ обусловлен исключительно волей Тимофеевой А.А. Кроме того, как следует из представленного министерством заявления, впервые квартира была предложена административному истцу лишь в 2021 году, то есть через 2,5 года после вступления решения суда в законную силу.
Как следует из материалов дела, административным истцом соблюден срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Тимофеева А.А. имеет право на компенсацию за нарушение права на исполнение решения в разумный срок.
Учитывая продолжительность исполнения указанного выше решения суда, действия должника – министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по исполнению решения суда, существенную значимость и последствия для административного истца, которая в результате длительного неисполнения решения суда лишена гарантированного ей законом и установленного судебным актом права на жилище, суд полагает, что требуемая сумма в размере 120 000 рублей является чрезмерной, и определяет размер компенсации в сумме 100 000 рублей, что отвечает принципам разумности и справедливости.
Довод административного ответчика министерства финансов Хабаровского края о том, что истец получает ежемесячную компенсацию за наем жилого помещения, которая заменяет собой компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, является несостоятельным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.
Возмещение административному истцу имущественных потерь, которые она вынуждена нести в связи с наймом жилья в связи неисполнением судебного акта в установленный срок, не заменяет собой компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и не лишает истца права на получение такой компенсации.
Из материалов дела следует, что административным истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, в связи с чем на основании части 1 статьи 111 КАС РФ данная сумма подлежит возмещению административному истцу.
В соответствие с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Согласно положению о министерстве финансов Хабаровского края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июля 2018 года № 255-пр, министерство финансов Хабаровского края является финансовым органом края (пункт 1.2), осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств краевого бюджета (пункт 3.14).
Из изложенного следует, что решение суда по данному делу подлежит исполнению министерством финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не является финансовым органом Хабаровского края, соответственно исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации на данное лицо не может быть возложена обязанность по выплате компенсации за длительное неисполнение судебного акта.
На основании изложенного в удовлетворении административных исковых требований Тимофеевой А.А. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края – ненадлежащему ответчику следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Тимофеевой А.А. к министерству финансов Хабаровского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Присудить Тимофеевой А.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей, а также судебные расходы в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Тимофеевой А.А. к министерству финансов Хабаровского края отказать.
В удовлетворении административных исковых требований Тимофеевой А.А. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказать.
Решение суда подлежит исполнению министерством финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края.
Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда