ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-185/17 от 16.01.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-24/2018

Мотивированное решение изготовлено 16.01.2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 16 января 2018 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Конюховой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Рентком» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Рентком» (далее – ООО «Рентком») обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 26 035 кв.м, с кадастровым номером , категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 5 089 000 рублей по состоянию на 01 января 2009 года.

Заявление обосновано следующим: ООО «Рентком» является собственником указанного земельного участка. Постановлением Правительства Ярославской области от 15.12.2011 N 976-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области по состоянию на 1 января 2009 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2009 года утверждена в размере 13 095 605 рублей.

Общество провело оценку рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года, и она составила 5 089 000 рублей.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель ООО «Рентком» по доверенности Михалевская Н.С. поддержал административный иск, заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представил суду отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение дела на усмотрение суда. Подтвердил размер оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка.

Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представило суду отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что сведения о кадастровой стоимости заявленного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 14 января 2012 года. В настоящее время пятилетний срок на оспаривание кадастровой стоимости истек, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Иные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, мнения по административному исковому заявлению не представили.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 8) ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Из материалов дела следует, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка ООО «Рентком» внесены в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) 14 января 2012 года.

С заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссию административный истец обращался 9 ноября 2017 года.

При таких обстоятельствах, административный иск об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка подан административным истцом за пределами установленного законом пятилетнего срока его оспаривания.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении данного срока.

Анализируя причины пропуска срока, указанных в ходатайстве, а также материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного срока.

В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке, действующим с 1 января 2017 года," предусмотрено, что заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки.

Данный закон улучшает положение лица, оспаривающего результаты кадастровой стоимости объекта недвижимости, по сравнению со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом установлено, что отсутствует очередная (новая) кадастровая оценка принадлежащего ООО «Рентком» земельного участка.

Кроме того, следует учитывать непродолжительное время пользования обществом земельным участком, отсутствие доступной информации о дате определения кадастровой стоимости земельного участка.

Принимая во внимание положения статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ, а также с целью реализации права заявителя на оспаривание результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости для установления его объективной стоимости, пропущенный срок подлежит восстановлению.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что ООО «Рентком» является собственником: земельного участка площадью 26 035 кв.м, с кадастровым номером , категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес>

Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.10.16 года.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован налоговым законодательством, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ООО «Рентком» в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка.

В соответствии с вышеприведенными положениями части 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Земельный участок вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2009 года – дату проведения государственной оценки земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 15.12.2011 N 976-п.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2009 года утверждена в размере 13 095 605 рублей.

Административным истцом представлен отчет оценки рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО «Ярэксперт».

Рыночная стоимость земельного участка определена на 1 января 2009 года в размере 5 089 000 рублей.

С учетом отсутствия обоснованных доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности представленного отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка административного истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения юридического лица с заявлениями в комиссию, т.е. 9 ноября 2017 года.

Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 9 ноября 2017 года, то установленная судом кадастровая стоимость земельного участка применяется с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Рентком» удовлетворить.

Восстановить Обществу с ограниченной ответственностью «Рентком» срок на оспаривание результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 26 035 кв.м, с кадастровым номером , категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 5 089 000 (пять миллионов восемьдесят девять тысяч) рублей по состоянию на 01 января 2009 года на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 5 089 000 (пять миллионов восемьдесят девять тысяч) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 9 ноября 2017 года

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Нуждин С.В.