ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-185/18 от 11.12.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-185/2018

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 декабря 2018 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре А.Г.Лыткиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующими Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11.08.2010 года № 205-пр, в части слов «при плавании и в случае аварии» в подпункте 3, подпункта 4 пункта 3.2 раздела 3,

у с т а н о в и л:

Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.08.2010 года № 205-пр, опубликованном 12.09.2010 года в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" № 8(97) (часть 1), утверждены. Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае.

Постановлениями Правительства Хабаровского края от 20.07.2015 года № 206-пр, от 03.05.2018 года № 151-пр, от 17.09.2018 года № 328-пр в Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 11.08.2010 года № 205-пр, внесены изменения и дополнения. Последние изменения опубликованы 7.09.2018 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, и вступили в силу через 10 дней после официального опубликования.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 11.08.2010 года № 205-пр, в части слов «при плавании и в случае аварии» в подпункте 3, подпункта 4 пункта 3.2 раздела 3.

Требования прокурора мотивированы тем, что в соответствии с положениями части 6 статьи 2, части 7 статьи 25 Водного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации утверждают правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах. Утверждение правил пользования маломерными суднами, в соответствии со статьей 2 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и пунктов 5. 7 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 года № 835, относится к ведению федеральных органов государственной власти. Приказом МЧС России от 29.06.2005 года № 502 утверждены Правила пользования маломерными судами, разделом 2 которых определен порядок пользования маломерными судами, разделом 3 установлены обязанности судоводителей маломерных судов. Так запрещается пользование маломерными судами при несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете (подпункт «д» пункта 9). А судоводитель обязан перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне (подпункт «в» пункта 11).

Подпункт 3 пункта 3.2 раздела 3 оспариваемых Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11.08.2010 года № 205-пр, возлагает на судоводителя маломерных судов обязанность, в том числе, перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии. Такие требования противоречат положениям подпункта «в» пункта 11 Правила пользования маломерными судами, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 года № 502, нормами которого на судовладельца возлагается обязанность проводить инструктаж пассажиров только по правилам поведения на судне.

Подпункт 4 пункта 3.2 раздела 3 оспариваемых Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11.08.2010 года № 205-пр, обязывает судоводителя в период плавания обеспечивать, чтобы на всех людях, находящихся на судне, были надеты спасательные жилеты. Такие требования противоречат подпункту «т» пункта 8, подпункту «д» пункта 9 раздела 2, пункту 11 раздела 3, подпункту «д» пункта 14 раздела 4 Правил пользования маломерными судами, утверждёнными приказом МЧС России от 29.06.2005 года № 502, которыми такая обязанность для судовладельца маломерных судов не предусмотрена.

В соответствии со статьям 2, 3 пункта 1 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта, к которому относятся и маломерные суда, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах представленных им полномочий.

Поскольку орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Правительство Хабаровского края, полномочиями, связанными с деятельностью на внутреннем водном транспорте, в том числе по установлению правил охраны жизни людей на маломерных судах, не обладает, это относится к компетенции федерального органа государственной власти, то оспариваемые положения нормативного правого акта приняты Правительством Хабаровского края с превышением установленной для субъекта Российской Федерации компетенции.

В судебном заседании представитель прокурора Хабаровского края – старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Е.А.Азарова, поддержала требования административного иска, в обоснование которого сослалась на те же обстоятельства, какие указаны в административном исковом заявлении. Дополнительно сослалась на то, что применение оспариваемого нормативного правового акта в такой редакции может привести к ограничению права лиц на плавание на маломерных судах, незаконному привлечению их и должностных лиц к административной ответственности, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса РФ об административных правонарушений за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с маломерных судов.

Представитель Правительства Хабаровского края Ширяева А.В. (доверенность от 04.12.2017 года № 12.3.57-34842, сроком действия по 31.12.2018 года) не согласилась с административным иском, просила в его удовлетворении отказать. В письменных возражениях административный ответчик указал, что в соответствии со статьей 2 Водного кодекса РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе в пределах своих полномочий издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения. В частности к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как указано в пункте 7 статьи 25 Водного кодекса РФ, отнесено утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, согласно статье 6 Водного кодекса РФ, являются водными объектами общего пользования. А каждый гражданин вправе иметь доступ к таким объектам и использовать их для личных нужд. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждение которых, согласно пункта 8 статьи 25 Водного кодекса РФ, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, установление правил охраны жизни людей на маломерных судах, которые используются для плавания на водных объектах, относится компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая смежный характер правоотношений по использованию пассажирами маломерных судов для плавания по водным объектам, Правительство Хабаровского края, утверждая постановлением от 11.08.2010 года № 205-пр Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, руководствовалось также Федеральным законом от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с пунктами 1, 12 статьи 16 которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях. Предупреждение чрезвычайных ситуацией, согласно статьям 1, 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Объем и содержание мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимости и достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил. Следовательно, оспариваемые прокурором положения нормативного правового акта приняты Правительством Хабаровского края в пределах своих полномочий.

Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктами "д", «з» и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, последние не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

В соответствии с частью№2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов: предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (пункт 5); организации транспортного обслуживания населения водным транспортом, в межмуниципальном и пригородном сообщении (пункт 12); организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по защите населения и территории субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера (пункт 45); осуществления поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (пункт 50); нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации (пункт 59).

Водное законодательство состоит из Водного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Водному кодексу РФ. На основании и во исполнение Водного кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения (статья 2 Водного кодекса РФ).

В статьях 24 и 25 Водного кодекса РФ определены полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений. Пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса РФ предусмотрено, что утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Во исполнение указанных полномочий Правительство Хабаровского края постановлением от 11.08.2010 года № 205-пр утвердило Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае. Постановление опубликовано 12.09.2010 года в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" № 8(97) (часть 1).

В последующем в Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае вносились изменения и дополнения постановлениями Правительства Хабаровского края от 20.07.2015 года № 206-пр, от 03.05.2018 года № 151-пр, от 17.09.2018 года № 328-пр,. Последние изменения опубликованы 7.09.2018 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, и вступили в силу через 10 дней после официального опубликования.

Подпунктом 3 пункта 3.2 (раздел 3) указанных Правил предусмотрено, что судоводитель обязан перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне.

Подпункт 4 пункта 3.2 (раздел 3) этих Правил определяет, что судоводитель обязан в период плавания обеспечивать, чтобы на всех людях, находящихся на судне, были надеты спасательные жилеты.

Прокурор Хабаровского края, оспаривая указанные положения нормативного правового акта, указывает на их противоречие федеральному законодательству, а именно Приказу МЧС России от 29.06.2005 года № 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ", в частности подпункту «т» пункта 8, подпункту «д» пункта 9 раздела 2, пункту 11 раздела 3, подпункту «д» пункта 14 раздела 4. Противоречия выражаются в том, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в указанных выше пунктах Правил, принятых ими в соответствии с вверенными полномочиями, дополнительно возложил на судовладельцев обязанности, которые не установлены приказом МЧС России, а именно: лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, и в период плавания обеспечивать, чтобы на всех людях, находящихся на судне, были надеты спасательные жилеты.

Как следует из Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, они разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и устанавливают порядок пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и эксплуатации баз (сооружений) для их стоянок в пределах административных границ Хабаровского края и являются обязательными для физических и юридических лиц. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.2. Правил судоводитель обязан при пользовании водными объектами для плавания на маломерных судах выполнять требования настоящих Правил, Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 года № 502, ППВВП, с учетом особенностей движения и стоянки судов на водных путях Амурского бассейна, Международных правил по предупреждению столкновения судов в море (МППСС - 72), Правил охраны жизни людей на водных объектах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11.09.2006 года № 143-пр, и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей и охрану окружающей природной среды на водных объектах.

Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 года № 502, устанавливают единый порядок пользования на водных объектах Российской Федерации маломерными судами, к которым относятся и прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности (пункт 1), содержат нормы, касающиеся порядка пользования маломерными судами (раздел II), обязанности судоводителей маломерных судов (раздел III) и организации выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок (раздел IV).

В частности, пользование маломерными судами разрешается с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием (пункт 3 раздела 2). При плавании на маломерных судах запрещается нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов (подпункт «т» пункта 8 раздела 3). Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете (подпункт «д» пункта 9 раздела 2). Судоводитель обязан: выполнять требования настоящих Правил, ППВВП, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, принятых Лондонской Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года, обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов, правил пропуска судов и составов через шлюзы, правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды; перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне; оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде (подпункты «а», «в», «е» пункта 11 раздела 3).

Вопросы пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, вопросы пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и вопросы перевозки пассажиров водным транспортом, в том числе маломерными судами, являются смежными, поэтому регулируются не только нормами Водного кодекса РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, но и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, принятыми соответствующими органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с пунктом 12 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится вопросы реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет в статьей 1, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Информирование населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется, в том числе, путем доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (статья 2, пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ).

Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 22.0.09-97/ГОСТ Р 22.0.09-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации на акваториях. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 года № 268) определяет, что чрезвычайная ситуация на акватории (водном объекте) – это состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей и мореплавания, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, морским (речным) объектам, водной флоре и (или) фауне на море или внутреннем водном бассейне (пункт 3.1.1). Источником чрезвычайной ситуации на акватории может являться опасное природное явление, авария на морском (речном) объекте или опасное техногенное происшествие на водном пространстве или на побережье (пункт 3.1.2). Безопасность в чрезвычайных ситуациях на акваториях определяется состояние защищенности людей (3.1.4). Обеспечить безопасность в чрезвычайных ситуациях на акваториях – это значит принять и соблюдать правовые нормы, выполнять требования и правила плавания и безопасности на водах, а также проводить комплекс организационных, технических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты людей, морских (речных) объектов и окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций на акваториях (пункт 3.1.5).

Согласно ГОСТ 22.0.09-97/ГОСТ Р 22.0.09-95 аварией морского (речного) объекта является опасное техногенное происшествие на морском (речном) объекте, представляющее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к повреждению корпуса морского (речного) объекта или его оборудования, к потери мореходности либо к повреждению морским (речным) объектом берегового сооружения и загрязнению окружающей природной среды, для ликвидации или локализации которой требуется помощь поисково-спасательных и других специальных сил и средств (пункт 3.2.1). Спасательные средства на морских (речных) объектах (коллективные и индивидуальные) - это совокупность устройств, приспособлений и технических средств, предназначенных для спасания экипажей и пассажиров, выхода людей из затонувших или терпящих бедствие подводных и надводных морских (речных) объектов при их аварии (пункт 3.3.7).

В Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52206-2004 "Техника спасательная на акватории. Термины и определения" (утвержден постановлением Госстандарта России от 21.01.2004 года № 26-ст) указано, что спасательный жилет предназначен для поддержания человека на поверхности окружающей водной среды.

Приказом Минтранса России от 05.05.2012 года № 140 утверждены Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, которые применяются при осуществлении перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте на транспортных, туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах, а также при осуществлении перевозок пассажиров по договору фрахтования судна. В соответствии с ними на судах транспортных, туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутов капитан судна в возможно короткие сроки после окончания посадки пассажиров на судно организует с пассажирами инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях. При проведении инструктажа пассажиры должны быть ознакомлены с приемами применения индивидуальных спасательных средств, местами расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств и планом эвакуации пассажиров (пункт 4). Местным маршрутом осуществляется перевозка пассажиров в границах одного субъекта Российской Федерации (пункт 13).

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56643-2015 "Туристские услуги. Личная безопасность туриста" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.10.2015 года № 1563-ст) предусматривает, что при совершении поездок на водном транспорте туристам, помимо правил, установленных перевозчиком, и положений, изложенных в Правилах перевозки пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, установленных приказом Минтранса России от 05.05.2012 года № 140, следует также: соблюдать порядок эвакуации, действующий на судне; уметь пользоваться спасательным жилетом, для чего изучить инструкцию по его использованию; прослушать инструктаж, ознакомиться с инструкцией по поведению в случае аварии, пожара и других чрезвычайных ситуаций (пункт 6.6.1).

Применяя в системе указанные положения федеральных законов и принятых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, суд считает, что положения раздела 3 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11.08.2010 года 205-пр, - подпункта 3 пункта 3.2, возлагающие на судоводителя обязанность перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне при плавании и в случае аварии, и подпункта 4 пункта 3.2, обязывающие судоводителя в период плавания обеспечивать, чтобы на всех людях, находящихся на судне, были надеты спасательные жилеты, - не противоречат федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в области перевозки пассажиров водным транспортом, в сфере охраны здоровья граждан, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Установленные этими нормами требования направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, защиты их жизни и здоровья, на случай возникновения техногенной чрезвычайной ситуации, обеспечение безопасности людей в случае аварии во время плавания на маломерных судах по водным объектам Хабаровского края.

Регулирование этого комплекса вопросов отнесено Федеральным законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к компетенции субъекта Российской Федерации.

Поэтому суд не может согласиться с доводом прокурора об осуществлении субъектом Российской Федерации правового регулирования с превышением полномочий и установлении обязательных для исполнения правил поведения в области пользования маломерными судами.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Так как оспариваемые в части Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 11.08.2010 года 205-пр, приняты в пределах полномочий исполнительного органа субъекта Российской Федерации, не противоречат федеральному законодательству, права физических и юридических лиц не нарушает, то, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, приведенные обстоятельства являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Прокурору Хабаровского края в удовлетворении требований о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Хабаровском крае, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 11.08.2010 года № 205-пр, в части слов «при плавании и в случае аварии» в подпункте 3, подпункта 4 пункта 3.2 раздела 3, отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Решение в окончательной форме составлено 14 декабря 2018 года.

Судья краевого суда Е.А.Бузыновская