Дело № 3а-185 /2019
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года город Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Мекеровой С.Р.,
при секретарях судебного заседания Козловской Л.И., Пика А.И.,
с участием представителя административного истца ООО «СОУ» Г.В.И.
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края и заинтересованного лица Правительства Ставропольского края М.К.С.
представителей заинтересованных лиц:
Министерства финансов Ставропольского края С.И.А.
государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставрополькрайимущество» К.Д.Г.
прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольской края К.И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «СОУ» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия пункта 3850 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985,
установил:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края
«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года» №985, вступившим в законную силу с 01 января 2019 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень).
Данный приказ опубликован 29 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru.
В пункт 3850 Перечня включено здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 22 апреля 2019 года № 403 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 года, изменения в пункт 3850 перечня не вносились.
Административный истец ООО «СОУ» обратилось с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 3850 Перечня в части включения в него объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что объект недвижимости с кадастровым номером № является нежилым административным зданием общей площадью 1468,7 кв.м, которое не подпадает под признаки объекта недвижимости в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по следующим основаниям.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости с кадастровым номером №, наименование объекта - нежилое здание, административное.
Согласно техническому паспорту объекта, административное здание состоит из трех этажей, в нем расположены следующие помещения: вестибюль, лестничные клетки, коридоры, бытовки, подсобные помещения, котельная, санузлы, туалеты, кабинеты, складские помещения, касса, операционно-маркетинговый зал.
Второй и третий этажи здания фактически не используются, поскольку они находятся в состоянии предчистовой отделки и не пригодны для эксплуатации.
На первом этаже административного здания, в помещении под № 28 в соответствии с техническим паспортом, размещен операционно-маркетинговый (демонстрационный) зал с выставленными образцами сантехнического оборудования, общей площадью 292,1 кв.м, что составляет 19,8 % от общей площади здания.
Административное здание включено в Перечень на основании акта обследования от 09 ноября 2018 года № 12-2019 ГБУ Ставропольского края «Ставрополькрайимущество» лишь в результате визуального осмотра, без учета технической документации на нежилое здание и без измерения площади фактически используемой под операционно-маркетинговый (демонстрационный) зал.
Соответственно, вывод, изложенный в акте обследования объекта ГУБ Ставропольского края «Ставрополькрайимущество» от 09 ноября 2018 года № 12-2019 о том, что 20 % помещений здания используется под торговлю, не соответствует технической документации и фактическим обстоятельствам.
Административный истец использует только 19,8 % от общей площади здания под операционно-маркетинговый зал, что менее 20 % от общей площади всего объекта. Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для размещения промышленных объектов, принадлежащих административному истцу на праве собственности. Вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем торговых объектов.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что названный объект включен в Перечень с нарушением положений, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Включением здания, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, нарушаются права административного истца, поскольку это приводит к необоснованному завышению размера налога на имущество организаций, подлежащего уплате административным истцом. Налоговая нагрузка в 2019 году увеличилась на 1515180 рублей и составила 1722911 рублей, сумма налога за налоговый период 2018 год составила 207731 рублей.
Административный истец просит признать недействующим со дня принятия пункт 3850 Перечня недвижимого имущества, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
Представитель административного истца ООО «СОУ» Г.В.И. поддержала в судебном заседании административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Министерство имущественных отношений Ставропольского края с административным иском ООО «СОУ» не согласилось, представило в суд письменные возражения, указав следующее.
Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной либо кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на территории Ставропольского края на налоговой период 2019 года утвержден приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2017 года № 985.
Критерии для включения объектов в Перечень определены в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с актом обследования ГУБ Ставропольского края «Ставрополькрайимущество» от 09 ноября 2018 года № 12-2019 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, шоссе Старомарьевское, 24, в нежилом здании на первом этаже расположены помещения торгового использования.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под площадью торгового объекта понимается помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, соответственно площадь помещения № 26 - касса (4,60 кв.м), площадь помещения № 28 - операционно-маркетинговый зал (292,10 кв.м) относится к площади торгового объекта. Общая площадь здания, согласно данных выписки из ЕГРН и данных учетно-технической документации объекта, составляет 1468,70 кв.м.
Таким образом, соотношение площади нежилых помещений недвижимого имущества, фактически используемых для размещения торгового объекта, к общей площади объекта составляет 20,2 %.
С учетом изложенного, объект недвижимости с кадастровым номером № обоснованно включен в Перечень в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как более 20 % площади объекта недвижимости фактически используется в целях коммерческого торгового назначения.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края и заинтересованного лица правительства Ставропольского края М.К.С. в судебном заседании с административным иском ООО «СОУ» не согласилась, просила в иске отказать, поддержала доводы Министерства имущественных отношений Ставропольского края, приведенные в письменных возражениях на административный иск, указав об обоснованности включения указанного объекта в Перечень в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Ставропольского края С.И.А.., с административным иском не согласилась, указав, что с учетом установленных фактических обстоятельств, объект недвижимого имущества с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, обоснованно включен в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985.
Приказ принят Министерством имущественных отношений в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с пунктами 16-1 и 16-2 подпункта 9.5 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года № 137, с учетом назначения здания, установленного фактического использования помещений коммерческого, торгового назначения расположенных в нем, их площади и положений статьи 378-2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Приказ размещен на официальном сайте министерства в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 1 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций является доходом субъектов Российской Федерации.
Уменьшение кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества приведет к сокращению налоговых доходов бюджета Ставропольского края. Бюджет Ставропольского края является дефицитным, общий объем расходов превышает объем доходов бюджета. Сокращение налоговых доходов бюджета приведет к увеличению дефицита бюджета, и соответственно, сокращению расходов бюджета, в том числе социально значимых, что приведет к ухудшению сложившейся сложной социально-экономической ситуации в Ставропольском крае.
Представитель заинтересованного лица государственного бюджетного
учреждения Ставропольского края «Ставрополькрайимущество», К.Д.Г. с административным иском ООО «СОУ» не согласился, просил в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям.
Он пояснил суду, что учреждением «Ставрополькрайимущество», проведено обследование объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
По результатам обследования выявлено, что в нежилом здании на первом этаже расположены помещения, используемые административным истцом в качестве торговых. По данным учетно-технической документации объекта и данными проведенного обследования объекта, общая площадь помещений, используемых в качестве торговых, составляет 296,7 кв.м. В том числе для осуществления торговли используются: помещение № 26 - площадью 4,6 кв.м и помещение № 28 - площадью 292,1 кв.м, общая подтвержденная площадь здания составляет 1468,7 кв.м. Таким образом, соотношение площади нежилых помещений объекта, используемых для размещения торговых помещений составляет 20,2 % от общей площади здания.В пункте 4.2. акта ГБУ «Ставрополькрайимущество» обследования объекта недвижимого имущества от 09 ноября 2018 года № 12-2019 указано округленное соотношение площади нежилых помещений, используемых под объектами торговли - 20 %.
В результате повторного, по поручению суда обмера объекта недвижимости установлено, что площадь торгового нежилого помещения №28 составляет 295,4 кв.м. В соответствии с обмерами, формула подсчета торговой площадисоставила: <данные изъяты> = 295.4 кв.м.
В документах технического учета объекта, изготовленных в 2004 году (технический паспорт), площадь торгового нежилого помещения №28, расположенного на 1 этаже здания составляет 292,1 кв.м.
Изменение его площади вызвано демонтажем части фасадной стены здания, устройством 4 ниш, в которые установлены витражные окна шириной 1,82м 2,22м, 2,21м, 2,09м, а также обмером помещения с использованием современных приборов измерения.
По итогам повторного обследования здания, обмера торгового зала, его площадь составила более 20 % от общей площади здания.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в общую площадь указанного объекта недвижимости не входят мансардное или чердачное помещения. Объект состоит из 1-го подземного и 3-х надземных этажей. Согласно проектной документации представленной в инвентарном деле объекта, этажность объекта составляет 3 надземных этажа и 1 этаж подземный. При этом такое понятие чердак как этаж отсутствует, поэтому чердак, как пространство над перекрытием 3 этажа здания, в общую площадь не входит.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключение прокурора об отказе в удовлетворении административного иска, исследовав материалы дела, материалы инвентарного дела объекта недвижимости, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации,
подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Ставропольского края налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества введен Законом Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз «О налоге на имущество организаций».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года 137 (далее - Положение), с последующими изменениями и дополнениями, Министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.
К полномочиям Министерства имущественных отношений Ставропольского края относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте министерства и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 9.5 раздела 3.3 Положения).
Следовательно, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.
Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Оспариваемый в части приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года» №985 опубликован на Официальном интернет – портале правовой информации Ставропольского края www/pravo.stavregion 29 декабря 2018 года.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт – приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985 принят уполномоченным органом субъекта - Министерством имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта стороной административного истца не оспаривается.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Проверяя соответствие пункта 3850 Перечня, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края, в части включения в него нежилого здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 года № 44, принятого в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Таким образом, включение зданий, строений, сооружений и нежилых помещений в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, осуществляется на территории Ставропольского края на основании взаимосвязанных положений федерального и регионального законодательства.
Из материалов дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером №, наименование-административное, литер «Б», площадью 1468,70 кв.м, этажностью 3, подземных 1, расположенное по адресу: <адрес> на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 09 ноября 2004 года, постановления главы города Ставрополя от 07 декабря 2004 года принадлежит на праве собственности ООО «СОУ», что подтверждается свидетельством о регистрации права от 01 января 2005 года № 26 АА 004799.
Указанное нежилое здание, расположено на земельном участке с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для использования под промышленными объектами (литер «А»-экспоблок, «Б»-административное, «В» - производственно-складское, «Г» - производственное, «I» - площадка козлового крана), площадью 14 997 кв.м, расположенного по адресу : <адрес> что подтверждается содержанием выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07 февраля 2019 года № 99/2019/243616087.
Земельный участок на основании договора купли-продажи от 30 сентября 2010 года № 484 принадлежит ООО «СОУ», свидетельство о государственной регистрации права от 26 ноября 2010 года № <данные изъяты>
Согласно поэтажным экспликациям и планам нежилого здания, литер «Б» (объект недвижимого имущества с кадастровым номером №), представленным в инвентарномделе объекта по состоянию на 13 сентября 2004 года, исследованных в судебном заседании, общая полезная площадь здания составляет 1468,7 кв.м: подвал – 347,1 кв.м, 1 этаж - 386,3 кв.м, 2 этаж-367,8 кв.м, 3 этаж-367,5 кв.м.
Сведениями выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07 февраля 2019 года № № подтверждается, что здание состоит из 3 этажей и подземного, общая площадь здания составляет 1468,7 кв.м, что свидетельствует о том, что общая площадь здания не изменялась с момента сдачи объекта в эксплуатацию по настоящее время.
Экспликацией 1 этажа здания, сведениями технического паспорта объекта составленного по состоянию на 13 сентября 2004 года подтверждается расположение на 1 этаже здания помещений торгового назначения № 26 касса, площадью 4,6 кв.м и № 28 операционно-маркетинговый зал, площадью 292,1 кв.м.
В соответствии с Уставом ООО «СОУ» общество создано для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.
Как установлено в судебном заседании, в операционно-маркетинговом зале осуществляется торговля сантехническим оборудованием и это обстоятельство стороной административного истца не оспаривается.
В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 08 августа 2018 года № 563 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых необходимо определить вид их фактического использования, на 2018 год, наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» полномочиями на проведение мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества и утверждении списка ответственных лиц, являющихся сотрудниками государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество», уполномоченных на проведение мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества», государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» наделено полномочиями на проведение мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества.
Поскольку объективность проведенного работниками ГБУ Ставропольского края «Ставрополькрайимущество» 09 ноября 2018 года го обследования объекта недвижимого имущества с составлением акта № 2-2019, в части определения фактической площади здания, занятой под торговую деятельность, вызвала у суда сомнение, по поручению суда проведено его повторное обследование.
Обмер помещения торгового зала и объекта в целом (обмер которого произведен по инициативе представителя ООО «СОУ») произведен 30 мая 2019 года специалистом ГБУ СК «Ставкрайимущество», инженером промышленно-гражданского строительства С.С.А. (ранее не принимавшей участие в обследовании объекта) в присутствии представителей: директора ООО «СОУ» Ч.Г.М. представителя Министерства имущественных отношений М.К.С. представителя ГБУ СК «Ставкрайимущество» С.С.А,
В результате проведенного обмера площади торгового зала объекта, расположенного на первом этаже здания литера «Б», помещения № 28, его площадь составляет 295, 4 кв.м (операционно-маркетингового зала согласно техническому паспорту и экспликации 1 этажа), а площадь всего здания, обмер которого произведен по инициативе административного истца, составила 1469,9 кв.м, по свидетельству о регистрации права от 01 января 2005 года № <данные изъяты>, выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07 февраля 2019 года № № она составляет 1468,7 кв.м.
Обмер торгового помещения произведен в соответствии с требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 марта 2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения».
Площадь здания, сооружения, помещения, определяется как площадь простейшей геометрической фигуры (например, прямоугольник, трапеция, прямоугольный треугольник) или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур (пункт 2).
Значение площади здания, сооружения, помещения определяется в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра, а значение измеренных расстояний, применяемые для определения площадей, - в метрах с округлением до 0, 01 метр (пункт 3).
Формула подсчета площади помещения № 28 операционно-маркетингового зала составила: S=<данные изъяты> = 295.4 кв.м.
Как пояснил в судебном заседании свидетель ФИО35 начальник управления кадастровых работ ГБУ СК «Ставкрайимущество», в первоначальном, ранее представленном суду расчете, была допущена неточность, после ее устранения, исключении площади, занятой под колоннами в торговом зале, торговая площадь была уточнена, она составила 295,4 кв.м.
Обмеры производились с использованием дальномера лазерного LEICA Disto A 5 Госреестр № 30855-07 серия и номер знака предыдущей поверки 17001806540, заводской номер 10619306934, свидетельство о поверке № 026368 от 13 ноября 2018 года, выданного АО «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие», срок действия до 12 ноября 2019 года.
Порядок обмера и его результаты сторонами не оспариваются.
В ходе обмера, установлено, что помещение под № 26 касса, фактически под торговую площадь не используется, оно изолировано от операционно-торгового зала и используется обществом под кладовую, не связанную с помещением операционно-маркетингового зала.
Таким образом, площадь торгового помещения № 28-295,4 кв.м, что составляет 20,11 % от общей площади здания - 1468,7 кв.м. Общая площадь здания, принадлежащего административному истцу, согласно правоподтверждающим документам, составляет 1468,7 кв.м.
В судебном заседании установлено, в связи с ремонтом в 2014 году, операционно-маркетинговый зал был отгорожен, изолирован от иных помещений, расположенных на первом этаже, в том числе и помещения № 26 кассы (по техническому паспорту 2004 года). Произведен демонтаж части фасадной стены здания (несущей стены здания и операционно-маркетингового зала) с обустройством ниш, в которых установлены 4 панорамных окна шириной 1,82м 2,22м, 2,21м, 2,09м, по два от каждой стороны от входа в здание, помещение торгового зала. Изменение торговой площади помещения связано с проведенными ремонтными работами первого этажа здания, операционно-маркетингового зала, а также более точным его обмером с использованием современных приборов измерения.
Указанное обстоятельство подтвердили свидетели по делу - начальник управления кадастровых работ ГБУ СК «Ставкрайимущество» Д.С.А, инженер промышленно-гражданского строительства ГБУ СК «Ставкрайимущество» С.С.А. не доверять которым, у суда оснований не имеется. Их объяснения подтверждаются письменными доказательствами, представленными по делу.
С учетом содержания показаний свидетелей и письменных доказательств, в том числе правоподтверждающих документов, сведений технического учета в отношении нежилого здания с кадастровым номером № общей площадью 1468, 70 кв.м, а также данных о фактическом использовании находящегося в нем нежилого помещения площадью 295,4 кв.м в целях размещения торговых объектов, включение спорного объекта недвижимости в Перечень не противоречит положениям подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 1.1 Закона Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 года № 44.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о правомерном включении вышеназванного объекта недвижимости с кадастровым номером с №, расположенного по адресу: <адрес>, в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Доводы представителя административного истца об исчислении площади торгового помещения в процентном отношении от площади всего здания вместе с чердаком, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями приложения Г «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Активизированная редакция СНиП 31-06-2009» площадь чердака в состав общей площади здания не включается.
Чердак здания, это помещение, расположенное в пространстве между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания крышей и наружными стенами, расположенными выше перекрытием верхнего этажа (СП 5413330.2016 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 32 -01 2003).
Мансардный этаж, это этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной, ломанной или криволинейной крыши, при этом линия пересечения крыши и фасада должна быть на уровне не более 1, 5 м от уровня мансардного этажа. (п. Б 29 приложения Г «СП 118.13330.2012.Свод правил. Общественные здания и сооружения. Активизированная редакция СНиП 31-06-2009).
Согласно планам этажей проектной документации, экспликацией этажей спорного объекта, представленным в материалах инвентарного дела, исследованного в судебном заседании, нежилое здание состоит из подземного этажа-подвала и трех надземных этажей. Чердак в состав общей площади здания не входит. Наличие мансарды в составе здания материалами инвентарного дела объекта, представленными по делу доказательствами, не подтверждается.
В материалах инвентарного дела объекта отсутствуют и сведения о переоборудовании чердака в мансарду в установленном законом порядке.
Представленными по делу фотографиями чердака здания, выполненными в период его обследования 30 мая 2019 года, также не подтверждается наличие мансарды в составе здания.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07 февраля 2019 года № № подтверждается, что здание состоит из 3 этажей и подземного, его площадь составляет 1468,7 кв.м.
Суд критически оценивает технический паспорт здания по состоянию на 10 апреля 2019 года, изготовленный кадастровым инженером ООО «Гео» Ф.А.П. представленный суду административным ответчиком, поскольку он не соответствует техническому состоянию здания на 10 апреля 2019 года, дату его обследования инженером Ф.А.П.
Обследование технического состояние объекта произведено Ф.А.П. по состоянию на 10 апреля 2019 года, то есть после произведенных в 2014 году ремонтных работ первого этажа здания, однако изменения в состоянии объекта, его операционно-маркетингового зала (демонтаж части фасадной стены объекта с обустройством ниш и установкой 4 витражных окон) им не отражены. Что свидетельствует о недостоверности проведенного им технического обследования здания.
На основании установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в части включения объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год принят уполномоченным органом государственной власти Ставропольского края в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных требований к форме, порядку принятия, опубликования, введения в действие и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО «СОУ» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия пункта 3850 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от 28 декабря 2018 года №985.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края» (http://pravo.stavregion.ru).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись
Копия верна.
Судья С.Р. Мекерова